Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ЭКСПЕДИЦИИ 57 ШКОЛЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


В дорогу Маршруты Экспедиции Практики Экскурсии Походы

36

“В искомую точку можно попасть множеством путей
с самой разнообразной скоростью или не попасть
туда никогда.” Аэропорт Елизово,  Камчатка.

Разработка маршрута

Выбор маршрута может быть первичным мотивом поездки (а почему бы нам не побывать на озере Байкал?) или вторичным (для закрепления материала по географии хочется убедиться, что за полярным кругом действительно можно увидеть полуночное солнце на севере).
В зависимости от этого меняется последовательность: сначала составляется маршрут, потом программа или наоборот.

В отличие от условий стандартной школьной задачи, которая с энтузиазмом была верно решена множеством поколений учащихся: «сколько времени займёт путь из точки А в точку Б?», на местности точно сформулировать все условия удаётся редко.
В искомую точку можно попасть множеством путей с самой разнообразной скоростью или не попасть туда никогда.

Если вы перепоручили организацию своих перемещений турфирме, беспокоится о маршруте не обязательно, «извозчик знает как довезти», только платите.
Вполне возможно, что действительно знает и собирается довезти вас именно туда, куда надо вам.
Правда, лучше иметь дело с людьми, известными вам или вашим хорошим знакомым.
Предлагаемый туристической фирмой маршрут надо сопоставить с вашими целями и, как правило, его можно модифицировать.

3738

“Первые выезды группы должны проходить в максимально комфортном режиме”

“Если вы перепоручили организацию своих перемещений турфирме,
беспокоится о маршруте не обязательно, «извозчик знает как довезти»

Если вы прокладываете маршрут сами, то не следует полагаться на «авось» или на карту (схему). Карты не всегда создавались с целью ориентации пользователя в пространстве, некоторые предназначены для дезориентации противника.
Полагаться же на «авось» лучше в одиночку.
Иногда можно вообще никуда не добраться, а можно испытать массу трудностей и неудобств.
Если же трудности, испытанные в первой поездке, превышают меру выносливости ученика (которая вам заранее неизвестна), во вторую он может не поехать.

Передвижение по нашей стране сопряжено с множеством сложностей, и любое перемещение группы должно быть продумано, а мысли затем должны быть проверены на исполнимость.
Любое использование транспорта планируется заранее и каждая договорённость перепроверяется. В идеале заключаются договоры.

4041

“Если вы прокладываете маршрут сами, то не следует полагаться на «авось» или на карту”…

“Если вы собираетесь добираться куда-либо на рейсовом автобусе, то сначала представьте себе,
как будет выглядеть этот автобус при посадке туда вашей группы сверх обычной толпы пассажиров.”

Если вы собираетесь добираться куда-либо на рейсовом автобусе, то сначала представьте себе, как будет выглядеть этот автобус при посадке туда вашей группы сверх обычной толпы пассажиров.
Напомним, что автобусный маршрут обычно устраивается между пунктами, где существует постоянный «пассажиропоток». В крупных городах, например Белгороде, на автовокзале может быть выделен дополнительный автобус, да и вообще, в рабочее время легко можно нанять частный транспорт.
Но в абсолютном большинстве случаев автобусный маршрут надо обеспечить заранее, тем более что не у всех водителей есть лицензия на перевозку детей.
Сотрудники же ГАИ по закону обязаны обращать особое внимание на передвигающиеся детские группы и могут просто остановить вас очень надолго, если вообще не сорвать выезд на более чем законном основании обеспечения безопасности несовершеннолетних.

42

“Любое использование транспорта планируется
заранее”.
Авачинская бухта.

Первые выезды группы должны проходить в максимально комфортном режиме, и это закладывается уже на стадии обдумывания маршрута.
В последующем маршруты могут и должны усложняться, слишком лёгкие задачи, поставленные перед детьми, расслабляют и дезорганизуют.
Если поездка не требует усилий от детей, она потребует вдвое больше усилий от взрослых. Группа подростков, ищущих себе в малознакомых условиях новых форм активного отдыха, может оказаться небезопасной как для себя, так и для окружающих.

Наличие проводников или сопровождающих, которые предлагают готовый маршрут, не отменяет вашего собственного планирования, а лишь облегчает его.
В любом случае только вы знаете особенности и возможности группы, хорошо понимаете поставленные цели.
Предлагаемый маршрут всё равно надо адаптировать к конкретным условиям. Наличие проводника не может снять с вас ответственности за происходящее.
Все детали лучше проговаривать заранее с максимально возможной подробностью.

4344

“Любое использование транспорта планируется заранее”.Камчатка, река Быстрая.

 Камчатка, вулкан Вачкажец.

В маршруте должны быть учтены как минимум все особенности среднего участника, а оптимально – каждого.

