Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ИЗУЧЕНИЕ ОРНИТОФАУНЫ БАЛАХНИНСКОГО РАЙОНА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБОУ «ИСТОМИНСКАЯ ООШ»

Шпилевская Елена Викторовна
учитель биологии I квалификационной категории
МБОУ «Истоминская основная общеобразовательная школа» Балахнинского района Нижегородской области.

Новые образовательные стандарты и программы ориентируют учителя не только на создание целостных (системных) представлений по изучаемой дисциплине, но и на целенаправленное развитие предметного мышления, информационных и интеллектуальных умений школьников, на формирование навыков предметного познания.

Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии, в том числе исследовательские и проектные технологий во внеурочной деятельности.

Одним из направлений исследовательской деятельности в Истоминской школе является комплекс мероприятий по изучению видового разнообразия птиц, фенологические наблюдения и участие в днях наблюдений и учетов птиц.

Первая попытка орнитологических исследований была осуществлена в июне 1997 года. В этот год мы проводили наблюдения за колонии озёрных чаек недалеко от посёлка Истомино. Юные натуралисты познакомились с биологией этой птицы и провели учёт. По нашим подсчётам здесь гнездилось около 300 пар чаек. К сожалению, через 2 года колония исчезла, и сейчас мы можем встретить только одиночные гнездовья. Но истоминские школьники продолжают изучать орнитофауну Балахнинского района.

За несколько лет исследований учащимися Истоминской школы было встречено и определено 90 видов птиц, относящихся к 12 отрядам и 33 семействам, что составляет 31% видового разнообразия птиц Нижегородской области. На территории Истомино и его окрестностей нами было встречено 77 видов птиц, из которых 70 видов гнездятся, 4 вида можно увидеть на пролете (серый журавль, серый гусь, лебедь – кликун, казарка), только в зимнее время здесь можно встретить свиристеля и чечетку.

В ходе исследований было установлено, что на территории п. Истомино и окрестностей встречаются 6 экологических групп птиц. Наиболее широко представлены лесные птицы – 38 видов (56%), 23 видов (34%) – птицы парков и садов, 18 видов(26,5%) – обитатели антропогенных ландшафтов, 7 видов (10%) встречаются на открытых пространствах, 6 видов (9%) – птицы болот и побережий и 3 вида (4,4%) – водоплавающие.

Среди изученного видового разнообразия птиц 1 вид занесен в Красную книгу МСОП (коростель), 1 вид - в Красную книгу РФ (казарка), в Красную книгу Нижегородской области занесено 8 видов изученной орнитофауны, а в Приложение 2 к Красной книге Нижегородской области – 9 видов.

Большая часть птиц, обитающих в Нижегородской области - перелетные. Фенологические наблюдения за пролетом и прилетом птиц учащиеся Истоминской школы ведут с 2001 года. Проанализировав результаты наших исследований, мы пришли к следующим выводам:

  • Прилет птиц зависит от погодных условий. Например, весна 2004 года была ранней и поэтому птицы начали прилетать, в среднем, на неделю раньше. А в 2012 и 2013 годах из-за поздней весны они начали прилетать на 7 – 10 дней позже.
  • Миграция пернатых идет как бы волнами. Нам не всегда удавалось определить точный срок прилета, т. к. появление большинства насекомоядных птиц мы отмечали по голосам, а это свидетельствовало о том, что они приступили к гнездованию.

Уже традиционным стало участие истоминских школьников в Международных и Всероссийских днях наблюдений и учёта птиц, Соловьиных вечерах. По результатам учёта видового разнообразия и общего количества птиц среди школ Балахнинского района Истоминская школа всегда входит в тройку лидеров. Активное участие МБОУ «Истоминская ООШ» в Днях наблюдений и учетов птиц и массовых акциях СОПР неоднократно отмечалось благодарностями Союза охраны птиц России.

В своих орнитологических исследованиях чаще других мы используем методику маршрутного учёта птиц по голосам и визуальным встречам в фиксированной полосе наблюдения. Она достаточно проста в применении, может успешно использоваться в разные сезоны года практически во всех типах местообитаний. Успешность и достоверность учёта определяются двумя обязательными навыками наблюдателя: умением определить любую встреченную птицу, как по голосу, так и по внешнему виду;

умением правильно определять расстояние до видимых и слышимых птиц (этот навык формируется только в ходе тренировок).

Еще одним направлением исследовательской и проектной деятельности в МБОУ «Истоминская ООШ» является создание экологических троп. Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную и оздоровительную.

Юными экологами нашей школы было разработано несколько маршрутов орнитологических троп, на которых ребята знакомятся с многообразием птиц, учатся различать птиц по внешнему облику, силуэту, голосам. По маршрутам орнитологических троп проходят экскурсии, полевые тренинги, наблюдения и учеты птиц.

