Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ЭКСПЕДИЦИИ 57 ШКОЛЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


В дорогу Маршруты Экспедиции Практики Экскурсии Походы

1

“Склонность к самоистязанию” Перевал Рамзай,
Кольский полуостров.

Цель школьного выезда

Прежде чем вы покинете школу, возглавляя группу учеников, подумайте о целесообразности этого действия.

Совершенно очевидно, что количество проблем, которые вы себе создадите, очень велико. (Сомневаюсь, что, начиная такую деятельность, учитель хорошо понимает, насколько велико.)

Следовательно, делая подобный шаг, вы должны иметь весомые причины.

Посмотрим на некоторые из них с критической точки зрения:

2 3

"Хочется всё забросить и уехать куда-нибудь" Хибины,
Кольский полуостров.

“Ваши уроки кажутся вам недостачно интересными и
наглядными”. Музей в Умбе, Кольский полуостров

1. У Вас есть склонность к самоистязанию (слишком строгое воспитание в детстве и т.д. см. далее по Фрейду).

  • Всегда можно взять на себя лишнее дежурство по этажу, заняться фитнесом, бодибилдингом или чем-либо подобным.

2. Вам кажется, что школьная жизнь слишком скучна и монотонна.

  • Попробуйте получить бюллетень и съездите за город или куда-нибудь ещё.
  • В крайнем случае, смените работу.

3. Хочется всё забросить и уехать куда-нибудь.

  • Сделайте это в одиночку или с друзьями

4. Ваши уроки кажутся вам недостаточно интересными и наглядными.

  • Подберите себе коллекцию учебных фильмов и наглядных пособий, больше фантазируйте.

5. Хочется лучше узнать детей, завязать с ними человеческие отношения.

  • Обзаведитесь собственными детьми.
4

“Поставьте спектакль или капустник”. 
На дне рождения школы.

6. Вам интересны именно те дети, которые у вас учатся.

  • Устройте факультатив или кружок.
  • Поставьте спектакль или капустник.
  • Устройте КВН или «Что, где, когда».
  • Начните выпускать стенгазету.
  • Придумайте любую совместную деятельность.

Если вас не устраивают предложенные варианты решений и вы настаиваете, что не можете обойтись без школьных поездок, постарайтесь трезво оценить собственные возможности.

56

“Придумайте любую совместную деятельность”. Чаепитие на дне рождения школы

«Что, где, когда». Игра на дне рождения школы.

 

Самооценка

Форма поездки находится в прямой зависимости от целей, которые Вы перед собой ставите.

Однако, если у вас отсутствует опыт проведения выбранной формы поездки, попытайтесь представить себе всю меру ответственности, которую вы на себя берёте, отправляясь в неизвестность с чужими детьми.

Может быть,  стоит для начала присоединиться к поездке более опытного преподавателя, а если возможны специфические проблемы, то и проехать по выбранному маршруту самому.

Даже если у вас за спиной есть собственный опыт участия в экспедициях или туристических походах, опыт организации таких поездок с взрослыми или даже студентами, это не всегда даст вам полное представление о возможных проблемах.

В любом случае, попросив и получив максимальное количество советов и учтя все видимые проблемы, подумайте, способны ли вы решить их в одиночку, или, может быть, лучше собрать команду для организации и (или) проведения выезда.

Подбор команды

7

Работа команды. Соловки.

К выбору компаньонов нельзя подходить безответственно.

Во время выезда вы должны постоянно работать как единая команда.

Следовательно, структуру группы и распределение ролей лучше представлять заранее, а значит, придётся затратить время на обсуждение всего, что можно оговорить в школе. Иначе придётся утрясать весьма болезненные вопросы во время выезда, не дай Бог, на глазах у школьников. Не стоить забывать (если вы не администратор), что вам предстоит руководить людьми, равными вам по статусу. 

Если вы, как многие учителя, склонны к авторитарным формам взаимодействий с группой, вы должны подбирать себе исполнителей. При этом стоит помнить, что от человека, привыкшего только выполнять конкретное действие, бесполезно требовать инициативы в процессе. Следовательно, вас будут постоянно дёргать по любому поводу, а группу будет лихорадить. Крайнее проявление этой тенденции – превращение в сложных условиях одного из взрослых в дополнительного ребёнка, который начнёт капризничать.

89

“Когда в качестве команды выступают ваши бывшие школьники, а нынешние студенты,
многие вопросы решаются значительно легче.” Кольский полуостров.

“Каждый вариант подбора команды имеет собственные достоинства и недостатки,
но в итоге толерантность необходима в обоих случаях. ”Камчатка.

Если вы склонны к либерализму, надо помнить, что в группе всегда может появиться внутренний лидер, склонный к авторитаризму. Вряд ли вам неизвестно, что многие взрослые экспедиции закончились бунтом на корабле.

10

Л.А.Синева - мама двух наших
учеников, постоянный сотрудник
во множестве школьных поездок.
Полярный круг.

