Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ОРНИТОФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДИКИ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ В ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ

Надежда Юрьевна Киселева
к.п.н., доцент ГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кафедра экологии и экологического образования

Алексей Сергеевич Варламов
ассистент ГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кафедра экологии и экологического образования,

Глобальное изменение климата – одна из острейших проблем современности. Оценить значимость происходящих изменений для природы и общества можно в первую очередь по реакции экосистем, изменении их структурных и функциональных характеристик. Данные о сроках наступления сезонных явлений в природе позволяют напрямую оценивать связь их изменений с изменением климата в регионе или с активизацией антропогенной деятельности, с изменяющимися условиями существования биологических сообществ и организмов.

Это обстоятельство объясняет заметный рост внимания к фенологии – науке о сезонных изменениях в природе. Современная фенология – синтетическая наука. Она изучает закономерные ежегодные сезонные изменения биосферы Земли, биоритмы природных комплексов и геосистем в различных географических зонах, взаимосвязи и многосторонние сезонные изменения живых и неживых объектов на огромном географическом пространстве. Иначе говоря, фенология решает задачу изучения сезонных пульсаций биосферы, поставленную еще В.И. Вернадским.

Современная наука часто решает общебиологические и эволюционные проблемы на орнитологическом материале. Фенологические явления у птиц – гнездование, откладка яиц, вылупление и подъем на крыло птенцов, а у перелётных дополнительно – весенние и осенние миграции. Первое орнитофенологическое наблюдение зафиксировано в Ветхом Завете: «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь». Выделяют авифенологию, изучение сроков миграции птиц.

Первая сеть корреспондентов, наблюдавших за ходом развития растений и прилетом птиц, была организована Карлом Линнеем в XVIII в. Масштабную фенологическую работу в дореволюционной России организовывал Д.Н. Кайгородов. В течение 30 лет он вел переписку с сетью корреспондентов, насчитывающей около 700 человек. Результаты фенологических наблюдений в разных точках страны на протяжении многих лет обобщались Д.Н. Кайгородовым и публиковались в газете «Новое время». Знаменитый ученый А.Н. Формозов в гимназические годы являлся участником этой корреспондентской сети. Фенологические анкеты, содержащие список 16 наиболее известных видов птиц, рассылал также А.А. Браунер. После революции был создан и успешно работал фенологический отдел им. Д.Н. Кайгородова в Бюро научных наблюдений Русского общества любителей мироведения. Корреспондентскую сеть, насчитывающую до 4000 участников, многие десятилетия имел фенологический сектор Географического общества СССР [19].

Сеть наблюдателей за сроками миграции птиц, в отдельные годы насчитывающая до 400-500 наблюдателей, была создана в 1975 г. В.В. Серебряковым [1, 2]. Принципы организации работы с корреспондентской сетью были взяты на вооружение Центральной орнитологической станцией при Окском государственном заповеднике [14].

Результаты наблюдений, получаемых от корреспондентских сетей, активно применялись для авифенологического картирования. Впервые карта, отражающая закономерности сезонной динамики природных явлений была сделана в XIX в. Академиком А.Ф.Миддендорфом [20], который проводил орнитологические наблюдения на всей территории европейской части России, с использованием массовой сети добровольных корреспондентов. Среди полученной ценной информации особо важным был вывод о том, что весной перелет птиц к северу происходит широким фронтом через обширную территорию России, причем у каждого вида выдерживаются свои сроки прилета [10, 12].

А.Ф.Миддендорф соединял точки с одинаковыми средними датами прилета птиц линиями, которые назвал изопиптезами. По картам прилета для 7 видов птиц, приведенным им в работе «Изопиптезы России», можно было судить о сроках прилета и ходе продвижения мигрирующих птиц. Анализируя изопиптезы, А.Ф. Миддендорф выдвинул гипотезу о миграции птиц по направлению к магнитному полюсу. Развивая предложенный А.Ф. Миддендорфом метод, Д.Н. Кайгородов использовал данные, полученные от своей корреспондентской сети для вычисления средних сроков прилета птиц. Линии, соединяющие точки с одинаковыми датами были названы им изохронами. Карты весенних миграций на территории европейской части России были составлены для ряда видов птиц, в том числе грача (Corvus frugilegus), кряквы (Anas platyrhynchos), кукушки (Cuculus canorus), белого аиста (Ciconia ciconia), гусей и некоторых других птиц [4-9].

