Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ЭКСПЕДИЦИИ 57 ШКОЛЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


В дорогу Маршруты Экспедиции Практики Экскурсии Походы

Программа поездки (практика)

Содержание:

Практика может включать в себя походы и экскурсии, но помимо этого во время практики должны проходить лабораторные, практические и самостоятельные работы. Учащиеся осуществляют научно-учебные работы.

545556

“Практика может включать в себя походы и экскурсии”. Соловки.

“Во время практики должны проходить лабораторные, практические и самостоятельные работы”.
Архангельская область,  деревня Раменье.

В средних классах школы систематически проводятся полевые эколого–биологические практики, периодически – историко-искусствоведческие.

Если практика проходит в учебное время, она является обязательной и полностью согласуется и увязывается с планами и программами по всем предметам. Если ученик не может по какой-либо причине принять участие в выезде, ему оставляется дополнительное задание.

Практики во время каникул не являются обязательными, детей на них отбирают в соответствии с их желаниями, с учётом мнения и возможностей преподавателей. Программа такого выезда может составляться более свободно, но в ней сохраняются и обязательные элементы.

57

“Чем раньше начинаешь вывозить школьников на практики,
тем больше шансов получить в старших классах умело
действующее ядро группы.”
Соловки.

Пример:

Стандартные темы занятий на эколого-биологической практике:

  • зоология,
  • ботаника,
  • гидробиология,
  • ландшафтоведение,
  • ориентирование,
  • выживание в природных условиях,
  • рисование с натуры.

Помимо этого в зависимости от состава преподавателей и возможностей стационара проводятся работы или занятия по

  • палеонтологии,
  • астрономии,
  • этнографии,
  • истории,
  • минералогии,
  • гидрологии,
  • метеорологии,
  • геоморфологии,
  • краеведению.

Программа практики составляется в зависимости от местных условий. Например: мы делим класс на рабочие группы, и каждая группа занимается целый день одним предметом. В конце дня — конференция. Каждый следующий день — новый предмет. Более продвинутые школьники могут посвятить выполнению одного исследования всю практику и к концу подготовить более сложное сообщение или доклад о своих результатах (на практике можно ограничиться только краткими сообщениями, а основную конференцию с полным оформлением докладов проводить в школе). Возможен смешанный вариант, когда каждый день часть времени отводится на общие занятия (пример: ботаническая или орнитологическая экскурсия, осмотр бобровых плотин или барсучьего городища), а остальное время отводится под самостоятельные работы по группам.

 

6061

“Практики во время каникул не являются обязательными, 
детей на них отбирают в соответствии с их желаниями.” Соловки.

“Для стандартных практик лучше разработать рабочие тетради”
Архангельская область,  деревня Раменье.

Обязательным компонентом проведения практики является ведение каждым учебного полевого и личного дневника (возможно в одном блокноте). Полевой дневник проверяется, его ведение может оцениваться. Личный дневник проверяется только у маленьких и только на наличие и объём текста, но не на содержание.

Для стандартных практик лучше разработать рабочие тетради. При наличии в школе компьютерной и множительной техники создание рабочих тетрадей перестаёт быть чрезмерной нагрузкой для учителя, а во время практики и после неё готовые тетради удобны и для работы и для проверки.

 

58 59

“Первые многодневные практики лучше проводить на стационарах
с достаточно комфортными условиями”. 
Архангельская область,  деревня Раменье.

“В качестве стационара можно использовать частные дома.”
Архангельская область,  деревня Раменье.

Первые многодневные практики лучше проводить на стационарах с достаточно комфортными условиями проживания. По мере взросления детей и повышения уровня их самостоятельности можно переходить к поездкам с большей свободой выбора условий, а в старших классах отправляться в дальние поездки с полупоходным или откровенно полевым проживанием. Мы начинаем с выездов на биостанции в ближнем Подмосковье, затем следуют поездки в соседние области.

В качестве стационара можно использовать школы, детские, спортивные или туристические базы, общежития, гостиницы или кордоны при заповедниках, а при некотором опыте и просто частные дома. Дальние выезды с подготовленной группой обычно комбинированные: часть времени проходит в режиме похода, часть на стационарах (это уже может быть просто палаточный лагерь).

