Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


От редакции: В этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра «Экосистема» из Подмосковья (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов для школьников 5-10 классов.

В предыдущих номерах были опубликованы главы из книги директора Центра, кандидата биологических наук Александра Сергеевича Боголюбова «Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум». В них автор обсуждал особенности «натуралистического» подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов для школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучения «Экологический ликбез». В последнем номере журнала были описаны методы организации и содержание занятий по ботанике и экологии растений.

В этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги о проведении практических занятий по зоологии.

Очень надеемся, что данная серия публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

Полевой практикум по зоологии: общие особенности организации занятий

Александр Сергеевич Боголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Экосистема" 

Введение

Зоологические занятия традиционно являются наиболее привлекательными для школьников. От занятий по ландшафтоведению и ботанике их отличает прежде всего подвижность большинства объектов зоологических экскурсий, что придает им большую «живость» и часто пробуждает в детях «охотничий азарт».

В данной публикации приводятся основные особенности организации и проведения занятий по зоологии, характерные для всех периодов (сезонов) года. Ниже, в разделе, посвященном содержанию экскурсий, информация разделена и приводится для каждого сезона (осень - зима - весна - лето) в отдельности.

 

Объекты изучения

В перечень объектов наблюдений на зоологических экскурсиях традиционно входят птицы (в течение круглого года), млекопитающие (в основном - следы их жизнедеятельности), амфибии, насекомые и паукообразные (в теплое время года). Водные животные (в основном, беспозвоночные) полностью рассматриваются на предмете «Водная экология» (см. ниже).

В любой сезон года основное число объектов на зоологических экскурсиях составляют птицы. В то же время, для наблюдений за ними нужны большая сноровка и терпение. Чаще всего поющую или кричащую птицу увидеть сразу не удается, поэтому на экскурсии приходятся тратить много времени на попытки «рассмотреть» объект (в кустарнике, густых кронах деревьев и т.п. укрытиях). Поэтому, наилучшими местами для проведения орнитологических экскурсий являются низкорослые леса с полянами и кустарниками, а также поймы рек.

Что касается других объектов наблюдений на зоологических экскурсиях, то включать их в обзорную экскурсию или нет - зависит исключительно от места проведения практикума и сезона года. Для того, чтобы наблюдать и изучать крупных млекопитающих (хищных, копытных) нужны большие лесные массивы, для изучения амфибий и рептилий - низинные болота, заболоченные поймы, водоемы. Для изучения насекомых нужны опушки, сады, поляны с луговой растительностью, луга. Изучать мелких млекопитающих можно всюду, но для их обнаружения требуется предварительная работа по заложению ловчих канавок (площадок, заборчиков).

Полевые занятия

Основной формой проведения занятий по зоологии является экскурсия. В отличие от всех остальных предметов лабораторную (камеральную) работу по зоологии следует свести к минимуму. Единственное, на что можно потратить время по возвращении с экскурсии (во второй половине дня) – этот рисование увиденных животных (срисовывание с книги) и найденных следов жизнедеятельности животных (отпечатков на снегу, погрызенных и расклеванных шишек, орехов и т.д.). Остальное время лучше посвятить полевым занятиям.

Лучше всего проводить экскурсии по заранее отработанным маршрутам, с примерно известными местами обитания тех или иных животных. Преподавателю так гораздо легче работать. Конечно, это не означает, что на экскурсиях не будет чего-нибудь непредвиденного. Опыт показывает, что полностью спланировать зоологическую экскурсию практически невозможно - примерно 50% объектов и, соответственно, информации о них, преподаватель дает «на ходу». Больше того, спецификой именно зоологических экскурсий является то, что примерно 30 % из того, что преподаватель хотел сказать и показать на экскурсии - показать не удается. Зато часто попадается то, о чем и не планировалось рассказывать.

Другой особенностью зоологических экскурсий является большая, по сравнению с другими предметами, протяженность экскурсионных маршрутов. Во время зоологических экскурсий нет необходимости подолгу стоять на одном месте, а пройденное в природе расстояние напрямую связано с количеством увиденных объектов (действует принцип: «зоолога ноги кормят»).

Протяженность зоологических маршрутов существенно зависит от сезона года, погодных условий, физической подготовки и экипировки учащихся и составляет, обычно, от 2 до 8 километров за день.

Маршруты для экскурсий лучше выбирать круговые. Тем не менее, на практике часто случается изменять заранее намеченный маршрут - из-за изменившихся погодных условий, плохой физической подготовки учащихся или недостаточной экипировки. Наш опыт показывает, что планировать маршрут заранее от начала до конца не следует - достаточно наметить общее направление и, в зависимости от обстоятельств, изменять его по ходу экскурсии.

При проведении зоологических экскурсий желательно посетить различные местообитания: леса (хвойный, лиственный, смешанный), открытые пространства (поля, выпасы, пустоши), пойму реки, населенный пункт.

Скорость передвижения во время экскурсий должна быть минимальной - следует стараться увидеть и услышать как можно больше. Кроме того, остановки для объяснений преподавателя еще больше снижают среднюю скорость передвижения группы на экскурсии. С учетом этого, средняя скорость передвижения учебной группы по маршруту экскурсии – 0,8-1,5 км/час.

Проведение экскурсий. Во время экскурсий преподаватель рассказывает учащимся обо всех встречающихся объектах животного мира (птицы, млекопитающие, амфибии, насекомые) в их связи с данным сезоном года и возможно более живыми рассказами о том, как это животное живет в природе - чем питается, где зимует, как выводит потомство, чем отличается от других похожих животных. Следует стараться как можно подробнее рассмотреть животное (чаще всего это - птицы), постараться научиться распознавать их голоса. Следует обращать внимание на все отпечатки лап млекопитающих и птиц и другие следы их жизнедеятельности (погрызы, помёт, остатки добычи, кормовые столики и т.д.).

Экипировка учащихся. В связи со спецификой проведения зоологических экскурсий к их участникам предъявляются особые требования по экипировке. Одежда должна быть легкой и теплой. Однако, вне зависимости от сезона она должна быть легче, чем на занятиях ботанике или водной экологии. Вне зависимости от сезона года одежда также не должна быть шуршащей (не болония, не полиэтилен и не прочие пленки), должна быть не яркой (лучше - серо-зелено-коричневых оттенков). Особые требования предъявляются к головным уборам в зимнее время: уши должны быть открыты - никаких капюшонов, платков, наушников и т.п. В сильные морозы лучше надевать шапки-ушанки, которые легко «приподнимаются» над ушами при поднятии головы вверх (о воротник). 

Оборудование

Также, как и на других занятиях, на зоологических экскурсиях все учащиеся должны иметь при себе дневники для ведения полевых записей. По-возможности следует иметь бинокли (по крайней мере - один на двух-трех учащихся).