Материалы по миграциям птиц, получаемые с помощью методов орнитофенологии и визуального наблюдения, обобщались также Н.А. Северцовым, Е. Гомейером и другими орнитологами. Фенокарты позволяют анализировать структуру миграционного ареала и закономерности перелетов птиц на различных уровнях, в зависимости от размеров изучаемой территории; более наглядным становится процесс сравнения сроков прилета и отлета птиц для разных частей изучаемого региона, а также ход миграционного продвижения птиц. Метод авифенологического картирования постепенно развивался, с появлением цифровой техники для построения карт начали использоваться компьютерные программы.

Весомый вклад в западную орнитологическую науку был внесен непрофессионалами, несколько ярких непрофессиональных орнитологов также было и в Советском Союзе. Орнитофенологические наблюдения получили широкое распространение в работах профессиональных орнитологов во второй половине ХХ века. Однако, как и во времена зарождения метода авифенологического картирования, профессионалы не могли обойтись без широких корреспондентских сетей [11].

Во второй половине ХХ века любительская орнитология в развитых странах превратилась в мощное движение любителей наблюдать птиц (бёрдвотчеров), которое в нашей стране делает лишь первые шаги. Мощным стимулом развития бёрдвотчерства является организация и проведение массовых орнитологических акций, а также массированное издание полевых определителей птиц [18]. В нашей стране развитием любительской орнитологии, в первую очередь, занимается Союз охраны птиц России. Ярким примером внедрения компьютерных технологий в авифенологическое картирование стали два проекта: по прогнозированию характера миграций 7 видов птиц в европейских регионах России, разработанный Союзом охраны птиц России в 1998 г., и проект «Весна идет!», разработанный международной ассоциацией по охране птиц BirdLife International в 2006 г.

Таким образом, мы видим, что, начиная с исследований К. Линнея и А.Ф. Миддендорфа, наряду с профессиональными орнитологами существенную роль в развитие орнитологии вносили массовые наблюдения птиц любителями. Любительская орнитология в настоящее время превратилась в мощное движение любителей наблюдать птиц (бёрдвотчеров), которое набирает силу и в нашей стране в результате работы Союза охраны птиц России.

В.Н. Грищенко указывает, что существует два основных способа построения фенологических карт – точечный и площадной [2]. А.Ф. Миддендорф и ряд его последователей использовали первый метод, проводя изофены по точкам, приуроченным к отдельным пунктам наблюдений. Д.Н. Кайгородов поступал по-другому - вычислял среднюю многолетнюю дату для определенной территории, приписывая ее геометрическому центру (площадной метод). У каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки. Точечный метод дает возможность точнее провести изофены и дать им более четкую географическую привязку. Но это преимущество теряется в процессе дальнейшей работы, поскольку линии приходится сглаживать. Точки наблюдений разбросаны по территории, как правило, очень неравномерно. В одних местах они расположены слишком плотно, в других - остаются большие белые пятна. У. Сливинская писала, что ей приходилось «подгонять» значения фенодат у расположенных поблизости точек, которые слишком отличались, а часть данных вообще не принимать во внимание. Кроме того, построить фенокарту средних сроков миграции точечным методом можно за период не менее 8-10 лет наблюдений - средние фенодаты должны иметь «вес», иначе изолинии будут статистически недостоверными. Фактически же период должен быть еще большим, поскольку не за каждый год будут данные по всем точкам. Практически непригоден этот метод для осенней фенологии из-за гораздо большей, чем весной, вариации сроков и наличия меньшего количества данных [21, 22].

