Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ГИДРОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глушенков Олег Владимирович
кандидат педагогических наук, методист Федерального детского эколого-биологического центра;

Глушенкова Наталия Аркадьевна
методист Центра творчества детей и юношества им. А. И. Андрианова г. Новочебоксарск

Гидроботаника относительно молодая наука, вышедшая в самостоятельную жизнь из гидробиологии.

Для нашей страны с её просторами, и практически слабо изученной флорой и растительностью водотоков и водоемов, по причине малого охвата территорий, в особенности растительного покрова ручьев, малых и средних рек, локальных прудов и многочисленных стариц, составляющих основу гидрографической сети регионов, подключение армии школьников к гидроботаническим исследованиям в данный момент особо актуально. Это позволит даже в условиях относительно низкой населенности, слабой развитости дорожной сети проводить изучение особенностей водной растительности каких-либо территорий и регионов в широком масштабе на большом числе ручьев, рек, озер, стариц, т. е. на уровне какого-то типа ландшафта, или целого бассейна. Однако, чтобы полученные в ходе детских исследований результаты оказались достоверными и имели научную и практическую ценность, они должны быть выполнены по современным, принятым в отечественной гидроботанике методикам, под руководством опытных взрослых людей, которых тоже очень и очень мало.

В рекомендациях согласно нашим представлениям, с учетом мнений ведущих ученых, имеющих громадный опыт полевых исследований в области гидроботаники [1;2;4;7], изложена адаптированная для школьников общая методика изучения водной растительности, продемонстрированы основные подходы и приёмы исследования в поле и обработки материалов в камеральных условиях.

Растительный покров водоемов и водотоков богат и разнообразен. Тем не менее, методические рекомендации, подходы и приёмы исследования растительности различных водных объектов во многом сходны, т.к. растительность водотоков имеет много общего с растительностью водоемов, а на уровне крупных рек практически одинакова. При наличии специфики на тех или иных водных объектах, мы будем акцентировать на ней ваше внимание.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Выбор объекта исследований

Любые исследовательские работы начинаются с определения масштаба работ, т.е. с выбора объекта исследований.

В соответствии с поставленными задачами в качестве такого объекта может быть взят растительный покров отдельного водоема или водотока, изучение его динамики, оценки его состояния; или растительность системы водотоков, группы водоемов, целых речных бассейнов. Всестороннего рассмотрения можно добиться, сочетая исследования в широком пространственном масштабе с решением более узких и специальных задач на отдельных модельных водоемах и водотоках.

Планирование работ и последующий анализ материалов существенно облегчает использование той или иной системы типификации водоемов. Ее вид и степень детальности от региона к региону и конкретных задач исследования могут существенно различаться. Особенности каждой группы водоемов в этой системе определяются происхождением водоема, его возрастом и сроком существования, типом потоков в них вещества и энергии, а также рядом других параметров.

Типы водоемов

1. Озера и пруды

1.1. Озера материковые и сходные с ними водоемы

1.1.1. Котловинно-моренные озера

1.1.l а. Песчаные, песчано-гравийные и глинистые карьеры

1.1.2. Водно-ледниковые озера

1.1.2 а. Торфяные карьеры

1.1.3. Террасовые озера-старицы

1.1.4. Карстовые озера

1.2. Пойменные озера (старицы)

1.2.1. Затоны, заливы, заноги

1.3. Пруды материковые

1.3.1. Предназначенные для полива и водопоя скота

1.3.2. Пруды-охладители

1.3.3. Мельничные

1.3.4. Рыбоводные

1.3.5. Противопожарные и для содержания водоплавающей птицы

1.3.6. Рекреационные и декоративные

2. Реки и каналы.

2.1. Большие (судоходные)

2.2. Средние (местами или временами судоходные)

2.3. Малые (не судоходные)

2.3. Естественные каналы (протоки, рукава)

2.4. Осушительные каналы (канавы)

2.5. Оросительные каналы

4. Водохранилища (последующее деление возможно по особенностям ложа или по назначению)

5. Эфемерные водоемы

5.1.Лужи

5.2.Дорожные колеи

5.3. Периодически обводняющиеся придорожные кюветы

6. Обводненные понижения

Время проведения работ

Важный момент в подготовке и проведении геоботанических исследований — это выбор подходящих для работы сроков, так как в течение сезона в одном и том же фитоценозе могут происходить заметные колебания обилия и покрытия видов, а нередко в одном водоеме происходит смена целых сообществ. Поэтому исследовать водную и прибрежно-водную растительность лучше всего в момент ее оптимального развития во время цветения и начале плодоношения. Полученные результаты дают наиболее адекватную и сопоставимую картину. Оптимальные сроки для изучения флоры сосудистых водных растений в Средней России приходятся на июль и первую половину августа. Соответственно, на более северных территориях оптимальные сроки сдвигаются на август, а в более южных районах — на конец июня - самое начало июля.

Однако для описания речной растительности наиболее подходящим является июль, так как некоторые виды, а соответственно и их сообщества, к началу августа начинают разлагаться и отмирать. Это же касается и малых озер, и копаных прудов. А вот растительность крупных озер и водохранилищ уже лучше исследовать в августе, так как ее развитие здесь протекает несколько медленнее.

Вместе с тем ряд растительных сообществ возникает лишь при определенных условиях. В первую очередь, это фитоценозы эфемерных водоемов, появляющиеся на короткое время в начале лета, и отмельные сообщества, формирующиеся к концу лета—осени с падением уровня воды. Основу их обычно составляют макроскопические водоросли и водные мохообразные, в нормальных условиях слабо выдерживающие конкуренцию со стороны сосудистых растений, поэтому часто смещающие пик своей вегетационной активности на более ранние или более поздние по сравнению с сосудистыми макрофитами сроки. Одни из них развиваются почти сразу после прохождения половодья в конце весны и начале лета, причём в местообитаниях с довольно сильным течением, другие проявляется лишь к концу лета—осени с падением уровня воды. В другое время их просто бессмысленно искать. Поэтому основное обследование растительного покрова ручьёв и рек необходимо проводить в середине лета, кроме того, для выявления полного видового и ценотического разнообразия, целесообразно сделать съёмку в начале лета для изучения рано развивающихся растений и фитоценозов, а ближе к осени повторно посетить объекты для обнаружения видов и сообществ мелководий и отмелей.

