Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ЭКСПЕДИЦИИ 57 ШКОЛЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:


В дорогу Маршруты Экспедиции Практики Экскурсии Походы

Работа команды

Возможности любого человека ограничены и для успешного проведения ответственного дела обычно необходима командная работа.

Если вы по своему характеру или в силу обстоятельств одиночка (учитель типа «сотрудник спецназа»), этот раздел вам не требуется.

Содержание:

24

“Распределение среди детей учебного материала,
помощь и контроль подготовки и т.д. легче
распределить, если среди руководителей есть
несколько специалистов.” А.Ю.Семaшко
(учитель биологии) в археологической экспедиции.

Основное противоречие работы в команде во время школьного выезда – многие проблемы должны решаться одновременно, требуя способности принимать самостоятельные решения при общей согласованности действий.

Команда, способная эффективно работать в поле, складывается годами, а развалиться может за минуты.

Если вы харизматическая личность и любой член команды знает ваш способ решения проблем, то вы работаете как единое целое, где вы всегда правы, а остальные – виноваты.

В противном случае приходится постоянно согласовывать позиции.

В экстремальных условиях необходимо вводить правило экипажа, где обсуждение может быть общим, если есть время, но решение принимается единолично и обязательно для выполнения всеми.

Разбирательства в таких случаях остаются "на потом".

В группе должны быть также установлены твёрдые представления о порядке замены руководителя в его отсутствие. Обычно мы ещё и распределяем обязанности, выделяя каждому руководителю его сектор ответственности.

 

23

«Программа поездки может
заметно измениться от присутствия
в команде ещё одного специалиста».
С.В.Волков (учитель литературы)
на биологической практике в Крыму.

Составление программы.
Программа поездки может заметно измениться от присутствия в команде ещё одного специалиста.

Когда стало известно, что во время полевой эколого-биологической практики в Крыму к группе присоединится учитель литературы, мы перекроили всю программу и сделали практику эколого-биолого-литературной.

Распределение среди детей учебного материала, помощь и контроль подготовки и т.д. лучше распределить, если среди руководителей есть несколько специалистов.

Составление и утверждение у администрации школы списка участников (директор школы несёт персональную юридическую ответственность за всё происходящее), внесение поездки в школьную книгу приказов.

 

25

А.И.Петроквский – руководитель
археологической экспедиции.
Археологческая база. Херсонес.

Сбор и оформление необходимых документов в достаточном количестве копий (если вы едете на поезде, см. Приобретение билетов).
Минимальный список документов:

  • Оформленный приказ по школе (№, число) о проведении похода, экскурсии, практики, экспедиции (минимум два экземпляра, а для погранзоны лучше три).
  • Заверенный школьной печатью и подписью директора или его заместителя список группы с паспортными данными - на две копии больше, чем приказов.
  • Паспорта либо свидетельства о рождении каждого.
  • Полисы медицинского страхования  на каждого.

При возможности любой физической нагрузки – поход, дальняя практика или экспедиция – у каждого должны быть медицинские справки.

Составление сметы и работа с бухгалтерией.

  • С самого начала при решении любых финансовых проблем необходимо поддерживать контакты с бухгалтерией.
  • До получения денег надо твёрдо понимать, каким образом вы будете за них отчитываться.
  • Составьте себе полный перечень документов, которые вы обязаны предоставить.
  • Формы отчётности со временем меняются и зависят от способа  финансирования поездки.

 

26

“Для составления раскладки требуется
программа, которая пишет сразу меню с
количеством требуемых продуктов на одного
и позволяет учесть количество людей и дней”.
Архангельская область. Студентка за работой.

Раскладка и список продуктов.

Питание детей, даже если это старшеклассники, – очень ответственное дело.

Покупка продуктов в супермаркетах не обязательно даёт полную гарантию качества, а привлечение профессиональных поваров из столовой – гарантию честности.