Способ вычисления средних дат для определенных территорий менее точен, но у него есть существенные преимущества: точки на карте распределены равномерно, нужные значения между соседними определяются путем прямолинейной интерполяции. Очень важно, что в этом случае можно использовать не только длительные ряды наблюдений, но и единичные даты, случайные наблюдения или даты без привязки к конкретным пунктам, которые нередко публикуются в печати. Все они «сводятся» в одну среднюю дату, которая приписывается центроиду – геометрическому центру выбранной территории. Для вычисления средних дат используется гораздо больший объем данных (для одного участка – десятки или даже сотни единиц информации, что невозможно при точечном методе), что повышает их статистическую достоверность. По этой же причине значительно уменьшается влияние ошибок наблюдений, при большом количестве фенодат оно сводится практически к нулю. В обоих методах проводится сглаживание изолиний, но в точечном оно делается уже после их построения, а в площадном - еще при вычислении средних дат [2].

Основной метод сбора фенологической информации – визуальные наблюдения (регистрация сроков наступления сезонных явлений). Чтобы можно было сопоставлять результаты таких наблюдений, проводимых разными лицами, регулярно издаются программы фенологических наблюдений, методические указания к ним. Обработка наблюдений фенологических сетей даёт возможность устанавливать географо-фенологические закономерности, отражаемые на фенологических картах.

Педагогическая ценность фенологических исследований для формирования экологической культуры школьников неоднократно освещалась в психолого-педагогической литературе. Одна из главных причин экологических проблем – разномасштабность восприятия времени человеком и скорости проявления негативных антропогенных влияний на экосистемы. Большинство людей мыслит масштабами ближайших дней, редко – месяцев и лет, а экологические проблемы возникают и усиливаются в течение десятилетий и веков. Очень важен мировоззренческий аспект фенологических исследований, помогающий осознать людям необратимость течения времени, что дает человеку возможность материализовывать свои ценности через поступки на «шкале времени».

Благодаря успехам проекта «Весна идет!» в России быстро растет интерес педагогов и школьников к фенологическим исследованиям. Поэтому мы считаем целесообразным предложить два варианта методики организации школьных орнитофенологических исследований, составленных на основе ряда руководств [13, 15-17]. Тексты методик содержат мотивирующий блок и краткое описание актуальности работы («зачем нужны эти исследования?»), формулировки целей исследования и указания к организации и проведению работы.

Орнитофенологические особенности года

Зачем нужны эти исследования? Фенология – наука о сезонном развитии живой природы. Основная задача фенологии – установление сроков сезонных (фенологических) явлений, порядка их очередности и закономерностей сезонной жизни животных и растений. Фенологические наблюдения – один из способов познания природы.

Цель исследования: установление закономерностей сезонной жизни птиц на конкретной территории.

Указания к организации исследований:

Основные понятия фенологии - фенологические явления, фенодаты, феноаномалии. Фенологическое явление (феноявление) – каждое сезонное явление в жизни природы. Фенодата – время наблюдения того или иного фенологического явления. Фенодаты, накопленные в течении ряда лет, позволяют вычислять средние многолетние даты и составлять календарь природы данной местности – летопись сезонного развития природы – средних и крайних дат наступления основных фенологических явлений. В зависимости от условий года сезонные явления несколько запаздывают или предваряют средние годовые даты. Это явление получило название феноаномалий. Фенологические явления, наступающие раньше средней даты, являются отрицательными феноаномалиями, а запоздавшие – положительными феноаномалиями. Анализ феноаномалий позволяет определить характер развития природы в данном сезоне и сделать прогноз на дальнейшее время.

Фенологические наблюдения проводятся по типовым программам. Наиболее подробные фенологические исследования проводятся в заповедниках нашей страны. Любители природы проводят фенологические наблюдения по программе Русского географического общества.

Для фенологии максимально значимы крайние даты явления (прилет первых особей, регистрация первых экземпляров после спячки, исчезновение последних представителей конкретного вида и т.п.). Фенологические инструкции рекомендуют вести наблюдения на определенных площадках, чтобы получать максимально сравнимые результаты наблюдений разных лет.

При фиксации тех или иных фенологических явлений следует точно оговаривать, характер наблюдения. Например, в данных о прилете нужно различать первые встречи самих птиц и их первые песни, так как обычно птицы сразу по прилете молчат, особенно если погода холодная.