Подготовка к исследованию

После того, как определились с водными объектами, требующими изучения, и календарными сроками, необходимо осуществить непосредственную подготовку к проведению работ. Начинать необходимо с тщательного ознакомления с выбранными для исследования водными объектами региона, с выяснения их территориального расположения. Для этого надо приготовить картографические материалы (карты, атласы) и ознакомиться с литературой о природных условиях местности с характеристикой гидрографической сети, геоморфологии, геологии, растительного покрова.

Наиболее подходящими для общего представления о местности, перспективного планирования исследования: определения района работ, конкретных объектов и прокладки маршрута, считаются карты или атласы масштабом 5 км в 1 см (1:500000). Карты с более крупным масштабом 2 км в 1 см (1:200000) необходимы для более детального знакомства с территорией непосредственного планирования работ и ориентирования на местности.

Работа с литературными данными позволит вам понять, с какими водными объектами придется иметь дело: по величине, глубине, скорости течения, химизму воды и т.д.; какие из них изучены с гидроботанической точки зрения, а какие нет, где исследования будут новы, а где возможно провести сравнительное изучение. Эти сведения дадут возможность сориентироваться, с каким примерным набором видов и сообществ придётся столкнуться, насколько сильно протекает процесс зарастания, высока ли мозаичность растительности. Так, на быстрых, каменистых водотоках (возвышенности с выходами коренных пород), особенно если их воды с пониженной минерализацией, высока роль в сложении растительного покрова макроскопических водорослей и мохообразных, где наблюдается их значительное разнообразие. Реки с преобладанием песчаных грунтов, как правило, отличаются спокойным течением и извилистым руслом, соответственно их растительный покров слабо развит и беден. Водотоки равнин и низин, имеющие хорошо структурированные русла (плёсы, перекаты), плотные каменистые или глинистые грунты, а главное воды со средней минерализацией, вместе с озерами, характеризуются обычно наиболее богатым и сложно устроенным растительным покровом.

На основании литературных данных может быть составлен самый первый, приблизительный список видов, которые могут быть встречены на водоемах изучаемого региона. Предварительный список таксонов, которые могут быть встречены на водоемах изучаемого региона, составляется на основе опубликованных региональных флор, локальных флористических списков, а также региональных определителей растений. На этом же этапе предварительно очерчивается круг таксонов прибрежно-водных растений, вовлекаемых в изучение водной флоры.

Выбор участков для обследования, их размеры и размещение

Одним из важных вопросов, которым приходится задаваться на этапе планирования исследований, еще до непосредственного их проведения: «Надо ли изучать весь водный объект в целом или работать на отдельных участках озерной котловины, отрезках русла, сколько их должно быть, с какой частотой их лучше размещать, и, наконец, какой площади, протяженности, они должны быть?» На сегодняшний день существует несколько подходов:

а) Сплошное исследование, по возможности, всей котловины озера, всего русла реки, с целью составления списков видов и выявления их количественных характеристик (частоты встречаемости), картирования распределения сообществ, когда на каждый заросший участок (отрезок) составлялись схемы зарастания;

б) Фрагментарное обследование - на средних и крупных водотоках, больших озерах, с проведением флористической съемки на участках длиной 0,5—3 км, регулярно расположенных по руслу или береговой линии озера, через каждые 5, 10, 15 или 20 км, но так, чтобы были просмотрены все характерные структуры русла реки (плёсы, перекаты, стремнины, излучины, затоны, протоки) и котловины озера (заливы, протоки);

в) Случайное фрагментарное исследование – на водотоках любой протяженности, осуществляется при линейных проходах по берегу в 7—10 км в соотношении примерно 2—3 случайно-удобных фрагмента на 1 проход, но не менее 2 станций для совсем малых водотоков (ручьёв) и 3 — для более крупных рек;

г) Точечный подход, - в основном на водотоках, при лимите времени на исследование, проводится на участках длиной 0,5-3 км, разбросанных случайно в продольном профиле водотока и расположенных в основном у мостов и в других подобных легко доступных местах (чтобы избежать опасности сделать съёмку в нарушенных экотопах, если это конечно не самоцель, обследование, в зависимости от ситуации, нужно проводить выше или ниже мостов и населённых пунктов).

Особенности обследования разных типов водоемов

Продолжением непосредственной подготовки является выбор наиболее эффективных способов исследования в зависимости от выбранного объекта и способа его исследования.

При изучении озер (как материковых, так и пойменных) и выработанных карьеров, а также водохранилищ обязательно понадобится лодка. Если озеро или карьер не очень велики, вполне достаточно одноместной надувной лодки. На крупных озерах и на водохранилищах требуется более надежное плавсредство, как минимум двухместная надувная лодка, байдарка или вместительная лодка из более прочного материала, при возможности даже с мотором. Надеяться на то, что представится возможность нанять лодку у кого-нибудь из местных жителей или арендовать на лодочной станции не стоит, это осуществимо лишь на основе предварительной договоренности.

При обследовании озера следует двигаться зигзагами от береговой линии до границы водных растений и обратно. Желательно хотя бы один раз пересечь водоем поперек. При использовании резиновой лодки и в том случае, когда ветер дует вдоль длинной оси озера или карьера, удобнее и продуктивнее перемещаться от наветренного берега к подветренному.

Изучение флоры сточного или проточного пруда лучше начинать с его приплотинной части, куда течением сносятся обрывки растений. Изучение бессточного пруда лучше начинать с подветренного берега; на этот же берег следует направляться и с плотины сточного пруда.

Растительность больших и средних рек удобнее всего изучать с байдарки или лодки. Производится заброска в верховье и, постепенно перемещаясь в ходе сплава недалеко от берега вниз по течению, осуществляются необходимые съемки. Еще лучше, исследовать, как минимум, с двух байдарок или лодок движущихся параллельными курсами вдоль обоих берегов. Исследования таких водотоков путем прохода по их береговой линии не позволяет провести полноценную оценку флоры и растительности.