Первая орнитологическая тропа проходит по территории нашего поселка. На этом маршруте преобладают синантропные птицы (галки, вороны, воробьи, синицы, трясогузки, сороки, ласточки, стрижи), но можно встретить дятлов (большого пестрого, малого пестрого и зеленого), поползней, свиристелей, снегирей, зябликов, соловьев, пеночек-весничек, дроздов-рябинников, овсянок.

На маршруте второй тропы, которая проложена вдоль трассы, по опушке леса и в садах, преобладают полевые, садовые и лесные птицы (соловьи, вороны, зорянки, пеночки-теньковки, славки (несколько видов), синицы (гаички и длиннохвостые), скворцы, дятлы, бекасы, овсянки, варакушки, хищные птицы). На пролёте можно наблюдать гусей, уток, журавлей и лебедей.

Третья тропа включает водные объекты, сельскохозяйственные поля, луга и лес. По ходу маршрута можно встретить чаек, крачек, уток, выпь, чибисов, сов, соек, перепелок, куропаток и других птиц.

Хорошим иллюстративным материалом в исследовательской работе стал атлас «Птицы окрестностей поселка Истомино», оформленный ребятами. Он включает рисунки около 80 видов птиц с краткой аннотацией. Для повышения интенсивности обучения учащимися 7 класса была создана презентация «Птицы нашего края. Орнитологические тропы в районе поселка Истомино». Эта презентация содержит информацию о видовом разнообразии птиц, которых можно встретить на территории нашего поселка и в его окрестностях, результаты многолетних наблюдений за орнитофауной. Кроме этого в презентации много иллюстративного материала, а так же записаны голоса некоторых птиц. Эта презентация оказалась хорошим методическим материалом, с которым юные орнитологи выступают не только в Истоминской школе, но и на районных и областных мероприятиях.

Для привлечения большого количества участников к массовым орнитологическим акциям в нашей школе проводятся агитационно-информационные выставки, полевые тренинги и экскурсии, в том числе и для учителей биологов и учеников школ Балахнинского района. Такие занятия приносят большую пользу. Дети знакомятся с птицами родного края, учатся вести наблюдения в природе, у них развивается интерес к окружающему миру. Любовь к пернатым друзьям прививают мероприятия, которые проводятся в рамках месячников, посвящённых птицам. В апреле и октябре в школе проводятся конкурсы рисунков и творческих работ «Удивительный мир птиц», орнитологические семинары и КВНы, викторины. Учащиеся школы под руководством классных руководителей готовят КТД «Образ птицы в народном творчестве». Каждый класс подбирает материал и красочно оформляет папки по выбранной теме. Например, «Птицы в сказках», «Птицы в стихах и песнях», «Образ птицы в деревянной резьбе», «Образ птицы в глиняных игрушках», «Образ птицы в вышивке», «Образ птицы в хохломе, городецкой росписи и гжели» и т.д.

Особое внимание уделяется птицам года. Мы посвящаем этим пернатым героиням выставки рисунков и творческих работ, информационные выставки , газеты, викторины, спектакли школьного экологического театра. По птице 2007 года – зимородку – юными орнитологами под руководством Е.В. Шпилевской была оформлена красочная презентация, с которой ознакомились учащиеся начальной и средней школы. А в 2009 году нами была создана презентация «Образ лебедя в искусстве». Авторы работы Кожинова А.Ю. и ученик 7 класса Кожинов Андрей рассмотрели образ лебедя в мифологии и литературе, музыке, изобразительном искусстве и в народном – прикладном творчестве. Презентация прекрасно иллюстрирована. В районном конкурсе творческих работ, посвященных птице года 2009 г. – лебедю наша презентация заняла 1 место. В 2010 году в целях привлечения внимания к массовым акциям, проводимым Союзом охраны птиц России, нами была создана презентация, посвященная акции СОПР «Птица года».

Результатом многолетнего изучения орнитофауны являются исследовательские работы с которыми учащиеся школы выступают на районном НОУ и занимают призовые места ( 2009 г. Яркова Ю. и Языкова Д. «Видовой состав и учет птиц в зимний период в п. Истомино» - 1 место; 2011 г. Траханова Е. «Орнитофауна Балахнинского района и окрестностей п. Истомино» - 2 место; 2013 г. «Орнитофауна Истомино и его окрестностей» - 1 место).

Мы также являемся участниками и призерами областных научно – исследовательских и межрайонных конференций школьников. В 2007 году ученица 11 класса Яцына Н. с работой «Видовое разнообразие и учет птиц в окрестностях поселка Истомино» выступала на второй общероссийской экологической ассамблее школьников в рамках Международного форума «Великие реки» и получила диплом участника.

МБОУ «Истоминская ООШ» является постоянным участником областного конкурса «Хранители КОТР» и неоднократным призером в номинации «Изучение и мониторинг КОТР».

На основании проведенной работы можно утверждать, что организация орнитологических исследований, как показывает наш многолетний опыт, помогает успешно формировать исследовательские навыки школьников.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017