Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ПЕСНЬ И ПЛАЧ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ"
Фотографии автора: природа Западной Сибири


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



[ sp ] : ml об : { lf }
 
Данная страница содержит одно из литературных произведений Владимира Поликарповича Назарова - журналиста, писателя и фотохудожника из Сибири. Данное произведение является составной частью его книги "ПЕСНЬ И ПЛАЧ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ", опубликованной на нашем сайте.

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

В.П. Назаров

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Научное общество создано в 1978 году в средней школе №1 г. Краснотурьинска Свердловской области. Основателем и бессменным руководителем был действительный член Географического общества СССР, учитель биологии этой школы Александр Федорович Меркер.

Цели общества: через экскурсии и экспедиции по родному краю дать школьникам основные понятия об экологических закономерностях развития растительного и животного мира Северного Урала, воспитание экологически грамотной личности и активная пропаганда необходимости охраны окружающей среды.

Девиз общества: «Знать! Беречь! Множить!».

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Научное общество «Юный эколог» — это разновозрастная группа школьников, где старшие воспитывали младших, где непременной являлась преемственность общественно значимых дел и традиций. Школьники средних и старших классов могли работать в секциях ботаники, гидрологии, топографии, метеорологии, зоологии, почвоведения, фенологии, памятников природы. Координацию работ секций осуществлял президиум н.о. во главе с президентом из числа старшеклассников. На счету н.о. три научных открытия: определены новые ареалы растений колломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырёхгранной. По результатам многолетних эколого-краеведческих экспедиций члены н.о. подготовили первую на Северном Урале цветную рукописную «Красную Книгу охраняемых растений Северного Урала», издали типографским способом четыре серии плакатов охраняемых растений и один — по ядовитым растениям Северного Урала, составлены уникальные карты рек Каквы и Сосьвы с указанием перспективных памятников природы этих рек. Материалы краеведческих экспедиций, фотографии и видеофильмы, отснятые юными исследователями природы, постоянно использовались ими при беседах и лекциях для школьников и взрослых. Материалы краеведческих исследований юных экологов составляют около тридцати рукописных томов. На базе н.о. ежегодно проводились семинары по экологическому образованию подрастающего поколения для учителей и директоров школ города и области.

Члены н.о. ежегодно становились победителями городских, областных и всероссийских олимпиад, конференций и слетов юных исследователей природы.

Доклад о своих находках

Доклад о своих находках

Исследовательские работы научного общества велись по заданиям учёных Уральского научного центра, института экологии растений и животных, областного и городского обществ охраны природы. Деятельность н.о. «Юный эколог» получила высокую оценку этих организаций. Опыт работы н.о. дважды представлялся на ВДНХ СССР в Москве и становился её лауреатом. Ряд школьников-членов н.о. получили путёвки во Всесоюзный лагерь отдыха «Орлёнок» и заграничные туры. Около ста членов н.о. закончили Малую Лесную Академию в Екатеринбурге, более 60 школьников, начав путь к своей профессии в научном обществе, нашли своё призвание в качестве учителей биологии и географии, врачей, биологов-охотоведов, топографов, лесоводов, цветоводов, метеорологов.

Опыт работы научного общества школьников «Юный эколог» неоднократно освещался в городских, областных газетах и методических журналах страны, по телевидению.

Главное значение научного общества школьников «Юный эколог» состояло в том, что оно формировало человека с высокими интеллектуальными и моральными устоями, человека с высокими нравственными принципами, человека, не теряющегося перед возникшими экстремальными жизненными ситуациями и способного им противостоять.

ИСТОКИ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

А.Ф. Меркер

На определенном этапе своего возраста и педагогической работы до меня дошло, что человечество (это высшее, как принято считать, в чем я сильно сомневаюсь, творение Природы, но это отдельная большущая тема, не буду ее сейчас затрагивать) творит что-то невообразимое со своей планетой, со своим домом, где он живет. Когда я глубже вник в эту тему, меня ужас охватил. Захотелось выбежать на улицу и крикнуть: « Люди-и-и-и! Остановитесь! Откройте глаза! Посмотрите вокруг себя! Что вы делаете?». К Правительствам стран мира почти нет смысла обращаться. Все министры и главы государств вышли из среды этого же народа. В экологическом плане они такие же неучи, как 99% населения нашей планеты. Обратите внимание на цинизм человеческого индивидуума: ВСЕ говорят о бережном отношении к Природе, все, кому ни лень, говорят о чудовищных экологических условиях, в которых живет почти все человечество, и в то же время продолжают строить заводы с технологическими процессами 19-20 веков, продолжают добывать богатства из недр технологиями прошлых веков. Прекрасно знают, что леса, болота, моря и океаны — это наши легкие, наши источники кислорода, но поджигают, осушают (даже награды за это получают), загрязняют нефтью и т.д.