Преподаватель на зоологической экскурсии также должен иметь полевой дневник для записей, бинокль и, желательно, какие-либо иллюстрированные определители, для показа учащимся тех объектов, рассмотреть которые в полной мере оказалось затруднительным. Как минимум это должен быть иллюстрированный атлас-определитель птиц, желательно также иметь рисунки отпечатков и следов жизнедеятельности, или определитель млекопитающих (летом - определители насекомых и амфибий).

Кроме этого, преподаватель должен иметь с собой карту района, компас, спички, перочинный нож. Неплохо иметь шагомер - для определения общего пройденного на экскурсии расстояния. Карту и данные шагомера преподаватель периодически показывает учащимся для дополнительной тренировки навыков ориентирования на местности. 

Проверка знаний учащихся

В конце дня занятий по зоологии все учащиеся сдают зачет по пройденному материалу. Также как и на занятиях по ботанике, проверка знаний может быть проведена в различных формах: проверка рабочих тетрадей, реферат по пройденному материалу, или тестовая олимпиада.

При проведении тестовой олимпиады каждому учащемуся предъявляется для «опознавания» 5 объектов, изученных на прошедшем занятии - тушки птиц или мелких млекопитающих из коллекции (если она есть в специализированном учреждении, принимающем школьников на практику), образцы следов жизнедеятельности (погрызы, погадки, помёт), гнезда (собранные на экскурсии или из коллекции) - в зависимости от сезона года и пройденного на данном сезонном практикуме материала.

Также как и по ботанике, все пять правильно определенных объектов из пяти предъявленных оцениваются 5 баллами, ни одного - нулевой оценкой.

Перед началом сдачи зачета преподаватель подбирает (из имеющейся коллекции, или из природы) 20-30 объектов, о которых подробно говорилось на прошедшей экскурсии. Каждому очередному учащемуся, сдающему зачет, преподаватель предъявляет для определения разные объекты.

В качестве одного из вариантов проверки полученных практических навыков возможна организация «зачетного» учета птиц. В этом случае каждому учащемуся дается задание провести самостоятельно учет маршрутным или точечным методом на выделенном небольшом отрезке маршрута (300-800 м), а результат сравнивается с «модельным» учетом, проведенным преподавателем. Такая форма зачета, однако, более трудоемка, занимает больше времени и возможна только на весеннем или летнем выездах, когда у учащихся накоплен уже значительный опыт в проведении зоологических исследований.

 

Содержание сезонных практикумов 

Осенний сезон

Осенью на занятия по зоологии и ботанике (в сумме) отводится один день, т.е. 7 учебных часов. Из них: 0,5 – 1 час на вводную лекцию, 3 – 4 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные занятия и зачет.

Лекция

Птицы. Характеристика данного сезона для птиц. Изменение длины светового дня. Завершение линьки. Миграционное состояние. Соотношение числа гнездящихся и зимующих видов. Кочевки, миграции, перелет. Представители каждой из этих категорий. Соотношение численности этих групп в природе (в окрестностях учебного центра). Методы изучения в осенний период.

Млекопитающие. Экологические различия между мелкими (грызуны, насекомоядные) и крупными (копытные, хищные) в этот период. Представители, обитающие в окрестностях проведения практикума. Методы изучения в осенний период. Методики учетов численности мелких млекопитающих (давилки, канавки, заборчики). Особенности динамики численности мелких млекопитающих.

Беспозвоночные. Конец лёта насекомых. Подготовка к зимовке. Места скоплений насекомых и пауков. Методы изучения численности.

Экскурсия

Если есть такая возможность, экскурсионные занятия осенью можно разделить на две части: основная экскурсия в первой половине дня (2-3 часа) и полчаса – вечером, перед закатом. Протяженность основного маршрута должна быть в пределах 2-4 километров, вечернего 0,5 – 1 км.

Основную информацию лучше давать на дневной экскурсии, для того, чтобы результаты экскурсии можно было бы обработать во второй половине дня. Вечерняя экскурсия может быть менее напряженной (в форме «прогулки»), а завершить ее нужно в сумерках, или даже в темноте (в это время суток можно увидеть и услышать иных животных, нежели днем, в частности - ночных обитателей). Кроме того, вечерние, а в еще большей степени, - ночные экскурсии, производят на детей гораздо более сильное эмоциональное воздействие и лучше запоминаются.

Как было указано выше, во время экскурсии преподаватель рассказывает учащимся обо всех встречающихся объектах животного мира (осенью это, в основном, птицы и следы жизнедеятельности) в их связи с данным сезоном года и возможно более живыми рассказами о том, как это животное живет в лесу - чем питается, где зимует, как выводит потомство, чем отличается от других похожих животных. Следует стараться как можно подробнее рассмотреть птиц, постараться научиться распознавать их голоса. Благо в осенний сезон число видов птиц, подающих голоса, невелико: в основном это остающиеся на зимовку птицы - синицы, поползень, пищуха, дятлы, сойка и другие врановые.

Следует также обращать внимание на все отпечатки лап млекопитающих и птиц (на грязных участках дорог, по краям луж и т.п.) и другие следы их жизнедеятельности (погрызы, остатки добычи, кормовые столики и т.д.).

Число видов позвоночных животных, встречаемых осенью за 2-3-часовую экскурсию, составляет обычно от 20-30 (ранней осенью - в сентябре) до 10-15 (поздней осенью - октябрь-ноябрь) видов птиц, несколько видов мелких млекопитающих (при наличии учетной канавки, см. ниже), лиса, заяц, белка (в случае удачи), отпечатки лап 4-10 видов различных животных (собака, лиса, лось, кабан, следы водоплавающих птиц и т.д., в зависимости от погоды и места), около 6-10 типов следов жизнедеятельности (погрыз зайца, лося, шишки, объеденные белкой, расклеванные дятлом, клестом, погадки сов, стволы, поврежденные большим пестрым и черным дятлами, муравейники, поврежденные кабаном и зеленым дятлом и т.п.).

Всю информацию по ходу экскурсий учащиеся заносят в полевой дневник (тетрадь). В простейшем случае в дневнике составляется список видов животных данной местности с заметками о местах встреч и наблюдавшихся особенностях поведения, а также рисунками встреченных отпечатков и следов жизнедеятельности.

Перед началом экскурсии следует объяснить основные технические требования к ведению полевого дневника.

На определенном участке маршрута экскурсии (например на протяжении 1км) вся группа под руководством преподавателя ведет реальный маршрутный учет численности птиц. Определение птиц, при этом, ведет преподаватель, каждый раз стараясь инициировать возможности учащихся в определении птиц на расстоянии – по внешнему виду и по голосам. Дети также ведут записи каждый в своем полевом дневнике.

