Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследования по выявлению фенов позвоночных животных

Воронов Леонид Николаевич
доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Фенетические методики важны для обследования состояния популяций животных и выявления границ их ареалов. Они вполне доступны для освоения их в школьном возрасте и потому могут быть рекомендованы для выполнения детских научно-исследовательских работ.

Фенами называются любые дискретные альтернативные вариации признаков и свойств особей, которые на всём имеющемся материале (обязательно многочисленном) далее не подразделимы без потери качества. Фены отражают генетическую конституцию данной особи, а своей частотой - генетическую структуру популяций и других групп особей данного вида.

Основные задачи, решаемые при популяционно-фенетическом подходе: 1) изучение внутрипопуляционной структуры посредством выделения фенетически отличных групп особей; 2) выделение границ между популяциями по резкому и устойчивому перепаду частот фенов; 3) выделение групп сходных популяций посредством сопоставлений популяционных фенофондов по большому числу признаков; 4) реконструкция микрофилогенеза посредством анализа сходства и различия популяций по группам признаков, в сочетании с анализом становления современных физико-географических характеристик регионов.

Выделение фенов

Можно предложить следующий путь выделения фенов на материале природных популяций.

1. Сопоставление наблюдаемой изменчивости по отдельным комплексам признаков или свойствам (окраске, рисунку, форме отдельных частей тела, вариантам строения отдельных органов и систем).

2. Выделение среди них признаков, подверженных возрастным и половым изменениям. Обычно такие признаки не включаются в фенетические исследования на животных, хотя могут быть с большим успехом использованы у растений.

3. Выделение в общей изменчивости признаков и свойств дискретных характеристик, их анализ на дальнейшую делимость.

4. Анализ данных по генетике филогенетически близких форм.

5. Анализ косвенных данных о характере наследования отдельных признаков у данного вида ( выраженность признака у родителей и потомков, в одном приплоде, группе семей и т.п.)

6. Проверка правильности выделения фенов на природном материале. Обычно правильно выделенные фены на достаточно разнообразном материале из природных популяций обязательно покажут или определённые тенденции в распространении их в пределах ареала популяций и групп популяций, или какие-то тенденции изменения во времени.

Установление достоверности различий между фенами различных популяций производится с помощью стандартных статистических методик.

Фены рыб

Имеются данные о том, что фенетическими признаками - маркёрами - для разновидностей золотого карася, карпа, ряда видов аквариумных рыб можно считать многочисленные вариации окраски, чешуйчатости, строения плавников, формы тела, скелета. Только для карпа известны такие моно- и олигогенные цветовые вариации: голубые, красные, тёмно-красные, оранжевые, стальные, белые, серые, жёлтые, пегие, жёлтая полоса по спине, орнамент на голове, зелёные, фиолетовые, коричневые. Часто у карпа встречается альбинизм. У этого же вида существуют следующие фенотипические вариации, маркирующие определённые генотипы: по чешуйчатости (чешуйчатые, голые, зеркальные, с многими вариациями, такими как разбросанные, линейные, рамчатые и др.); по глоточным зубам (вариации числа и рядности); по плавникам (число лучей в спинном и других плавниках, форма плавников, отсутствие брюшных и присутствие дополнительных преданальных плавников, удлинение всех плавников). Исследования показали также генотипическую обусловленность общей карликовости, телескопических глаз и других изменений формы головы, сращения позвонков и изменения их числа и т.д. Дискретные вариации у рыб выделены в окраске и рисунке покровов, числе чешуй, скелете и в биохимических признаках.

Фены амфибий

Фенетические и генетические исследования хвостатых и бесхвостых амфибий основаны преимущественно на таких признаках, как окраска (цвет и рисунок) и строение кожных покровов (складчатость, бугорчатость и т.п.) Показана также возможность выделения дискретных вариаций в скелете, характере складчатости, слизистой желудка, структур слизистой желудка, структурных элементах нервных сплетений. У североамериканских саламандр в качестве вариаций признаков, характеризующих отдельные популяции и демы, рассматриваются вариации окраски щёк, ног, пятнистость спины и брюха, число рёберных борозд и длина полосы на хвосте. Общая изменчивость окраски (цвета и рисунка) кожи бесхвостых амфибий изучена достаточно подробно.

Для бесхвостых амфибий известен ряд дискретных вариаций в окраске и структуре покровов - пятнистость спины: пятна присутствуют, пятна отсутствуют, пятна сливаются в более крупные или в полосы, пятна дробятся на мелкие; светлая дорсомедиальная полоса: отсутствует, широкая, узкая, варьирует по длине и форме; дорсолатеральные полосы: светлые, тёмные, отсутствуют: пигментация горла: отсутствует, равномерная, неравномерная: пигментация брюха: отсутствует равномерная, неравномерная; структура кожи и спины: кожа гладкая, покрыта хаотически разбросанными бугорками, бугорки расположены рядами. Все разнообразие перечисленных признаков можно объединить в 7 комплексов фенов.

