Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



[ sp ] : ml об : { lf }
 

Данная страница содержит одно из литературных произведений А.Ф. Меркера - педагога и натуралиста.

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

А.Ф. Меркер

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ДЕНЬ

Лучи ярко-красного солнца едва пробивались сквозь густые ели. Но огненный шар поднимался всё выше и выше. Вот он, пробиваясь своими расходящимися лучами через ветви, достиг вершин елей. Теперь солнце оранжевой краской озаряло лес и небо уже в полную силу. Вот солнечный шар достиг самой верхушки одной из елей, на мгновение замер на ней, делая ель похожей на новогоднюю красавицу, увенчанную золотистым стеклянным шаром, тут же оторвался от ели и медленно-медленно поплыл наискось вверх.

Мои ребята еще спят, только двое дежурных, вялые после сна, что-то колдуют с костром, гремят вёдрами и тарелками.

Я только что по уже хорошо протоптанной нами тропинке поднялся от реки на поляну и огляделся вокруг. Семь палаток ровненько вытянулись по краю обрывистого берега и со стороны реки смотрелись очень даже красиво.

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ДЕНЬ. Фото А.С. Боголюбова

Фото А.С. Боголюбова

Пять дней назад наша экспедиционная группа в составе полутора десятка парней и девчат ранним утром с громадными рюкзаками с большим трудом пропихнулись в рейсовый автобус и прибыла на железнодорожную станцию в пос. Марсяты. Отсюда мы пригородным поездом доехали до пос. Маслово (ж.д.станция "Золото") и направились к берегу реки Сосьвы, которая несла свои воды в километре от станции. Перейдя реку по мосту, мы по левому берегу пошли вниз по течению к месту, где запланирована наша стоянка.

Тропа вела нас по-над рекой, мимо старого деревенского кладбища-погоста. Через километр мы вброд перешли ручей, впадающий в Сосьву, по крутому берегу поднялись наверх к увидели чудесную поляну, с которой открывался изумительный вид на Сосьву. Здесь мы и обустроили свой экспедиционный лагерь. Многообразие видов луговой и лесной растительности, наличие большой реки и малого ручья — прекрасные объекты для наших ботаников и гидрологов, а топографам и метеорологам везде работа есть.

Мои юные исследователи природы, сбросив тяжёлые рюкзаки, стояли на крутом берегу и были очарованы открывшимся видом: внизу протекала Сосьва, на поляне взметнулись ввысь несколько стройных берёз, под которыми буйным ковром расстилались яркие луговые травы, а позади стеной стоял сосновый лес с примесью ели и пихты. Среди этой красоты и простора нам предстоит прожить десять дней. Ребята были довольны: десять дней свободы от родительской опеки, десять дней вдали от городского шума и суеты, самостоятельной жизни на лоне природы, спать в палатках, умываться в реке, самим готовить еду на костре и выполнять исследовательскую работу.

Сколько зимних вечеров и воскресных дней мы провели за подготовкой к этой летней экспедиции: учились методике проведения описания различных биоценозов, познавали премудрости экологических закономерностей, учились пользоваться различными экспедиционными приборами. И вот наша группа на месте. Пора оборудовать лагерь. Из многолетнего опыта проведения экспедиций я знаю, что это важный момент.

Прежде всего мы сообща наметили место для палаток. Их мы поставили вдоль берега. На береговом обрыве поставили шест, на котором укрепили вымпел с названием нашего научного общества: "Юный эколог". Недалеко от кромки воды оборудовали место для костра. Вокруг него из брёвен приготовили сиденья, а в стороне выделили место для дров, чтобы не захламлять костровое пространство.

На краю поляны цветными флажками отгородили место для метеорологических приборов. Эта площадка — владение наших метеорологов. Здесь в первый же день разместили термометры для определения температуры воздуха, почвы, а в реку погрузили водный термометр; барометр, гигрометр, анемометр (прибор для определения скорости ветра) поместили под навес. На треноге установили метеорологический теодолит, выверили его по сторонам горизонта. С его помощью мы с большой точностью следим за перемещением Солнца по высоте и азимуту. Все самописцы (гигрограф, термограф и барограф) тоже надёжно укрыты на случай дождя навесом из плёнки.