Общие методические подходы к организации фенологических наблюдений

В фенологии времена года дополнительно делятся на следующие подсезоны:

Фенологические подсезоны и индикаторы их наступления

Время года

Фенологические подсезоны

Индикаторы начала подсезона

Весна

Снеготаяние

- появление первых проталин в поле

Оживление весны

- зацветание мать-и-мачехи

Разгар весны

- зеленение берез

Предлетье

- зацветание рябины и сирени

Лето

Начало лета

- зацветание шиповника, малины, клена татарского

Полное лето

- начало цветения липы мелколистной

Спад лета

- наступление восковой спелости озимой ржи

Осень

Первоосенье

  • переход минимальных температур воздуха ниже +10ºС,
  • стаение перелетных птиц

- начало осеннего запестрения леса

Глубокая осень

- полным запестрение листьев и массовый листопад

Предзимье

- падение наименьших температур воздуха ниже 0ºС.

- полное завершение листопада у деревьев и кустарников,

- появление зимующих видов птиц,

- установление прочного снегового покрова

Зима

первозимье

- выпадение покровного снега

коренная зима

- день зимнего солнцестояния (22 декабря)

перелом зимы

  • резкий прирост светового дня;
  • весенняя песня большой синицы

Фенологические наблюдения начинаются с выбора участка или маршрута наблюдений, удобного для частого посещения. По своему положению, рельефу и составу растительности выбранный участок должен быть типичным для данной местности. Главное, что требуется от фенологических наблюдений, состоит в точном определении даты (дня) наступления того или иного явления. Точность этого во многом зависит от частоты проведения наблюдений.

Весной, когда сезонные явления сменяют друг друга в очень сжатые сроки, рекомендуется проводить наблюдения ежедневно, чтобы не ошибиться в дате их наступления. Летом и осенью можно проводить наблюдения раз в два-три дня.

Не всегда есть возможность проводить наблюдения с такой частотой. Это не должно служить причиной отказа от фенологических наблюдений. Если нет возможности наблюдать каждый день, точность определения даты может быть повышена, если отмечается день последнего выхода на наблюдения, когда данное явление еще не было обнаружено. Специально для этого в бланке наблюдений предусмотрена графа «Последняя дата, когда явление еще не наблюдалось». Значение этой графы поясняет следующий пример: 24 марта сокодвижение у березы еще не началось, а 30 марта оно наблюдалось. Оно могло начаться в любой день между этими датами. В этом случае наименьшая ошибка будет допущена, если за более вероятную дату начала сокодвижения у березы будет принята средняя дата – 27 марта. Чем меньше будет перерыв между посещениями участка наблюдений, тем точнее можно установить дату наступления явления

При проведении фенологических наблюдений следует фиксировать не только явления, предусмотренные программой, но и наблюдения за другими явлениями в живой и неживой природе – сильные и позневесенние снегопады, резкие похолодания весной, летние заморозки, необычайно обильные дожди, бури, град, наводнения и др.

Программа фенологических наблюдений включает три основные раздела:

а) гидрометеорологические явления;

б) явления в мире растений;

в) явления в мире животных.

Программы организации этих наблюдений подробно описаны в литературе. Ниже приводится описание организации изучения фенологических явлений в жизни птиц.

Организация фенологических наблюдений за всем видовым разнообразием орнитофауны своего региона очень сложна. Поэтому в список рекомендуемых наблюдений включены лишь 29 видов птиц, хорошо знакомые многим людям. В зависимости от местных условий этот список может быть изменен (как расширен, так и сужен). Итак, в жизни птиц фенологи фиксируют следующие явления:

Отлет зимующих птиц. Отметить дни последних встреч снегирей, свиристелей, пуночек.

Первая весенняя песня большой синицы. Она начинает петь очень рано, в конце января – в феврале. Чтобы установить дату первой песни, начинать наблюдения надо уже в середине зимы.

Весенний пролет. Отметить первые стаи журавлей, гусей и уток, направляющихся на север. Желательно отметить начало и конец массового (валового пролета). Чтобы точно установить начало массового пролета, рекомендуется ежедневно, со дня первого появления первых стай, отмечать количество и размеры пролетных стай. День, когда наблюдалось наибольшее количество стай, следует считать датой массового пролета. Информация о числе и размерах стай (в первую очередь уток, гусей, журавлей) представляет большой научный и хозяйственный интерес, и должна быть передана для обработки специалистам.