Лучше всего, наверное, иметь с собой врача и повара, но …

  • Существует множество туристических клубов, которые давно разработали программы для расчёта продуктов в соответствии с нормами потребления.
  • Вы находите такую программу в интернете (периодически их вывешивают на туристических сайтах) либо связываетесь с ближайшими к вам клубами.
  • Вас интересует программа, которая пишет сразу меню с количеством требуемых продуктов на одного и позволяет учесть количество людей и дней.
  • Таким образом, вы получаете грубую схему.
  • Дальше эта схема может уточняться.
  • Выгоднее всего сразу перепаковать продукты на каждую еду каждого дня с самостоятельным приготовлением пищи по максимуму.
  • В противном случае вы вынуждены каждый день решать, сколько и чего сейчас сыпать в котёл, и это постоянная головная боль.
  • Если вы не лимитированы весом, расчёты всегда делаются по максимуму.
  • Если по ходу маршрута много магазинов, а у вас много денег, можно позволить себе некоторую небрежность при планировании питания.

В противном случае составление раскладки требует очень высокой квалификации исполнителя.

 

27

“При  проживании в палаточном лагере важно помнить, что
бытовые проблемы не должны остаться основным
воспоминанием”.

Архангельская область.

Недоедание для подростков недопустимо, это преступление.

В сочетании с физическими нагрузками это особо тяжкое преступление.

Экстримом надо заниматься самостоятельно и в личное время.

  • Раскладка делается отдельно для «ходовых» дней, когда основное приготовление пищи ложится на утро и вечер, а днём готовятся короткие перекусы и для дней с нормальными стоянками, на базе или в палаточном лагере.
  • Городские дни вычитаются из срока поездки, но мы всегда закладываем один лишний день.
  • Если потом произойдут изменения, проще перекинуть продукты с одного дня на другой, чем всё решать заново.
  • Приобретение продуктов мы обычно разделяем на покупки, которые делаем дома и везём расфасованными, и то, что закупаем на месте (например хлеб).
  • Баланс между тем и другим полностью зависит от программы поездки, имеющихся средств, цен, сложностей транспортировки и возможностей местной торговли.

Подготовка кострового и кухонного оборудования.
Подготовка оборудования для лагеря.

При организации поездки, связанной с пешим передвижением по многодневному маршруту или проживанием в палаточном лагере важно помнить, что бытовые проблемы не должны остаться основным воспоминанием.

Сначала оборудование приходится просить на время или брать напрокат, но при постоянных поездках невозможно обойтись без собственного оборудования.

  • Собственно для лагеря удобно иметь палатки в необходимом количестве и тенты для дождливой погоды. Костровой тент (небольшой, вешается возле костра) нужен, чтобы дежурные могли нормально приготовить еду в дождливую погоду. Лагерный тент больше, необходим для занятий и совместной еды.
  • Приспособления для ремонта палаток, пропитка.
  • Колышки и верёвки берутся с запасом, всё заранее проверяется и ремонтируется.

За подготовку каждого предмета назначаются ответственные, они же проверяют состояние и упаковывают оборудование по окончании использования.

  • Для окапывания палаток берётся сапёрная лопатка.
  • Топоры должны быть надёжно насажены, если они на топорищах, и безопасно упакованы (режущая кромка закрывается плотным чехлом, их надо проверить, при нужде поточить и обернуть). Помните, топор – предмет повышенной опасности!
  • Пилы лучше иметь разные, в том числе пилу-цепь с компактно свёртываемым полотном.
  •  Для приготовления еды удобно иметь таганок (размер зависит от количества канов), в некоторых поездках возможны подвески для канов; сами каны (количество зависит от способа перемещения груза: когда не лимитируется вес, мы берём четыре).
  • Костровые перчатки и «хваталки»; половники; губки и средства для мытья посуды; кухонные ножи; разделочные доски, «скатерть».
  • Средства для разведения костра (специальные спички, сухое горючее и т.д. в водонепроницаемой упаковке). Горные переходы, где нет топлива, требуют примусов или газовых баллонов со специализированными насадками (перевозить горючее и пожароопасные предметы в общественном транспорте запрещено, подумайте, где их можно приобрести непосредственно перед маршрутом).
  • Запасные упаковочные материалы – полиэтиленовые мешки и пакеты.
  • Стиральные средства.

