ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

ЭТЮДЫ О ПРИРОДЕ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

В ЧЕРТОГАХ ГРИБНОГО ЦАРСТВА

"Живое, но не животное, растет, а не растение" — такую загадку задал я однажды группе школьников. Ни один из них правильного ответа дать не смог. Конечно, речь шла о грибах, которые, как известно, ни к растениям, ни к животным не относятся.

Мы знаем о грибах значительно меньше, чем о животных или растениях. А это огромное царство, в чертогах которого обитает несколько десятков тысяч видов — от невидимых для нашего глаза микроорганизмов до грибовых тел в несколько килограммов весом. Роль грибов в жизни природы исключительно велика. Грибы — главные санитары нашей планеты, перерабатывающие все отходы живой природы и обогащающие почву необходимыми для растений веществами.

Чем же отличаются грибы от растений? У них нет хлорофилла, а поэтому они могут жить без солнечного света. Их гифы, представлявшие собою тончайшие трубочки, пронизывают почву во всех направлениях, впитывая в себя влагу и необходимые вещества. Конечно, это не главное. В мире много бесхлорофилльных растений, но все они либо паразиты, либо нахлебники все того же гриба.

Главное отличие грибов от растений заключается в том, что оболочки их клеток состоят из хитина, того самого вещества, из которого состоят наружные покровы насекомых. Кроме того, грибной белок по своим качествам приближается к животным белкам. В этом отношении грибы приближаются к животным, а по образу жизни ближе к растениям. Несмотря на большое содержание белка, грибы усваиваются в желудке человека далеко не полностью. Мешает этому все тот же хитин, из которого состоят клетки грибов.

Зато хитин — отличная пища для личинок насекомых, которые хорошо их усваивают. При очень теплой и влажной погоде многие шляпочные грибы насекомые съедают раньше, чем созревают у них споры. Спасаясь от этой напасти, многие грибы ждут того времени, когда из-за снижения температуры воздуха активность насекомых снижается. Так, например, всем известный опенок осенний дает плодовые тела, когда температура воздуха в ночные часы опускается всего до четырех-пяти градусов тепла. Интересной особенностью этого гриба является то, что опята появляются одновременно в самых различных участках леса, которые могут различаться разными условиями. Как известно, многие грибы образуют симбиоз с растениями. Так, многие шляпочные грибы тяготеют к определенным их видам. Гифы этих грибов, проникая в корни растений, взаимно обогащают друг друга влагою и минеральными солями. Царство грибов очень древнее. Споры грибов и их отпечатки находят в отложениях юры и мела.

Роль грибов в жизни человека исключительно велика. Одни из них, как, например, дрожжи, мы используем в быту. Из грибов получаем антибиотики и т. д. Другие представляют опасность для здоровья людей, с ними приходится бороться. А такие грибки, как фитофтора, способны за короткое время уничтожить урожаи картофеля и зерновых. Все говорит о том, что мы должны лучше знать соседей из грибного царства.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.