Перед началом учета следует вкратце объяснить методику учета численности и правила ведения записей. По окончании учета - объяснить, как следует завершить учет.

Перед началом учета следует научить детей глазомерно оценивать расстояния на местности. Оценивать расстояния можно до любых хорошо заметных ориентиров, указываемых на местности преподавателем. Высказанные учащимися оценки следует проверять путем подсчета шагов. Если занятия по измерению шагов на ландшафтоведении еще не проводились, каждый из учащихся перед началом учета определяет пар шагов в 100 метрах и длину своего шага. Для этих целей можно использовать заведомо известные дистанции (например, расстояния между опорами линий электропередач), а при их отсутствии за эталон брать дистанции, измеренные шагами преподавателя.

На занятии по зоологии очень интересно показать детям живых мелких млекопитающих – грызунов или бурозубок. Заниматься этой темой на полевом практикуме или нет – целиком зависит от возможностей организации отлова мелких млекопитающих в окрестностях проведения практикума и имеющегося времени на подготовку этого процесса.

В идеале, в месте проведения практикума следует заложить хотя бы одну многолетнюю канавку для отлова животных. Однако, это во-первых, - довольно трудоемкая работа, а во-вторых, накладывает на сотрудников базы, проводящей практикум, обязанность по регулярной (по нескольку раз в день) проверке цилиндров, по закрытию и открытию канавки для нужд проведения полевых практикумов.

При наличии ловчей канавки следует подвести к ней группу экскурсантов и объяснить технику действия ловушек. В случае наличия пойманных зверьков - показать их, объяснив связь их внешнего строения с особенностями жизни в данном местообитании. На этом же месте удобно также рассказать о «семейной» жизни мелких млекопитающих, их распределении по территориям, взаимоотношении соседних пар и семей, особенностях их потребления хищниками (куньи, лисы, собаки). В этой связи - напомнить закономерности динамики численности, о чем говорилось в лекции.

Другой, весьма значимой и действенной частью осенней зоологической экскурсии является хотя бы кратковременное наблюдение за синичьей стайкой. Для этого преподаватель, встретив с группой на маршруте синичью стайку, напоминает об особенностях биологии зимующих птиц осенью и зимой (из лекции) и обращает внимание учащихся на то, что птицы держатся компактно и постоянно передвигаются по лесу в одном направлении.

В течение 10-15 минут все участники группы стараются подойти как можно ближе к кормящимся птицам, при этом не отставая от них и стараясь следовать их маршрутом. Каждый из учащихся, при этом, самостоятельно старается определить число видов и особей, которое находится в стайке.

При этом, определять виды на первый раз необязательно - это может сделать преподаватель по окончании периода наблюдения, показав все наблюдавшиеся в стайке виды в определителе. По окончании наблюдения преподаватель обращает внимание учащихся на общий маршрут, направление, скорость движения и пройденное группой учащихся (вместе со стайкой) расстояние по лесу.

Такой опыт наблюдения существенно изменяет представления детей о птицах. Их упорядоченное движение, сходные голосовые сигналы различных видов (в стайке может быть от двух до 5-6 видов) свидетельствуют об их длительной совместной эволюции и являются ярким конкретным примером, который можно «пощупать руками».

Лабораторная работа

По возвращении на базу (в учебный центр) после утренней экскурсии группа учащихся под руководством преподавателя проводит обработку результатов экскурсии: составляет чистовой список видов встреченных животных и следов их жизнедеятельности, а также обрабатывает результаты учета численности птиц (в рабочих тетрадях). Вся эта работа проводится в период между послеобеденным отдыхом и выходом на вечернюю экскурсию (если она запланирована).

Расчет численности производится преподавателем на доске, а учащиеся дублируют записи в своих рабочих тетрадях. Для облегчения понимания процедуры расчета следует инициировать часть их проведения самими учащимися.

По окончании обработки результатов экскурсии начинаются занятия по имеющимся в распоряжении учебного центра коллекциям. Это могут быть коллекции гнезд птиц, собранные в осенний период, а также коллекция тушек птиц и мелких млекопитающих.

Отметим особо, что конечно же ни в коем случае нельзя составлять коллекцию тушек или чучел птиц специально для нужд проведения полевых практикумов. Это не такое важное дело, чтобы специально для этого убивать животных. Единственные возможности для создания коллекции – не нужные предыдущим хозяев тушки (их можно достать в музеях, у профессиональных орнитологов и «любителей» природы), а также постепенное создание коллекции из числа найденных в природе или в городе мертвых птиц.

Приведем в качестве примера нашу коллекцию, используемую для занятий в экологическом центре «Экосистема». В ней примерно 40 видов птиц и 30 видов мелких млекопитающих. Большая часть образцов подарена нам школьным биологическим кружком при Дарвиновском музее г.Москвы, несколько видов отдали нам сотрудники Зоологического музея МГУ, несколько – профессиональные орнитологи привезли из экспедиций, примерно видов 10 мы сделали сами, находя мертвых птиц в лесу, на окраине поселка или разбившихся об оконные стекла нашей биостанции.

Занятия по коллекциям представляют собой рассказ преподавателя о биологии тех или иных видов животных, имеющихся в коллекции, с их демонстрацией учащимся. На начальном этапе работы с коллекцией (если она большая) следует сосредоточиться лишь на самых обычных и многочисленных видах данной местности, в первую очередь - на тех, которые наблюдались (или потенциально могли наблюдаться) на прошедшей осенней экскурсии.

По окончании занятий с коллекциями проводится беглый тестовый опрос учащихся на «узнавание» показанных объектов из коллекции. В случае, если учащиеся испытывают затруднения с узнаванием тех или иных объектов, следует уделить дополнительно 10-15 минут на краткое повторение названий изученных животных.

Для младших школьников, имеющих специализацию или способности к художественному творчеству, возможно зарисовывание встреченных объектов или наиболее типичных представителей животного мира данной местности. При зарисовывании животных (особенно птиц) максимальный акцент следует делать на те участки тела животных, которые являются наиболее характерными отличительными признаками видов (например - желтая грудь с черной полосой у большой синицы, в отличие от серой груди без полосы у пухляка). Оптимальным является такое распределение заданий между членами группы, чтобы каждый учащийся сделал зарисовку двух сходных видов, отразив на рисунке их отличительные признаки (большая синица - пухляк, пухляк - московка, большая синица - лазоревка, грач - серая ворона, серая ворона - сойка, грач - ворон, пищуха - поползень, поползень - большой пестрый дятел и т.д.)