Чем раньше начинаешь вывозить школьников на практики, тем больше шансов получить в старших классах умело действующее ядро группы. Некоторые отказываются от предлагаемых необязательных поездок до одиннадцатого класса, а потом с удовольствием выезжают в качестве студентов, но на каждого неопытного в дальней поездке должно приходиться двое-трое опытных. Обязательные практики проходят у нас в средней школе начиная с пятого класса, но отдельные учителя начинают выезды уже с первоклассниками. Для такой группы, разумеется, составляется специальная программа и набирается взрослая команда. Программа для маленьких подразумевает частую смену деятельности и обязательное включение игровых форм.

 

В качестве примера приведём программу А.Ю. Семашко для однодневной палеонтологической практики с выездом на известняковый карьер в Домодедово (конец мая).

10.00 – выезд из Москвы на рейсовом автобусе и 1.5 км пешком

11.30 – прибыли на место – поляна напротив карьера. Я рассказываю всем о карьерах по добыче различных ископаемых, белокаменной Москве, располагавшемся здесь в каменноугольном периоде море и сообщаю правила игры и распорядок дня.

11.45 -Дети делятся на команды случайным образом с помощью жребия – в нашем случае стояла задача вырабатывать умение работать командой.
Пока взрослые организуют взаимное расположение этапов, команды собирают мусор с поляны и окрестностей – его мы унесем вместе со своим мусором в конце дня – не забудьте пластиковые мешки и рабочие перчатки!

12.00- 14.30 – Прохождение этапов – заранее устройте вертушку: команда №1 начинает с 1 этапа, команда №2 – со второго и т.д.

  • Этап №1 – «Битва разумов» - этап теоретический, судьям необходима общая биологическая подкованность и знание конкретного учебника, по которому полгода занимались дети.
  • Этап № 2 – «Полоса препятствий» – переход по бревну, форсирование «болота» по слегам, парный бег, перенос «пострадавшего», глазомерные упражнения по определению расстояний и их проверка на местности. Хорошие варианты таких заданий можно найти, например, в книге «Туристская игротека»
  • Этап №3 – «Ловцы теней прошлого» - на отвалах карьера команда собирает как можно больше различных окаменелостей или, если их невозможно изъять, их изображений на бумаге.
    Необходимы легкие молотки и зубила, препаровальные иглы или шила, тонкая бумага и мягкие карандаши для перевода на бумагу рельефов того, что не удается изъять, ну и конечно 2 спокойных судьи-наблюдателя, чтобы обойтись без отбитых пальцев.
    На этом этапе, как и на следующих, команде выдаются распечатанные листы с изображением возможных форм.
  • Этап №4 – «Глубокое погружение» - проход вдоль стен карьера, с попыткой выделить и описать различные слои. Тут надо дать детям понятие о различной твердости и текстуре пород. Этап требует жесткой дисциплины и не менее 2 взрослых, так как известняк трещиноват и местами опасен.

14.30 – 15.00 – обед

15.00 –16.00

  • Этап №5 – «Формы сохранности» - на этом этапе команды оформляют этикетки к собранным образцам фауны, мелкие формы типа сегментов стеблей морских лилий, игл морских ежей и т.п. монтируют с помощью скотча на небольших листах белого картона (как раздаточный материал для будущих поколений).
    Судьи в это время подсчитывают результаты.

16.00 – 16.30 – подведение итогов и награждение

16.45 – отбытие домой

62

Карликовая береза. Хибины.

Для многодневной практики невозможно заранее составить подробную программу заранее.

Составляются примерные программы действий по дням с учётом возможных замен и тематические программы по предметам, намечается примерный план на первые дни.

Школьники получают темы, которые должны быть подготовлены заранее, подбирается литература, которая должна быть взята с собой, и необходимое оборудование, которое нельзя добыть на месте.

Во время выезда в принципе надо быть постоянно готовыми к неожиданностям и вынужденному изменению планов, а, как известно, «каждый экспромт должен быть хорошо подготовлен заранее».

Поэтому некоторые планы окончательный вид принимают только в виде отчётов.