Прилет гнездящихся птиц весной. Отметить день, когда были замечены первые птицы, возвратившиеся на свои гнездовья. Это легче всего сделать для таких птиц, как грач, скворец, ласточка, стриж и значительно труднее для птиц, гнездящихся скрытно.

Первая весенняя песня. Момент прилета многих птиц проследить трудно. Приходиться отмечать их появление по первому крику или песне. К числу таких птиц относятся жаворонок, кукушка, коростель, соловей и многие другие. Между появление птиц и их первой песней обычно проходит несколько дней, но записать нужно тот день, когда впервые была услышана песня птицы определенного вида.

Начало токования (или тяги). У некоторых птиц брачный период сопровождается своеобразными ритуалами и характерными криками самцов – например, общеизвестны весенние тока глухарей или тетеревов, тяга вальдшнепов. Началом явления считается тот день, когда будут замечены первые токующие или тянущие птицы.

Появление птенцов. У большинства птиц начало откладки яиц без специальных наблюдений за отдельными гнездами довольно трудно, поэтому в программу обязательных наблюдений это явление не может быть включено. Значительно легче и поэтому точнее может быть отмечено появление птенцов, в первую очередь у выводковых птиц (глухарь, рябчик, тетерев, все водоплавающие) У них птенцы вылупляются способными к самостоятельному передвижению и добыванию пищи и сразу покидают гнездо. Для таких видов достаточно отметить встречу с первым выводком.

Необходимо следить за ближайшими гнездами птенцовых птиц (грача, скворца, ласточек) и отметить тот день, когда родители начнут носить корм птенцам. Достаточно надежный признак появления птенцов – находки скорлупок.

Подъем молодых птиц на крыло. У водоплавающих птиц день первой встречи с выводком птенцов, не отстающих в полете от матери, следует отметить как день подъема на крыло.

Для птиц, выкармливающих своих птенцов в гнездах, отмечается тот день, когда молодые покидают гнездо.

Конец осеннего отлета. Начало отлета проследить очень сложно. Осенний отлет идет более постепенно, чем весенний. Поэтому желательно записывать в дневнике каждый день, когда наблюдались пролетные стаи, а уже потом выбрать следующие сведения: начало осеннего пролета – день появления первых стай, летящих на юг; массовый пролет – дни, когда стаи летящих птиц были наиболее многочисленными; конец пролета – день, когда была отмечена последняя стая.

Появление зимующих птиц. В средней полосе осенью или в начале зимы можно встретить кедровку, зимняка, снегиря, свиристеля, белую сову и т.д. Отмечают даты их первых встреч.

Результаты наблюдений за сезонными явлениями в жизни птиц можно оформить следующим образом:

Сезонные явления в жизни птиц

вид птиц и наблюдаемое явление

Последняя дата, когда явление еще не наблюдалось

Дата

Журавль серый

   

- появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Кряква

   

- - появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Шилохвость

   

- появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Чирок-трескунок

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Чирок-свистунок

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Гоголь

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Грач

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Скворец

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Ласточка деревенская

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Ласточка городская

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Стриж

   

- прилет весной

   

- появление птенцов

   

- первые летные выводки

   

- отлет осенью

   

Зимняк

   

- последняя встреча весной

   

- первая встреча осенью

   

Снегирь

   

- последняя встреча весной

   

- первая встреча осенью

   

Свиристель

   

- последняя встреча весной

   

- первая встреча осенью

   

Лебедь

   

- появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Гуси

   

- появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Свиязь

   

- появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Гоголь

   

- появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Чернеть морская

   

- появление первых пролетных стай весной

   

- массовый весенний пролет

   

- появление первых пролетных стай осенью

   

- массовый осенний пролет

   

Глухарь

   

- начало весенних токов

   

Тетерев

   

-начало весенних токов

   

Вальдшнеп

   

- начало весенней тяги

   
     

Первая песня

большая синица

   

жаворонок полевой

   

зяблик

   

перепел

   

коростель

   

кукушка

   

Прилет весной

белая трясогузка

   

Фенологические наблюдения приобретают тем большую ценность, чем дольше они ведутся. Во многих школах нашей страны на протяжении ряда лет на уроках природоведения и географии составлялся календарь природы. Сравнение полученных вами данных с результатами наблюдений предшественников позволит сделать интересные выводы.