При составлении маршрута учтите: 

  • -в поездку дети должны включаться с самого начала, первый день не может быть днём отдыха, иначе становится труднее втянуться в рабочий ритм
  • -нельзя сразу выходить на максимальные физические нагрузки;
  • -монотонные впечатления утомляют;
  • -после сложного дня (дней) должна последовать разгрузка;
  • -по возможности (особенно если группа разновозрастная), нагрузки должны быть дифференцированы;
  • -при составлении маршрута лучше иметь запасные варианты и некоторый запас времени на случай, если не всё пойдёт как планируется.;

В качестве примера планирования маршрута приведу выезд на вулкан Авачинская сопка в рамках Камчатской экспедиции 2006 длительностью четверо суток. Разумеется, составление маршрута происходило в несколько этапов и детали уточнялись постоянно. Приводится как первоначальный, так и уточнённый окончательный план, который и был реализован.
Маршрут проходился при достаточно отдохнувшей группе. Состав смешанный: все взрослые опытные, хорошо знают друг друга, взаимозаменимы по большинству параметров, разной физической подготовленности, спортсменов нет; основная часть детской группы – старшеклассники, участвовавшие во многих поездках, в том числе в горных маршрутах, двое уже бывали на Камчатке; есть старшеклассники, не ездившие с нами раньше, но ходившие в горные походы; есть новички; двое учащихся седьмого класса, побывавшие в дальних выездах, в том числе со старшими на Соловецких островах. Выезд сопровождался профессиональными спасателями МЧС.
Основная цель выезда – знакомство с жизнью и вулканическими явлениями на шлаковых полях в окрестностях Авачинской сопки (никто из членов экспедиции до этого не бывал на вулканических шлаковых полях), сбор коллекции пауков и получение фотоматериалов. Форма реализации - веер радиальных выходов от базового лагеря.
Начальный вариант:
Четырёхдневный выезд. Транспорт для переезда к подножию – вахтовка. Серия радиальных пеших выходов.

Обязательная часть:

  1. обследование колонии длиннохвостых сусликов и отработка методики по проведению учебно-исследовательских работ
  2. выходы для изучения растительности шлаковых полей и границ шлаковых полей, как верхней, так и нижней
  3. посещение снежников

Дополнительная часть:

  1. - подъём на вершину Авачи с осмотром кратера и фумаролов

Окончательный вариант был принят уже на месте в условиях идеальной погоды и реализован:

1 день. Сборы продуктов и оборудования – накануне. Окончательные сборы с утра. Выезд с базы в школе пос. Раздольное на «вахтовке» - переоборудованный под пассажиров грузовик КАМаз. По дороге – дозакупка продуктов. На склонах – сбор и погрузка дров. По прибытии на базу (частично законсервированная база МЧС) – обустройство лагеря и быта, ориентация на местности. Во второй половине дня – тренировочная вылазка на небольшую вершину Верблюд (снежник, осыпь, каменистый склон), расположенную между Авачинской и Корякской сопками. Вечером – короткое занятие и костёр. В итоге – здоровый сон с хорошим отдыхом.

2 день. Восхождение на Авачу. Ранний выход: переход под снежник; преодоление снежника; крутой подъём; «тягунок»; отдых под куполом; разделение группы на две неравные части – штурмовую и философскую. «Философы» с одним учителем не идут к кратеру и довольствуются видом с бокового отрога. Такая возможность была оговорена заранее. Большая часть уходит на штурм купола: "тягунок"; крутой подъём по «сыпухе», частью со страховкой; экскурсия по фумаролам с осмотром кратера. Спуск с купола, воссоединение с «философами», отдых и перекус, спуск на базу. Еда и сон.

3 день. Экскурсия по горной тундре с посещением крупной колонии длиннохвостых сусликов. Часть взрослых остаётся на базе. Вторая половина дня – занятия по биологии и геоморфологии, рисование.

4 день. Короткий маршрут на Авачинский перевал с подъёмом на небольшую вершину и осмотром сверху Налычевской долины. Часть группы остаётся на базе и ведёт наблюдение за обитающими на базе сусликами и фотографирование. Вторая половина дня – возвращение в школу в Раздольном.

После маршрута был день общего отдыха с выездом в бассейн на Паратунке и последующими учебными занятиями по программе.

Особенности данного маршрута (жизнь на высоте более 1 км, физические нагрузки и достаточно травмоопасный ландшафт) требовали чрезвычайных нагрузок. Избегнуть их удалось за счёт большого количества взрослых, что позволило разделять детей по уровню допустимых нагрузок и подходить к каждому, исходя из его интересов и возможностей.

4546

.”Если вы летите на самолёте, надо учесть, что при посадке на самолёт школьная группа проходит
такой же досмотр, как все остальные.”

 

В качестве рискованных примеров планирования маршрута приведу известный мне случай выхода класса под руководством студентов в пеший поход. Для прикрытия был приглашён учитель, вынужденный согласиться. Маршрут был проложен по карте между железнодорожными ветками, и его не проходил ранее никто из участников.  По пути оказалось несколько водотоков и заболоченных территорий, для многих детей (9 Кл.) это был первый поход, часть шла в специально купленной для этого новой обуви. Изначальной целью было создание во вновь собранном классе сплочённого коллектива. В результате возникло несколько конфликтов, которые не были исчерпаны вплоть до выпуска. Несколько человек заболели, некоторые впредь отказывались от поездок.


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016