 

Приводим две предварительные предметные программы практики на Соловецких островах (14 дней, июнь-июль 2005 год, А.А.Прокудин):

 

63

Гребневик. Белое море.

64

Птенец кулика Камнешарки.
Белое море, Терский берег.

Эколого–географо–биологическая часть

  1. Ледниковый период
    Условия Арктики в ледниковом периоде. Пригляциальные степи. Иольдиево море.
  2. История Белого моря (образование моря). Первоначальное население Строение Белого моря
    Впадина. Горловина. Южный и северный берег. Современные условия
  3. Морская экосистема. Пелагиаль, бенталь, батиаль, абиссаль.
  4. Современная флора. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные зелёные; красные; бурые. Зостера.
  5. Литораль, сублитораль, супралитораль.
  6. Современная фауна беспозвоночные. Виды, населяющие супралитораль, литораль и сублитораль. Моллюски, черви, кишечнополостные, членистоногие.
  7. Современная фауна позвоночные. Китообразные, ластоногие. Птицы. Рыбы.
  8. Суша и её влияние на литораль.
  9. Острова. Экология островных экосистем. Млекопитающие и птицы. Проблема крупных млекопитающих.
  10. Подъём Кольского полуострова и возможные варианты будущего экосистемы.

Аутэкологическая часть, море как среда обитания

  1. Жизнь появилась в море? Жизнь появилась? Жизнь возникла? Что такое «море»?
  2. Постоянство среды в воде? Какие условия постоянны? Температура, плотность, солёность, химический состав, давление, прозрачность.
  3. Температура как экологический фактор.
    • А) Температура как лимитирующий фактор.
      • а) (Что такое температура? Верхний и нижний предел, почему они возникают.) Прямое влияние температуры на организм. Тепловодные и холодноводные организмы
      • б) Адаптации к различным температурам
    • Б) От чего зависит температура воды? Широта, время года, время суток (нагревание), течения (температура, солёность, плотность), ветер и приливно-отливные волны. Термоклин, температурная стратификация
    • В) Косвенное влияние температуры: количество кислорода, плотность
  4. Освещённость
    • а) Эвфотическая зона
    • б) Афотическая зона
  5. Солёность. Адаптации. (Осмотические процессы и адаптации у живых организмов).
  6. Грунт. Влияние различных грунтов и адаптации к существованию на различных грунтах.
  7. Влияние льдов на морские организмы.

Реализация тем шла в виде экскурсий, семинаров и практических работ (сбор и определение флоры и фауны). Значительную часть тем учащиеся готовили заранее при полном дублировании со стороны учителя.

 

В качестве примера уже выполненной программы приведём практику на стационаре в Архангельской области (А.А.Прокудин, Е.Л.Львова):

Стационар Раменье, Вельский р-н, Архангельская обл., август 2003.

65

Вид на деревню Раменье. Архангельская область.

Деревня Раменье расположена в Вельском районе Архангельской области, то есть в самой южной ее части, в трех километрах от границы с Верховажским районом Вологодской области.

Это очень живописное место. Раменье стоит на высоком берегу реки небольшой реки - Сивчуги. Ближайшая деревня находится в десяти километрах, до железной дороги около пятидесяти километров. Это хорошо изученное и очень спокойное место, местных жителей мало, всего семь жилых домов. При этом в деревне достаточно надежная связь, что обеспечивает возможность быстрого получения помощи в случае возникновения любой внештатной ситуации. Местное население доброжелательно относится к приезду московских групп. На протяжении двадцати пяти лет в Раменье работала экспедиция Проблемной биологической лаборатории МГПИ, потому окрестности хорошо обследованы, по ним есть литература, что значительно упрощает подготовку учебной работы.

Геоботанически Раменье расположено на границе двух регионов средней европейской тайги. Со стационара можно пешком добраться до любого характерного типа таежных сообществ. Там легко показать все основные типы как еловых лесов так и сосновых.

Там есть:

  • ельники - зеленомошники - черничники,
  • ельники - зеленомошники - кисличники,
  • ельники разнотравные,
  • ельники сфагновые.

