ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА"

Данная страница содержит одно из литературных произведений Александра Николаевича Пискунова - любителя природы, журналиста и писателя с Урала. Данное произведение является составной частью его книги "ЗАПИСКИ НАТУРАЛИСТА", опубликованной на нашем сайте.

Информация о выходе в свет книг А.Н.Пискунова в Уральском Провинциальном Издательстве.

А.Н. Пискунов

ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ: ВЕРСИИ, ДОГАДКИ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

ТАЙНА МАГНЕТИТА

Мировая черная металлургия базируется на таких минералах как лимонит, гематит и магнетит. Химический состав этих железных руд одинаков, но физические свойства и содержание железа различны.

Наиболее простым является лимонит или болотная руда железа. Это обыкновенная ржавчина, попадающая вместе с водой в непроточные озера или болота, в которых железо отлагается с помощью железобактерий и образует залежи лимонита. В результате вертикальных тектонических движений земной коры залежи лимонита могут оказаться на большой глубине, где обезвоживаются и превращаются в красный железняк — гематит.

По иному образуется магнетит или магнитный железняк. А именно — в результате внедрения в земную кору богатой железом магмы, контактирующей с карбонатными породами. Почти все месторождения нижнетагильской группы произошли таким образом. Эти руды наиболее богаты железом.

Особенностью магнитного железняка являются его магнитные свойства, известные человечеству очень давно. Первым магнитные свойства этой руды обнаружил греческий пастух Магнус, чье имя обусловило название магнита. Магнитное поле имеет свойство притягивать содержащие железо предметы и намагничивать их, то есть создавать остаточное магнитное поле. Конечно, магнитные свойства магнетита имеют остаточный характер. Однако объяснить образование этого остаточного магнитного поля в рудах довольно трудно.

Обычно это пытаются объяснить тем, что Земля сама является магнитом, что соответствует действительности. Однако напряженность магнитного поля в наших широтах ничтожна в сравнении с напряженностью магнитного поля магнетитовых руд. В Нижнетагильском краеведческом музее имеется кусок магнетита, который вот уже более ста лет держит 50-килограммовую гирю. Можно ли с помощью магнитного напряжения, способного лишь с трудом поворачивать стрелку компаса, намагнитить так сильно кусок руды? Конечно же, нет!

Каким путем раскрыть тайну магнитного железняка? Каким мощным должен быть магнитный импульс, так намагнитивший руду? Размышляя над этими вопросами, я пришел к выводу, что источником такого намагничивания все же было магнитное поле Земли. Дело в том, что напряженность магнитного поля планеты не везде одинакова: она повышается к полюсам и достигает там своего максимума. Но магнитные полюса Земли находятся слишком далеко от залежей магнетитов на Урале...

Известно, что магнитное поле планеты подвергается колебаниям, его полюса постоянно меняют свое положение, сдвигаясь за год на километры. Нет никакого сомнения в том, что за миллиарды лет магнитные полюса проходили и через нашу местность, придав железным рудам остаточные магнитные свойства. Произошло это тогда, когда залежи магнетитовых руд, образовавшиеся в результате внедрения в земную кору железосодержащей магмы, уже остыли (нельзя намагнитить железный предмет при температуре 600 градусов).

Эту версию рождения магнетитов я считаю наиболее вероятной. Но есть и другая: сильнейший электромагнитный импульс, возникший в результате термоядерного взрыва либо при ударе о поверхность планеты крупного небесного тела, что также имело место в истории Земли.

<<< предыдущее | Оглавление | следующее >>>

Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.