Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


От редакции: В этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт ( с 1994 года) экологического центра «Экосистема» из Подмосковья (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов для школьников 5-10 классов.

В предыдущих номерах были опубликованы вводные главы из книги директора Центра, кандидата биологических наук Александра Сергеевича Боголюбова «Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум», в которых автор обсуждал особенности «натуралистического» подхода в экологическом образовании детей, основные направления развития экологического образования в России и за рубежом, а в последнем номере – цели и задачи программы организации полевого практикума.

В этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги, описывающие общую структуру полевого практикума, а также задачи первой подпрограммы практикума «Экологический ликбез».

Очень надеемся, что данная серия публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

Учебная деятельность школьников в природе: полевой практикум «Экологический ликбез»

Александр Сергеевич Боголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Экосистема" 

Общая структура полевого экологического практикума

Публикуемая в журнале программа организации полевых экологических практикумов для школьников включает в себя два блока, рассчитанных на разные возрастные группы учащихся: программа «Экологический ликбез» - для учащихся 5-7 классов и программа «Эколог-исследователь» - для учащихся 8-10 классов. Данные программы являются взаимосвязанными, но каждая из них, при этом, может быть использована по отдельности.

Первая программа, названная нами «Экологический ликбез», представляет собой алгоритм организации и проведения краткосрочных сезонных (на 3 дня в каждый сезон) общеознакомительных экологических практикумов или отдельных экскурсий, призванных познакомить школьников с основными природными объектами (животными, растениями, географическими объектами) в окрестностях их места жительства.

Данная программа рассчитана на учителей-предметников, обладающих общебиологическими знаниями и имеющих хотя бы небольшой опыт обнаружения, определения и описания объектов в природе.

Перечень тем, объектов и проблем, раскрываемых в процессе проведения практикумов (экскурсий), рассчитан, при этом, на школьников 5-7 классов, не имеющих никакого опыта и практических знаний о природе своей местности (к сожалению, к этой категории относятся 99,9% учащихся).

Программа «Экологический ликбез» является первой ступенью для освоения более сложной и рассчитанной на старших школьников программы «Эколог-исследователь», однако может использоваться и в качестве самостоятельной программы по ознакомлению с природой своей местности.

Вторая программа «Эколог-исследователь» является продолжением первой и рассчитана на школьников 8-10 классов, прошедших курс обучения по программе «Экологический ликбез».

Ее сутью является самостоятельное углубленное изучение учащимися тех объектов, поверхностное знакомство с которыми было осуществлено в процессе прохождения первой программы.

Самостоятельное исследование позволяет школьникам более глубоко познакомиться с изучаемыми объектами, освоить основные простейшие методики исследования природы, «почувствовать вкус» к самостоятельному интеллектуальному творчеству. Совместная работа в небольших группах позволяет также выработать навыки коллективного творчества, а итоговая «научно-исследовательская» конференция развивает способности представления своих достижений перед аудиторией.

Структурно, описание каждой из программ построено следующим (сходным) образом.

Вначале даются общие сведения о задачах данной программы, ее месте в общем объеме знаний в курсе естественнонаучного образования. Далее рассматриваются общие вопросы организации занятий.

Основная содержательная часть программы «Экологический ликбез» представляет собой краткое (программное) изложение основных тем при проведении экскурсий и полевых занятий в природе. При этом для удобства пользования тематики сгруппированы по предметам (объектам изучения) – география («ландшафтоведение»), ботаника, зоология, водная экология. Внутри предметов идет разбиение по сезонам года - осень, зима, весна, лето.

Основная содержательная часть программы «Эколог-исследователь» построена по другому принципу. Все методики распределены по сезонам года, а внутри сезонов идет подразделение на «исследовательские тематики», т.е. приводятся конкретные задания (темы) самостоятельной исследовательской работы школьников. Каждое задание (тема) включает в себя введение в проблему, описание алгоритма организации полевой работы группы детей, методику полевой работы и обработки результатов, а также рекомендации по надлежащему оформлению результатов. По большинству тем снят учебно-методический фильм, в котором показаны непосредственные способы работы с детьми в природе – начиная с вводной лекции и кончая выступлением на конференции (приобрести учебные фильмы можно на сайте экологического центра «Экосистема» www.ecosystema.ru).