Итогом осенних зоологических занятий у каждого учащегося должны стать:

1) конспект лекции о биологии и экологии животных данной местности в осенний период;

2) список видов животных, встреченных на осенней экскурсии, с указанием вида встречи (слышали, видели, отпечатки лап, следы жизнедеятельности);

3) форма ведения записей маршрутного учета численности птиц, обработки данных (включая формулу пересчета), итоговые данные о численности (плотности населения) птиц в окрестностях учебного центра;

4) конспект занятий с коллекциями (перечень просмотренных объектов с краткими заметками по их биологии);

5) рисунки животных (для “художников”, или по желанию). 

Зимний сезон

Занятия по зоологии и ботанике зимой проводятся, также как и осенью, в течение одного дня, т.е. 7 учебных часов. Из них 0,5 – 1 час отводится на вводную лекцию, 2 - 3 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные занятия и зачет.

Лекция

Птицы. Характеристика данного сезона для птиц. Сокращение длины светового дня. Местные кочевки. Оседлость. Поведение птиц в зимнее время (стайки, постоянные участки, ночевки). Кормовая база. Основные экологические группы зимующих птиц. Их относительная численность. Подготовка к сезону размножения. Раннее образование пар. Особенности видового состава и численности зимующих птиц в окрестностях учебного центра. Методы изучения в зимний период. Маршрутные учеты численности. Приблизительные результаты учетов.

Млекопитающие. Особенности экологии мелких (грызуны, насекомоядные) и крупных (копытные, хищные) млекопитающих в этот период. Представители, обитающие в окрестностях проведения практикума. Их примерная численность. Методы изучения в зимний период. Учеты численных крупных млекопитающих по следам.

Беспозвоночные. Зимовка паукообразных. Места скоплений.

Экскурсия

Экскурсионное занятие зимой проводится в первой половине дня на 2-3-часовой (в зависимости от погоды) экскурсии в окрестностях места проведения практикума (учебного центра).

Протяженность маршрута должна быть в пределах 1,5 - 2 километров - без лыж или 3 - 4 км – если используются лыжи (но лучше пешком).

Наш опыт говорит о том, что лучше проводить экскурсию пешком, без лыж, - так проще одеться теплее и меньше шансов замерзнуть во время остановок. В крайнем случае можно использовать широкие «охотничьи» лыжи, с мягкими креплениями, которые можно одеть на валенки или теплые сапоги или ботинки. Беговые лыжи с жесткими креплениями на ботинки совершенно непригодны для экскурсии, в них можно только бежать, остановка даже на 5 минут в сильный мороз в них невозможна.

В зимнее время одной экскурсии обычно бывает достаточно, так как, во-первых, рано темнеет, во-вторых - животные, в основном птицы, активны весь светлый период суток.

Также как и осенью, во время экскурсии преподаватель рассказывает учащимся обо всех встречающихся объектах животного мира (зимой это, в основном, птицы, отпечатки лап на снегу и следы жизнедеятельности) в их связи с данным сезоном года и возможно более живыми рассказами о том, как это животное живет в лесу - чем питается, где зимует, как спасается от холода и голода, чем отличается от других похожих животных. Следует стараться как можно подробнее рассмотреть птиц, постараться научиться распознавать их голоса.

Следует также обращать внимание на все отпечатки лап млекопитающих и птиц и другие следы их жизнедеятельности (помёт, погрызы, остатки добычи, кормовые столики и т.д.).

Число видов животных, встречаемых зимой за 2-3-часовую экскурсию, составляет обычно от 10 до 20 видов: в основном это птицы, а также отпечатки лап крупных млекопитающих (собаки, лисы, зайца-беляка, зайца-русака, белки, куницы, горностая, ласки, лося, кабана, а также ондатры и норки у водоемов), несколько типов следов жизнедеятельности (погрызы и помёт зайца и лося, шишки и еловые побеги, съеденные белкой, сосновые и еловые шишки, расклеванные дятлом и клестом, стволы, поврежденные большим пестрым и черным дятлами).

Всю информацию по ходу экскурсий (список видов с заметками о местах их встреч и особенностях поведения, перечень встречающихся отпечатков и следов жизнедеятельности) учащиеся заносят в полевой дневник (тетрадь). Перед началом экскурсии, также как и осенью, следует напомнить основные технические требования к ведению полевого дневника.

На зимней экскурсии значительное внимание уделяется отпечаткам на снегу. Начать следует с выработки у учащихся навыка определения вида животного, оставившего следы на снегу. Учащиеся должны схематично зарисовывать все встречающиеся следы в своих полевых дневниках. При этом следует зарисовывать не только один отдельно взятый отпечаток лапы (с размерами), но и всю «цепочку» следов данного животного (с расстояниями между отдельными отпечатками).

Для более наглядного объяснения различий видов и процедуры определения желательно иметь с собой на экскурсии рисунки отпечатков и следов (атлас, книгу или хотя бы ксерокопии).

Учиться определять следы можно как просто по ходу экскурсии, так и совместив обучение с проведением зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.

Маршрутный учет численности млекопитающих следует проводить только при благоприятных погодных условиях - на снегу, выпавшем за 1-5 суток (минимум сутки) до дня проведения учета. Идеальные результаты получаются при проведении учета через 1-2 суток после выпадения снега (следует не забыть и объяснить это детям, что подсчитанное число следов при проведении учета через двое суток после выпадения снега следует уменьшать вдвое, через трое суток - втрое и т.д., по сравнению с данными, рассчитанными по стандартной формуле).

При проведении многодневной практики учебный учет в первый день можно совместить с затиркой следов, с тем, чтобы последующие учебные группы могли проводить «настоящий» учет без искажений результатов.

Помимо учета млекопитающих по следам на части маршрута (возможно - одновременно с проведением учета по следам) проводится учебный маршрутный учет численности птиц – по той же методике и схеме, которая была использована осенью: каждый учащийся ведет записи в своем полевом дневнике, определение птиц ведет преподаватель, стараясь инициировать возможности учащихся в определении видов, расстояния до птиц и пройденные с учетом определяются совместными усилиями.

Перед началом учета следует восстановить у учащихся навыки глазомерного определения расстояний на местности, по той же схеме, что и на осеннем занятии: оценка расстояний до хорошо заметных ориентиров с проверкой путем подсчета шагов. Если группа передвигается на лыжах - предварительно производят расчет числа пар шагов в 100 метрах (по целина и по лыжне), - также как это делалось осенью на зоологической экскурсии, а также на занятиях по ландшафтоведению.

Лабораторная работа

По возвращении на базу группа учащихся под руководством преподавателя проводит обработку результатов экскурсии: составляет чистовой список видов встреченных животных и следов их жизнедеятельности, расчет результатов учета млекопитающих по следам и учета численности птиц (в рабочих тетрадях), а также «чистовое» зарисовывание отпечатков и следов жизнедеятельности, встреченных на экскурсии. Вся эта работа проводится во второй половине дня.

