ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ШКОЛА ДИКОЙ ПРИРОДЫ >>> РАБОТА В ПРИРОДЕ

РАБОТА В ДИКОЙ ПРИРОДЕ

<<< Методика работы на площадках | Содержание | Количественные учеты беспозвоночных >>>

Фотографирование насекомых

Фотографирование насекомых долгое время считалось привилегией специалистов-энтомологов и фотографов-анималистов, как и любая съемка, требующая специального оборудования. Кроме того, во многих пособиях по фотографии рекомендовалось снимать насекомых в лабораторных условиях, имитируя по своему разумению среду обитания в аквариуме и снимая подмороженное в холодильнике или приморенное эфиром насекомое. При такой съемке можно добиться идеальных по технике исполнения снимков, но, во-первых, так можно получить в лучшем случае портрет животного, естественного поведения от приморенного насекомого не добиться. Во-вторых, и эти портреты чаще всего получаются неестественными и неубедительными, поскольку очень трудно, воспроизводя фон и позу насекомого, достойно копировать природу, да и копия всегда хуже оригинала. В-третьих, снимать животных в природе просто интересней.

Научиться качественно снимать насекомых в дикой природе не так уж сложно, хотя это и потребует овладения некоторыми специальными приемами съемки и приобретения приспособлений. И то и другое не выходит за рамки возможностей большинства натуралистов.

Фотоаппарат давно уже перестал быть экзотикой, а в руках путешественников и натуралистов стал привычным и необходимым инструментом. Выбор камеры полностью определяется надеждами, которые вы на нее возлагаете: снимать пейзажи и общие планы в принципе можно любым аппаратом, но для съемки насекомых шкальные и дальномерные фотоаппараты решительно не годятся. Только однообъективные зеркальные аппараты, у которых в видоискателе видно все поле будущего кадра, позволяют оценить, что же, собственно, вы снимаете. Широко распространенные в нашей стране «Зениты» подходят полностью, и лучше всего неавтоматические камеры с прыгающей диафрагмой, на сверхкоротких дистанциях съемки автоматика часто подводит. Не всегда удобны видоискатели; в некоторых моделях есть приспособления для облегчения наводки на резкость (растр или систему оптических клиньев), и при фотосъемке крупным планом или с телеобъективом они выглядят темным пятном, занимающим центральную часть поля видоискателя.

Обычно фотоаппараты комплектуются «штатными» объективами с фокусным расстоянием 50-55 мм, которые позволяют снимать с расстояния в 50-60 см. На снимке, сделанном с такого расстояния, часто не удается даже найти изображение насекомого: оно будет слишком мелким, не более 1% от поля снимка, и совершенно потеряется.

Приемлемым можно считать снимок, на котором изображение животного занимает не меньше четверти площади изображения, для чего съемку ведут с более близкого расстояния, а резкого изображения обычно добиваются, увеличивая длину оправы объектива. Проще всего это сделать, ввинчивая между камерой и объективом одно или несколько удлинительных колец (в комплекте их три, разной длины). «Штатный» объектив с кольцами позволяет снимать с 35-20 см, получая изображения насекомых почти в натуральную величину.

Кольца «съедают» свет, поэтому, снимая с кольцами, нужно увеличивать на 1-2 ступени выдержку или открывать диафрагму, и чем длиннее кольцо, тем больше должно быть увеличение выдержки или отверстие. В прилагаемой к кольцам инструкции есть таблица пересчета выдержки и диафрагмы, но пользоваться ею в поле трудно, особенно при съемке живых объектов — пока вы высчитываете по таблице параметры съемки, ваш объект успевает исчезнуть. При некотором опыте все поправки делаются на глаз, а для надежности лучше делать «вилку»: снять кадр с теми параметрами, которые вам кажутся верными, и по кадру с небольшими отклонениями в сторону недодержки и передержки. Тогда по крайней мере один из трех снимков будет неплохим. «Вилкой», кстати, полезно пользоваться при любой съемке. Если же пленки мало и ее приходится экономить, можно подстраховаться одним дублем — с передержкой, если пленка черно-белая, и с недодержкой, если цветная обратимая.

Если камера и объектив у вас с «прыгающей» диафрагмой, то и удлинительные кольца нужно подыскать с толкателем, позволяющим сохранить автоматическое управление диафрагмой.

С кольцами можно работать с любым объективом. При съемке пугливых насекомых, к которым подобраться на 25-30 см трудно, хорошо использовать объективы с фокусным расстоянием 80-135 мм или даже телеобъективы, в сочетании с кольцами ими можно снимать крупным планом с нескольких метров.

Удобнее всего для фотографирования насекомых специальный макрообъектив. Им можно пользоваться как обычным «штатным» объективом, имея его на аппарате постоянно, и в случае необходимости сразу перейти к съемке крупным планом, ничего не перевинчивая и не изменяя. Не нужно также делать поправок выдержки и диафрагмы, им удобно кадрировать снимок: при использовании колец масштаб изменяется скачком, в зависимости от длины кольца, а с макрообъективом это можно делать плавно. Для «Зенитов» такой объектив существует, называется он «Волна-70», но, к сожалению, на нем нет автоматической диафрагмы.

Некоторые насекомые «умеют» великолепно маскироваться, либо полностью сливаясь с окружающим фоном, либо имитируя какой-нибудь несъедобный для хищников объект. Труднее всего при съемке таких насекомых обнаружить их на фоне окружающей среды. Обычно они настолько уверены в своей маскировке, что не двигаясь выдерживают съемку с очень близкого расстояния.

При съемке насекомых обязательно возникают проблемы с освещением. Многие насекомые предпочитают держаться в таких местах, где снимать при естественном освещении почти невозможно. Очень хорошие снимки, независимо от освещения, можно получить, используя ИФО — импульсный фотоосветитель, или вспышку. Съемка со вспышкой помимо независимости от освещенности дает еще ряд преимуществ — можно прикрыть диафрагму и увеличить глубину резкости, можно снимать активно двигающихся насекомых (даже летающих), не нужно особенно озабочиваться выбором фона. Вспышка должна быть, конечно, с автономным питанием и не очень мощной, иначе будет трудно снимать с близкого расстояния. Свет вспышки можно смягчить, прикрыв ее одним-двумя слоями марли и увеличив на ступень значение диафрагмы.

Очень интересно, используя ящик со стеклянным дном и открытым верхом, снимать водных беспозвоночных. Никакой аквариум не заменит естественной среды, а снимать насекомых в природе очень увлекательно и совсем не так уж сложно.

Если у Вас есть наглядная, познавательная и полезная для коллег информация по организации экспедиционной и исследовательской работы детей в природе - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты ее размещения на нашем сайте!