Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

ПОЛЕВАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

<<< Отбор участников экспедиции | Содержание | Специальная подготовка руководителей >>>

I. ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ

Специальная подготовка учащихся — участников экспедиции

Специальная подготовка проводится по трем разделам:

  • А. Теоретическая подготовка к экспедиции.
  • Б. Практические занятия на местности.
  • В. Подготовка личного снаряжения участников.

А. Теоретическая подготовка к экспедиции

Содержание и объем программы подготовки зависит от целей экспедиции, ее общей направленности, места базирования и опыта участников.

В программу обучения желательно включать следующие вопросы:

  • содержание деятельности экспедиции;
  • знакомство с районом работы экспедиции;
  • особенности долговременного автономного существования на природе;
  • правила поведения и техники безопасности в пути следования, в базовом лагере, во время радиальных выходов;
  • организация экспедиционного быта и питания в лагере;
  • подготовка общественного и личного снаряжения;
  • соблюдение норм санитарии и правила оказания первой доврачебной помощи;
  • правила противопожарной безопасности.

В качестве примера приводим ускоренную, рассчитанную на 3 месяца занятий, Программу подготовки участников экспедиции ТЭЭ, проводимой Магаданским городским молодежным туристским центром (см. Приложение).

Б. Практические занятия

1. Занятия на местности:

  • организация и проведение похода;
  • основы ориентирования;
  • основные приемы скалолазания (в случае, если в районе предстоящих работ отсутствуют скалы и крутые склоны, этот раздел можно опустить);
  • организация полевого бивака.

2. Занятия в помещении:

  • подготовка экспедиционного снаряжения;
  • подготовка продуктов питания для экспедиции;
  • туристские узлы и их применение в экспедиционной практике.

По окончании периода подготовки необходимо провести тренировочный 2-3-хдневный поход, основными задачами которого являются упражнения по передвижению с полной выкладкой и практическая организация полевого бивака с приготовлением питания. Для многих школьников это будет первый в их жизни поход с довольно длительными переходами. Во время похода руководители получат возможность оценить будущих экспедиционников в деле, смогут окончательно определиться в распределении ребят по экспедиционным группам. Главная цель такого походаформирование экспедиционного коллектива.

В. Подготовка личного снаряжения участников

Учитывая, что в полевой жизни потребуется снаряжение и обмундирование, часто не применяемое в повседневной жизни и отсутствующее у школьника, списки личного снаряжения должны быть выданы детям как можно раньше, чтобы хватило времени на его подготовку. В случае, если планируется участие в экспедиции всего состава кружка или класса, список снаряжения нужно выдать сразу после составления списка участников. Если экспедиция сборная, список выдается после зачисления школьника кандидатом на участие. При этом руководителю в обязательном порядке необходимо довести до школьников контрольные сроки готовности снаряжения: промежуточные проверки и предотъездный смотр личного снаряжения.

Периодичность промежуточных проверок зависит от отрезка времени, остающегося до отъезда в поле. Руководитель должен иметь список участников с перечнем личного снаряжения, в котором отмечается их готовность на момент проверки. При этом необходимо выяснить, какое снаряжение школьники не могут достать, составить отдельный список и контролировать его изменение.

Если у руководства есть возможность выдать недостающее личное снаряжение, его необходимо выдать за неделю до общего смотра снаряжения — с тем, чтобы участники, в случае необходимости, могли его починить или подогнать под себя.

Список личного снаряжения может несколько варьировать в зависимости от времени, места проведения экспедиции и ее целей. Мы приводим список для участников туристско-экологической экспедиции, проводимой в горно-таежной местности, продолжительностью 30 дней.