Малые реки лучше обследовать с берега. Дело в том, что они мало проходимы для байдарок и лодок, обычно лишь сразу в послепаводковый период, когда водная растительность еще не развилась. К тому же лесные реки в 20—30 км верхнего течения практически непроходимы из-за завалов. В регионах с густой автодорожной сетью через реки перекинуто большое количество мостиков, где лодку придется обносить.

Вдоль малой реки лучше двигаться пешком по течению: так меньше риск свернуть на какой-нибудь приток. Особое внимание необходимо уделять перекатам и прибрежным отмелях, где обычно сосредоточена водная растительность. При обследовании рек не следует упускать возможность обследования их пойменных водоемов и притоков.

Однако, следует знать, что полностью отказываться от исследования малых рек с лодки или байдарки не следует, так как в наиболее труднодоступных местах лесных рек, несмотря на все минусы, такой способ часто остается, единственно возможным.

Подготовка снаряжения и оборудования

Для полевых выходов необходима удобная походная одежда и обувь, соответствующая погоде и предстоящему маршруту. Для работы на воде — болотные резиновые сапоги, резиновые штаны (продаются отдельно или из комплекта химзащиты). В летний период, когда в теплую воду часто пытаются заходить без одежды и обуви, следует помнить, что это опасно с точки зрения повреждения ног. Работа по описанию и отбору растений, это не купание, во избежание порезов, вы должны быть в одежде и обуви, пусть самой обычной, которую можно быстро просушить.

Для записи наблюдений нужны блокнот, ручка, карандаш, желательно все это не в одном экземпляре.

Для ориентации на местности — карта, компас, JPS – навигатор.

Для сбора растений следует приготовить, нож, лопатку (копалку), легкие грабельки на длинной ручке или якорек на лине для извлечения растений с глубины, полиэтиленовые мешки разных размеров, достаточное количество газет, папки, гербарные прессы.

Для отбора укосов, определения фитомассы и продуктивности сообществ понадобятся складная деревянная или пластиковая рамка (обычно 0.5 х 0.5 или 1 х 1 м), портативные бытовые весы, мешки марлевые или полиэтиленовые.

Для промеров водоема, или водотока (измерений глубины, ширины русла, длины берегового отрезка), размеров геоботанических площадок и фитоценозов потребуются рулетки - короткая и длинная, вертушка для определения скорости течения; будут полезны лазерный дальномер и JPS-навигатор.

Для отбора проб воды на анализ химического состава, фиксации макроскопических водорослей необходимо достаточное количество пластиковых бутылок или пузырьков (объёмом 0.33 и 0.5 л). Гидрохимические показатели могут быть получены и с помощью портативных аналитических наборов.

При наличии резиновой лодки или байдарки, обязателен ремнабор, с достаточным количеством заплат, клея, других важных материалов и инструментов.

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ЭТАП

Запись наблюдений

Опыт показывает, что наиболее оптимальной формой записей в полевых условиях являются описания, вносимые в заранее отпечатанные бланки флористических или геоботанических описаний, где присутствуют ниже указанные позиции, а часто и подготовленный список видов. Исследователь просто проставляет необходимые сведения и баллы обилия-покрытия.

Бланки описания обязательно должны включать: № описания; дату проведения работы; ФИО ее исполнителей; площадь описания, в м²; Общее проективное покрытие (ОПП) в % и пункты, позволяющие внести точный адрес описания, т.е. его географическое местоположение (область, район) – азимутальную привязку к ближайшему населенному пункту, с указанием расстояния до него; экологическую характеристику водоема: глубины, тип грунта (песчаные, каменистые, глинистые, илистые, торфянистые), скорость течения, видимые антропогенные и другие нарушения (мусор, загрязнение, бобровые поселения) и т.д.

Далее следует собственно описание — список видов с указанием балла обилия-покрытия. Часто после балла проставляются индексы: ju— ювенильные растения (проростки и молодые растения); °— угнетенные растения. Использование при описании водной растительности этих индексов весьма полезно, так как с их помощью можно показать разнокачественность состояния видов в сообществе.

В случае геоботанических описаний, которые желательно вести параллельно с картированием (см. ниже), приводится список ассоциаций с привязкой их нумерации к карте.

Для более высокого качества экологической информации полезно, кроме того, определение химического состава воды, что в последнее время все чаще практикуется с использованием компактных - аналитических приборов.

На каждый многодневный экспедиционный выезд бланки берутся по запланированному числу описаний плюс 10 резервных. На дневной маршрут берется запланированное число бланков плюс 2 резервных; остальные чистые бланки, а также бланки заполненные, остаются на базе. Сведения о флоре всех обследованных за один день в одном квадрате водоемов заносятся в один бланк (при этом можно использовать разные стили зачеркивания или подчеркивания встреченных видов в зависимости от типов водоемов). При смене квадрата заполняется новое флористическое или геоботанической описание.

Не стоит постоянно носить с собой все бланки флористических описаний, поскольку при их случайной утере будут осложнены дальнейшие работы и пойдут насмарку все предыдущие усилия. По этой же причине нежелателен и полевой дневник. Обычно за день можно посетить водоемы, расположенные в 2-3 квадратах. Записи в бланке имеют больше шансов сохраниться, если они будут сделаны шариковой (не гелевой!) ручкой или мягким карандашом. При первой возможности заполненные бланки следует доставить в место, где риск их утери минимален, желательно продублировать данные, переписав их в дневник.

