Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ШКОЛА ДИКОЙ ПРИРОДЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Общая информация о Школе Дикой Природы

Школе Дикой Природы - 10 лет !

Марина Ванюшкина, 2005

10 лет в дикой природе

10 лет администрация Новочебоксарска проводит в Присурском заповеднике Школу дикой природы. Сюда приезжают уже подготовленные ребята – не каждый сможет прожить три недели в лесу. Тем более, что выживание в походных условиях в окружении комаров – не главная задача. Самое важное – показать ребятам, как правильно готовить и оформлять научные работы, ведь каждый выпускник школы – это потенциальный ученый-биолог.

- За 10 лет через Школу прошло 600 человек, - рассказывает начальник отдела экологической безопасности Новочебоксарска Андрей Ширшов, - 10 из них стали профессиональными биологами, остальные – просто хорошие люди. Все выходцы Школы дикой природы уверенно поступают в ВУЗы: несколько человек попали в МГУ, кое-кто поехал в аспирантуру за рубеж, на биофак в Чувашии наши поступают с легкостью и защищают лучшие дипломы.

Заварил всю эту кашу Ганецкий Игорь Всеволодович в далеком 1994 году вместе с Андреем Викторовичем Ширшовым. Тогда Школы дикой природы проводились по всей стране, а теперь наша Школа – единственная в стране. На самом деле не просто организовать ребят, подготовить их к жизни в походных условиях, привезти в лес, опекать и кормить. Но в Новочебоксарске это не проблема. За ребятами зорко следят: на каждого куратора приходится по двое подопечных. Некоторые кураторы – студенты, выходцы Школы дикой природы, а некоторые подопечные – дети кураторов и основателей. В общем, все в природе взаимосвязано.

Дети леса не боятся

- В лесу заблудиться нельзя, - рассказывает Ширшов Андрей Викторович, - Если все время идти прямо, рано или поздно выйдете на дорогу. Мой личный рецепт: намечаю себе три дерева в ряд и иду вдоль них по прямой. Дохожу до второго дерева, выбираю третье и так далее. Наши леса поделены на километровые квадраты, по их периметру продолжены дороги. Если с собой есть карта и компас – не заблудитесь. А вот по мху на деревьях ориентироваться нельзя. Попробуйте, зайдите в чащу и посмотрите, с какой стороны у дерева мха больше? Ни с какой. Но ребята, которые прошли Школу дикой природы, не заблудятся, потому что мы учим их всегда находить дорогу домой. На первой Школе, правда, случился прецедент. Потерялся московский мальчик – не пришел к ужину. Было это зимой. Кураторы запаслись фонарями и отправились в лес на поиски. Один из них заметил огонек и пошел навстречу… Как оказалось, мальчик, возвращаясь в лагерь, заблудился. Заметив, что стемнело, он не стал паниковать и решил переждать ночь в лесу, а утром найти дорогу. Паренек все сделал правильно: наломал сухостоя, развел костер, устроил себе шалаш, даже ботинки сушить поставил, тут и инструкторы подошли. А так дети у нас одни в лес не ходят, только с куратором.

Проблемы у наших подопечных не возникают. Самый опасный зверь в лесу – это человек. Мы этому ребят и учим. Школа проходит в самый безопасный период. Медведь в это время спокойно ест малину в лесу и человека не трогает, к лосям опасно подходить во время гона, но он прошел, кабаны опасны, когда выращивают потомство, а это будет только осенью. Лагерь тревожат только местные жители, и иногда коровы.

И все-таки Школа

Юннаты провели три недели на берегу Суры в палаточном лагере. Здесь мало свободного времени – нужно сделать и защитить свою научную работу, пройти лекции, пообщаться с друзьями, наконец, позагорать и поиграть. А еще есть и свои дела, 17-летний Андрей Львов, например, готовится к поездке на Алтай и, лазая на лагерном альпинарии, выделывает такие штуки, от которых у взрослых кружится голова. Подъем на 3000 метров ему не страшен.

Здесь четкий распорядок В 7.30 подъем, в 9.00 – завтрак, до обеда сбор материалов для научно-практических работ, после обеда лекции. В 20.00 ужин, а потом и отдыхать можно.

- Мы тут играем, загораем, у кого конечно время свободное есть, - говорит 13-летний Рома Андреев, автор работ по коршунам, - перед Школой дикой природы я год готовился, постоянно ходил в походы, наблюдал за хищными птицами и ласточками и один раз видел, как ласточки собрались вместе и погнали хищника.