  • 1. Рюкзак (большой!)
  • 2. Большой полиэтиленовый мешок — вкладыш в рюкзак (подходит вкладыш в бочки для засолки рыбы).
  • 3. Спальный мешок
  • 4. Коврик туристский.
  • 5. Сапоги резиновые до колен; для юношей — болотники. (Болотные сапоги также необходимы тем, кто будет заниматься научными программами, связанными с работой в воде.)
  • 6. Ботинки для походов.
  • 7. Кроссовки, кеды (сменная бивачная обувь).
  • 8. Стельки в ботинки и сапоги (из пенки, войлочные, но не меховые и не картонные!).
  • 9. Носки шерстяные — 2 пары
  • 10. Носки х/б — 3 пары
  • 11. Штормовка (ветровка с капюшоном)
  • 12. Теплая куртка
  • 13. Свитер
  • 14. Рубашка или футболка — 2 (рубашка предпочтительнее, т.к. быстрее сохнет и имеет воротник, что предохраняет шею от солнечных ожогов).
  • 15. Накидка от дождя или большой кусок полиэтиленовой пленки.
  • 16. Брюки из плотной ткани (брезентовые, джинсы и т.п.)
  • 17. Брюки запасные
  • 18. Брюки — трико
  • 19. Шапочка вязаная шерстяная.
  • 20. Головной убор от солнца (наилучший вариант — солдатская панама).
  • 21. Белье х/б — 2 комплекта
  • 22. Купальный костюм
  • 23. Полотенце
  • 24. Верхонки (брезентовые рукавицы — для хозяйственных работ и для тренировок).
  • 25. Кружка, миска, 2 ложки (все в пакете)
  • 26. Умывальные принадлежности
  • 27. Нож складной
  • 28. Платок носовой — 2
  • 29. Булавки английские большие — 10
  • 30. Пакеты полиэтиленовые расходные — 10
  • 31. Тетрадь, карандаш, ручка.
  • 32. Спички в герметической упаковке (входят в состав личного аварийного набора)
  • 33. Репеллент от комаров
  • 34. Личные медикаменты (входят в состав личного аварийного набора, — для тех школьников, кому, в силу особенностей их организма, необходимы лекарства, не входящие в экспедиционную аптечку).
  • 35. Туалетная бумага
  • 36. Нитки, иголки
  • 37. Очки солнцезащитные
  • 38. Очки оптические запасные (для тех, кто носит их постоянно)
  • 39. Личные научные инструменты (в случае выполнения научной программы)
  • 40. Книга для чтения.

В зависимости от целей экспедиции, в список можно добавить личный компас, часы, фонарь.

Дополнительно могут быть взяты: игры (кроме карт), музыкальные инструменты и спортивные принадлежности. Если предполагается, что школьники будут совершать частые походы в зоне леса, желательно, чтобы каждый имел защитные пластиковые очки — для защиты глаз от веток, поскольку при движении в густых зарослях ольховника или стланика невозможно придержать каждую ветку. Защитные очки потребуются и в случае, если программой экспедиции предусмотрены работы геологического профиля.

Компас лучше брать типа “Азимут”; не обладая высокой точностью, он имеет важнейший элемент индивидуального аварийного набора — зеркало, которое можно использовать для аварийной сигнализации и для самоосмотра в случае травмы лица (попробуйте без посторонней помощи извлечь соринку из глаза!). Если планируются занятия по ориентированию, следует брать дополнительно жидкостные компаса.

Одежда участника экспедиции должна быть яркой! В последние годы на смену унылым брезентовым штормовкам и брюкам пришла новая напасть — всевозможные маскировочные костюмы и комбинезоны. Человека, одетого в такой костюм и лежащего без сознания где-нибудь в траве или среди кустов, найти не просто. При несчастном случае дополнительное время, затраченное на поиски “замаскированного”, окажется первейшим фактором риска. Поэтому одна из главных функций, которую должна выполнять одежда юного экспедиционника — демаскирующая. Если нет возможности достать яркую цветную верхнюю одежду, на “маскировочный” костюм надо нашить хорошо заметные демаскирующие элементы.

Модные нынче разгрузочные жилеты в условиях экспедиции малопригодны. Огромное количество карманов “заставляет” школьников набивать их часто ненужными вещами, а потом долго вспоминать, где лежит действительно нужный предмет. Многочисленные раздутые карманы и подвесные карабинчики цепляются за каждую ветку при движении по лесу. Кроме того, приходится точно регулировать распределение веса предметов в таком жилете; в противном случае возникают неудобства при движении. И, главное, носить рюкзак поверх разгрузочного жилета очень трудно.

В процессе подготовки снаряжения руководитель должен неоднократно повторять, что экспедиционная одежда должна быть не модной и престижной, а практичной и удобной.

В списке указаны только самые необходимые вещи; однако их вполне хватает, к примеру, чтобы полностью переодеться в случае падения в воду.

Обычно у ребят возникает желание взять что-либо дополнительно. В разумных пределах это можно разрешить. Однако сразу необходимо определить и довести до сведения участников, какие предметы брать нельзя; их необходимо определить, исходя из конкретных целей экспедиции и условий её проведения. К примеру, в любом случае не стоит брать спортивные снаряды, могущие в неумелых руках нанести травму; особенно это относится к принадлежностям для единоборств.

Отдельно следует сказать о ножах. На наш взгляд, недопустимо использование школьниками в качестве личных никаких других ножей, кроме складных. Обычно школьники (особенно мальчики) стараются брать ножи типа охотничьих и как можно больших размеров. Руководителю экспедиции следует помнить, что рано или поздно, но непременно у ребят возникнет желание похвастаться ножом перед товарищами, поиграть с ним или покидать такой нож “в цель”. При этом весьма велик риск травмы (что, кстати, неоднократно отмечалось в детском туризме). Кроме всего прочего, при метании ножа его можно просто сломать. На возражение школьника “ Я свой нож никогда кидать не буду!”, руководитель должен заметить, что, при случае, этот нож покидает кто-либо другой (поскольку не свой — не жалко).