Апробация программы

Программа в ее нынешнем виде формировалась постепенно, а предпосылками к ее созданию были: 1) многолетний опыт работы авторов в сфере дополнительного (внешкольного) образования, 2) наличие преподавателей - профессиональных ученых-биологов, экологов и географов, 3) пробудившийся и резко возрастающий интерес школ (школьных учителей и администрации) к преподаванию ясной и понятной детям экологии, «живой» биологии и «реальной» географии

Программа, изложенная в данной серии публикаций, реализуется авторским коллективом Ассоциации «Экосистема» с 1995 года. К этому времени преподавателями «Экосистемы» уже был накоплен значительный опыт работы с юными натуралистами-экологами, приезжавшими на тематические учебно-методические мероприятия для школьников и педагогов дополнительного образования из российских регионов.

Учебные занятия проходили, в основном, по таким популярным в системе дополнительного образования эколого-биологического профиля разделам биологии, как ботаника, геоботаника, орнитология, гидробиология, экологический мониторинг. В то же время, полностью отсутствовали такие важные, с точки зрения комплексного подхода к изучению экосистем, направления полевых исследований, как почвоведение, геология, геоморфология, картография, териология (изучение млекопитающих), герпетология (изучение амфибий и рептилий), энтомология, многие разделы биологического мониторинга.

Обращение к нам в 1994-95 гг. ряда московских школ с предложением провести комплексные экологические практикумы побудили нас начать разработку программы комплексного изучения экосистем. За период с 1994 по 1998 гг. программа сформировалась в ее нынешнем виде и реализуется последние 10 лет почти без изменений.

Одновременно с формированием содержательной части программы отрабатывались и организационные основы проведения полевых экологических практикумов для учащихся общеобразовательных школ.

Наличие полевого стационара, находящегося в Подмосковье в уникальном в экологическом отношении уголке почти нетронутой природы, позволило постепенно отрабатывать технологию приема больших групп детей для проведения 3-4-х дневных практикумов.

Начав с небольшого дома в лесу на 20 человек без относительных удобств и возможностей, стационар «Экосистема» развился к 2000 году в достаточно полноценную базу (учебный центр), способный принять до 50 человек, со своей столовой, кухней, учебными лабораториями, оснащенными оборудованием и компьютерами, библиотекой, конюшней, спортплощадками и т.п.

Опыт именно этой практической работы, включающей в себя целый комплекс сведений и материалов как интеллектуального, так и организационного порядка, мы и передаем для всеобщего использования в виде данной серии публикаций.

Учебная деятельность школьников в природе: полевой практикум «Экологический ликбез»
(начальная ступень, 5-7 классы)

Задачи практикума «Экологический ликбез»

Как указывалось выше, программа организации полевого экологического практикума, изложенная в данной серии публикаций, состоит из двух основных разделов (двух различных этапов, ступеней): программы «Экологический ликбез» и программы «Эколог-исследователь».

Первая программа, описываемая в данной статье, является начальным этапом в изучении детьми природы и служит для их ознакомления с основными и наиболее простыми и распространенными объектами дикой природы, а также азами исследовательской работы в природе. Практикум «Экологический ликбез» является, по своей сути, формой учебной деятельности в природе, т.е. занимаясь по этой программе, дети изучают природу относительно пассивно, с помощью преподавателей, читающих лекции и проводящих учебные полевые занятия (в основном, в форме экскурсий). Поэтому данная программа называется «Учебная деятельность школьников в природе».

Вторая программа – «Эколог-исследователь», - принципиально отличается от первой и представляет собой программу самостоятельного изучения природы детьми, с использованием методик исследовательской работы в природе. Поэтому она называется «Исследовательская деятельность школьников в природе». Программа «Эколог-исследователь» рассчитана на детей, прошедших полный курс в рамках программы «Экологический ликбез».

В данной статье описывается программа «Экологический ликбез», т.е. обсуждается технология организации учебного полевого практикума. Программа «Эколог-исследователь» будет описана в следующих публикациях данной серии.

В связи с вышеизложенным, задачами практикума «Экологический ликбез» являются:

1) первоначальное ознакомление учащихся с разнообразием природы - с рельефом, почвой, растениями, животными, жизнью в водной среде;

2) ознакомление учащихся с взаимосвязями живой и неживой природы и взаимоотношениями организмов в сообществах;

3) ознакомление учащихся с сезонными изменениями, происходящими в природе, и способами их описания;

4) ознакомление учащихся с простейшими и наиболее распространенными формами и методиками полевой исследовательской работы.