Эксперты школы дикой природы говорят, что это редкое явление и даже посоветовали мальчику в будущем написать об этом статью. Сами ребята относятся к своим работам серьезно. Вот бы студентам поучиться у них.

Кандидаты в науку

У нас принято считать, что научную работу делает либо студент в очках, либо профессор с бородой. В Школе дикой природы наукой занимаются даже третьеклашки. Доклады, которые делают ребята, соответствуют 3-4 курсу биофака, а их результаты можно использовать и в министерстве природных ресурсов. Одна из участниц работала над темой естественной возобновляемости дубрав. Для этого девочка пересчитала, перемерила и проверила сотни дубов на площади в несколько гектаров. А ведь она даже еще не студентка!

Ребят учат, как правильно делать научную работу: четко сформулировать цель, поставить задачи, собрать материал, проанализировать и сделать выводы строго по заданной тематике. Здесь не отписываются, ученики знают свою тему досконально.

После школы организаторы устроили научно-практическую конференцию. Если во время занятий у ребят не было времени узнать, чем занимаются их собратья по палаткам, то теперь они забрасывали вопросами каждый доклад. Известно ли вам, какова средняя длина чувашского ужа, чем отличается зарастание озера от заболачивания, сколько раз ласточка залетает в нору за день? А им известно.

Ради своих докладов ребята часами просиживали у муравейников, лазали по озерам, собирая водную растительность, замеряли величину и форму берегов Суры, лазали на обрыв наблюдать за ласточками, ловили и считали птиц, ящериц и ужей, а потом отпускали их на волю. Многие работы были новаторскими, например, растительность озер Присурского заповедника изучалась впервые.

Наукой занимались не только ученики, но и их кураторы. В этом году они решили сделать доклад на тему «Наиболее частые позывы, издаваемые юннатами во время Школы дикой природы». Как оказалось, самые популярные: «ааа..», «ооо…», «ууу…», и «Наталья Юрьевнааа!..». Если серьезно, Ольга Александровна Калашникова обнаружила в заповеднике гнездо орлана белохвоста. Эта птица водится в Чувашии, но найти гнездо – это большая редкость. А сама находка – серьезная тема для научной статьи.

Байки ветеранов

Ганецкий Игорь Всеволодович – почетный гость Школы дикой природы, а в свое время был организатором. В последний вечер школы дикой природы он рассказал ребятам, с чего все началось.

Первый лагерь состоялся в 1992 году в Новгородской области. И надо сказать, это был первый лагерь в истории цивилизации школ дикой природы. Тогда мы привезли в лагерь тридцать детей, сели друг перед другом и назвали все это педсоветом. Стали думать, что делать дальше с детьми, они ж нас съедят. И решили, а пусть они занимаются исследовательскими работами. Все было как сейчас.

Нам такая работа понравилась, и когда мы вернулись в Москву, то решили превратить Школу в программу. В 1994 году нас поддержал фонд Сороса. В тот же год мы начали сотрудничать с Новочебоксарскими коллегами, причем тоже довольно странно – с местным организатором Ширшовым Андреем Викторовичем, я познакомился совершенно случайно на берегу Черного моря. А в 1995 году мы уже провели первую совместную школу. Потом Андрей Викторович подхватил флаг и теперь благодаря всему этому вы, ребята, попали на десятую юбилейную школу. Она направила жизни многих ребят. Вот, например, был у нас Саша Шариков - теперь он кандидат биологических наук, причем как ему показали в Школе сов, так он совами до сих пор и занимается. Для меня лично это началось вот уже 13 лет назад. Это часть моей жизни, надо сказать, не самая плохая часть. И я благодарен за то, что мне позволили эту часть так прожить.

Награды

Новочебоксарская администрация позаботилась о том, чтобы у каждого ученика осталась гордость от участия в Школе дикой природы. Каждый получил свидетельство об окончании, футболку, значок и общую фотографию на память. Ну и, чтобы жизнь сладкой казалась, – сок и фрукты. Победителям конференции вручили завидные призы. Саша Палагина получила настоящий походный рюкзак за работу по зарастанию озер. Спальники и книжки достались Баранову Сергею (он исследовал вторичную сукцессию лугов) и Лаврову Андрею за его монументальный труд по муравьям. Шеверталов Степан получил жилетку и пенку за изучение русловых форм рельефа. Даже для кураторов нашлись памятные подарки да общий на всех сервиз. По отдельности кофейники, маленькие голубые чашечки ничего не значат, а вот вместе да еще с большим электрическим чайником они украсят любую компанию и всегда напомнят о десятой юбилейной школе.


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016