Что делать? Люди должны понять, что строительством очистных сооружений глобальную проблему охраны окружающей человека среды не решить! Мы будем еще тысячу лет строить эти очистные, но лучше не станет.

НАДО ПЕРЕСТРАИВАТЬ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ! И начинать это надо с будущих родителей. С тех, кто сейчас ходит в детсадики, в школу. Это самый благодатный возраст, новые идеи сожительства-содружества Человека с окружающим миром должны впитываться этим подрастающим поколением землян с малых лет. То есть, надо все силы бросить на ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. Общество должно воспитать человека не с техническим образом мышления, а с ЭКОЛОГИЧЕСКИМ типом мышления. Общество должно воспитывать экологически грамотную личность. Чтобы эта личность-конструктор, проектируя автомобиль, в первую очередь думал о его чистоте для природы (а значит, и для человека), и только потом — о мощности двигателя. Чтобы эта личность-инженер, проектируя новый завод, не очистные планировал, а безвредные для человека технологии изыскивал и только потом строил бы завод.

Только такая экологически грамотная личность, придя к рулю государства, будет мыслить категориями человеческой ценности. При всяких разговорах об экологии всегда надо иметь в виду, что Человек является центральной фигурой биосферы. Иначе все разговоры об охране природы теряют смысл. Назад, к пещерному образу жизни Человек не пойдет. Поэтому свое гнездышко, свой дом, свою планету человек должен обустроить таким образом, чтобы не повредить себе самому. Поэтому-то человек трепетно бережно должен относиться ко всему тому, что его окружает (и кормит, одевает, согревает): к растительному и животному миру, богатствам недр и водоемов.

Но воспитать такое экологически грамотное общество очень трудно и... дорого. Поэтому общество и идет по наиболее дешевому пути: тратит деньги не на воспитание, а на строительство очистных сооружений. А это пагубный путь.

Вот эти-то безрадостные мысли и побудили меня еще в 60-70 годы прошлого века начать в одиночку перестраивать мышление подрастающего поколения, благо оно было у меня ежедневно под рукой — мои ученики. Начинал робко, ведь опыта экологического воспитания в то время в советской школе не было. В походы, конечно ходили, природой любовались, но и только. С походов по родному краю я и начал. Работал я тогда в Краснотурьинске, в средней школе №1, где было около 1500 учеников (это, кстати, тоже нелепость — такие большие школы иметь).

Более 50 учителей — и никто ребят дальше городской черты не водил. А интерес к разнообразию, к новому, у ребят огромнейший. Опыт походной жизни у меня был, вот я и отправился с группой старшеклассников в поход на Какву, с ночевкой. Дело было в начале учебного года, в середине сентября. Достали два ведра для варева и чая, ложку-поварешку, а палаток и спальников — нет. Нашли большой кусок брезента (4 на 6 м), взяли одеяла и рейсовым автобусом (в субботу, после уроков) отправились на Какву. Там нашли подходящее место, на жерди-сушняки накинули брезент — получилось укрытие. Развели костер, приготовили еду, поели, потом веселье началось у костра, песни под гитару. А позже, уже в темноте, все сидели у костра и страшные истории рассказывали.

Время провели весело и без ЧП. В понедельник вся школа только о походе и говорила: ученики толпами валили в мой кабинет биологии и просили взять и их в поход. Учителя тоже говорили, вернее, возмущались, что мои ребята — походники уроки не приготовили. В общем, и смех, и грех. В ту осень еще пару раз выбирались с ночевкой, а весной — продолжили. Ребята во вкус походной жизни вошли.

А я к кое-каким выводам пришел. Чтобы эти походы в природу больший воспитательный характер носили и дисциплинировали, ребят надо не только в походы водить, их надо еще и полезной работой загружать. Вот здесь-то у нас и наступил период резкого отличия от обычных туристов. Обычный турист навьючит на себя огромный рюкзак и пошел. В гору он поднимается, а ничего, кроме тропы и рюкзака впереди идущего, не видит. Все эмоции походной жизни у таких туристов только при себе остаются. Мои ребята несли те же палатки, спальники, котелки топоры и пилы, но имели еще дополнительно сетки для гербария, сачки для ловли насекомых, микроскоп, определители разные, полевые книжки для записи. В последние годы к своему стационарному лагерю мы уже на машине вывозили целый арсенал метеорологических приборов с метеобудкой и метеорологическим теодолитом.