Изучение фенологических особенности весенней миграции птиц

Зачем нужны эти исследования? Весенняя миграция птиц – одно из наиболее заметных сезонных явлений. Глобальное изменение климата влияет на сроки прилета и пролета пернатых, поэтому мониторинг изменений сроков пролета и прилета разных видов птиц актуален на локальном, региональном, национальном уровнях.

Цель исследования: установление фенологических особенной весенней миграции птиц в конкретный сезон на конкретной территории

Указания к организации исследований:

1. Организуя наблюдения, необходимо учитывать, что в миграциях птиц есть свои закономерности и довольно устойчивая хронологическая цепь сроков весеннего возвращения отдельных видов. Некоторые птицы прилетают почти с календарной точностью, что отмечено в народных приметах. Пролет птиц идет в несколько этапов, волнами (табл. 1).

Таблица 1.

Этапы пролета для средней полосы России

Средние сроки

Фенологические события

Мигранты данного этапа

1

12-17 марта

появление первых проталин

грачи

2

До 27-28 марта

Период до начала ледохода

жаворонки, скворцы и зяблики

3

5-11 апреля

ледоход

журавли, чибисы, озерные и сизые чайки, пустельги, коршуны, белые трясогузки, коньки, зарянки, дрозды, вяхири, кулики-черныши, вьюрки; кряквы, чирки-свистунки, шилохвости, гоголи

4

15-19 апреля

Разливы рек

горихвостки, мухоловки-пеструшки, пеночки-теньковки, варакушки. Появляются серые цапли, лебеди, свиязи, серые утки, широконоски, малые зуйки, кулики-сороки, бекасы, большие кроншнепы, болотные луни.

5

24-30 апреля

На этом этапе даты прилета делаются уже более постоянными из года в год и мало зависят от хода весны

пеночки-трещотки и веснички, кукушки, городские и деревенские ласточки, вертишейки, чомги, гагары, гуси, чернети и другие нырковые утки, камышницы, лысухи. Из куликов появляются травники, веретенники, гаршнепы, дупели, турухтаны.

6

4-11 мая

Цветение черемухи

пастушки, погоныши, крачки речная и черная, выпи, черноголовые славки, серые мухоловки, соловьи, пеночки-пересмешки и стрижи.

7

23 мая - 1 июня

 

иволги, сорокопуты-жуланы, садовые славки, чечевицы, камышевки, перепела и коростели. Прилет овсянки-дубровника считается датой окончания весеннего прилета и пролета.

Однако сроки и последовательность прилета и пролета птиц могут существенно отличаться в зависимости от характера весны. Для того, чтобы уяснить особенности миграции в каждом конкретном году, необходимы ежегодные наблюдения.

2. Регистрация прилетающих видов птиц включает установление точных дат появления первых особей, начала массового пролета, его окончания и полного прекращения. Если у Вас есть возможность регулярно вести наблюдения за пролетом, и Вы хорошо знаете птиц, то в полевом дневнике можно сделать табличку записей для регистрации всех встреченных видов птиц (табл. 2). Встреча вида отмечается условным значком (например, крестиком).

Таблица 2

Пример упрошенной формы регистрации появления мигрирующих птиц

 

Март

Апрель

Май

Июнь

Вид

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

                         
                         

Наибольшую ценность будут иметь ежедневные регистрации. В центре европейской части России наибольшая интенсивность весеннего пролета приходится на вторую и третью декады апреля. Наблюдения, организованные в это время, дадут возможность зафиксировать максимальное число пролетных видов птиц. Собранные материалы следует оформить в виде таблицы (табл.3):

Таблица 3.

Вид

дата первой встречи

дата массового появления

Дата окончания прилета (пролета)

Примечания

         
         

4. Сравнить результаты своих исследований с опубликованными в литературе и сделать выводы об особенностях данного года. Если в школе ведутся многолетние наблюдения, очень показательным будет сравнение с материалами данного сезона.