В связи с тем, что время, отводимое на такого рода «нестандартную» учебную деятельность, всегда ограничено, а разнообразие природы и возможности ее изучения практически безграничны, основной упор в рамках данной программы делается на ознакомление детей с наиболее распространенными и наглядными объектами и закономерностями жизни природы - как в наземной, так и в водной средах.

Важно отметить, что вышеперечисленные задачи должны подвести учащихся ко второму этапу ознакомления с «реальной жизнью» - самостоятельному изучению природы по программе «Эколог-исследователь». Только в этом случае, т.е. при сочетании этих двух форм ознакомления с природой – «пассивной» учебной и «активной» исследовательской – будет достигнут реальный результат – школьники начнут понимать и «чувствовать» Природу не как абстрактный удаленный объект, а как свой Дом!

Общая структура практикума

Полевой практикум «Экологический ликбез» включает в себя серию учебных занятий, распределенных по четырем предметам, четырем сезонам года и трем годам обучения (см. тематическое планирование в конце статьи).

В рамках программы «Экологический ликбез» предполагается проведение четырех сезонных выездов учащихся в природу на 3 дня каждый - один (желательно - первый) осенью, один - зимой, один - весной и один - летом. Выезды на практику могут быть как «растянуты» в течение трех лет (в период обучения в 5-7 классах включительно), так и сосредоточены в течение одного учебного года (при необходимости).

Занятия в рамках данной программы включают четыре предмета – ландшафтоведение, ботанику, зоологию и водную экологию. На ландшафтоведение и водную экологию отводится по одному дню занятий в каждый из сезонных выездов, а ботанику и зоологию целесообразно объединить в один предмет. Таким образом, каждый из учащихся проходит все четыре предмета в течение одного 3-х-дневного выезда на практику - осенью, зимой, весной и летом.

Тематики занятий на сезонных выездах построены таким образом, чтобы:

во-первых - начать занятия с начала учебного года,

во-вторых - начать с более простых для изучения объектов и методик исследования,

в-третьих - оптимально использовать возможности, «предоставляемые природой» для ее изучения в разные сезоны, т.е. максимально использовать различия в жизни природы в разные сезоны года для их показа детям.

Кроме того, тематики занятий распределены по сезонам года таким образом, чтобы распределить получаемые учащимися знания и навыки максимально равномерно во времени.

Каждый очередной выезд на практику включает в себя краткое повторение материала, пройденного на предыдущей практике (около 10% от имеющегося времени), и освоение нового материала - ознакомление с новыми объектами, с новыми биотопами, с новыми (соответствующими сезону) аспектами жизни природы и с новыми методиками исследовательской работы. Наиболее сложные для усвоения методики исследовательской работы повторяются из сезона в сезон на новых объектах или при другой фенологической ситуации.

Формы организации занятий

Основная форма организации занятий в рамках программы «Экологический ликбез» - экскурсии: в среднем по сезонам они занимают примерно 50 % учебного времени. Кроме этого предусматриваются лабораторные занятия (30 %), краткие лекции (5-10 %) и зачет по пройденному материалу (5-10 % общего лимита времени)(см. тематический план).

Вся работа на экологическом практикуме ведется в учебных группах примерно по 8-12 человек (т.е. класс делится на 2-4 равные части).

Расписание занятий составляется таким образом, чтобы каждая группа в течение отведенного на выезд времени (3 дня) прошла все тематики в полном объеме (по 1 дню) и сдала отчет по каждому предмету. Состав групп каждый день постоянен - меняются тематики занятий и преподаватели.

В приведенной ниже таблице представлен образец составления графика занятий для одного класса (30 чел.) на одном сезонном выезде. В данном примере сезонный практикум длится 3 дня и включает 4 предмета (ботаника и зоология при этом объединены) - по целому дню каждый:

№ группы

1 день

2 день

3 день

1

ЛНД

ВОД

БОТ/ЗОО

2

БОТ/ЗОО

ЛНД

ВОД

3

ВОД

БОТ/ЗОО

ЛНД

Сокращения: ЛНД – ландшафтоведение, БОТ/ЗОО – ботаника и зоология, ВОД - водная экология.

Структура занятия по всем предметам примерно одинакова.

Начинается оно с вводной лекции (30-60 мин), которую преподаватель читает либо в помещении базы (учебного центра), либо на природе - в зависимости от погодных условий и состава даваемого материала. В тех случаях, когда для теоретического занятия нужна доска (чаще всего) - лекция читается в помещении (содержание лекционных занятий по предметам и сезонам года приводится ниже, в разделе «Содержание сезонных практикумов»).