К 1978 году наш туркружок трансформировался в кружок ботаников, а осенью — уже в научное общество школьников «Юный эколог». Это было время, когда слово «экология» даже большинству начальников от образования было незнакомо. В первое время нас даже поправляли: «не экология, а экономия» надо говорить. В нашем обществе со временем стали работать секции ботаников, метеорологов, гидрологов, почвоведов, памятников природы (это мы по каквинским и сосьвинским прибрежным скалам работали), зоологов, топографов. Была и секция пропаганды и печати. Календарь фенологических явлений составлялся по данным от разных секций. В секции принимались ученики с 7-го класса и — до выпуска из школы. Секции были разновозрастными: старшеклассники помогали новичкам из 7-х классов. Эта преемственность сильно помогала мне в работе, т.к. я был единственным взрослым, который тащил этот «воз». Потом уже мои бывшие выпускники, приезжая из институтов на летние каникулы, были моими верными помощниками во время экспедиций по родному краю. О. это было мое золотое время! Днем старшеклассники и студенты (бывшие члены нашего научного общества) помогали младшим в полевых работах (ревизия растительности, определение растений, всевозможные замеры, составление топографических карт — тогда же нигде никаких топокарт достать нельзя было — «секретность». Кстати, нитками рек Сосьва и Каква с километровой разбивкой и нанесенными нами скалами туристы-водники пользуются и сейчас еще). А вечером — костер, Малый Ученый Совет (обсуждение итогов дня), песни, веселье.

Малый ученый совет в полевых условиях

Малый ученый совет в полевых условиях

Руководители секций входили в состав Президиума нашего научного общества, во главе которого стоял выборный Президент. В этом вопросе я, в некотором роде, бросил вызов советской системе выборов: в списки для тайного голосования мы всегда вносили не менее двух кандидатур. В последние годы моего пребывания в школе работа нашего общества была хорошо отлажена, ребята здорово мне помогали. Без их помощи я один физически просто не справился бы с координацией работы стольких секций.

Районы наших экспедиций — Конжаковский, Серебрянский, Косьвинский, Денежкин (до 1991 г. Потом его закрыли — восстановили заповедник) Камни. Реки — Сосьва, Турья, Каква, Чусовая. Хребет Кваркуш (Пермская область). Низовья Оби (Тюменская область).

Общая схема проведения экспедиции по изучению природных особенностей своего края была такова. В декабре проводили отчет работы каждой секции с приглашением всех желающих школьников. Красочное объявление о дате, времени и месте отчета вывешивалось в школе за неделю. Здесь же формировался состав Президиума. Потом новый Президиум приступал к составлению плана работы на год. Определялась тематика летней (после окончания учебного года) экспедиции, уточнялся район исследовательских работ. Устанавливали контакт с Институтом экологии растений и животных, с областным и городским обществами охраны природы (есть ли они сейчас — не знаю), получали от них задания. Работа по заданию таких организаций очень дисциплинировало ребят, работы выполнялись тщательно. Ребята чувствовали особую ответственность.

В зимний период по воскресным дням ребята приходили в школу и в моем кабинете изучали методики предстоящих полевых работ, изучали приборы(теодолиты, барографы, термографы, гигрографы, нивелиры и т.д.), ремонтировали палатки, рюкзаки, спальники, печки походные — для весенних и зимних походов, оборудование. Это надо было видеть, как парни учились у наших девчат пользоваться иголкой и ниткой. День проходил весело. Главное в этом деле: РЕБЯТА БЫЛИ ПРИ ДЕЛЕ, ПОД МОИМ ПРИСМОТРОМ, А НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ПЛОХИМИ ДЕЛАМИ!!!

Далее, ребята в библиотеках искали хоть какую-нибудь литературу по нашим вопросам (с этим было очень плохо).

С марта мы уже выходили в природу с ночевкой, фиксировали состояния растительности, снежного покрова и т.д.

Делали прививки против энцефалитного клеща. Составляли список необходимого оборудование, искали недостающее (у метеорологов, горняков, золотарей и других — с помощью родителей, которые работали на этих предприятиях). Я составлял смету — большую часть денег выделяло Гороно, немного родители доплачивали.