Кухонное оборудование, в том числе топоры, пилы и ножи лучше тщательно упаковать вместе и уложить в каны.

28

«Подготовка учебного и научного
оборудования полностью зависит
от программы».
Работа в Археологической
экспедиции, Херсонес.

Подготовка учебного и научного оборудования.
Полностью зависит от программы. Мы стараемся максимально использовать оборудование, которое можно достать на месте – в учебных и исследовательских центрах, научных отделах заповедников. Обычно оборудование составляет отдельную упаковку в грузе.

Проверка наличия индивидуального имущества.

При подготовке каждому участнику надо выдать список вещей, которые он берёт с собой.

Если в группе есть новички, наличие и качество вещей проверяется индивидуально.

Когда вы имеете дело с новыми людьми, вы должны быть готовы к любым неожиданностям.

Часто встречающиеся проблемы у новичков:

  • Родители собирают всё сами, школьник не знает своих вещей.
  • Вещей гораздо больше, чем человек способен унести.
  • Нет крайне необходимых предметов, потому что родители считают, что без них можно обойтись.
  • Нет средств для покупки одежды или оборудования. Один из самых опасных для школы мотивов отказа от поездок, способный породить длительные психологические последствия. Требует крайнего такта при решении. Каждое решение индивидуально, у ребёнка не должно возникать чувство ущербности с одной стороны и развиться иждивенчество с другой. Если родители одного из детей оказывают помощь, то у их ребёнка может возникнуть чувство превосходства. Если в детской группе выстраивается иерархия по имущественному признаку, то о воспитании можно забыть.

Если вы летите на самолёте, надо учесть, что при посадке на самолёт школьная группа проходит такой же досмотр, как все остальные. Значит, порядок прохождения группой контроля надо продумать заранее. Любые предметы, которые могут вызвать подозрение, лучше оставлять близко к поверхности. Например, на охотничьи ножи надо иметь документы и не паковать их слишком глубоко, их проверяют.

Аптека.

Идеальный случай, если у вас с собой врач.

Если врача нет, при собирании аптечки лучше посоветоваться с опытными специалистами.

Обязательная часть:

  • Перевязочные материалы (бинт, марля, жгут, пластырь, эластичные сетки и т.д.).
  • Средства от ожогов.
  • Обезболивающие.
  • Желудочно-кишечные (сорбенты, ферменты и т.д.).
  • Дезинфекция для ран (зелёнка, календула и т.д.).
  • Средства от травм (арника, йод, диакарб, свинцовая примочка и т.д.); эластичный бинт, наколенники, голеностопы.
  • Мазь Вишневского
  • Глюконат кальция
  • Аскорбиновая кислота
  • Антигистаминные препараты
  • Антибиотики

С родителями каждого ребёнка обязательно проговорите о его заболеваниях, переносимости препаратов, аллергических реакциях и индивидуальных лекарствах (в некоторых семьях пользуются антибиотиками, а другие употребляют исключительно гомеопатию).

Приобретение билетов.

Приобретение железнодорожных билетов для школьной группы происходит не по упрощённой, а по чрезвычайно усложнённой схеме, а правила приобретения билетов постоянно меняются.

В первую очередь это связано с борьбой между железной дорогой и туристическими компаниями, которые прежде нередко отправляли детские группы без надёжного сопровождения, что породило многочисленные происшествия.

Человек, затративший на приобретение билетов один рабочий день, может поздравить себя с большим везением, особенно если поездка приходится на активный сезон отпусков.

На самой железной дороге периодически проходят проверки, и нам приходилось попадать (например на линии Котлас – Москва) под инспекции значительно более строгие, чем контроль при пересечении государственной границы с Украиной.

Летом на северных направлениях школьные группы зачастую отслеживаются транспортной милицией на всём протяжении маршрута.

Надо ли объяснять, в каком состоянии должна быть вся документация.