Сосновые боры:

  • сосняки сфагновые,
  • сосняки - беломошники - вересковые и т.д.

Там можно увидеть также все стадии возобновления леса после вырубок и пожаров. Поблизости много различных болотных и околоводных сообществ. В окрестностях множество птиц и зверей. Хозяйственная деятельность человека ограничена. За несколько дней, проведенных в лесу, можно не встретить ни одного постороннего человека.

66

“Практика проходит в виде занятий в лесу,
экскурсий и лекций”. 
Архангельская область.

Выездная биолого-экологическая практика

Практика проходит

  • в виде занятий в лесу (экскурсий и лекций),
  • лекций и лабораторных работ на стационаре
  • и самостоятельных (проектных) работ.

Для проведения лабораторных работ использовалось привезенное с собой оборудование, вплоть до бинокуляров.

Основные темы лекционных, экскурсионных и лабораторных занятий

  1. Ботаника:
    1. Одноклеточные водоросли пресных водоемов
    2. Мохообразные:
      • Печеночники,
      • Бриевые мхи,
      • Сфагновые мхи
    3. Папоротникообразные:
      • Плауны,
      • Хвощи,
      • Папоротники
    4. Голосеменные: Хвойные
    5. Покрытосеменные: основные семейства цветковых растений средней тайги
    6. Грибы низшие
    7. Грибы высшие
    8. Лишайники
  2. Зоология Беспозвоночных:
    1. Простейшие
    2. Насекомые леса
    3. Насекомые с водными личинками
    4. Водные беспозвоночные
  3. Зоология Позвоночных:
    1. Пресноводные рыбы тайги
    2. Рептилии и амфибии тайги
    3. Птицы средней европейской тайги
    4. Млекопитающие средней европейской тайги
    5. Следовая деятельность птиц и зверей
  4. Экология
    1. Экосистема средней европейской тайги и ее роль в биосфере
    2. Типы леса средней европейской тайги
    3. Типы болот и болотные экосистемы
    4. Экосистема реки и приречные сообщества
  5. Культура и история
    1. Крестьянский быт XIX-XX века
    2. История и культура русского севера

Основной темой, которая проходила лейтмотивом через все занятия, была следовая деятельность зверей и роль, которую в сообществах средней тайги играют позвоночные животные.

67

“Практика проходит в виде занятий и
лабораторных работ на стационаре”.
Архангельская область.

Самостоятельная научно-исследовательская деятельность школьников

В ходе выезда учащиеся были поделены на три группы. Каждая группа разрабатывала во главе со студентом самостоятельный проект. В ходе поездки собирался материал, который прошел предварительную обработку прямо на месте. В конце поездки была проведена конференция, в ходе которой прошла защита проектов.

Темы проектов:

  1. Влияние бобров на окружающий ландшафт.
  2. Влияние барсуков на окружающий ландшафт.
  3. Река Сивчуга и ее население

1 Влияние бобров на окружающий ландшафт

В окрестностях стационара до нынешнего года было известно несколько поселений бобров, как на самой реке, так и на ее левом притоке (Никитин ручей, приблизительно 4 километра к северу от деревни). Во время работы предыдущей школьной экспедиции в Раменье, летом 2000 года, система плотин и нор на Никитином ручье была подробно отснята на фото и видео, что позволило в этом году проделать сравнительный анализ состояния ручья и окружающей его растительности.

В 2003 году обнаружить свежие следы пребывания бобров на Никитином ручье не удалось, плотины были прорваны, система прудов прекратила свое существование, норы оказались отрытыми и обвалились, что позволило увидеть и измерить то, что было скрыто от глаз, например ширину и глубину нор, отнорки и камеры и т.д.

Сравнение состояния долины ручья позволило выдвинуть гипотезы о влиянии бобровой колонии на растительность и характер ландшафта в целом.

Вторым объектом изучения при выполнении данной проектной работы стала новая плотина, заложенная бобрами в этом году вверх по течению реки на самой Сивчуге (3,5 километра к югу от стационара).

В ходе выполнения "Бобрового проекта" школьники обследовали значительный участок реки и двух впадающих в нее ручьев, зафиксированы многочисленные следы жизнедеятельности бобров (погрызы, пни, тропы, каналы, сваленные стволы и т.д.).