Лагерь экологов и метеоплощадка

Лагерь экологов и метеоплощадка

Работа по оборудованию лагеря шла быстро, так как ребята ещё дома распределили все обязанности между собой. Здесь, на месте, без толкотни и суеты все заняты своим делом. Скоро наш лагерь приобрёл законченный вид. Ребята любовались своей работой, своим лагерем...

Резкий металлический звук прервал мои мысли — это дежурные ложками о дно тарелок выбивали дробь — сигнал подъёма. Значит, завтрак готов. Иначе бы на их лицах не было таких широких улыбок и такого настойчивого сигнала подъёма. Иногда дежурные замешкаются и завтрак к подъёму не готов. Вот тогда они хитрят, проявляют к своим спящим товарищам неожиданную жалость:"Да пусть они ещё поспят. Умаялись ведь вчера». Какое сочувствие! Хитрецы! А вот сегодня дежурные уложились в срок, и теперь несутся от одной палатки к другой и тарабанят. Куда и жалость подевалась.

Наконец, то у одной, то у другой палатки откидываются пологи, из палаток начинают высовываться лохматые головы. Сонные лица недовольно ворчат на дежурных:"Ну, чего расшумелись?" Мало-помалу, перебрасываясь незлобивыми шутками, парни и девчата выбираются из палаток, потягиваются и спешат в лесок (мальчики — налево, девочки — направо). Потом каждый проводит импровизированную зарядку и спешит к реке. Кто-то из парней бросается в реку, а большинство только слегка заходят в воду, тщательно чистят зубы и мылят лицо, руки, шею. Скоро лагерь наполнился гомоном, ожил. Делаю вывод, что ребята не только встали, но и проснулись.

Погода стоит с самого утра прекрасная. Сегодня обещает выдаться один из тех погожих дней, когда колдовство лета ощущаешь с особенной силой.

После завтрака начинается самая ответственная часть дня. Каждая группа исследователей занимается своим делом. Топографы и гидрологи ведут съёмку участка реки (мы готовим карту Сосьвы). Они вычерчивают нитку реки со всеми поворотами, ручейками-притоками. На эту карту наносят удобные места стоянок для туристов, отмечают перекаты, в некоторых местах делают промеры глубин от одного берега до другого. Во время работы в верховьях (от Шегультанского моста до села Денежкино) на карту наносились все прибрежные скалы, у местных покосников и рыбаков выяснялись названия скал.

Звено метеорологов через каждый час снимает показания всех термометров и приборов, занося эти показания в журнал. Метеорологи всегда находятся в лагере, где находится их метеоплощадка.

Ботаники в прошлые дни были заняты описанием лесного биоценоза, а сегодня они перешли на луг: определяют видовой состав, плотность размещения, ярусность растений. Много времени уходит на изучение внутривидовой изменчивости, так как здесь требуется большой статистический материал, поэтому приходится обрабатывать сотни экземпляров растений одного вида.

Гербаризация  образцов растений

Гербаризация образцов растений

В распоряжении пытливых ботаников есть большая красочная поляна. Они настолько были увлечены своей работой, что даже не заметили моего появления. Я не стал их отвлекать, я знаю, что эти аккуратные девчата сделают всё самым добросовестнейшим образом. Если возникнут какие-либо вопросы — они найдут меня.