Также как и осенью, расчеты численности производятся преподавателем на доске, а учащиеся дублируют записи в своих рабочих тетрадях. Для облегчения понимания процедуры расчета следует инициировать часть их проведения самими учащимися.

Особой частью лабораторной обработки является зарисовывание отпечатков лап животных. Каждый учащийся должен сделать свой собственный «мини-определитель» следов, перенося туда данные из полевого дневника с указанием размеров отпечатков и цепочек следов. Зарисовывание следов лучше всего делать в альбомах простым карандашом.

В качестве образца для подражания можно использовать атласы-определители или настенные таблицы. Если их нет - можно постепенно составлять такую коллекцию из лучших рисунков, нарисованных учащимися, проходившими практику ранее.

По окончании обработки результатов экскурсии начинаются занятия по имеющимся в распоряжении учебного центра коллекциям. Также как и осенью, это могут быть коллекции гнезд птиц, собранные в осенний период, а также коллекция тушек птиц и мелких млекопитающих. При работе с коллекцией следует сосредоточиться лишь на тех видах животных, которые наблюдались (или потенциально могли наблюдаться) на прошедшей зимней экскурсии.

Итогом занятий должны быть:

1) конспект лекции о биологии и экологии животных данной местности в зимний период;

2) список видов животных, встреченных на зимней экскурсии, с указанием вида встречи (слышали, видели, отпечатки лап, следы жизнедеятельности);

3) форма ведения записей маршрутных учетов птиц и млекопитающих, обработки данных (включая формулы пересчета), итоговые данные о численности (плотности населения) птиц и млекопитающих в окрестностях учебного центра;

4) альбом с зарисовками отпечатков и следов животных на снегу («мини-определитель»);

5) конспект занятий с коллекциями (перечень просмотренных объектов с краткими заметками по их биологии); 

Весенний сезон

Весной на занятия по зоологии и ботанике отводится на один час больше, т.е. 8 часов в течение одного учебного дня. Из них 0,5 – 1 час отводится на вводную лекцию, 3 - 5 часов на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные занятия и зачет.

В этот сезон года основное время следует уделять экскурсиям, т.к. количество объектов для наблюдений (особенно в случае хорошей погоды) бывает очень велико.

Лекция

Птицы. Характеристика данного сезона для птиц. Увеличение длины светового дня. Завершение зимовки. Миграционное состояние. Перелет, пролет, миграции. Волны пролета и прилета. Поведение после прилета. Занятие территорий. Гнездостроение. Начало размножения. Экологические группы по срокам прилета. Численность этих групп в окрестностях учебного центра. Методы изучения в весенний период. Площадочные и маршрутные учеты численности. Приблизительные результаты учетов.

Млекопитающие. Методы изучения в весенний период. Учеты численных мелких млекопитающих (давилки, канавки, заборчики). Особенности динамики численности мелких млекопитающих.

Амфибии и рептилии.

Особенности биологии в весенний период. Начало размножения. Соотношение численности основных видов. Основные методы изучения - учеты численности, отлов и мечение, половозрастная структура популяций.

Беспозвоночные. Начало лета насекомых. Ранневесенние виды. Места скоплений насекомых. Методы изучения численности весной.

Экскурсии

Экскурсионные занятия весной, также как и осенью, лучше проводить на двух экскурсиях (утром – по ботанике и зоологии и вечером – только по зоологии).

Протяженность основного, утреннего маршрута должна быть в пределах 2-4 километров (3-4 часа между завтраком и обедом), вечернего – 1-2 км (1 час перед темнотой).

Поздней весной (в мае) и при наличии достаточного количества объектов для показа и благоприятной погоды можно добавить (или заменить вечернюю) раннюю утреннюю экскурсию – проведя ее в течение 1-2 часов ранним утром (до завтрака).

Основную информацию лучше давать на утренних экскурсиях, для того, чтобы результаты экскурсии можно было бы обработать во второй половине дня.

Вечерняя экскурсия может быть менее напряженной (в форме «прогулки»), а завершить ее нужно в сумерках, или даже в темноте (в это время суток можно увидеть и услышать иных животных, нежели днем, в частности - ночных обитателей). Кроме того, вечерние, а в еще большей степени, ночные экскурсии производят на детей гораздо более сильное эмоциональное воздействие и лучше запоминаются.

Как обычно, во время экскурсий преподаватель рассказывает учащимся обо всех встречающихся объектах животного мира (весной это, в основном, птицы, в конце апреля - мае - еще и амфибии и насекомые) в их связи с данным сезоном года - как данное животное живет - чем питается, где зимовало, как выводит потомство, чем отличается от других похожих животных. Следует стараться как можно подробнее рассмотреть птиц, постараться научиться распознавать их голоса.

Число видов животных, встречаемых весной за 2-3-часовую экскурсию, составляет обычно от 15-20 (ранней весной - в марте - первой половине апреля) до 20-40 (поздней весной - вторая половина апреля - май) видов птиц, несколько видов мелких млекопитающих (при наличии учетной канавки), по 2-5 видов амфибий и рептилий (вероятность встреч существенно зависит от особенностей местности).

Всю информацию по ходу экскурсий (список видов с заметками о местах их встреч и особенностях поведения) учащиеся заносят в полевой дневник (тетрадь).

Основным объектом для показа и обсуждения на утренней (утренних) весенней экскурсии являются птицы. Для ознакомления с ними можно просто «гулять» по лесу, а можно организовать специальный «орнитологический маршрут» или даже площадку для учета численности гнездящихся птиц.

Поскольку заложение площадки – довольно трудоемкая работа, также как и осенью, - в ситуации с мелкими млекопитающими и канавками для их отлова, - имеет смысл делать это только в том случае, если на базе проводятся многолетние исследовательские работы, или если в данный сезон планируется проведение полевых практикумов по программе «Эколог-исследователь».

Если площадка в районе проведения практикума имеется, то маршрут весенней зоологической экскурсии следует проложить через нее и по ходу познакомит ь учащихся с методикой площадочного учета. Для этого достаточно пройти с группой по двум-трем линиям площадки (в случае, если каждая из них не превышает 300-400 метров).

Перед началом «демонстрационного» учета на площадке следует заготовить несколько учетных бланков - схем площадки, изображенных на небольших листах клетчатой бумаги (например, из тетрадных листов), или миллиметровки. На схемах площадки в соответствующем масштабе (например, в 1 см - 30 м) необходимо нанести учетные линии с номерами пикетов и основные ориентиры местности - дороги, тропы, поляны, водоемы и т.п. Желательно заготовить несколько таких бланков - по крайней мере по одному на двух учащихся.