68

“Влияние барсуков на окружающий ландшафт. “ -
тема работы учащихся.

2 Влияние барсуков на окружающий ландшафт.

В ближайших окрестностях стационара до настоящего года было известно три барсучьих городища, одно из которых (в Лисьем бору) существует не менее ста лет, одно имеет возраст около тридцати лет и свежее - менее пяти лет (оба - на берегу Сивчуги, вверх по течению).

В ходе проведения практики нами были найдены два новых участка обитания барсуков - у Каменного ручья и у Раменского болота, однако обнаружить там норы не удалось.

Наличие на территории работ разновозрастных городищ позволило провести наглядное сравнение изменения растительного сообщества под воздействием барсуков.

Данный проект имеет еще один сравнительный аспект: в июне 2003 года аналогичная работа выполнялась шестыми классами нашей школы на территории Воронежского заповедника. Такой параллелизм позволяет сравнить средообразующую деятельность барсуков в разных частях ареала (расстояние между точками около полутора тысяч километров).

69

“Река Сивчуга и ее население.” -
тема работы учащихся.

3 Река Сивчуга и ее население.

Данный проект является вспомогательным с точки зрения "бобрового", но имеет и самостоятельное значение, так как дети многократно выполняли аналогичные работы под руководством специалистов на реке Клязьме на биостанции "Экосистема". В ходе выполнения работы было проведено сравнение флоры и фауны, различных по гидрологическому режиму участков Сивчуги. Этот проект имел также важное методическое значение, так как в ходе его выполнения были заготовлены многочисленные оцифрованные видео и фотоматериалы для использования в ходе уроков в школе.

Работа над проектами продолжалась в школе. Окончательное оформление закончилось к концу ноября, к общешкольной "Конференции полевых практик". Сделан учебный фильм и доклады по проектам.

В ходе проведения практики был случайно пойман редкий экземпляр: молодая особь Сибирского углозуба. Это загадочная амфибия из отряда Хвостатых, ведущая скрытный образ жизни и малоизученная. Ареал углозуба на европейской части страны имеет островной характер и недостаточно изучен. Сведения о находке переданы в Зоологический музей МГУ.

Игровая деятельность

Выездная работа неизбежно сопряжена с бытовыми и психологическими проблемами как для детей, так и для педагогов. Для улучшения психологической атмосферы во время выездов со школьниками среднего возраста мы традиционно применяем ролевые игры. В этой поездке мы разрабатывали игру "Академия ксенобиологии", в которой все взрослые, студенты и школьники имели определенные роли. Взрослые были распределены по факультетам Ксенобиологии, Толерантности и Аудио-Видеоинформации. Данная игра представляется перспективной, и ее сценарная проработка может быть продолжена в следующих выездах.

Вторая игра - "Раменье - TV" возникла параллельно и была сначала полностью детской. Школьники сами писали сценарии телевизионных передач и играли все роли. Затем в "передачах" приняли участие учителя, потом были подготовлены и чисто учительские программы.

7071

“Игра - "Раменье-TV" возникла по инициативе школьников, они сами писали сценарии
телевизионных передач и играли все роли.” 
Архангельская область, деревня Раменье.

На протяжении всей экспедиции ежедневно выпускалась стенгазета, которую после поездки можно посмотреть в кабинете класса.

Наглядные результаты практики

  1. По материалам поездки создан фильм для родителей. Премьера прошла на родительском собрании.
  2. В классном кабинете вывешена фотовыставка экспедиции.
  3. В кабинете биологии открыта персональная фотовыставка учащегося 8 класса Васи Сысоева.
  4. Учебные фильмы были смонтированы школьниками и предложены вместе с докладами по проектам на общешкольной конференции (их можно посмотреть в разделе «Детские работы»).

Основным результатом практики мы считаем формирование в 8 классе рабочей группы и выделение костяка группы, который оказался готов к более дальним и сложным выездам (Соловки, Кольский п-ов, Камчатка). В 8 классе мы уже имели учащихся, способных выезжать на будущий год с 5 классами в качестве старших групп (легионеров).


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016