Сосьвинское лето было в разгаре. Это чувствовалось не только по массовому появлению слепней, оводов и мошки, не только по настоящей дневной жаре. Наша поляна выглядела теперь совсем иначе, чем весной, когда я здесь проплывал с целью корректировки маршрута. Поляна, желтевшая весной блеклой прошлогодней травой, сейчас буйно зеленела. На фоне сочного разнотравья яркими пятнами выделялись цветы. Фиолетовыми свечками возвышались борец и живокость, среди серо-зелёных пойменных ив совсем не по северному полыхали огромными красными цветками пионы, которые на Урале называют Марьиным корнем. Чуть ли не в каждом таком запоздалом цветке можно было найти небольших жёлтых, с черными загогулинами на надкрыльях, усачей. Они уплетали мягкую цветочную пыльцу. Эти красивые жуки, пиршествовавшие на жёлтой пыльце в окружении ярко-красных лепестков, придавали пионам ещё более экзотический вид. Глядя на них, нельзя было не вспомнить о том, что где-то далеко есть пышные и цветастые тропики.

Экологи-ботаники за определением растений

Экологи-ботаники за определением растений

Дягили, мощные всходы которых весной привлекали внимание своим сходством с пробивающим землю крепким кулаком, теперь развернули блекло-белые зонтики на высоте полутора-двух метров. На зонтиках всегда собиралось множество всевозможных мух. Днём они роились вокруг соцветий, пили нектар, ползали, жужжали, а ночами безжизненно висели тут же, на зонтиках, зацепившись за них своими цепкими лапками. По утрам, когда было ещё прохладно, небольшие птички-пеночки любили пастись на таких зонтиках, собирая беззащитных мух... Дягиль называют ещё медвежьей дудкой, так как считают дягиль медвежьим лакомством, а стебель-дудку деревенские ребятишки используют в своих играх в качестве духового ружья.

Надо сказать, что дягиль можно использовать в пищу; его можно есть сырым, делать салаты, мешая с чем-нибудь ещё, можно варить из него борщ. Правда, у него какой-то резкий неприятный запах. Но, если голод заставит... его вполне можно употребить.

Зато таволгу (лабазник) мы всегда с удовольствием использовали для заварки чая. Она заполонила все окрестные поляны своими белыми несимметричными соцветиями-шапками. Наберёшь букетик, окунёшь в кипяток — вот тебе и ароматнейший чай. Кстати, листья тоже можно использовать для заварки.

А вот одиночно стоят высокие лилии кудреватые. Верхушки стеблей — цветоносы несут несколько крупных цветков с закрученными лепестками, а длинные тычинки увенчаны крупными пыльниками. "Царские кудри" и "саранка" — так в народе называют ещё эти изящные растения.

Описание луговой растительности

Описание луговой растительности

На нашей поляне обитает много ящериц. Они стремительно появлялись на толстых колодах, на секунду замирали, подняв маленькую головку, стремительно сновали вдоль колоды, грелись на ней и так не стремительно исчезали в густой траве.

К тринадцати часам дня ребята стали подтягиваться к лагерю: время обеда, ребята проголодались.

Как обычно, после обеда ребята, устроившись поудобнее, проводят предварительную обработку своего материала: с помощью калькулятора обрабатывают математические данные по внутривидовой изменчивости, вычерчивают различные графики и диаграммы, заполняют таблицы, делают зарисовки, расшифровывают свои краткие записи во время полевых наблюдений. Сейчас закладывается основа тех научных докладов и рефератов, которые будут писаться зимой и с которыми мои ребята выступят на городских и областных конференциях и слётах юных исследователей природы.

Дневная жара между тем нисколько не спадала. Комары, которые постоянно по утрам и вечерам нам надоедают, почти полностью исчезли. Но на смену им прилетели мошки, оводы и слепни. Мы впервые узнали, как это плохо, когда слепней очень много. Казалось, что весь лес наполнен густым низким гулом. Достаточно было наугад взмахнуть рукой и сжать при этом пальцы — и в кулаке непременно одно-два, а то и пять крупных, ощутимо тяжёлых насекомых. Когда кончалось действие "Дэты" слепни первыми сообщали об этом жгучим укусом, Это было сигналом к тому, что пора мазаться снова. Мы уже из прошлого опыта знали, а тут еще раз убедились, что когда кровососов по-настоящему обильно, то наносить на лицо и руки новый слой мази поверх старого — приём малоэффективный. Надо идти к реке и умываться с мылом, чтобы мазать чистую кожу. В некоторые дни приходилось умываться и мазаться по пять-шесть раз. Ну, а мошки — это вообще самые неприятные таёжные кровососы. Эти очень мелкие насекомые беспрепятственно забивали глаза, уши, нос так, что полноценный вдох сделать было невозможно, вбирать воздух приходилось сквозь зубы. А забравшись под одежду, мошки вызывали нестерпимый зуд тела, от которого трудно было избавиться.