Во время учета преподаватель проводит реальный учет по двум-трем линиям площадки и объясняет процедуру нанесения поющих птиц на бланк. Учащиеся коллективно «помогают» преподавателю сориентировать учетный бланк, определить местонахождение птицы и нанести его на схему. Для ознакомления с процедурой учета достаточно нанести на схему местоположение 4-5 поющих самцов.

Во время учета следует «освежить» у учащихся навыки глазомерного определения расстояний на местности, которые они приобрели на осенних и зимних занятиях. Оценивать расстояния можно до любых предметов на учетной площадке, указываемых преподавателем. Высказанные учащимися оценки следует проверять путем подсчета шагов.

На весенних экскурсиях в большинстве случаев имеется возможность продемонстрировать учащимся основные особенности гнездовой жизни птиц. Идеально сделать это в пределах той же учетной площадки, на которой проводился учет. Для этого желательно прямо на местности постараться прослушать и обрисовать две-три гнездовые территории, объяснив особенности расселения птиц и использования ими своих гнездовых участков (гнездо, центральная зона, кормовая зона, пограничная зона).

Конечно, хорошо показать учащимся и сами гнезда, однако, в большинстве случаев найти их во время учебных экскурсий из-за нехватки времени не представляется возможным. С одной стороны, поиск гнезд - достаточно длительное занятие, с другой - нельзя допускать. чтобы это делали дети (они больше потопчут, чем найдут !). Идеальным вариантом является поиск гнезд одним - двумя специалистами-орнитологами заранее и вне рамок учебных экскурсий. В любом случае, при обнаружении гнезд открытогнездящихся птиц (пеночек, славок, камышевок) показывать их учащимся следует крайне осторожно, стараясь не нарушить защитные свойства гнезда и объясняя учащимся причины столь бережного отношения к гнездам (хищники, в первую очередь вороны, с легкостью обнаруживают гнезда, потревоженные и «отоптанные» людьми).

В весенний период основное внимание к гнездовой жизни птиц следует обратить на дуплогнездников. Для демонстрации гнезд учащимся можно использовать как естественные гнезда, найденные в дуплах и расщелинах деревьев (желательно, опять же, в пределах учетных площадок), так и гнезда в искусственных гнездовьях.

Для демонстрации гнезд в естественных дуплах следует иметь зеркало в оправе, прикрепленное на мягкой проволоке. Проще всего рассматривать гнезда, находящиеся низко над землей (для высоко расположенных гнезд нужна лестница).

Проще всего организовать демонстрацию гнезд в искусственных гнездовьях - синичниках со снимающейся крышкой. Для облегчения проверки гнезд с учебными целями несколько синичников следует повесить невысоко над землей - на высотах 1-1,5 м (они заселяются птицами также охотно, как и гнездовья, повешенные высоко; единственное ограничение - возможность их разорения людьми; если такие факты регулярно наблюдаются - лучше вешать синичники не ниже 3 м, а для их проверки использовать лестницу).

Вариантов ознакомления учащихся с гнездами несколько и зависят они от местонахождения и числа заселенных дупел и синичников. Можно делать это в рамках одной из экскурсий (если дупла или синичники имеются на площадке или в пределах экскурсионного маршрута и находятся невысоко), или специально уделить этому время (если они находятся обособленно или нужна лестница).

При ознакомлении учащихся с гнездами следует обращать их внимание на характер расположения гнезда (на земле, в траве, в кустах, на ветвях дерева, в дупле, в полудупле и т.п.), высоту, размеры гнезда, его структуру, строительный материал, количество, цвет, форму, размеры яиц, характер опушения птенцов и т.п.

Помимо орнитологических занятий на весенних экскурсиях следует уделить внимание мелким млекопитающим и амфибиям, а также первым вылетающим насекомым.

Для изучения мелких млекопитающих, также как и в осенний сезон, следует подвести учащихся на те участки территории, где проводятся учеты их численности (если это возможно). Как и ранее, в простейшем случае - это канавка. Учащимся следует напомнить технику действия ловушек. В случае наличия пойманных зверьков - показать их (вероятнее всего это будут другие виды, чем на осенних экскурсиях) и рассказать об особенностях их биологии в весенний период.

Ознакомление с земноводными и пресмыкающимися в весенний период полностью зависит от погодных условий и наличия подходящих водоемов. Наиболее удивительным и интересным для наблюдений в этот период процессом является размножение лягушек и жаб. Перед началом практики следует подыскать водоемы, где в изобилии размножаются земноводные и постараться проанализировать с учащимися видовой состав и половозрастную структуру населения земноводных. Желательно сделать это для двух-трех удаленных друг от друга водоемов, а затем сравнить их между собой, стараясь объяснить обнаруженные различия.

В случае удачи в теплую погоду в местах обитания лягушек и жаб хорошо показать учащимся также тритонов, обыкновенного и водяного ужей, ящериц и других представителей земноводных и пресмыкающихся.

Также как и в случае изучения земноводных и пресмыкающихся изучение насекомых полностью зависит от местности и погодных условий в период проведения практики. В худшем случае ранней весной после схода снега это могут быть перезимовавшие особи бабочек (крапивница, павлиний глаз, лимонница, траурница), в лучшем, в теплую погоду в мае - массовый лет двух-трех десятков видов бабочек, более десятка представителей веснянок, жуков, сетчатокрылых, двукрылых и перепончатокрылых.

Описанные выше тематики весенних экскурсионных занятий по зоологии следует распределить во времени в соответствии с особенностями места проведения практики и погодными условиями.

Желательно утреннюю экскурсию в случае хорошей погоды посвятить общему ознакомлению с видовым разнообразием птиц в районе и в разных типах биотопов и учету численности, а во второй половине дня осматривать гнезда и заниматься изучением других животных.

Лабораторная работа

Во второй половине дня группа учащихся под руководством преподавателя проводит обработку результатов экскурсии: составляет список видов встреченных на экскурсии животных по основным биотопам, через которые проходил маршрут экскурсии. Остальное время можно посвятить составлению схемы площадки для учета птиц с нанесенными на нее гнездовыми участками, схематичному зарисовыванию обнаруженных гнезд, составлению характеристики населения земноводных различных водоемов и т.п.. Проведение этой обработки не обязательно, но может оказаться полезным в случае плохой погоды.

Итогом занятий должны стать:

1) конспект лекции о биологии и экологии животных данной местности в весенний период;

2) список видов животных, встреченных на весенней экскурсии;

3) форма ведения записей учета численности птиц на площадке, итоговые данные о распределении гнездовых участков на обследованной части площадки;

4) данные о численности и половозрастном составе земноводных и пресмыкающихся, описания и рисунки гнезд, а также иная второстепенная информация по результатам экскурсий. 