Фотосъемка и видеосъемка

На наш взгляд, все основные этапы исследований растительного покрова ручьев и рек, да и вообще водных объектов, должны сопровождаться фотографированием. Нужно снимать наиболее типичные или редкие растения, фитоценозы, характер расположения растительности, общий вид участков водотоков, окружающий ландшафт и т.д. При картировании очень хорошо дублировать составленные картосхемы соответствующими фотоизображениями. Исследование сезонной и многолетней динамики также должно сопровождаться фотосъемкой. Можно выбрать контрольные элементы растительного покрова (пятна растений, целые сообщества и т.п.), участки русла и фотографировать с какой-то определенной точки, которую следует чем-то пометить (кол, зарубка и т.д.), можно для этого воспользоваться GРS-навигатором. Помимо записей и схем вы будете иметь серию изображений, что явно облегчит восприятие и интерпретацию данных Естественно, что все фотоматериалы должны сопровождаться детальными подписями об объекте, месте и времени съемки. В полевых записях следует делать пометки о том, что снято и где, код файла. Из полезных приспособлений для успешного фотографирования можно порекомендовать штатив для более удобной съемки общих планов и съемок с хорошей глубиной резкости (т.е. детализацией). Также штатив будет весьма эффективен при фотографировании в условиях недостаточной освещенности, например, на участках водотоков под пологом леса. Использование вспышки не рекомендуется, так как отражение от водной поверхности могут испортить кадр. Очень рекомендуется применение поляризационных светофильтров, которые позволяют удалить нежелательные отражения и блики от неметаллических поверхностей, таких как вода, стекло и др. Особо актуально использование поляризаторов при съёмке растений и сообществ в толще воды. В солнечную погоду из-за отражения и бликов без такого светофильтра это практически невозможно сделать. Поляризационный светофильтр не только полностью снимает этот нежелательный эффект, но и несколько увеличивает контраст и насыщенность цвета. Фотосъёмка сильно облегчает последующую обработку данных, т.к. вы имеете наглядный материал. Фотоматериалы должны использоваться и на конечных этапах работы: в публикациях, отчётах или докладах. Они явно повышают качество полученных данных и представляемых результатов.

При изучении сообществ водных растений положительную оценку получило применение видеосъемки, с целью уточнения состава, проективного покрытия, на тех или иных учетных площадках, их протяженности. Видеосъемка ведется при движении на байдарке или на лодке вдоль полей водной растительности с закрепленной на носу или удерживаемой в руке человека, сидящего в носовой части, камеры с включенным секундомером.

Измерение параметров водных объектов

При любых исследованиях водной растительности, при описании фитоценозов на каждой станции, участке русла, на водоеме в целом необходимо дать их гидрологическую характеристику. Для этого проводится измерение и определение основных параметров: длина, ширина, глубина, скорость течения, прозрачность и цветность воды, характер грунтов, гидрохимические показатели, наличие хозяйственной деятельности и видимых нарушений и т.п.

Глубина воды определяется рулеткой, мерной линейкой, в глубоких местах лотом (размеченным шнуром с грузом на конце).

Скорость течения измеряется с помощью вертушки (механической или электронной) или более простым способом — методом поплавков, когда вдоль берега или прямо в русле отмеряется определённое расстояние, затем запускаются специально подготовленные поплавки со способностью плыть в полупогруженном состоянии (при отсутствии резинового мячика, куски сосновой коры) и измеряется время, за которое они пройдут выбранный отрезок, затем вычисляется скорость течения.

Прозрачность воды на реках обычно характеризуется глазомерно (до дна, почти до дна), и только иногда диском Секки (например, в сильно цветных или мутных водах, в глубоких местах).

Характер грунтов определяется, как правило, по общепринятой у гидробиологов градации: песчаные, каменистые, глинистые, илистые, торфянистые; переходные варианты песчано-каменистые, каменисто-песчаные и т.д.; каменистую фракцию можно указать более детально (гравий, галька, валуны).

Гидрохимические анализы выполняются прямо в полевых условиях с использованием компактных аналитических приборов или отбираются пробы воды для последующей камеральной обработки в специализированных лабораториях и центрах.

Описание хозяйственной деятельности (выпас, покосы, посевы, лесосплав, лесопереработка, фермы, промышленность и т.п.) и видимых антропогенных и других нарушений (мусор, загрязнение, стоки, топляки и т.д.) может даваться в произвольной форме и объёме.

B зависимости от целей работы могут фиксироваться и другие сведения: характер берегов, особенности поймы и долины, характер приречной растительности и т.п.

Выбор пробной площади

Методы пробных площадей, предназначены для исследований фитоценозов путем сбора информации об их параметрах (покрытии проективном, обилии вида, биомассы и пр.). По поводу определения параметров пробной площади у геоботаников нет единого мнения, что позволяет свободно варьировать их формой (квадрат, прямоугольник, круг и т. д.) и размером, который зависит от целей исследования и может колебаться от размеров «точки» (метод уколов) до нескольких сотен квадратных метров. Заложение стандартных пробных площадей 100 м² (10 Х 10 м), оправдано, разве что, при сплошном зарастании.

На крупных водных объектах со стабильными условиями среды, где высшая водная растительность занимает значительные площади, имеет поясное строение, а фитоценозы достаточно отчетливы и однородны, форма и размер пробной площади могут быть совершенно произвольные, так как не влияют на результаты исследования, и, по сути, могут определяться пределами пояса сообществ. Важнее в этом случае будет определиться с пробными учетными площадками, их распределением и суммарной площадью. Размещение (отбор) пробных (учетных) площадок в пространстве для методов геоботанического исследования зависит от ваших целей и может быть типическим или случайным. При типическом отборе определение места заложения пробной площадки производится более или менее субъективно после визуального изучения всей описываемой совокупности растительности. Применяют типический отбор при качественных исследованиях, что позволяет экономить время на стадии полевых исследований. При случайном отборе определение места заложения пробной площадки производится с большим или меньшим элементом автоматичности. Различают: собственно случайный, при котором положение каждой площадки не зависит от положения остальных; регулярный случайный - положение каждой площадки определяется заранее по некоторому правилу (например, через равные расстояния друг от друга), возможен регулярный отбор со случайным выбором начальной точки; пропорциональный случайный - применяется в четко выраженных рядах, типах растительных массивов или в четко разграниченных массивах.

Оптимальным в случае поясного или крупно-фрагментарного зарастания будет описание растительности в пределах каждого пояса на 5 м². при заложении 20 учетных площадок размером 50х50 см, или 5 площадок 1х1 м, регулярно-случайным способом, причем, вписанных, лучше всего, в центральную, наиболее наглядную, типичную часть. Такой подход будет работать и на малых водоемах, на ручьях и реках, где водная растительность представлена слишком узкими поясами, небольшими фрагментами или пятнами. Описание, и в этом случае, производится в границах всего пояса, отдельного фрагмента, а при их малых площадях не возбраняется объединение сходных пятен для одного описания, главное, чтобы были соблюдены общий размер площади описания (5 м²) при выраженности однородности сообщества. И в случае заложения стандартных пробных площадей при сплошном зарастании описание делается на тех же 5 м².