Поиск людей при создании рабочей группы аналогичен поиску собственной половины – можно подбирать собственное отражение или противоположность.  Каждый вариант имеет собственные достоинства и недостатки, но в итоге толерантность необходима в обоих случаях.

Разумеется, когда в качестве команды выступают ваши бывшие школьники, а нынешние студенты или выпускники ВУЗов, многие вопросы решаются значительно легче. Но поначалу, пока у вас нет выпусков, приходится обходиться без них, а если они не участвовали в таких поездках раньше, вас могут ждать неожиданности. Да и вообще люди могут меняться с возрастом и склонны к неожиданным поступкам.

К участию в поездках родителей учеников стоит подходить крайне продуманно, тут возможен весь спектр развития событий: от возможности приобрести новых друзей и единомышленников до полностью испорченной поездки и отношений. Перечислим наиболее типичные проблемы, если в поездке участвует ученик с одним из своих родителей (а это может быть и учитель): заболевание ученика (стандартный способ для ребёнка в некоторых семьях перетянуть на себя внимание); конфликт подростка с родителем, который (по мнению этого подростка) слишком плотно его опекает; вмешательство не вполне компетентного взрослого в детские или подростковые конфликты.

Следовательно, идеальный руководитель (который легко справляется с любыми проблемами) должен уметь постоянно маневрировать и вовремя переходить от одной формы к другой, видеть людей насквозь. Мне таких людей видеть не приходилось, а значит, эмоции вам гарантированы, а тут ещё и дети!

Детская группа

Даже самая пассивная для учащихся форма выезда, экскурсия, требует от них некоторого уровня позитивной активности. В случае же близких к экстремальным дальних выездов постоянная созидательная активность становится просто жизненно важной.

1112

“Вы можете взять ситуацию под контроль, если возьмете с собой старших, более опытных детей и
студентов”. Соловки.

“Группа разновозрастных учащихся имеет ряд особенностей, которые делают её более привлекательной.”
Соловки, учащиеся 10 и 6 класса.

Следовательно, отправляясь в дорогу надо хорошо представлять себе по крайней мере костяк детской группы и обладать некоторыми организационными навыками. В новых условиях дети могут, разумеется проявиться и с неожиданной стороны. Спортсмен и здоровяк может оказаться внезапно легко утомляющимся и впадающим в несчастье, а тихая и послушная девочка пугающе капризной или сварливой. Но нередки и приятные неожиданности, например  ленивый тугодум и троечник демонстрирует энергию и сообразительность при устройстве лагеря, а рафинированная неженка неожиданно с удовольствием берётся за приготовление еды на костре и мытьё посуды в ручье.

13

“Любой человеческий коллектив обладает тенденцией
к самоорганизации и возникновению если не социальной
то психологической структуры”.  Соловки.

Если уже есть сложившаяся основа детской группы, появляется несколько большая  возможность для манёвра и можно потихоньку начинать брать с собой всех (или почти всех) желающих. 

Конечно, одновозрастная группа на выезде имеет свои привлекательные стороны, особенно если это класс. Проводить занятия, например, удобнее с детьми, близкими друг к другу по уровню развития.

14

Практические занятия в небольшой группе. Соловки.

Однако группа разновозрастных учащихся имеет ряд особенностей, которые делают её более привлекательной. Любой человеческий коллектив обладает тенденцией к самоорганизации и возникновению если не социальной то психологической структуры. Если на выезде, где приходится общаться гораздо теснее, чем в школе, все школьники одного возраста, они обычно начинают делиться на «старших» и «младших». Внешне это может проявляться так же, как при реальном возрастном разрыве по-разному, от дедовщины до доброжелательного покровительства со стороны «старших» и от психологической зависимости до подражания у «младших». Если пустить такие процессы на самотёк, результат может оказаться ужасающим. Противостоять процессу самоорганизации или направлять его можно, только постоянно (а во время выезда это означает круглосуточно) находясь с детьми. Это реально, хотя и трудоёмко, только в очень небольшой группе.  Иначе остаётся только уповать на удачу. Вы сразу берёте ситуацию под контроль, если берёте с собой старших и опытных детей, которые вам хорошо знакомы и с которыми у вас доверительные отношения. Они, разумеется, должны быть умелыми и обладать желанием и навыками общения с младшими, например это старшие дети в многодетных семьях. Младшие подражают старшим, старшие заботятся о младших, - и возникает подобие нормальных семейных отношений. 

Ваша собственная работа не отменяется даже при золотых детях и идеальных отношениях между ними, она просто немного приближается к выполнимой. Впрочем, если вы стремитесь к нормированному рабочему дню, вы вряд ли рискнёте отправиться в путешествие с группой школьников.

 

Будьте готовы ко всему. Вернувшись из поездки, где вы помимо работы учителя и воспитателя выполняли в любое время суток массу обязанностей от кухарки и истопника до медсестры и милиционера и спасателя включительно, самый обычный вопрос, который вы услышите, будет: «Как вы отдохнули?».  


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016