2.3.2.4. Летний сезон

Летом на занятия по зоологии и ботанике отводится, также как и весной, 8 часов, т.е. один учебный день. Из них вводная лекция - 0,5 – 1 час, экскурсии - 3 – 4 часа, лабораторные занятия и зачет - 2 - 3 часа.

Поскольку зоологические занятия в летний сезон чрезвычайно насыщены, можно увеличить рабочий день до 9 и даже 10 часов (при возможности и желании детей). Вводную лекцию можно, при этом, перенести на вечер накануне дня зоологических занятий.

Лекция

Птицы. Характеристика данного сезона для птиц. Сезон размножения. Его этапы. Различия видов по срокам начала и конца сезона размножения. Особенности циклов размножения у разных экологических групп птиц. Периоды насиживания, выкармливания птенцов, семейные кочевки, местные кочевки, начало миграции. Видовое богатство и численность птиц в разных типах местообитаний. Летнее население птиц в окрестностях учебного центра. Методы изучения птиц в гнездовой сезон. Площадочные и точечные учеты численности. Приблизительные результаты учетов.

Млекопитающие. Мелкие млекопитающие окрестностей учебного центра. Методы изучения в летний период. Учеты численных мелких млекопитающих (давилки, канавки, заборчики). Особенности динамики численности мелких млекопитающих.

Амфибии и рептилии. Особенности биологии в летний период. Конец размножения. Расселение по территориям. Соотношение численности основных видов. Основные методы изучения - учеты численности, отлов и мечение, половозрастная структура популяций.

Беспозвоночные. Период активного лета и размножения насекомых. Места скоплений насекомых. Методы изучения численности: кошение, отряхивание, отлов на приманки. Почвенная фауна и методы ее изучения.

Экскурсии

Зоологические экскурсии в летний период очень насыщены и могут состоять из трех составных частей: ранней утренней экскурсии (1,5-2 часа после рассвета, например с 6 до 8 часов), дневной экскурсии (с 11 до 13 часов) и вечерней экскурсии (1 час после заката).

Протяженность утренней и ночной экскурсий лучше всего сделать небольшой (1-2 км), а протяженность дневной (совмещенной с ботанической) – чуть больше.

Цель утренней экскурсии - ознакомление с видовым разнообразием птиц в различных типах биотопов. Цель дневной и вечерней экскурсий - ознакомление с конкретными представителями животного мира в ближайших окрестностях проведения практики. Помимо этого, одной из целей вечерней экскурсии (в поздневечернее время) является знакомство с «ночной» жизнью леса.

Утреннюю экскурсию целесообразно начинать как можно раньше. В июне-июле в средней полосе начинает светать в 4-4.30 утра, а солнце восходит в 6-6.30. Примерно за час - полтора до восхода солнца наблюдается пик активности птиц и продолжается он в течение двух часов после восхода. Этот промежуток времени является, пожалуй, наиболее впечатляющим и эффектным среди всех периодов суток и всех сезонов года (а возможно и в природе вообще!). Упустить его из общего распорядка полевой практики по экологии никак нельзя.

Планировать маршрут летней орнитологической экскурсии лучше всего по открытым пространствам, кустарниковым зарослям и низкорослым лесам. Идеальными биотопами для проведения утренних экскурсий с этой точки зрения являются долины и, особенно, поймы рек, окраины крупных водоемов, опушки леса, вырубки, гари, луга.

В этих биотопах в хорошую погоду воздух с утра быстро прогревается, и в то время как в лесу еще холодно и царит полумрак, в открытых биотопах уже светло и тепло. Кроме этого, видовое разнообразие птиц в открытых и пограничных биотопах выше, чем в лесу, и за одинаковое время здесь можно встретить в 2-3 раза больше видов птиц, чем в лесу. Наконец, в открытых биотопах удобно наблюдать за птицами - многие из них поют, сидя на вершинах кустарников и высоких трав и их хорошо видно в бинокль.

Также как и на зоологических экскурсиях в другие сезоны года, летняя утренняя орнитологическая экскурсия состоит из медленного передвижения по заранее намеченному примерно маршруту (протяженностью 1-2 км) с остановками у каждого интересного и доступного для наблюдения объекта с рассказом преподавателя об увиденной птице, ее биологии, экологии, особенностях размножения, питания, распределении по биотопам, территориальном поведении и т.п. Главное, при этом, чтобы информация была живой, интересной и, что немаловажно, объясняла бы те или иные наблюдаемые особенности поведения данной птицы.

На летней орнитологической экскурсии потенциальное число наблюдаемых за одно утро (1-2 часа) объектов может достигать 30-40 видов (в поймах и пограничных биотопах), а число встреченных особей составлять несколько сотен. От учащихся и преподавателя, поэтому, требуется большое напряжение внимания, однако утром, при хорошей погоде и большом разнообразии птиц экскурсия проходит непринужденно.

Помимо птиц на утренней экскурсии следует также обращать внимание учащихся на интересные встречи с другими животными. В ранние утренние часы вполне возможны встречи с такими редкими днем животными, как лось, лиса, заяц, у водоемов - ондатра, норка, бобр. Ранним утром эти животные еще могут быть активны и неосторожны, не боясь встретить людей.

Экипировка учащихся на утренней экскурсии должна соответствовать погодным условиям, но даже в самую хорошую погоду целесообразно надевать резиновые сапоги от обильной утренней росы (либо ходить в кедах с шерстяным носком) и иметь легкий головной убор (от солнца). Остальные особенности экипировки стандартны для всех орнитологических экскурсий - блёклая одежда серо-коричнево-зеленых тонов, не шуршащая одежда (не болония, не полиэтилен), полевые дневники и карандаши, желательно - бинокли (минимум по одному на 2-3 учащихся), можно - подзорные трубы.

Вторую, дневную экскурсию целесообразно провести в лесу. Общие микроклиматические и, соответственно, экологические условия в густом лесу, например в хвойном, поздним утром не намного отличаются от тех, что наблюдались ранним утром в открытых биотопах, и многие лесные птицы и звери активны в лесу часов до 11, пока не наступит дневная жара.

На дневной экскурсии помимо изучения птиц можно посетить места отлова мелких млекопитающих, а также площадки учета гнездящихся птиц. Целесообразно провести детей по нескольким биотопам, где проводятся такие исследования, в идеале - в хвойном и лиственном лесах, на просеке или поляне, в пойменном лесу и на лугу. В целом, такая экскурсия аналогична экскурсиям весеннего сезона, с тем отличием, что виды птиц и, отчасти, мелких млекопитающих и их численность весной и летом существенно различаются (летом - больше).

В отличие от весны, где основное внимание уделялось ознакомлению с методикой площадочного учета птиц (а осенью и зимой - с методиками маршрутных учетов), летом основное внимание следует уделить проведению точечных учетов.

