ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

ЭТЮДЫ О ПРИРОДЕ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

СКАЗАНИЕ О ЧЕРЕМШЕ

Верхний Тагил. Природа пишет свою летопись, используя огромное количество иероглифов, роль которых выполняют растения, животные и минералы. Все они являются носителями огромного количества информации по истории нашей планеты и ее природы. Один из таких иероглифов — всем известная черемша, или лук победный, как называют ее ботаники.

Сквозь слой сухой прошлогодней травы пробивается зеленая щетка этого лука. Черемша — реликт очень далекого прошлого. За свою долгую жизнь она пережила холод ледниковых эпох, засухи и пламя лесных пожаров. Очень интересна география распространения лука победного. Его можно встретить в горах Средиземноморья, в Гималаях, Японии. Он произрастает в Приатлантических областях Европы, на равнинах Сибири и в Северной Америке. Встречается черемша и в горных районах Среднего Урала.

Как можно объяснить такое широкое распространение этого вида? Когда-то черемша имела большой ареал распространения. Это был период, когда имелся сухопутный мост между Америкой и Евразией, а Япония еще не отделилась от материка. Вот как давно началась история этого растения. Но большой урон черемше причинил последний ледниковый период, когда черемша вымерзла на больших площадях. Сохранилась она только там, где не было сильного промерзания почвы. Такие места нашлись в горах.

Более десяти тысяч лет назад заканчивается ледниковый период. Климат становится более влажным. Так долго ждавшая этого тайга спускается с гор на равнины. Следом "плетется" и черемша. Скорость ее движения оказалась в сотни раз ниже скорости распространения таежных лесов. Дело в том, что во времена своего былого величия ее семена распространяли копытные животные. Семена черемши, проходя через желудочный тракт животного, не теряют всхожести. Черемша утратила своих распространителей. Для современных видов животных — овец — большого интереса не представляет. В условиях В. Тагила черемша успела добраться только до левого берега реки Тагил. Река оказалась для нее непреодолимой преградой.

Именно так я ответил на вопрос кировоградцев о причине отсутствия у них черемши, тогда как у В. Тагила ее очень много. Стоит собрать семена этого растения и рассеять по берегам ручьев, к востоку от реки Тагил, как мы окажем черемше большую услугу, за которую она оплатит. С глубокой древности люди использовали этот вид лука в пищевых и лекарственных целях. Черемша обладает противоцинготными свойствами, содержит много различных необходимых для человека веществ. В период ВОВ черемша собиралась в огромном количестве. Для этого сюда приходили люди из других районов области. Много видело это растение на своем веку. Сейчас она подвергается новой напасти — это неорганизованный и бесконтрольный сбор в коммерческих целях. Черемшу выдирают вместе с луковицами, что может привести к сокращению ее ареала. Черемша занесена в Красную книгу области и нуждается в охране.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.