 

Литература

  1. Борейко В.Е. История охраны птиц в России (1872-1917) // Современная орнитология. – М.: Наука, 1994,246 с.
  2. Грищенко В.Н. Фенологическое картирование в изучении миграций птиц // Беркут. Т. 3. Вып. 1. 1994. С. 30-38.
  3. Инструкция по определению явлений, включенных в бланк-программу фенологических наблюдений для лесной зоны европейской территории СССР. Составители: Тавровский В.А. и др., Л., 1978.
  4. Кайгородов Д.Н. (1911б): Изохроны весеннего поступательного движения кукушки (Cuculus canorus L.), грача (Trypanocorax frugilegus (L.)) и белого аиста (Ciconia alba Briss.) на территории Европейской России. - Орнитол. вестник. №1: 38-40.
  5. Кайгородов Д.Н. Опыт исследования хода весеннего прилета восточного соловья (Erithacus philomela Bechst.) в Европейской России // Изв. имп. Лесного ин-та, 1914. - № 26. - с.1 - 23.
  6. Кайгородов Д.Н. Опыт исследования хода весеннего прилета грачей (Trypanocorax frugilegus (L.)) в Европейской России // Изв. имп. Лесного ин-та, 1910. - №20. – с.23 – 42.
  7. Кайгородов Д.Н. Опыт исследования хода прилета белого аиста (Ciconia alba B.) в Европейской России // Изв. имп. Лесного ин-та, 1911а. - № 21. – с. 197 – 214.
  8. Кайгородов Д.Н., Вульф А.А. Опыт исследования весеннего прилета гуся серого (Anser anser (L.)) в Европейской части СССР // Тр. Лесотехнич. академии. - Ленинград, 1931. - №1 (38). – с. 127 – 145.
  9. Кайгородов Д.Н., Вульф А.А. Опыт исследования хода весеннего прилета кряковой утки (Anas platyrhyncha L.) в Европейской России // Изв. Ленингр. лесного ин-та. - Ленинград, 1927. - №35. - с.155 – 189.
  10. Карри-Линдал К., Птицы над сушей и морем: Глобальный обзор миграций птиц / Пер. со швед. и предисл. Л.Р. Серебрянного – М.: Мысль, 1984, 204 с.
  11. Лебедева М.И. Белый аист. Миграции птиц восточной Европы и северной Азии. Аистообразные-пластинчатоклювые. – М.: Наука, 1979.
  12. Леонов Н. И. Александр Фёдорович Миддендорф (1815—1894). — М.: Наука, 1967.
  13. Методические рекомендации по проведению наблюдений за пролетом птиц (Авторы-составители: С.В. Бакка, Н.Ю. Киселева, Л.П. Комаров) – Н.Новгород: Международный Социально-экологический Союз, Экоцентр «Дронт», 2010. – 16 с.
  14. Приклонский С.Г. Привлечение добровольных корреспондентов для помощи в исследованиях по биологии и охотоведению /Применение новых методов в охотничьем хозяйстве – М., 1970. с. 107-134
  15. Программа организации и ведения фенологических наблюдений. Методическое пособие. Сост. С.Я. Яновский. М.: Экосистема, 1996. 29 с.
  16. Стрижев А.Н. Туристу о природе. - М.: Профиздат, 1986. 176 с.
  17. Фенологические наблюдения. Бланк-программа. Л., 1978
  18. Флинт В.Е. и др. Птицы Европейской России. Полевой определитель. – М.: Союз охраны птиц России; Алгоритм. – 2001,224 с.
  19. Шульц Г.Э. Общая фенология. - Ленинград: Наука, 1981, 188 с.
  20. Middendorf A. Die Isepiptesen Russlands // Memories de l”Acad. d. Sc. De St.-Peterb. – 1855. – Ser.6., 143 р.
  21. Slivinsky U. (1938): Isopiptesen einiger Vogelarten in Europa. - Zool. Poloniae. 2.
  22. Southern H.N. (1938a): The spring migration of the Swallow over Europe. - Brit. Birds.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017