Эта методика хороша тем, что отнимает сравнительно немного времени, а в промежутках между остановками для проведения учета (через каждые 200-300 м) можно с успехом заниматься изучением других аспектов «лесной жизни».

Кроме того, методика точечного учета требует несколько больших знаний по определению птиц по голосам, и учащиеся, прошедшие к этому времени несколько полевых практикумов, вполне в состоянии проводить такой учет почти самостоятельно.

Тем не менее, преподаватель объясняет сущность и технику проведения точечного учета и проводит его, пользуясь «помощью» учащихся. Экскурсанты, в свою очередь, ведут в полевом дневнике или тетрадях все необходимые записи для их дальнейшей обработки в лабораторных условиях.

Помимо птиц и пойманных в ловушки мелких млекопитающих на дневной экскурсии следует обращать внимание на лесных бабочек, которые в хорошую погоду в изобилии встречаются на лесных полянах и просеках.

Помимо чешуекрылых в лесу летом встречаются представители более десятка других отрядов беспозвоночных общим числом от десятков до сотен видов. Их детальному определению вряд ли стоит уделять внимание – важно рассказывать детям к каким систематическим группам относятся те или иные беспозвоночные и обращать внимание на их связь с данным биотопом.

Третью, вечернюю, экскурсию целесообразно начинать в момент захода солнца, например, в 21-22 часа, в зависимости от периода лета и местного географического положения.

Объектами наблюдений на вечерней экскурсии могут являться амфибии (лягушачьи «концерты» в июне), летающие беспозвоночные, а также птицы.

При наличия в окрестностях учебного центра какого-либо болота вечернюю экскурсию следует начинать с него. Вечером уже не так жарко как днем, комары, как правило, еще не активны после дневной жары, а лягушки вполне доступны для наблюдений и отлова.

На хорошо проходимом болоте или на заболоченных берегах водоема возможно проведение учета численности амфибий. Для проведения учета учащиеся образуют цепь и двигаются под руководством преподавателя параллельно на расстоянии 5 м друг от друга. Каждый учащийся ведет запись всех вспугнутых лягушек в полосе 2,5 м по обе стороны от себя.

Перед началом учета следует восстановить в памяти учащихся навыки определения лягушек (с весны). Для этого преподаватель отлавливает несколько лягушек и обращает внимание учащихся на отличительные видовые признаки (как правило, это 1-2 вида лягушек).

В отличие от утренней и дневной экскурсий, требования к экипировке и правилам поведения учащихся при выходе на болото должны быть строже - обязательны резиновые сапоги (высокие, не обязательно «болотные», но и не резиновые «боты» чуть выше щиколотки). Это является предосторожностью в отношении змей (в частности - гадюки, укус которой хотя и не смертелен, но очень неприятен во всех отношениях). Кроме всего следует особенно строго обратить внимание учащихся на недопустимость преследования и, тем более, «хватания» уползающих из-под ног змей. Определять видовую принадлежность змей следует с расстояния в 1,5-2 метра, тем более, что это не представляет каких-либо затруднений.

Завершать вечернюю экскурсию следует в густых сумерках, а еще лучше - в темноте. Следует выбрать место, желательно на опушке леса - на краю речной долины, или пойменного луга, или большого поля, или просто на просеке, и провести там минут 15-20, стараясь как можно меньше шуметь и как можно больше слушать. Следует настроить учащихся на необходимость распознать каждый звук, каждый шорох, будь то голос птицы, или шум крыльев, или лай собаки в деревне. Интересно также составить список «голосов природы» ночью и сравнить - каких звуков больше, природных или связанных с человеком. Можно также устроить соревнование - кто больше распознает голосов за 10 минут (записи должны делаться в полевом дневнике каждым учащимся независимо друг от друга).

Вечернюю экскурсию можно завершить проведением ночного учета птиц – это интересно, правда, только в первой половине июня, когда поют певчие дрозды, соловьи, камышевки, сверчки и другие околоводные птицы.

Дополнительные наблюдения во время экскурсий

В зависимости от местных условий, погоды и наличия времени, в рамки летних зоологических занятий можно включить более полные энтомологические исследования. Практически, для этих целей можно воспользоваться любой методикой лова и учетов численности насекомых. Это может быть изучение численности методом кошения, отлов летающих насекомых на цветную или пищевую приманки, лов на свет ночью и т.п.

В конечном счете, любая из этих методик позволяет собрать неограниченное количество видов и заняться их определением и расчетом их относительной и абсолютной численности.

Однако, в связи с тем, что насекомые, как правило (за исключением ярко окрашенных дневных бабочек и бражников), не вызывают такого интереса у детей, как птицы, млекопитающие и другие крупные животные, специализированные энтомологические занятия не включены в основную программу, а рассматриваются нами как дополнительные, проведение которых возможно в случае повышенного интереса у учащихся или очень примечательного в энтомологическом отношении места проведения практикума.

Лабораторная работа

В летний сезон лабораторной работе должен быть посвящен минимум времени, т.к. основное внимание уделяется экскурсиям. Тем не менее лабораторной работе следует посвятить примерно 1,5-2 часа послеобеденного времени.

За это время следует систематизировать записи утренней орнитологической экскурсии, составив список всех встреченных видов птиц по основным биотопам, через которые проходил маршрут и с указанием примерной численности видов (редко, мало, много, очень много).

Под руководством преподавателя следует обработать результаты точечного учета птиц - составить список видов с относительной численностью каждого вида.

По итогам энтомологических наблюдений следует составить список видов встреченных насекомых с указанием биотопов, в которых они были встречены и примерной численности (редко, мало, много, очень много).

В случае проведения дополнительных энтомологических экскурсий лабораторная работа будет включать также обработку результатов энтомологических исследований (видовые списки, расчеты численности, составление учебных коллекций и т.п.).

Итогом дня занятий для каждого учащегося должны стать:

1) конспект вводной лекции о биологии и экологии животных данной местности в летний период;

2) список видов птиц, встреченных на утренней орнитологической экскурсии;

3) список видов пойманных мелких млекопитающих в разных биотопах;

4) форма ведения записей и результаты учета численности птиц точечным методом;

5) данные о численности и видовом составе земноводных и пресмыкающихся;

6) список видов встреченных на всех экскурсиях насекомых с указанием их местообитаний и относительной численности;

7) список ночных «голосов природы»;

8) в случае проведения углубленных энтомологических исследований - данные обработки их результатов.

 

В следующем номере журнала мы продолжим рассмотрение конкретных вопросов организации полевого практикума в рамках программы «Экологический ликбез». В частности, речь пойдет о технологиях проведения практических занятий по водной экологии: общих особенностях организации занятий и содержании занятий в разные сезоны года – осенью, зимой, весной и летом.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017