Следующим после вводной лекции (и основным) этапом полевого практикума являются полевые занятия, которые по большинству предметов проводятся в первой половине дня и включают в себя экскурсию и/или практическую работу.

Экскурсия – это форма полевого занятия, на котором (в нашем понимании) главную роль играет преподаватель (учитель), а дети обучаются относительно «пассивно», т.е. слушают, наблюдают и фиксируют полученные знания.

При проведении экскурсии преподаватель применяет два основных метода обучения: словесный метод - рассказ, беседа, дискуссия, и наглядный метод – показ природных объектов.

План экскурсии разрабатывается заранее в зависимости от сезона года и тематик, даваемых на экскурсии (содержание экскурсионных занятий по сезонам года приводятся ниже). Продолжительность и протяженность полевой экскурсии также зависит от предмета, сезона года и погодных условий. «Ботанико-зоологические» экскурсии обычно длятся дольше (3-5 часов). Они более протяженные и иногда проводятся ранним утром и даже ночью (весной и летом). Экскурсии по ландшафтоведению и водной экологии обычно короче, связаны, в основном с необходимостью посещения тех или иных объектов на местности и/или отбором проб и заканчиваются обычно перед обедом (в середине дня).

Практическая работа – это выполнение практических заданий, направленных на получение новых знаний, умений, навыков или на закрепление ранее изученного материала. С нашей точки зрения это более активная и эффективная форма обучения, нежели экскурсия.

Наиболее активно практическая работа применяется на таких предметах, как ландшафтоведение и водная экология, в меньшей степени она применяется на занятиях по ботанике и зоологии.

Так, например, на ландшафтоведении дети выполняют такие практические работы как: учебные занятия с картой и компасом, глазомерная съемка местности, ориентирование, подготовка и описание геологического обнажения и почвенного профиля, сбор образцов горных пород, нивелирование склона, снегомерная съемка и т.д. На водной экологии – проводят гидрологические измерения, рекогносцировочное обследование и описание водоемов, отбор проб воды, бентоса, планктона и водной растительности.

На полевых занятиях по ботанике и зоологии также выполняются практические работы, но в меньшем объеме - это сбор и подготовка растений с гербаризации, проведение геоботанических описаний, наблюдения за поведением животных и учебные учеты их численности, поиск и фиксация (фотографирование, рисование) отпечатков и следов жизнедеятельности животных.

Соотношение этих двух форм полевой работы (экскурсий и практической работы) на различных предметах и ступенях (этапах) полевого практикума различна.

Важно упомянуть здесь, т.е. во вводной части, что при проведении полевых занятий необходимо уделять особое внимание поведению школьников в природе. Следует немедленно пресекать любые попытки вандализма со стороны детей - попытки сломать ветку, сорвать цветок, раздавить какое-либо насекомое, кинуть топор или лопату в дерево и т.д. Следует постоянно объяснять детям почему этого нельзя делать, иначе экологическая экскурсия превратится в "экологический разбой" и будет бессмысленна. Никакая учебная необходимость не может служить оправданием уничтожению даже незначительной части природы!

На лабораторную работу по всем предметам отводится вторая половина дня (после обеда). В это время учащиеся обрабатывают собранные материалы, занимаются определением принесенных объектов, их зарисовыванием, составлением списков встреченных видов, написанием рефератов, вычерчиванием карт и т.п.

По каждому из предметов в конце занятия организуется проверка знаний и навыков, усвоенных в течение учебного дня. В зависимости от предмета это могут быть: 1) проверка рабочей тетради или альбома (чаще используется по водной экологии и ботанике, где дети много рисуют природные объекты), 2) план местности, схемы почвенных или снеговых профилей или профиля рельефа по ландшафтоведению (как результат индивидуальной или коллективной практической работы), 3) реферат по пройденному за текущий день материалу, 4) «тестовая олимпиада».

Наиболее распространенная и универсальная для всех предметов форма проверки и оценки знаний на учебном полевом практикуме - реферат по пройденному материалу. Это индивидуальная работа, при которой каждому учащемуся преподаватель в конце учебного дня дает задание в письменной форме (в виде «сочинения») изложить какую-либо логическую часть дневного занятия. Выполняя данную работу, ученик может пользоваться своими конспективными записями, вспоминать все то, о чем рассказывали на вводной лекции и на экскурсии – другими словами, все то, о чем он узнал за прошедший день по данной теме. Объем реферата – 1-2 страницы рабочей тетради (в идеале – с рисунками и схемами).

