ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

РАССКАЗЫ О ПТИЦАХ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

МОЙ ТАИНСТВЕННЫЙ КОЗОДОЙ

"Мы вам совенка принесли", — с этими словами соседи передали мне, сбитого ночью их автомобилем на лесной дороге, козодоя. Осмотрев птицу, я обнаружил у нее ушиб головы и повреждение крыла. Сразу же возникла уйма проблем. Козодой птица насекомоядная, и ловит насекомых она только в полете. Вместо насекомых пришлось кормить ее мясным фаршем, насильно протискивая его в раскрытый рот птицы.

Через пару недель мой козодой вновь приобрел способность к полету, а вот на глазу у него появилось бельмо.

Козодой птица ночная. Увидеть днем козодоя практически невозможно. Вспугнутый, он стремительно улетает и прячется на деревьях. Только с наступлением сумерек вылетает он на охоту за ночными насекомыми, которых поглощает великое множество. Полет этой птицы очень верткий. Недаром немцы называют козодоя ночной ласточкой. Благодаря рыхлому, как у совы, оперению летает он совершенно бесшумно. По этой же причине, имея величину не более дрозда, выглядит значительно более крупным. Всем известна тяга козодоев к стадам домашних животных. Козодоя привлекают не животные, а сопровождающие их кровососущие насекомые. Вот и порхает он над самыми спинами животных, а невежественные люди решили, что козодой, обладающий большим ртом, доит ночами коз. По-возможности птиц этих даже убивали, не понимая того, что они защищают их животных от насекомых.

Прилетают эти птицы к нам в мае, когда деревья покроются листвою. И тогда, там где водятся эти птицы, ночами можно услышать токовые песни этих птиц, похожие на звуки трещотки, прерываемые криками "уить", "уить" и хлопаньем крыльев.

Итак, я стал единственным в стране владельцем козодоя. О том, что это действительно так, я не сомневался ни на минуту. Сам факт содержания в условиях неволи этой птицы был воспринят как сенсация. Об этом тогда писали газеты.

К моменту, когда птица восстановила способность к полету, стало уже холодно и насекомых в воздухе не было. Кроме того, одноглазая птица ловить насекомых уже не сможет. Поэтому выпустить козодоя на свободу означало его верную гибель. Конечно, я понимал и то, что в условиях неволи жить она долго не будет.

Содержать козодоя в клетке тоже нельзя, а поэтому в квартире ему предоставлялась полная свобода. Днем он тихо отдыхал в укромном месте и только с наступлением сумерек, начинал порхать по квартире. Он садился на подставленную ладонь, и, широко раскрыв рот, принимал пищу. Его способность не бояться человека объясняется тем, что в природе эти птицы не имеют контакта с людьми. Короткие ножки, как у стрижа ножки, не позволяют козодою бегать по полу и по ветвям деревьев.

В течение четырех месяцев прожил козодой в моей квартире. Он погиб от сильного воспаления глотки, несмотря на принимаемые меры, вылечить его не удалось.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.