Перед отправкой к месту базового лагеря, я сам предварительно посещал это место, уточнял место лагеря, опасные места и т.д. (об этом см. в очерке «День в тайге»).

О том, как проходило время непосредственно в период экспедиции — см. Очерк «Экспедиционный день».

Важным моментом для ребят был послеэкспедиционный период. Дома весь собранный материал систематизировался, оформлялся в виде отчетов. По этим отчетам члены научного общества готовили рефераты-доклады и выступали на городских, областных и республиканских слетах юных исследователей природы и проводили многочисленные беседы с учениками своей школы. Издавалась также общешкольная газета большого формата. И опять же — ребята постоянно были заняты общественно-полезным делом, которое не оставляло им времени на безделье.

В декабре опять подводились итоги за прошедший год, и жизнь научного общества «Юный эколог» продолжалась дальше.

В 1970-80-90-е годы наше н.о. школьников «Юный эколог» была единственной организацией такого рода не только в городе, но и в области. Да, в некоторых школах были кружки цветоводов, ботаников, но члены этих кружков не выходили за стены школы. Я же являюсь сторонником такого обучения биологии, когда обучение проводится в естественной лаборатории, непосредственно в природе.

Изучение ветреницы пермской

Изучение ветреницы пермской

Сейчас на базе заповедника «Денежкин Камень» ежегодно проводятся экологические сборы школьников. Но это только сборы, где ребятам в кабинетах рассказывается о растительном и животном мире заповедника. Никаких своих исследований ребята не проводят. Это — разовые мероприятия. После сборов руководители этих сборов никакого контакта с ребятами не имеют, написанием рефератов ребятами не руководят.

Несколько лет в этом заповеднике занималась группа ребят из Московской области, которые приезжали со своими руководителями. Но где-то в 2005-2006 году там заблудились две девочки, которых искали более недели (нашли их карпинские спасатели). Хорошо еще, что девочки оказались живы.

В Краснотурьинске сейчас кружки экологов ведут учителя Т.Ф. Мануковская (школа 19), Т.Ф. Постникова (школа 32) и еще кто-то из новых учителей.

В городе есть неплохая станция юных натуралистов (директор — Л.М. Бабурина).

ДЕНЬГИ

На походы получали сметные деньги от Гороно. 10-15 % — должны были (по бух. законам) доплачивать родители. Где-то в 1992 г. вышел Закон о формировании экологических фондов. Все предприятия должны были отчислять в этот фонд энную сумму, которая перечислялась в область. В этом Законе была очень важная для нас статья «Экологическое просвещение». Деньги из этой статьи можно было использовать на местах, не перечисляя их в область. Зав Гороно сказал директорам школ: «Идите к руководителям предприятий, договаривайтесь с ними и получите деньги». Но лень 95% директоров школ (в том числе и директрисы нашей школы №1) не позволила им сделать добро для своей же школы. Я решил сам заняться добыванием денег, но не для школы, а для своего общества, для ребят. Имя мое и нашего общества было уже широко известно не только в городе и области, но и далеко за их пределами. Руководители предприятий сразу поняли мою идею и легко соглашались перечислять деньги нам (для пользы дела), а не в область, где бы они расходовались бог знает на что. Таким, вот, образом за год мы получили приличную сумму денег, что позволило приобрести телевизор, видеокамеру, два видеопроигрывателя (для монтажа фильмов), ксерокс (о, это была вещь!), более десятка спальников, несколько палаток, нормальных рюкзаков, бинокль, рацию (тогда о мобильных телефонах мы и не слышали).

ОБОРУДОВАНИЕ.

Сначала ничего не было, начинали с нуля. Вместо палаток использовали большой кусок брезента. Во время дождя дырки закрывали тетрадными листами (отличное, кстати, приспособление: листы хорошо держатся на мокром полотне, воду не пропускают. Правду говорят: голь на выдумку хитра!). Потом сами сшили себе шатровую палатку на 10-15 человек. Вместо спальников — обычные одеяла брали из дома. Позже — по одной обычной палатке в год покупали за счет Гороно. Это сейчас (в 2005-2006 г.г.) я видел в горах и на Какве, Сосьве массу удобных и легких палаток германского производства. Оборудование для экспедиционных работ тоже по крохам собирали и берегли. Если первые топографы использовали простейшие школьные астролябии (брали их у наших математиков, которые ими не пользовались), то в распоряжении моих последних топографов были уже настоящие производственные теодолиты, нивелиры, которые нам одалживали горняки и золотари нашего города. Метеостанция выделила нам различные термометры (атмосферные, почвенные, водные), водную вертушку (для определения скорости течения воды в реке), самописцы — барограф, термограф, гигрограф и принадлежности к ним. Короче — выстраивали хорошие взаимоотношения с нужными людьми.