Тестовая олимпиада – удобная форма проверки знания учащимися объектов, которые изучались на занятии. В то же время, это наиболее трудоемкая (для преподавателя) форма проверки знаний, поскольку зачет принимается у каждого учащегося индивидуально в устной форме. Наиболее применима эта форма опроса на занятиях по ботанике и водной экологии. В простейшем случае преподаватель предъявляет учащемуся для определения 5 объектов, собранных на полевых занятиях (или из коллекционного материала), речь о которых шла на экскурсии данного сезонного выезда.

По ботанике, например, это могут быть веточки древесных растений, листья, зеленые растения, принесенные из мест проведения экскурсий («зеленый гербарий»), сухозасушенный гербарий, образцы мхов и лишайников и т.д.

По зоологии - тушки птиц и млекопитающих (если они есть в специализированном учреждении, «принимающем» школьников на практику), гнезда птиц, насекомые, следы жизнедеятельности животных (отпечатки следов, погрызы, погадки и пр.).

По водной экологии - живые животные и водные растения, собранные в водоеме в процессе утренней экскурсии, а также фиксированные препараты (только планктон).

Оценка знаний на тестовом зачете ведется по простой 5-балльной шкале: по числу правильно определенных объектов (ни одного правильно определенного из 5 предъявленных - 0 баллов, 5 из 5 - 5 баллов).

На усмотрение преподавателя и в зависимости от имеющегося времени, помимо тест-объектов учащимся могут задаваться теоретические вопросы (не более одного - двух) или устраиваться практический зачет.

Практический зачет – более сложная форма проверки практических умений учащихся, поэтому его можно проводить только на 3 и 4 выездах на полевую практику. Во время 1 и 2 выездов знания, а главное - практические умения школьников находятся еще на очень низком уровне, поэтому требовать от них «показательного применения» этих умений нельзя.

Так, например, по ботанике в качестве одного из разделов зачета может проводиться индивидуальное геоботаническое описание пробной площадки (луга или леса). По зоологии – это может быть контрольный индивидуальный учет птиц. По водной экологии – самостоятельное описание водоема или его участка, отбор проб и т.д. Такие практические зачеты могут быть организованы только при наличии дополнительных преподавателей (или старших школьников – ассистентов, или стажеров) и достаточного времени (на практический зачет при умелой организации необходимо, тем не менее, от 30 до 40 минут).

Тематическое планирование программы «Экологический ликбез»

Данный тематический план рассчитан на 3 года обучения.

Общий объем учебных часов по подпрограмме «Экологический ликбез» (5-7 классы) – 90 часов. При ее прохождения за три года - по 30 часов в год. При условии по 7 (осенью и зимой) и 8 (весной и летом) часов в день - 12 учебных дней за 3 учебных года.

Программа «Экологический ликбез» (5-7 классы)

 

Лекции, час.

Экскурсии, час

Лабораторная работа, час

Зачет, час

Общий объем, час

I. Ландшафтоведение

(карта, компас, ориентирование, изучение геологических отложений, рельефа и почв)

         

- осень

0,5

4

2

0,5

7

- зима

0,5

2

4

0,5

7

- весна

0,5

4

3

0,5

8

- лето

0,5

4

3

0,5

8

Итого по ландшафтоведению:

2

14

12

2

30

II. Ботаника и Зоология

(низшие и высшие растения, флора, растительность, беспозвоночные и позвоночные животные, взаимосвязи растений и животных)

         

- осень

1

4

1

1

7

- зима

1

2

3

1

7

- весна

1

4

2

1

8

- лето

1

4

2

1

8

Итого по ботанике и зоологии:

4

14

8

4

30

III. Водная экология

(водоемы, вода, растения и животные)

         

- осень

1

2

3

1

7

- зима

0,5

2

4

0,5

7

- весна

0,5

4

3

0,5

8

- лето

1

4

2

1

8

Итого по водной экологии:

3

12

12

3

30

Итого по подпрограмме «Экологический ликбез»:

9

40

32

9

90

Из них: осень – 21 час (3 дня), зима - 21 час (3 дня), весна - 24 часа (3 дня), лето – 24 часа (3 дня).

В следующих номерах журнала мы начнем рассматривать конкретные вопросы организации занятий по предметам, в частности, следующем номере – методы организации и содержание занятий по ландшафтоведению (физической географии).



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017