Проблема полного флористического списка водного объекта, решается дополнительным включением в него всех редких видов, не попавших в площадь описания, но произрастающих на нем и встреченных при обследовании.

При некоторых специфических исследованиях, например, по Браун-Бланке пробная площадка должна закладывается в абсолютно однородном участке фитоценоза (Однородным считается сообщество, которое состоит из видов одной или сходной биоморфы). Например, при описании сообществ рдестов пробную площадь, следует разместить так, чтобы в ее пределы не попали виды гелофитов из контактирующего пояса. Описание фитоценозов рясок лучше проводить в стороне от зарослей нимфейных или тех же воздушно-водных растений.

Составление флористических списков и описаний

Одной из первых задач в изучении водной растительности является инвентаризация видового состава. Эта процедура начинается с составления списков встречающихся видов (собственно флористические списки), часто сопровождающихся дополнительной информацией об экотопах, в которых встречается вид.

К составлению флористического списка водного объекта и его подготовке к обнародованию приступают по завершении работ по сбору материала или незадолго до этого.

Описание каждого вида (внутривидового таксона) в конспекте должно содержать следующие сведения: а) полное латинское название с синонимами, имеющимися в основных литературных источниках по флоре региона (для гибридов также названия родительских видов); б) экотопы, в которых данный таксон встречается или которые он предпочитает. Именно эти сведения являются минимально достаточными для качественного флористического списка.

Расположение таксонов в списке

В большинстве современных работ принято располагать семейства по системе Энглера (см. любой список). Роды внутри семейств и виды внутри родов лучше располагать в порядке латинского алфавита. При необходимости допустимо делать два списка: первый — видов «водного ядра» флоры, а второй — таксонов, в «водное ядро» не входящих.

Экотопы, в которых таксон встречается или предпочитает

При указании экотопов целесообразно: а) опираться на выбранную исследователем схему типификации водоемов (см. выше); б) по возможности располагать их в одном и том же порядке; в) если таксон, встречаясь в разных типах водоемов, предпочитает некоторые из них, отражать это в тексте видового очерка.

Кроме того, в комментариях к каждому таксону (или к некоторым из них) могут также приводиться сведения о его жизненной форме, экологической группе, типе ареала, особенностях экологии и биологии и т.п. Эти сведения, особенно оригинальные, повышают ценность флористического списка, но обязательными для него не являются.

Обязательно перед составлением флористического списка или описания в блокнот или бланк следует занести сведения о географическом местоположении участка водотока, дату, дать какое-то общее описание фрагмента русла (характер реки и русла, диапазон глубин, преобладающие грунты, скорости течения и т.п.).

Включение широкого экологического и таксономического спектра видов, даёт наиболее полное представление не только о растительном покрове, но и об особенностях самих водотоков.

Флористические данные входят в национальный и глобальный научный оборот после их публикации, как правило, в виде флористического списка.

Гербаризация

Объемы гербаризации при детских исследованиях должны охватывать весь видовой состав изучаемого водоема, не менее чем в двух экземплярах каждый. Это необходимо для того, чтобы один гербарий оставить у себя, для демонстрации его в качестве приложения к конкурсной исследовательской работе, а другой отдать специалисту по региональной флоре для подтверждения достоверности определения и последующей передачи на хранение в региональный гербарий. Кроме того, принято подтверждать гербарными сборами встречи новых для региона или редких для этой территории видов, с целью передачи одного экземпляра в одно из ведущих национальных хранилищ страны (ВИН РАН, МГУ, ИБВВ РАН). Исключением из этого правила может служить находка очень редкого в регионе и хорошо диагностируемого в природе вида, популяция которого в данном местонахождении представлена считанными особями. Однако подобных видов среди водных и прибрежных растений крайне мало.

Следует также собирать растения, надежно не диагностирующиеся в поле, при появлении малейшего сомнения в идентификации необходимо собирать их в достаточном количестве для последующего определения в камеральных условиях.

По мере приобретения опыта необходимость в сборах обычных видов для каждого водоема будет требоваться все меньше и меньше. Но, вообще, время от времени полезно гербаризировать в небольшом количестве и самые обычные (часто на первый взгляд) растения, а не только редкие и интересные виды.

О самом процессе гербаризации написано множество рекомендаций [2; 3 и др.], отметим лишь, что тонкие, нежные водные растения со слипающимися вне воды листьями, такие как узколистные рдесты, шелковники, болотники, занникеллия и др., следует закладывать прямо в воде. Под такое растение, помещенное в воду, подводят плотный лист бумаги, лучше пергамент или полупергамент, и осторожно вынимают из воды. Растение при этом расправляется и ложится ровно. В случае, когда на месте это сделать невозможно, собранный материал доставляют на базу или в лабораторию в полиэтиленовых мешках и закладывают в тазу с водой или в фотокювете. Такой способ позволяет получать безукоризненные образцы растений, которые на воздухе хорошо заложить не удается

Фитоценотические исследования

В отличие от флористических описаний, проведение геоботанических работ на водоемах и водотоках более трудоемкий процесс, имеющий ряд своих особенностей. Описания сообществ на озерах, водохранилищах, озеровидных расширениях рек с достаточно стабильными условиями не вызовет затруднения. Обычно на них для растительности характерно поясное расположение, когда от берега с увеличением глубины происходит смена одних фитоценозов другими, однако и в этих случаях площадки следует размещать в центральных, наиболее однородных частях (здесь смысл другой – он подходит) поясов и фитоценозов, а не в краевых переходных зонах. В малых озерах и копаных прудах поясность водной растительности также выражена, но очень часто эти пояса очень узкие или разорванные. На ручьях и реках поясность растительности представлена в меньшей степени, ее структура отличается достаточной мозаичностью и ярусностью, так как сказывается такой мощный фактор, как течение. Растительные сообщества на водотоках со сплошным зарастанием часто бывает сложно описывать из-за трудности выбора пробной площадки. Наблюдается высокая мозаичность растительности, происходит сильное наслоение сообществ, нарушается их однородность, контуры практически отсутствуют и складывается ощущение какого-то единого сложно устроенного и богатого ценоза, что случается по причине размытия границ в условиях нарушения или сильного воздействия и без того слабо дифференцированных экотопов ручьев и рек.