Пока ноги мои позволяли — ходили пешком. Когда с ногами возникли проблемы — перешли на водные средства передвижения, но ежегодные экспедиции не прерывали. Сначала приобрели несколько разборных байдарок, но они для наших горных и мелких рек оказались непрактичными: быстро рвались днища во время прохождения перекатов. Пришлось пересесть на обычные резиновые лодки. Не так, правда, комфортно, но зато без проблем проходили речные перекаты.

О РЕБЯТАХ.

Стремление ребят принимать участие в нашем научном обществе было огромным. В наши осенние и весенние вылазки с ночевкой в горах или на берегах Каквы и Сосьвы (с обязательным выполнением какого-либо задания) иногда набиралось свыше сорока человек. Возникали проблемы с водителями пригородных автобусов и пассажирами. Эти шероховатости быстро разрешались: ребята со своими рюкзаками занимали заднюю часть автобуса (рюкзаки — до потолка), сами — стояли.

После окончания школы многие члены научного общества продолжали получать образование в институтах и техникумах по той специальности, чем занимались в «Юном экологе». Марина Мильбергер (Президент нашего научного общества в 1988-89 г.) с отличием закончила Тимирязевскую сельскохозяйственную Академию, защитила кандидатскую диссертацию, преподавала в Академии, сейчас является ведущим специалистом в российско-германском научном журнале, имеет свыше 150 научных работ, в том числе несколько учебников по генетике. Слава Смирнов, Дима Жуковец, Олег Отрадных, Андрей Микрюков и другие стали топографами, Олег Панов закончил Лесотехнический институт, Дима Ковшарь стал охотоведом, Женя Кондылева после окончания университета стала сотрудником Института экологии растений и животных, Алексей Усов, Неля Лисицкая, Наташа Афанасьева и другие закончили биолого-географический факультет педагогического института. Киселев Толя (мозговой центр общества) сейчас занимает должность главного энергетика Богословского алюминиевого завода, Саша Устинов является заместителем главы города Краснотурьинска. Многие из тех, кто во время экспедиций исполнял обязанности санитаров, закончили медицинские колледжи и институты. Некоторые бывшие члены «Юного эколога» сейчас, кроме своей основной работы, участвуют в работах поисково-спасательного отряда. Около тридцати школьников-членов научного общества «Юный эколог» закончили Малую Лесную Академию в Екатеринбурге.

ЧТО МЕШАЕТ И ТОРМОЗИТ ПРОЦЕССУ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ?

1. Непонимание многими руководителями школ и Гороно важности экологического воспитания подрастающего поколения;

2. Отсутствие у учителей навыков походной жизни и боязнь ответственности за безопасность ребят во время их нахождения в природе;

3. Отсутствие инвентаря, приборов и снаряжения, необходимых для интересного проведения экспедиции по изучению природы своего края;

4. Полное отсутствие материальной заинтересованности для руководителей этих краеведческих экспедиций школьников. Учитель-руководитель многодневных походов и экспедиций школьников, находясь все 24 часа в сутки на изнурительной работе, подчас в экстремальных условиях, получает столько же, сколько он получал бы, находясь в каникулярное время несколько часов в стенах школы.

Результаты деятельности научного общества "Юный эколог" школы № 1 г. Краснотурьинска...

— Рождение общества юных исследователей природы – 1978 год;

— Есть три научных открытия (новые ареалы колломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырехгранной);

— Изданы четыре серии плакатов по охраняемым растениям Северного Урала;

— Опубликованы две брошюры и более тридцати статей в газетах и журналах;

— Издан плакат по ядовитым растениям Северного Урала;

— Собрано 25 томов рукописных работ — исследований школьников;

— Составлены уникальные карты перспективных памятников природы — скалы рек Каквы и Сосьвы;

— Около тридцати школьников-членов научного общества закончили Малую Лесную Академию в Екатеринбурге;

— Более шестидесяти школьников нашли своё призвание, начав путь к своей профессии в научном, обществе — учителя биологии, географии, врачи, биологи-охотоведы, топографы, цветоводы, метеорологи, работники лесного хозяйства; Марина Мильбергер (Политова) — кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель Академии им. К.А.Тимирязева).