Сегодня, кажется, эти кровососы окончательно вывели моих ребят из терпения. Чтобы хорошо вымыть тело и этим меньше привлекать ненасытных насекомых, парни решили устроить банный день. Эта идея была встречена всеобщим ликованием. Идея есть, цель поставлена, теперь — за дело. Благо, что опыт устройства таёжных бань у нас есть.

Парни схватили топоры и нырнули в лес. Вскоре они притащили оттуда сухие жерди, сделали из них каркас. Связали его по углам тесьмой, потом обтянули двумя слоями полиэтилена. А чтобы герметизация была полная, присыпали низ стены землёй. Внутри бани настелили жердей — получился пол. А на берегу Сосьвы уже пылал большой костёр. Мы опять благодарили судьбу за то, что мы в тайге, где полно превосходного сушняка, где можно не экономить дрова. В костре калились собранные тут же, на берегу, камни. Над костром уже закипала в вёдрах речная вода. В "бане" на жердяной пол поставили ведро с холодной водой и два пустых ведра — вместо тазиков, «шайки». Заготовили, как это положено, несколько берёзовых веников, вместо мочалки девочки нарезали твёрдые стебли хвоща и обмотали их слоем бинта.

Кинули жребий. Мыться первым выпало двум парням. Когда они залезли в "баню", я принёс самое главное — ведро с раскалёнными камнями. Это был самый ответственный момент, гвоздь программы, испытание функционального центра нашей бани, проверка сути замысла. Все остальные ребята окружили баню и с нетерпением ждали реакции счастливчиков.

В первые же секунды стало ясно, что наши расчёты оправдались полностью. Сперва мы услышали густой вздох пара и резкий треск лопающихся камней. Потом раздался восторженный рёв парней и другие звуки, в которых лишь изредка можно было разобрать отдельные слова беспредельно довольного человека. Мы снаружи с особым удовольствием слушали злорадные комментарии изнутри по поводу того, что все набившиеся в баню слепни, оводы и комары сдохли от жара.

Пятнадцать минут, отведённые для блаженства в бане, истекли. Парни выскочили из бани в плавках, от их разгоряченных тел валили клубы пара. С разбега они бросились в реку, отфыркивались и под наше улюлюканье устремились к середине реки. Из реки выскакивали испуганные рыбы, на прибрежном лугу никли травы, а с безоблачного неба снисходительно улыбалось добродушное уральское солнце.

Теперь очередь "баниться" за двумя девчонками. Они нырнули в баню, им подали очередное ведро с раскалёнными камнями, и вскоре их крик и визг разнёсся по всей округе.

Дела пошли как по конвейеру. Очередные парочки готовили себе горячую воду и калили камни и сразу же занимали освободившуюся баню. Через два часа банная эпопея закончилась. Она получилась на славу. Лица девчонок и парней сияют, перебивая друг друга, они делятся своими впечатлениями о бане — главном событии дня.

Из-за банных хлопот время пролетело быстро, оно приближалось уже к шести часам. Я вижу, что ребята разбредаются по палаткам, и вскоре появляются вновь с блокнотами и ручками. Они медленно разбредаются: одни удобно примостились под раскидистыми кронами берёз, другие уселись на колоды, по которым беспрерывно снуют юркие ящерицы, третьи забрались в наши резиновые надувные лодки, свесив ноги за борт, а кто-то сел прямо на край обрывистого берега. Я заметил, что все выбрали открытые, продуваемые ветром места. Здесь спокойнее, почти нет комаров.