При описании фитоценоза помимо составления списка видов особое внимание уделяется проективному покрытию и показателю обилия для каждого вида и сообщества в целом.

Покрытие проективное – показатель характеристики роли отдельных растений в сложении фитоценоза, определяемый абсолютной или относительной площадью проекции наземных (наддонных) частей растений. Определяется глазомерно или с помощью специальных геоботанических рамок, разбитых на 100 квадратов и выражается абсолютным значением, в процентах, или в условных баллах (обилие вида). Для оценки площади покрытия, обилия видов предпочтение отдается шкалам проективного покрытия. Применяют различные шкалы, например, шкала Браун-Бланке: r – вид чрезвычайно редок с незначительным покрытием; + - вид встречается редко, степень покрытия мала; 1 – число особей велико, степень покрытия мала или особи разрежены, но покрытие большое; 2 – число особей велико, проективное покрытие от 5 до 25%; 3 – число особей любое, проективное покрытие от 25 до 50 %; 4 - число особей любое, проективное покрытие от 50 до 75%; 5 - число особей любое, проективное покрытие более 75 %.

Описание проводятся на пробных площадках. Выбор площадок, и что необходимо включать в описание, смотрите в соответствующих разделах (см. выше).

Процедура сбора первичного материала не представляет большой сложности, они возникают при классификации сообществ, в первую очередь, по причине разных подходов в разных гидроботанических школах и направлениях. На границе нового тысячелетия к распространенной в России (СССР) эколого-фитоценотической классификации (доминантный подход) появилось большее число последователей распространенной на Западе флористической классификации (по Браун-Бланке). Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, тем более, что при классификации одновидовых монодоминантных сообществ, которыми изобилует водная растительность, различия между классификациями стираются, так как нет другой основы, кроме доминатов, при выделении синтаксонов. Мы не будем здесь останавливаться на преимуществах той или другой классификации, как и не будем рекомендовать их обе к использованию в работе школьников. На основе определенного нами подхода к выбору методик - наиболее понятных и доступных (легко применимых на практике), мы остановились на доминантно-детерминантной (детерминант - греч. determine – ограничивать) классификации водной растительности разработанной ведущим ученым Института биологии внутренних вод им. Папанина В.Г. Папченковым, в которой совмещены принципы обеих упоминаемых выше классификаций и найден более естественный подход к этой искусственной иерархии. При ее использовании основное внимание уделяется не только растениям, представленным наибольшим числом или большой величиной их проективного покрытия (последнее экологически более важно), но и видам, определяющим структуру и экологическую сущность сообщества, маркирующим его, и эти виды ставятся в основу названия ассоциации, т.е. детерминант частный случай доминанта, так как нет прямой связи между фитомассой и средобразующей ролью вида. Доминантная система синтаксонов зримо демонстрирует взаимосвязи классифицируемых объектов разных рангов. Так, фитоценоз, состоящий из рогоза узколистного с 10-20% проективным покрытием и сплошного ковра рясок будет не рясковым с рогозом, а рогозовым с ряской, поскольку именно рогоз структурирует данное сообщество и определяет его суть. И в целом название дву- многоярусных водных сообществ дается, прежде всего, с учетом растений, образующих самый верхний ярус. Исключение составляют переходные сообщества, в которых верхний ярус представлен единичными экземплярами макрофитов, еще только начинающих проникать в существовавший ранее без них фитоценоз; либо ситуации, когда явным эдификатором является доминант не верхнего, а ниже расположенного яруса. Поскольку одним из наиболее важных признаков природных сообществ является их продуктивность, то такие переходные фитоценозы наверное логичнее относить к формации вида, наиболее обильного в этом ценозе и чаще всего дающего в нем максимальную биомассу.

Единицами доминантной схемы построения классификации являются ассоциации, формации, группы формаций, классы формаций, группы классов формаций и тип растительности.

Основной единицей экологической классификации - синтаксоном, реально существующим в природе, является ассоциация – растительное сообщество (тип фитоценоза) определенного флористического состава с единообразными условиями местообитания и единообразной физиономией.

Все ассоциации, характеризующиеся общим доминантом-эдификатором (лат. aedificator – строитель – (синоним – детерминант) - виды контролирующие режим отношений в растительном сообществе) объединяются в одну формацию. Последняя может объединять и сообщества сходных по экологии близкородственных таксонов. К одной группе относятся формации, в сообществах которых эдификаторы принадлежат к одной и той же экогруппе макрофитов. Фитоценозы с эдификаторами одного экотипа объединяются в один класс формаций. В группу классов последних входят сообщества с эдификаторами одной группы экотипов. Все синтаксоны растительного покрова водоемов и водотоков относятся к одному типу растительности, называемой водной.

Ниже приведены примеры из классификационная система растительности водоемов и водотоков Среднего Поволжья выработанная при соблюдении доминантно-детерминантных принципов В.Г. Папченковым [4] Они могут быть использованы как основа при описании растительных сообществ любого бассейна. Для выделения новых синтаксонов достаточно выполнить 10 описаний и сделать их с максимально возможной широтой географии на водотоках и водоемах, если это нередкий фитоценоз, лучше произвести несколько больше описаний. Провести по описанию в верховьях, среднем и нижнем течении реки или в различных типах водоемов, в разных частях района исследований, что даст материал не только для общей характеристики синтаксона, но и покажет вариабельность составляющих его видов по проективному покрытию.

Тип растительности. Водная растительность - Aquiphytosa

А. Группа классов и I. Класс формаций. Настоящая водная (гидрофитная) растительность — Aquiphytosa genuina…

2. Группа формаций гидрофитов, свободно плавающих в толще воды — Aquiherbosa genuina demersa natans.