Специально в железнодорожные кассы для передвижения в одну сторону требуется как минимум:

  • Заявка от школы с банковскими реквизитами установленного образца (образец часто меняется, его надо заранее, но не слишком, получить в кассе.)
  • Три экземпляра списка группы, заверенные подписью директора и школьной печатью, лучше на бланке школы. В списке помимо ФИО указывается дата рождения и номер паспорта или свидетельства о рождении.
  • Ксерокопия документа о медицинском сопровождении (один из старших в группе должен иметь свидетельство об окончании курсов по оказанию срочной медицинской помощи либо среднего специального или высшего медицинского образования).

При пересечении государственной границы обязательно надо иметь нотариально заверенную доверенность от обоих родителей, при отсутствии одного из родителей – копию документа, подтверждающего отсутствие одного из родителей; при наличии опёки – подтверждающие документы.

При заказах автобуса таких сложностей нет, но надо проверить наличие лицензии на право перевозки детской группы.

Постоянные переговоры с принимаюшими вас людьми и организациями, если таковые имеются.

Если вы один раз договорились с кем бы то ни было и не находитесь в контакте, значит, вы ни с кем не договаривались.

Интернет значительно сократил время, которое уходит на поддержание контактов.

Помните, что существует разница в ритме и темпе жизни в населённых пунктах разного типа.

29

Инструктаж групы на месте проведения практики. Соловки

Проведение собрания группы и (или) родительского собрания.

Если у вас уже пройдена предварительная стадия подготовки, то распространять информацию удобнее всего на собрании, где можно сообщить её одновременно всем.

Неподготовленное собрание ничего кроме вреда не приносит.

В любом случае вы должны убедиться, что информация дошла до каждого члена группы и до каждого значимого из родителей (принимающего решения) в полном объёме.

Надо хорошо понимать особенности семей участников поездки.

Собрание только часть предварительной работы с группой.

Большая часть подготовки всё равно индивидуальна.

Нередко случается, что родители принимают на себя часть подготовки и организации выезда.

Доверительные отношения с родителями учеников не являются строго обязательными, но очень способствуют успеху.

 

Проведение тренировок.

Подготовка группы к дальним выездам, как уже говорилось, занимает не один год и тем результативней, чем раньше она начинается.

В каждой поездке часть времени уходит на тренировки, рассчитанные на будущее.

Главная подготовка – психологическая (постепенное усложнение условий проживания и проведения занятий), но физическая тренировка тоже значима.

30 31 32

“Подготовка группы к дальним выездам, занимает не один год и тем результативней, чем раньше она начинается.”
Подмосковье, верёвочные курсы.

В некоторых случаях всё равно требуются непосредственные тренировки:

  • Пройти пробный маршрут и проверить одежду, обувь, лагерное и костровое оборудование.
  • Потренироваться, хотя бы в школьном дворе (даже коридоре) в постановке и свёртывании лагеря (каждый должен уметь устанавливать и правильно складывать как минимум свою палатку).
  • Потренироваться в разведении костра.

 

3334

Подведение итогов поездки,  вернисаж детских работ. Соловки.

Выпуск газеты. Архангельская область, деревня Раменье.

Продумать подготовку отчёта.

Прежде чем уехать, вы должны представлять себе все виды отчётов, которые требуется сдать по возвращении.

Как минимум это

  • финансовый отчёт,
  • отчёт перед администрацией школы,
  • методический отчёт,

если необходимо –

  • научный отчёт
  • и доклады на различных конференциях,
  • публикация работ,

Наиболее важный отчёт – внутренний.

  • Подведение итогов поездки, обсуждение и оценка собственной работы между всеми участвовавшими руководителями.
  • Осмысливание собственных действий и выявление ошибок.
  • Обсуждение перспектив.

 

35

Подведение итогов поездки.
Вручение дипломов “Академии толерантности.”
Архангельская область,  деревня Раменье.

Продумать форму проведения итоговых мероприятий.

Каждая поездка должна иметь логическое завершение. Это может быть:

  • Просто «гусятник» - вечер с просмотром фотографий и видеосюжетов.
  • Выставка детских работ (рисунков, фотографий и т.д.).
  • Выпуск газеты.
  • Проведение конференции.
  • Создание фильмов или CD дисков с последующим общим просмотром.

Сделайте всё, выберите что-то одно по вкусу или придумайте своё.

 


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016