Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ШКОЛА ДИКОЙ ПРИРОДЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Общая информация о Школе Дикой Природы

"Школа Дикой Природы": педагогическая концепция и содержание проекта

О.В. Глушенков

Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка в любой отрасли знаний безусловно является одним из стимулов для развития его стремления к постоянному самосовершенствованию. До недавнего времени практически не существовало возможности создать условия для полевых исследований детей в области зоологии, ботаники и экологии. Вывозили детей для занятий в природу единичные кружки, стимулируемые, как правило, личным энтузиазмом руководителя, которые имели небольшие возможности для контактов друг с другом.

Очевидно, что дать интересующемуся природой ребенку полноценные знания о животном и растительном мире, а так же о многих других, более глубоких, аспектах зоологии и экологии, ограничивая его контакты с природой обучением в пыльных аудиториях, невозможно. Такую возможность дают экспедиции, но в них дети, как правило, выполняют научную работу, и эти работы являются коллективными, выполненными по заказам других организаций (например, заповедников). Однако, эта интересная и нужная форма деятельности не всегда позволяет каждому отдельному члену кружка получать полные знания, например по всему спектру полевых исследований в биологии, и, кроме того, требует серьезной предварительной подготовки учащихся - в экспедиции практически некогда учиться, это уже серьезная и ответственная работа.

Многие известные нам (и наши в том числе) детские объединения решают эту проблему с помощью специальной организации учебного процесса: это теоретические занятия, учебные выезды и экскурсии (при которой дети получают знания по интересующим их вопросам во время, свободное от школьных занятий).

Главной особенностью в осуществлении собственно образовательного процесса является активно использование методов практической экологии, в которых, в свою очередь превалируют исследовательские формы работы - помимо традиционных способов передачи знаний от преподавателя к ученику (лекция, семинар, учебная экскурсия) активно используются ситуации, когда ученик сам в результате проведенных им исследований приходит к каким-то понятиям и определениям. Преподаватель в этом случае выступает более как руководитель и мастер-наставник, чем как просто носитель и передатчик информации. Доля такой формы активности учащихся составляет примерно 70% от общего учебного времени и реализуется в виде выездов в природу в выходные дни, экспедиций и выездных школ во время каникул.

Но развитие кружков и объединений происходит вяло, если они оказываются изолированы, если затруднен обмен опытом, да и энтузиазм руководителя, как и сам руководитель, не вечны. Кроме этого, существуют молодые кружки и молодые руководители, которые без системы обмена опытом и подготовки обречены на "изобретение велосипедов" и "наступание на грабли".

Мы попытались сделать что-то для решения этой проблемы и, обладая достаточным кадровым и методическим потенциалом, разработали и привели в действие программу экологического воспитания "Школа Дикой Природы".

Программа, которую мы представляем вашему вниманию, является рабочей с 1992 года, когда при материальной поддержке Московской городской станции юных натуралистов, была проведена первая летняя полевая Школа Дикой Природы для московских школьников, занимающихся в биологических кружках. Эта школа проходила в Новгородской области в окрестностях деревни Слугино в июне-июле и длилась месяц. Следует отметить, что главная особенность организации учебного процесса на наших школах была сформулирована с первого раза. Ею стали индивидуальные самостоятельные исследовательские работы детей под руководством инструкторов.

Осенью того же года мы провели Школу Дикой Природы во время школьных каникул (ноябрь) на базе национального парка "Смоленское Поозерье" при поддержке смоленского педагогического института и центра "Экопол" .

С того момента было решено проводить полевые школы два раза в год в уже испытанные сроки, так как начало лета и середина осени во-первых являются очень интересными и показательными сезонами для проведения полевых экологических исследований, а так же совпадают со школьными каникулами. С тех пор было проведено уже 20 школ, и география их значительно расширилась: это различные точки Подмосковья, Чувашия, Марий Эл, Карелия.

Решаемые Школами задачи многообразны: от ознакомления с представителями флоры и фауны и проведения детьми больших развернутых исследований по особенностям биологии и экологии отдельных видов до развития умений и навыков, связанных с организацией быта в полевых условиях (оборудование лагеря, приготовление пищи) и психологической адаптации в небольшой группе (умение бесконфликтно общаться как с инструкторами, так и с другими учащимися и др.).

Главная же цель, которую мы ставим перед собой при проведении школ - решение задач экологического воспитания посредством обращения к методам и приемам практической экологии, исследовательской деятельности в дикой природе.

Детей для участия в школах организационный комитет приглашает из числа учеников известных ему объединений, работающих с детьми, увлеченными биологией (кружки, биологические школы и др.) Многолетние связи имеются с клубом "Бемби" (г.Обнинск).

В настоящее время действует полноценное отделения программы только в Новочебоксарске.

Более десяти детских объединений из разных регионов России заинтересовались нашей работой и подтвердили готовность к сотрудничеству, что в идеале приведет к сети региональных отделений программы. Мы также приглашаем ребят для обучения из всех регионов России и ближнего зарубежья на конкурсной основе.