3. Формация ряски трехдольной — Lemneta trisulcae

Ассоциация: 10) Lemnetum trisulcae.

4. Формация роголистника темно-зеленого — Ceratophylleta demersi.

Ассоциации: 11) Ceratophylletum demersi: п.п. роголистника 60-100%, другие виды с п.п. менее 5%, а чаще менее 1%, как правило, являются случайно заходящими, а потому не учитываются;12) Lenmo-Ceratophylletum demersi: п.п. роголистника 90-100%, ряски трехдольной от 30 до 95%, ряски маленькой - 0-90%, многокоренника - 0-70%, участие других видов носит случайный характер;13) Hydrocharito-Ceratophylletum demersi: п.п. роголистника 90-100%, водокраса 10-90%, ряски маленькой до 60%, и многокоренника до 40%; 14) Нуdrоhеrbоsо-Сеrаtорhуllеtum demersi: субассоциация H.-C.d. utriculosum - п.п. роголистника 90%, пузырчатки обыкновенной – 10-90%, ряски маленькой, ряски трехдольной, многокоренника от 5-10 до 40-70%, кроме того, изредка встречаются другие виды - рдест сплюснутый (до 10%) , пузырчатка южная (до 5 %), единично некоторые другие виды; субассоциация H.-C.d. myriophyllosum - п.п. роголистника 95%, урути мутовчатой до 30%, ряски маленькой, ряски трехдольной, многокоренника - 10-40%, пузырчатки обыкновенной – 5%; субассоциация H.-C.d. batrachiosum - п.п. роголистника 80%, шелковника жестколистного – 30%, элодеи – 20%, ряски маленькой, ряски трехдольной, многокоренника - 40-60%; субассоциация H.-C.d. potametosum pectinati - п.п. роголистника 60%, рдеста сплюснутого – 20%, рдеста волосовидного – 10%, ряски маленькой, ряски трехдольной, многокоренника - 10-30%;

5. Формация пузырчатки обыкновенной — Utricularieta vulgaris.

Ассоциации 15) Utricularietum vulgaris: обычно чистые сообщества с п.п. 20-80%, изредка среди побегов пузырчатки встречаются листецы ряски трехдольной; 16) Lemno-Utricularietum vulgaris: п.п. пузырчатки обыкновенной от 10до 100%, п.п. трех видов рясковых: ряски маленькой, ряски трехдольной, многокоренника - 30-60%;

3. Группа формаций погруженных укореняющихся гидрофитов — Aquiherbosa genuina submersa radicans.

6. Формация рдеста блестящего — Potameta lucentis.

Ассоциации: 17) Potametum lucentis18) Lеmnо-Роtаmеtum lucentis: 19) Ceratophyllo-Potametum lucentis, 20) Charophyto-Potametum lucentis, 21) Agrostiostoloniferae-Potametum lucentis.

Картирование и профилирование

Картирование растительности и геоботаническое профилирование водных объектов, важнейшая составляющая в геоботанических исследованиях - в определение степени и характера зарастания водоема или водотока [2;5].

Картирование растительности обычно проводится с использованием крупномасштабных карт и планов, на которые в поле наносятся контуры растительности с соответствующими промерами размеров и расстояний, либо применяется техника пикетажной съёмки, когда участки водоёма или водотока размечаются различного рода вехами, лентами, шнурами на квадраты определённого размера, в пределах которых и наносятся контуры фитоценозов. Для обозначения различных растительных сообществ, как правило, используются специальные значки и штриховки.

По профилю 00 на 1800 на Малом Лебедином (привязка к квартальной просеке) сообщества располагаются в следующем порядке:

Сaricetum lasiocarpae Сaricetum lasiocarpae heteroherbosa Potameto natanti - Nymphaeetum candidae Caricetо lasiocarpaeScirpetum lacustris Scirpetum lacustris Numphaeetum candidae Nupharetum luteae Nupharetum luteaeNumphaeetum candidae Nupharetum luteae Comareto-Caricetum lasiocarpae Nymphaetoaricetum lasiocarpae Utriculario-Caricetum

Типы зарастания

С картированием напрямую связано определение степени и характера зарастания ручья или реки.

Это важные для характеристики растительного покрова водотоков параметры и лучше, если они даются по какой-то единой схеме. Существуют разные варианты шкалы степени зарастания и типов зарастания и выбор обычно делает сам исследователь, исходя из своих представлений и решаемых задач, наиболее оптимальные, на наш взгляд, представлены в отдельной главе.

Определение фитомассы и продукционных характеристик

Большинство гидроботанических работ, посвящённых проблемам зарастания и общей характеристики растительного покрова озёр, водохранилищ, прудов и рек в той или иной степени затрагивают вопросы продуктивности водных растений и их сообществ, оценивают запасы макрофитов в изучаемых водных экосистемах.

Уровень продуктивности растений определяется по их биомассе и продукции. Биомасса, или живая масса растений, рассчитанная на единицу площади сообществ, дает информацию о доли макрофитов в общей биомассе экосистемы в конкретный момент времени. Продукция, под которой понимается суммарное увеличение фитомассы за единицу времени, показывает интенсивность продукционных процессов в учитываемый период и именно ее уровень определяет темпы зарастания водоема. Основную роль при этом играет чистая первичная продукция.

Сбор материала по фитомассе водных растений, определение ее запасов и оценка продуктивности проводятся с использованием традиционных подходов геоботаники [2;6].

Биомасса водных растений определяется на укосных площадках, которые закладываются в разных частях фитоценозов, либо в пределах площади, выбранной для геоботанического описания сообщества. Распределять площадки надо так, чтобы максимально охватить разнообразие густоты травостоя в нём. Размер укосной площадки может быть различным: в разреженных сообществах — большим, в густых — меньшим, наиболее подходящей является площадь 0,25 (0,5 х 0,5 м). При целенаправленном исследовании только продукционных процессов укосы проводятся в одном типе фитоценоза с суммарной площади не менее 1 . Для разметки площадки удобны складные разъемные рамки из дерева или пластика, плавающие на поверхности воды. Они годятся для исследования сообществ воздушно-водных растений. Для ценозов придонных макрофитов, не доходящих до поверхности воды, нужны металлические рамки, которые можно положить на дно. Для большей точности при описании подсчитывается число побегов вида на учетной площади.

