ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

РАССКАЗЫ О ПТИЦАХ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

ПТИЦА, ПОЮЩАЯ КАК ТОПОР

Недавно, пробираясь через завалы упавших деревьев, услышал я протяжные, звонкие свисты. Это в глубине лесного массива, отдавая дань любви и весне, пел вернувшийся с юга пестрый дрозд. Словно брамин, воздающий хвалу своему божеству, этот пернатый отшельник повторяет свои протяжные свисты многие тысячи раз. Он будет петь в любое время суток и даже в непогоду. Я прислушиваюсь к голосу этой птицы и в памяти всплывают забавные воспоминания.

"Какая птица поет как топор?" — спросил меня при встрече знакомый лесник. Вопрос я воспринял как шутку, за которой может последовать загадка с перечнем других плотницких инструментов. Заметив мою растерянность, лесник взял в руки топор и щелкнул его по лезвию. Раздался протяжный, мелодичный звон. Этот звук напомнил мне светлые майские ночи, запах хвои и постоянное гудение комаров. Конечно же, так поет один из самых крупных дроздов — пестрый дрозд.

Услышав впервые эти протяжные свисты, я долго размышлял над тем, кому из пернатых обитателей леса они могут принадлежать. Сначала я принял их за свисты самой маленькой нашей совы — воробьиного сычика, но убедился, что звуки принадлежат совсем иной птице. Не раз пробирался я через чащу, чтобы увидеть таинственного певца, но каждый раз осторожная птица, обнаружив мое приближение, улетала. Однажды, находясь у зимовья, услышал я знакомые звуки. На вершине высокой ели сидела стройная, довольно крупная птица, с многочисленными пестринами в оперении. Это был пестрый дрозд, которого я долго рассматривал в бинокль.

Вскоре я познакомился с этими птицами еще ближе. Проходя по таежной тропе, увидел двух странных птиц, которые при моем появлении пришли в сильное беспокойство. Издавая верещащие звуки, птицы комически приседали, топорщили свое пестрое оперение и забавно вытягивали шеи. Только, присмотревшись внимательно, узнал я в них пестрых дроздов. Случайно я задел ствол сухостойного с обломанной вершиной дерева. В ту же секунду с его вершины во все стороны с писком полетели дроздовые слетки. На этом высоком дереве находилось их гнездо. Одного из птенцов я нашел на тропе. Странно, что он даже не пытался улетать от меня и спокойно позволял взять себя в руки. Посадив птенца на валежину, я поспешил удалиться.

Позже мне удалось раскрыть еще одну маленькую тайну этих птиц. Приближаясь к одному из поющих дроздов, я услышал позади себя как бы окончание одного из его свистов. Прислушавшись, понял, что позади поет еще одна птица. Птицы пели синхронно. И только небольшое нарушение этой синхронности, позволило мне понять это. Двигаясь в этом направлении, я смог убедиться в своей догадке. Синхронное пение характерно только для немногих тропических птиц, обитающих в джунглях. Это позволяет им поддерживать постоянную связь друг с другом.

Однажды, уже в конце мая, местные мальчишки принесли окровавленного, отнятого у кошки пестрого дрозда. Мне удалось лечить птицу. Я кормил его дождевыми червями и мягким кормом, приготовленным из тертой и отжатой моркови, белых сухарей и вкрутую сваренных яиц. Несмотря на природную осторожность, дрозд быстро сделался совершенно ручным. Находившийся с ним в одной клетке певчий дрозд, несмотря на то, что был меньше пестрого раза в два, постоянно его обижал. И мне пришлось разделить их. Когда птица полностью оправилась от полученных травм, я отнес её лес. Вместо того, чтобы лететь, дрозд стал тут же ковыряться клювом в лесной подстилке. Удалившись на сотню метров, я вдруг спохватился, что не убедился в способности дрозда летать. Однако снова обнаружить его мне не удалось. И этот вопрос беспокоит меня до сих пор.

Пестрый дрозд — один из самых дальних наших мигрантов. Его зимовки находятся в Юго-Восточной Азии, где он смог сохраниться в ледниковый период. Как только началось потепление, пестрый дрозд стал активно продвигаться на запад и на протяжении нескольких тысяч лет смог достигнуть Урала. Ледниковый период разорвал евро-азиатский ареал этой птицы. На юге Западной Европы, сохранился близкий родственник этого дрозда — каменный дрозд, очень похожий на пестрого.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.