Велик также соблазн использовать большой нож в качестве мачете, к примеру, для рубки веток. При этом даже среди взрослых часты опасные травмы рук. К тому же, рукоятки охотничьих ножей рассчитаны совсем не на кисть подростка; да и не все необходимые в походной жизни операции школьник этим ножом сможет выполнить.

И уж совсем недопустимо брать большие ножи типа хозяйственных — в карман его не положишь, а при переноске в рюкзаке он может стать причиной опаснейшей травмы. Обычно рукоятка таких ножей не отграничена от лезвия упором: возможно проскальзывание руки по ножу вплоть до лезвия с соответствующим глубоким порезом пальцев.

(В последнее время в продаже появились целые “агрегаты”, совмещающие в себе функции ножа, топора, лопатки и ряд других. Такие приспособления громоздки, тяжелы и рассчитаны на применение специалистами по выживанию. На наш взгляд, пусть ими пользуется тот, кто их изобрел!)

Некоторые школьники, опасаясь потерять складной нож, привязывают его к поясу шнурком длиной до метра. Это допустимо только при нахождении в лагере. В то же время, при движении по тайге, особенно при спуске по достаточно крутому залесенному склону, шнур непременно за что-нибудь зацепится, что может вызвать падение и травму. Поэтому лучше всего хранить нож в закрытом на “молнию” кармане. Нельзя также разрешать школьникам носить нож на шнурке на шее!

Личная посуда, на первый взгляд, никак не связана с вопросами безопасности. Однако утрата (в результате неправильного подбора) миски или ложки может сказаться на эмоциональном состоянии участника, когда ему придется ждать, пока его товарищи поедят, чтобы получить освободившуюся посуду. (Еще раз напомним, что в условиях долговременной автономной экспедиции необходимо учитывать каждую мелочь). Поэтому нельзя брать миски из жесткой пластмассы — их можно легко поломать, из мягкой пластмассы (полиэтилен) — такая миска сгорит, оказавшись поблизости от костра. Кроме того, полиэтиленовые миски при наливании в них горячего “размягчаются”, не держат постоянную форму, в результате чего отмечались ожоги дежурных горячим супом, ухой и т.п.

Многие школьники берут деревянные ложки. Помимо того, что эти ложки не удобны в обращении, они легко ломаются и сгорают. Мы рекомендуем брать по две металлических ложки, так как половина школьников одну ложку непременно потеряет.

Обычно школьников пугает размер и вес упакованного согласно списку рюкзака и количество взятых по списку вещей. Руководитель должен сразу оговорить, что все эти вещи одновременно носить не придётся, так как для каждого конкретного вида деятельности в экспедиции — похода, экскурсии, тренировки, выполнения научных наблюдений и т.п. — потребуется только часть вещей.

Процесс подготовки личных вещей заканчивается общим смотром снаряжения. На наш взгляд, его нужно проводить обязательно! Некоторые руководители считают, что достаточно дать школьнику список личных вещей; если же он чего и забудет — это его проблемы.

Подобная точка зрения не только ошибочно, но и преступна! В экспедиции нет отдельных индивидуумов, есть единый коллектив (иначе экспедиция попросту развалится), и проблемы одного неизбежно становятся проблемами всех. К школьной экспедиции это относится вдвойне.

Поэтому за два дня до отъезда в “поле” все участники обязаны принести полностью собранные рюкзаки со всем своим снаряжением в пункт сбора всего экспедиционного имущества (школа, турцентр, клуб и т.д.). Дома остается только то снаряжение, которое будет на школьниках в момент отъезда. Руководители групп должны проверить все рюкзаки на предмет соответствия их содержимого заранее выданным спискам (каждый проверяет свою группу).

Школьникам необходимо сказать дополнительно, что смотр проводится не в поисках запрещенных вещей, а с целью обеспечения безопасности экспедиции. В случае, если в рюкзаке не окажется какой-либо вещи из списка или какая-либо вещь окажется не соответствующей по качеству, руководитель составляет список недостающего и вручает его копию школьнику, с тем, чтобы на следующий день эти вещи были принесены. При этом рюкзаки остаются на месте сбора и домой не выдаются.

Планируя подобный смотр руководитель должен помнить: до четверти ребят что-нибудь да забудут!

Нельзя назначать смотр рюкзаков либо какое-нибудь другое подготовительное мероприятие на последний день перед отъездом — этот день дети должны проводить в своих семьях.

Отъезд участников необходимо проводить только централизовано от места сбора рюкзаков и прочего снаряжения!

<<< Отбор участников экспедиции | Содержание | Специальная подготовка руководителей >>>

 




Другие страницы раздела "Образовательные программы":



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016