При отборе проб воздушно-водных и придонных растений с площадки у самого дна срезаются все побеги и, если это возможно, выкапываются подземные органы. В случае с укореняющимися гидрофитами, основная масса которых сосредоточена у поверхности или на воде, начинать срезать побеги нужно не со дна, а сверху, отсекая все, что выходит за пределы плавающей на воде рамки, иначе велик риск заметно (иногда в несколько раз) увеличить объем пробы за счет побегов, уходящих далеко за пределы укосной площади.

Каждый укос в отдельности разбирается по видам растений, подсчитывается число побегов (для кувшинковых и стрелолиста — число листьев и цветоносов), с точностью до 10 г взвешивается их сырая масса, измеряется высота наиболее развитых побегов. Отобранные укосы сохраняются для их дальнейшего лабораторного исследования. В лаборатории, после сушки на воздухе, пробы досушиваются в сушильном шкафу при 65°С до постоянного веса и взвешиваются с точностью до 0,1 г. Таким образом определяется воздушно-сухой вес пробы, а по разнице между весом пробы с естественной влажностью и весом в воздушно-сухом состоянии высчитывается процент свободной влаги в растениях. Далее каждая из проб измельчается, перемешивается и из нее берется навеска, величина которой определяется на аналитических весах с точностью до 0,01 мг. Эти навески высушиваются до постоянного веса при температуре 100°С. По разнице веса до и после сушки определяется содержание связанной влаги. Это позволяет определить общую влажность образцов растений и подсчитать их абсолютно сухую массу. Затём отобранный в качестве навесок материал сжигается в муфельной печи для определения в нем процентного содержания золы и органического вещества.

Изучение динамики водной растительности

Исследования водной растительности во временном масштабе могут проводиться на протяжении ряда лет, а для водотоков еще и в течение одного вегетационного сезона. При проведении таких наблюдений можно изучать динамику флоры, растительности, степени зарастания и характера распределения фитоценозов, фитомассы и продукции, т.е. любую из характеристик растительного покрова, какую-то их группу или же вести комплексные исследования.

Сезонные наблюдения лучше всего начинать сразу после прохождения половодья и делать съёмку, в зависимости от поставленных задач, один раз в 10 дней, в 2 недели или в месяц. Заканчивать следует перед ледоставом. Можно вести работу и круглый год.

Изучение многолетней динамики происходит в ходе повторных исследований на одних и тех же водоемах и водотоках или их участках, проводящихся каждый год примерно в одной и то же время. Для такой работы следует выбрать наиболее легкодоступные места на самых выразительных, характерных водных объектах какой-то территории или ландшафта. Весьма эффективно проводить повторные наблюдения в годы с контрастными климатическими условиями (сильно засушливые и наоборот дождливые), что дает возможность не только максимально полно выявить характеристики растительного покрова, увидеть динамику, но и проследить реакцию растительности на изменение ряда факторов среды обитания.

Замечания по режиму исследования

При ведении исследования следует помнить, что в дождь эффективность флористических работ сильно снижается из-за ряби на поверхности воды, ее загрязнения, а также из-за дождевых паводков. Из-за паводков, приводящих к значительному замутнению вод, нецелесообразно обследование малых рек в течение 1-3 дней после сильных дождей. В эти дни, при имеющейся возможности, следует перенаправить свои силы на обследование озер и водохранилищ, а при отсутствии таковой, на обработку собранных материалов, либо посвятить их отдыху.

Не стоит обследовать водоем в ранние утренние и предвечерние часы (в зависимости от погоды - 3-4 часа после рассвета и 2-3 часа до заката), поскольку значительная часть солнечных лучей, падающих на поверхность воды под острым углом, отражается от нее, что искажает картину восприятия, приводит к утомлению органов зрения, снижая точность оценки изучаемых параметров.

Обработка собранных материалов должна осуществляться своевременно. Период времени между сбором полевого материала и его первичной обработкой должен быть по возможности минимальным. Желательно специально выделять для этого несколько предвечерних и вечерних часов.

При проведении длительных исследований и устойчивой благоприятной погоде следует устраивать выходные дни, не реже 1 раза в неделю, так как накапливающаяся усталость начинает негативно сказываться на внимательности исследователя и качестве его работы. В качестве выходных дней можно использовать дождливые дни и относительно длительные периоды ненастной погоды.

Список литературы

  1. Бобров А.А., Чемерис Е.В. Изучение растительного покрова ручьев и рек: методика, приемы, сложности. // Материалы Всероссийской школы-конференции по водным макрофитам «Гидроботаника 2005». Рыбинск: ОАО «Рыбинский дом печати», 2006. С. 181-203.
  2. Катанская В. М. Высшая водная растительность континентальных водоемов CCCР. Методы изучения. Л.: Наука, 1981. 187 с.
  3. Лисицина Л.И. Гербаризация водных растений, оформление коллекций. // Гидроботаника: методология, методы: материалы Школы по гидроботанике. Рыбинск: ОАО «Рыбинский дом печати», 2003. С. 49-55.
  4. Папченков В. Г. Растительный покров водоемов и водотоков Среднего Поволжья. Ярославль: ЦМП МУБиНТ, 2001. – 200 с.
  5. Папченков В.Г. Картирование растительности водоемов и водотоков. // Гидроботаника: методология, методы: материалы Школы по гидроботанике. Рыбинск: ОАО «Рыбинский дом печати», 2003. С. 132-136.
  6. Папченков В.Г. О закономерностях зарастания водотоков и водоемов и продукция водных растений. // Материалы Всероссийской школы-конференции по водным макрофитам «Гидроботаника 2005». Рыбинск: ОАО «Рыбинский дом печати», 2006. С. 143-152.
  7. Щербаков А.В. Изучение и анализ региональных флор водоемов. // Гидроботаника: методология, методы: материалы Школы по гидроботанике. Рыбинск: ОАО «Рыбинский дом печати», 2003. С. 56-69.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017