ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Ягоды и сочные плоды

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

РАССКАЗЫ О ЗВЕРЯХ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

ЛЕТАЮЩИЕ РАДАРЫ

Рукокрылые представляют собой особый отряд млекопитающих, приспособленных к активному полету. Чаще всего этих животных называют летучими мышами, к которым они не имеют никакого отношения. Питаются они исключительно насекомыми, разыскивая их с помощью ультразвукового радара. В пределах нашей области насчитывается всего четыре вида этих редких животных, информация о которых основывается только на отдельных находках. Это наиболее лучше всего изученные представители рукокрылых из семейства Гладконосых: ушан, северный кожанок, прудовая ночница, водяная ночница. Надо сказать, что из-за большой редкости и ночного образа жизни рукокрылых их образ жизни и пространственное распространение изучены еще очень слабо. В этой связи, на территории области возможны встречи еще нескольких видов летучих мышей. Известно, что все летучие мыши, как и птицы, способны совершать кочевки на большие расстояния. Это и поиск скопления насекомых, а главное — поиск удобных для зимовки мест. Дело в том, что эти теплокровные животные способны зимовать только в таких местах, где температура зимой не может быть очень низкой. Необходимые требования предъявляются и к влажности воздуха. Идеальные места для этого встречаются в пещерах, подвалах домов и т.д.

Таких мест очень мало, а это одна из причин малой численности этих животных на территории области. К сожалению, туристы, посещая пещеры, часто убивают мышей, либо создают для них беспокойство.

Работая в Висимском государственном заповеднике, я в течение нескольких лет наблюдал за поведением обитавших на чердаке зимовья парочкой северных кожанков. Эта парочка летучих мышей вылетала на охоту с наступлением сумерек. Охотились они всегда над небольшой прогалиной среди первобытного леса, на которой находилось зимовье. Прогалина имела в окружности не более 30-40 метров. Я обратил внимание на то, что мышки во время вылета на охоту не замечают летающих насекомых поблизости от плотных крон деревьев. Нетрудно было понять, что их ультразвуковой локатор не может отслеживать отраженные звуковые сигналы от насекомых среди потока таких сигналов от крон деревьев. Это заставляло кожанков вести поиск насекомых над серединой поляны, где не было помех от отраженных деревьями сигналов. В поисках своей добычи, они барражировали почти на одном месте. Стоило только появиться в зоне их контроля летающему насекомому, как он сразу же поедался. Обратил я внимание и на то, что многие насекомые видимо чувствуя появление в воздухе летучих мышей, инстинктивно жались к кронам деревьев.

Однажды, я пришел в зимовье с конфискованной у мальчишек рогаткой и запасом мелких камешков. Мне хотелось узнать, как реагируют мышки на пролетающий рядом с ней камешек, и на каком расстоянии от себя могут его обнаружить. Сначала я боялся того, что, схватив в воздухе камешек, мышка может повредить зубы. Опасение не подтвердилось, так как мышки не успевают схватить летящий быстро предмет. Успевают делать броски, но, благодаря высокой скорости камня, тут же его теряют. Опыт показал, что обнаружить пролетающий камень они могут всего в нескольких метрах от себя. Камни, пролетающие поблизости от крон деревьев, они вообще не обнаруживают. Можно было сделать вывод, что их звуколокатор может обнаруживать цели не дальше десяти метров от своего местонахождения. Ближе к концу лета, когда заканчивался лет насекомых, исчезали и кожанки.

Однажды, в сентябре во время сильного похолодания дети поймали в подъезде дома залетевшую туда водяную ночницу и передали ее мне. Зверушка более недели жила у меня в квартире и с удовольствием ела мучных червей, которыми я ее угощал. Предохраняя от высыхания кожаные складки ее крылышек, я периодически спрыскивал их водой из пульверизатора. Она лазила по моей одежде и совершала небольшие полеты по квартире. С наступлением теплой погоды я выпустил свою постоялицу на свободу. В тот же вечер она уже ловила мошек у стен нашего дома.

Все наши летучие мыши из-за их редкости и приносимой пользы лесам внесены в "Красную" книгу области и находятся под охраной закона. Они нуждаются в помощи и защите людей.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.