Сейчас мои ребята полностью поглощены своими мыслями. Сейчас они не только созерцают, они думают и свои сокровенные мысли записывают. Мы, взрослые, хорошо понимаем, что смотреть — ещё не значит видеть. Воспринимается нами далеко не всё то, на чём мы сосредоточиваем свое внимание, о чём думаем. Вот этой способности — уметь видеть — чрезвычайно важно научить подростка. Поэтому-то я и стал практиковать во время наших экспедиций так называемые творческие "часы размышлений", "часы раздумий".

В своих "часах размышлений" ребята не обходят вниманием лепет родника, порхающий полёт бабочек и деловитое снование жуков, шумный взлёт птиц, трепет листьев раскидистых берёз, тонких рябин и осин. Даже комариный звон даёт пищу для размышления.

Вся окружающая нас действительность — это прекрасный наглядный материал для развития мыслительных способностей подростка. Моя задача — научить его погружаться в окружающий мир, научить сосредоточивать своё внимание на красотах природы.

Выстраданные, самостоятельно написанные размышления, дают подростку несравненно больше, чем десятки упражнений и диктантов. Подросток овладевает глубинной сутью языка, возможностью отразить мир и выразить свои чувства в самых точных и ярких словах, какие он только может найти. Эти творческие записи ребят — это их сугубо личное дело: захотят — могут поделиться своими размышлениями вечером у костра, не захотят — могут остаться наедине со своими мыслями.

Кстати, пользуясь общей сосредоточенностью, отрешённостью ребят и тишиной, я тоже делаю свои записи и краем глаза слежу за лицами ребят. Кто-то, прислонившись спиной к берёзе, подогнув колени к себе и положив на них блокнот, быстро пишет. Вон парень уставился в одну точку, даже не моргает, грызёт ручку (вот школьная привычка). Чувствую, сейчас у него рождается мысль, он её шлифует, оттачивает, чтобы излить на бумагу. Жду. Минута прошла, секундная стрелка продолжает свой бег. Стоп! Ручка у парня забегала по блокноту. Опять остановился. Хлопнул комара. Зачем-то сорвал травинку, рассматривает её; положил травинку на блокнот и быстро-быстро начал писать. Интересно, о чём он пишет? Ладно, оставим его в покое, а то вдруг мои биотоки собьют его с мысли.

Мой взгляд скользнул влево. Девчоночка сидит на колоде, раскрытый блокнот на коленях, а сама биноклем водит по кронам деревьев. Здесь всё ясно. Её любимое увлечение — птицы Северного Урала. Вот и сейчас она наблюдает за пернатыми, мысленно разговаривает с ними и свою беседу перекладывает на страницы своего блокнота. Интересная девчонка, талантливая и настойчивая в реализации своей цели.

Наблюдения за птицами

Наблюдения за птицами

Интересные у меня ребята: все они такие одинаковые в своей увлечённости к познанию тайн природы и экспедиционной жизни, и такие — разные по своему характеру. Хотя нет, и в характере у них много общего: все они добрые, готовы в любую минуту прийти на помощь друг другу, любят незлобиво подшутить, не обидчивы. На формировании их привычек и характера, несомненно, сказалось множество совместных походов и экспедиций во все времена года, а также участие в городских туристских слётах (по совместительству: кто ещё в школе обладает таким походным опытом, как мои юные исследователи природы, облазившие весь Северный Урал)...

Ребята уже покидают свои места, убирают свои блокноты с записями, вот первая стайка уже играет в волейбол, к ней пристраиваются другие, круг становится все шире и шире. Кто-то с книгой устроился на обрыве берега, подстелив под себя походный коврик. Только дежурные возятся у костра. Они уже получили от завхоза продукты и теперь мудрят над приготовлением ужина.