Инструкторский состав формируется из руководителей выездных кружков и научных работников (сотрудники МГУ, Зоологического музея, МПГУ, ЧГПУ, ЧГУ, ЦТДиЮ г. Новочебоксарска). Кроме того, приглашаются студенты для работы в качестве стажеров. Основной состав инструкторов мало изменился с 1992 года. Сплоченность наша объясняется тем, что практически все педагоги, работающие в настоящее время по программе Школа Дикой Природы, являются выпускниками биолого-химического и географического факультетов Московского педагогического института (ныне университета), Чувашского государственного педагогического университета. Связи с вузами не прерваны, нам оказывается постоянная кадровая и методическая поддержка.

Итак, базовой частью программы является полевая школа. На методике организации работ хотелось бы остановиться подробнее. Летние школы организуются как палаточный лагерь на 40-50 человек. Срок проведения работ - 20 дней - месяц. Для осенних и зимних школ мы стараемся арендовать отапливаемые помещения. Сроки работ осенью-зимой меньше-10-12 дней. Естественно, что за относительно короткое время собрать материал и выполнить работу, имеющую большую научную ценность и стопроцентную достоверность трудно, но так как вся деятельность имеет обучающий характер, нам важным кажется то, что каждый участник школы проходит весь путь полевого исследования: постановка проблемы, сбор фактов, обработка результатов и вывод.

Первые два дня бывают посвящены ознакомительным экскурсиям. Их цели:
-познакомить ребят с географией места работ,
-выявить область их научных интересов,
-помочь выбрать соответствующие объекты будущего исследования, определить проблему, которую предполагается решить в результате исследования.
-сформулировать темы работ (они в некотором минимальном наборе бывают предложены инструкторами при подготовке Школы) в соответствии с местными условиями.

Каждый участник выбирает тему и под руководством куратора (инструктора) приступает к сбору полевого материала. Некоторые методики (такие как хронометрирование при изучении кормового поведения птиц, тропление синичьих стай и некоторые другие) очень трудоемки для одного человека. Поэтому такие работы выполняются, как правило, микрогруппами по 2-3 человека. Иногда одна и та же тема выполняется несколькими учениками, но индивидуально.

Роль куратора (инструктора) заключается в том, что он предлагает методику выполнения работ, следит за сбором и обработкой материалов. Обычно каждый куратор имеет 2-3 "подопечные" работы.

Главная проблема для нас, кураторов, при проведении "Школ" заключается в том, что набор тем изначально нам неизвестен, и мы должны быть готовы обеспечить и методически, и инструментально практически любую тему и направленность работы, выбранную участниками. Это требует очень серьезной подготовки инструментария, библиотеки "Школы" и поистине энциклопедических знаний и умений от инструкторов. Но при самостоятельном выборе темы участник Школы до конца работы ощущает ответственность за свою работу - он выбрал ее сам, он сам увидел интересную проблему и сам хочет ее решить. Во время работ учащиеся не замыкаются лишь на своем объекте исследования. Постоянно общаясь между собой и со всеми инструкторами, они получают представление о работе во всех областях. Этой же цели служат лекции, ежедневно читаемые нами в вечерние часы. В конце "Школы" каждый участник должен доложить свою работу на итоговой конференции. Мы считаем эту часть работы очень важной, и в первую очередь из-за мощного воспитательного момента - ребенок получает возможность опубликовать свою работу, защитить свои взгляды на решаемую проблему. Мы же на итоговой конференции получаем возможность увидеть результаты работы участников и их кураторов, оценить их, сделать какие-то поправки на будущее.

Лучшие работы награждаются призами, и дипломами, все участники – свидетельствами. И, когда наконец работы окончены и результаты их оглашены, дети получают возможность увидеть район исследований, общий для всех, на совершенно другом - комплексном уровне понимания. Так, в Новгородской области практически все работы проходили в пойме реки Редья. Здесь была разбита учетная площадка и площадка для кольцевания, описана энтомофауна, снят геоботанический профиль, проводились работы по изучению территориальности у птиц с использованием цветного мечения, картировалось перемещение млекопитающих по следам. По итогам конференций готовятся сборники исследовательских работ, которые мы готовим к выпуску после каждой Школы.

В целом программа "Школа Дикой Природы" не ограничивается проведением выездных школ, а включает и другие образовательные и просветительские проекты. Программа рассчитана на работу не только с детьми, чей интерес к биологии, экологии, географии близок к профессиональному, целью программы является подготовка социально активных и профессионально подготовленных людей, чья настоящая и последующая деятельность может оказывать влияние на отношение человеческого общества к живой природе, что приведет, в свою очередь к созданию новой социокультурной Среды.


Список статей, посвященных проблемам экологического образования школьников в природе:

Полевые практикумы:

Экологические лагеря:

Экологические экскурсии:

Исследовательская работа (проектная деятельность):

Юннатское движение:

Опыт детских экологических коллективов и юннатских кружков:

Методические материалы МГСЮН/МДЭБЦ:


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

Не забывайте, что публикации в Интернете приравниваются к публикациям в СМИ!


В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016