— Территория наших исследований: Пермская, Свердловская и Тюменская области;

— Секции в научном обществе; гидрологи, биологи, почвоведы, метеорологи, топографы, фенологи, памятники природы;

— Ежегодно совершалось 1О-15 двухдневных походов и 1-2 экспедиции по изучению природы Северного Урала;

— Составлена фототека, коллекция слайдов, сняты видеофильмы;

— Подготовлена рукопись методического пособия для учителей "Экологическое краеведение школьников";

— Подготовлена рукопись учебного пособия "Растительный мир севера Свердловской области";

— Составлен цветной альбом "Природа Северного Урала в фотографиях";

— Подготовлен слайд-фильм "Познай свой край родной";

— Составлена цветная рукописная "КРАСНАЯ КНИГА ОХРАНЯЕМЫХ РАСТЕНИЙ СЕВЕРНОГО УРАЛА";

— Подготовлена рукопись "По Сосьве-реке";

— По результатам исследований научного общества исполком Краснотурьинского городского совета народных депутатов принял решение "Об охране памятников природы г. Краснотурьипска" (Решение Л» 148 от 20 апреля 1985 г. — семь скал реки Каквы);

— Опыт работы научного общества "Юный эколог" дважды представлялся на ВДНХ СССР (1984 год и 1990 год).

Отзыв о работе научного общества школьников «Юный эколог»

В городе Краснотурьинске, Свердловской области, Российской Федерации в течение многих лет на базе средней школы № 1 под руководством учителя биологии Меркера Александра Федоровича работало научное общество школьников «Юный эколог». Деятельность этого общества была уникальной и определялась прежде всего личностью учителя Меркера А.Ф., который был одним из немногих учителей Свердловской области, организовавших творческую работу школьников на базе природы Северного Урала.

Главное, что удавалось Меркеру А.Ф. — это передать свою любовь, даже страсть к природе учащимся школы, членам научного общества. Школьники участвовали в организации походов, проводили научные исследования очень высокого уровня, делали научные открытия, писали рефераты. И все это в основном они делали на природе: в лесу, у речки, на полянке. Александр Федорович постепенно раскрывал им красоты природы, таинственный мир жизни растений и животных, восход солнца и его закат, журчание ручейка и красоту северных рек. Очарованные красотой природы школьники занимались творчеством, строили новые планы и проекты, претворяли их в жизнь. Многие после окончания школы пошли по стопам Меркера А.Ф., стали учителями биологии или учеными. Меня всегда поражала степень любви к природе Меркера А.Ф., бережное, даже трепетное его отношение к каждому, даже небольшому растению, цветку, насекомому, умение передать это свое отношение учащимся — все это красной нитью пронизывало деятельность научного общества школьников. Результат был высоким. Школьное научное общество «Юный эколог» стало лауреатом Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства в городе Москве.

Второй особенностью деятельности научного общества было то обстоятельство, что школьники, посещавшие общество, менялись на глазах. Активное участие в постановке и решении экологических проблем родного края, изготовление плакатов и выставок об охране природы, постоянное выступление в средствах массовой информации — вся эта деятельность плодотворно воздействовала на развитие личности школьника и формировала его активную гражданскую позицию.

Важно и то, что результат деятельности научного общества школьников «Юный эколог» остался в виде отчетов, фотографий, рефератов, листовок, плакатов, карт и других материалов. А главный результат остался в людях, которые прошли школу этого общества. А.Ф. Меркер зажег их сердца любовью к природе и огонь этот продолжает гореть и сегодня, не оставляя никого равнодушным. Мы счастливы тем, что нам довелось работать и сотрудничать с Меркером А.Ф. От него шел и по-прежнему идет к нам свет любви к природе, к подрастающему человеку, свет, который всех нас делает лучше и добрее и мы благодарны ему за это.

Заслуженный учитель Российской Федерации, начальник управления образования г. Краснотурьинска В.В. Зверев.
Июль 2005 г.

Читать дальше >>>


Читайте другие литературные произведения Владимира Поликарповича Назарова из книги
"ПЕСНЬ И ПЛАЧ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ" в трех частях:

Часть 1. "Природная лирика",
Часть 2. "Экологическая публицистика"
Часть 3. "Александр Меркер и его поросль"

Смотрите также фотографии природы Западной Сибири (автор - В.П. Назаров)

Автор книги "Песнь и плач Матери-Земли" Владимир Поликарпович Назаров


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016