После ужина мы отправились на вечернюю экскурсию. Маршрут сегодня пролегает вдоль ручья вверх по течению. Летом этот лесной ручей незаметен, тихо журчит себе, пропуская свои холодные воды через камни и лесные заросли и утоляя жажду покосника, рыбака и случайного путника. Но весной, наполнившись талыми водами, он стремителен и коварен. Его быстрые струи с силой вымывают на поворотах прибрежную землю, оголяют мощные корни гигантских деревьев и стремглав уносятся прочь, чтобы в другом месте вновь с удалью продолжить свою разрушительную работу.

Солнце уже катилось к закату. Лес, освещённый косыми лучами вечернего солнца, стоял загадочный, как невеста на выданье. Мы шли через стрекот кузнечиков, всплески лягушек. То с одной, то с другой стороны слышалась незатейливая перебранка птиц. Время от времени мы останавливались, любуясь вечной красотой природы, изредка перебрасывались своими впечатлениями. Тропинка, по которой мы шли, стала теряться, мы повернули назад, к лагерю.

Приглушённый кронами деревьев свет закатного солнца, негромкое журчание ручья, редкие звуки и голоса живой природы завораживающе действуют на нас, мы идём неторопливо, говорим шепотом, затаив дыхание, слушаем наступившую тишину, ощущаем аромат леса и луга.

К нашей лагерной поляне мы пришли, когда винно-красное солнце уже село в зелёное море островерхих елей и шапок сосен. Парни развели большой костёр, все мы удобно разместились вокруг на брёвнах. Начался импровизированный "учёный совет": каждая секция кратко сообщает о проделанной днём работе, заостряет внимание на наиболее интересных или непонятных явлениях, наблюдавшихся за день, отвечают на вопросы товарищей. Подводя итоги "учёного совета", я обратил внимание на выявленные просчёты в составленном плане и методику самих наблюдений (это для будущего, чтобы не повторять ошибки в следующих экспедициях).

А потом у костра пошли песни под гитары. Сколько песен в репертуаре моих ребят! Они передаются от одной группы другой, а кое-какие сочиняются самими ребятами и перекладываются на музыку. Сам я не пою, ни на одном музыкальном инструменте не играю, но слушать песни под перебор струн гитары люблю. Стихийный концерт у ночного костра продолжался часа два и окончился далеко за полночь. Под затухающий костёр погас и последний аккорд. Парни, наконец, опустили гитары.

Мало помалу ребята стали расходиться по своим палаткам, огни фонариков изнутри палаток скользили по стенкам и скату, напоминая пляски теней. Вскоре все успокоились. А я продолжал сидеть у потухшего костра, любуясь голубыми огоньками углей. Справа от меня, совсем близко, всего в десяти шагах таинственно несла свои воды река. На берегу дремали наши лодки.

Если на закате водная гладь Сосьвы лежала как золотая скатерть, то сейчас она похожа на темно-синий бархат, который временами лоснится от движения волн и бледного света лимонной дольки месяца, висящего в небе. Стояла дивная тихая ночь, настоящая уральская сказка.

Дневная усталость и ночная духота пригласили меня искупаться. Сосьва ласково приняла меня. Освежив своё тело, я перевернулся на спину и улыбнулся звёздным узорам, вышитым искусной рукой. Звёзды обладают какой-то магической силой, они умиротворяют и успокаивают. Звёзды подмигивали мне, делая тайны Вселенной свойскими, почти домашними. И мне показалось, что ещё миг и я окунусь в Вечность и Бесконечность. Но прохлада воды и тишина внезапно вернули меня в действительность. Вечность не даётся в руки смертным.

Читать дальше >>>


Читайте другие литературные произведения Владимира Поликарповича Назарова из книги
"ПЕСНЬ И ПЛАЧ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ" в трех частях:

Часть 1. "Природная лирика",
Часть 2. "Экологическая публицистика"
Часть 3. "Александр Меркер и его поросль"

Смотрите также фотографии природы Западной Сибири (автор - В.П. Назаров)

Автор книги "Песнь и плач Матери-Земли" Владимир Поликарпович Назаров


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016