Комплекc I : S1 - полоса длинная, проходит через всю спину от морды до клоаки; S2 - полоса короткая, не доходит до клоаки; S3 - полоса прерывистая; S4 - полоса точечная; S5 - полоса атипическая; S6 - полоса отсутствует.

Комплекс II: М1 - пятна спины крупные с ровным контуром; М2 - пятна крупные с неровным контуром; М3 - присутствие мелких пятен.

Комплекс III: К1 - количество крупных пятен на спине с ровным контуром; К2 - количество крупных пятен на спине с неровным контуром; К3 - количество мелких пятен.

Комплекс IV: Т1 - количество пятен на спине; Т2 - количество пятен на верхней поверхности передних лап; Т3 - количество пятен на верхней поверхности задних лап.

Комплекс V: Б1- жёлтый фон брюха; Б2 - белый фон брюха; Б3 - красноватый фон брюха.

Комплекс VI: В1 - крапчатость брюха сетчатая равномерная; В2 - крапчатость брюха сетчатая неравномерная; В3 - отсутствие крапчатости.

Комплекс VII: Д1 - кожа гладкая; Д2 - кожа пупырчатая; Д3 - кожа со складками.

Фены рептилий

Большинство фенетических исследований на рептилиях связаны с изучением покровов и их производных. У прыткой ящерицы выделение фенов идёт по двум направлениям: фены расположения чешуй (фолидоза) и фены цвета и рисунка покровов. Дискретные вариации фолидоза могут быть выделены по числу бедренных пор, числу поперечных рядов брюшных щитков, расположению преанальных щитков, числу и расположению задненосовых и других щитков на голове, числу и наличию “ресничных зёрнышек” - мелких и округлых чешуек между верхнересничными и надглазничными щитками и т.д. Установлено, что дискретные вариации этих признаков своей частотой характеризуют разные популяции вида. Рисунок окраски прыткой ящерицы включает следующие элементы: центральная и боковые полосы спины, пятна спины между полосами, ряды глазков по бокам тела, рисунок головы, пятна на брюшных щитках, рисунок конечностей. Часто рисунок на брюшных щитках отражает возрастную (пятна появляются только после первой зимовки) и половую изменчивость (пятнистость редка и слабо выражена у самок и более характерна для самцов). Вариации именно этих последних признаков не пригодны для характеристики межпопуляционных различий, но могут использоваться для выявления внутрипопуляционной структуры.

Методика определения фенов щиткования лапок серой вороны

Основные ключевые группы фенов


А 1

АО 3(2)

Б3 Ф1/1

БР 2(2)

АК (6 - Б)

4 ФС 1/1: 2


ФС 1/1:2 2 /2

ВН 3 (2а )

Особенности щиткования ног рассматриваются в пределах трёх зон. Две из них расположены на цевке: А - от голеностопного сустава до щитка, от которого начинается щиткование заднего пальца; Б - от данного щитка до первых щитков пальцев, отделяющихся при сгибании дистального сустава. Третья зона Ф включает щитки пальцев: 1 - внешнего, 2- среднего, 3 - внутреннего, 4 - заднего. Записывают порядковые номера щитков каждой зоны, начиная с её проксимальной части. Помимо выявления фенов, подcчитывают число щитков на цевке в зонах А и Б и на каждом пальце. В каждой зоне выявлены следующие группы фенов: I - А, Б, Ф - все щитки отделены друг от друга, нет неполного их разделения и дополнительных щитков II - АО, БО, ФО - неполное горизонтальное разделение одного из щитков (дополнительно указывается число отдельных щитков). III - АН, БН, ФН - неполное вертикальное разделение одного из щитков; IV - АР, БР, ФР - вертикальное разделение одного из щитков подсчитывают как единый; V - АБ, БФ, ФС - срастание щитков VI - АК, БК, ФК - дополнительный щиток каплевидной формы, вклинивающийся сбоку между основными щитками.

Литература

Яблоков, А. В. Изменчивость млекопитающих / А. В. Яблоков. – М. : Наука, 1966. – 364 с.

Яблоков, А. В. Фенетика. Эволюция, популяция, признак / А. В. Яблоков. – М., 1980. – 136 с.

Яблоков, А. В. Популяционная биология / А. В. Яблоков. – М., 1987. – 303 с.

Яблоков, А. В. Введение в фенетику популяций / А. В. Яблоков, Н. И. Ларина. – М. : Высшая школа, 1985. – 160 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017