Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


СОСНОВЫЙ ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
(Методическая разработка)

Прохорова Любовь Николаевна
учитель биологии первой категории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33 имени героя России сержанта Н. В. Смирнова" города Чебоксары Чувашской Республики

Пояснительная записка

В современном образовании приоритетным становится свободное творческое развитие личности. Невозможно воспитать бережное отношение к природе, апеллируя только техническими, экономическими, правовыми аспектами знаний. Необходимо помочь человеку перевести эти знания в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно-этических принципов. И, конечно, деятельность, а не созерцание помогут в реализации своего «Я» любой личности. Осознанное включение человека в экологическую деятельность есть лучшее подтверждение его экологической культуры.

Практические методы исследования окружающей среды В.Ф. Шалаев называл могущественными методами. Особенно подробная характеристика практических методов обучения дана учеными-педагогами Н.М.Верзилиным и В.М.Корсунской, а также А.Я.Гердом, Б.Е.Райковым, Б.Н.Всесвятским, В.В. Половцевым, Д.И.Зверевым и др.

Китайская пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я помню, я делаю – и я понимаю».

Практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, так же очень сложно беречь и охранять природу, которую ты не понимаешь. Таким образом, актуальность применения практических методов в экологическом образовании заключается в том, чтобы показать детям природу изнутри, с возможно большей степенью подробности и при максимальном увеличении

Поэтому необходимо включать в школе такие формы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов – животных, растений, целых природных комплексов – в их естественных условиях существования.

Основными такими формами являются экскурсии, походы, летние полевые практикумы, проведение исследовательской работы и др. Все вышеуказанные методы можно объединить под общим названием «полевое» или натуралистическое экологическое образовании.

У ребят всегда существует мечта увидеть экзотических животных и растений, огромных слонов и столетние баобабы. Поэтому важно научить находить новые открытия в каждой травинке и букашке, показать уникальность родного края и красоту родных лесов.

Цель проекта «Мой сосновый лес»: Формирование экологического мировоззрения через практическое изучение природы Заволжских лесов.

Основное направление – изучение природных объектов на экскурсиях (Глушенков,1996). Еще В.А Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем вести урок». Необходимо учесть, что удержать внимание ребят на экскурсиях только показом и рассказом о птицах и растениях, весьма тяжело, наиболее приемлемым способом активизировать их познавательную деятельность в природе является выполнение практических заданий по конкретным объектам (Теплов, Титова,1997; Глушенков, 2000).

Перед экскурсией учащиеся самостоятельно знакомятся с тем, что предстоит им изучать (Глушенков,2011). Например, в 6 классе перед осенней экскурсией на уроке обсуждается вопрос особенностей внешнего строения сосны обыкновенной, дается домашнее задание по описанию этого дерева. На экскурсии происходит подробное изучение органов растения по инструктивным карточкам с использованием тестов. На следующем уроке – небольшая письменная работа. Немаловажное место занимают на наших экскурсиях процессы рефлексии.

В конце каждого учебного года с группой ребят, заинтересованных биологией, продолжаются полевые исследования, которые выливаются в исследовательские проекты. Изучаемый перечень объектов и их методика постоянно обновляется и расширяется. Темы экскурсий и перечень изучаемых объектов приведен в следующей таблице:

№ п/п

Тема экскурсии

Класс

Изучаемые объекты

1.

Осенняя экскурсия в сосновый лес

6

«Особенности внешнего строения сосны обыкновенной»

7

«Жизнь на этажах»

«Снимаем отпечатки»

2.

Зимняя экскурсия в сосновый лес

6

«Определение урожая шишек сосны обыкновенной»

«Изучение эпифитных лишайников»

7

«Наблюдения за питанием дятла большого пестрого в осенне-зимний период»

«Изучение травянистого покрова соснового леса»

3.

Весенняя экскурсия в сосновый лес

6

«Морфологические особенности прострела обыкновенного»

Игра «Найди свое дерево»

Геоботаническое описание площадки леса

7

«Действие лимитирующих факторов в экосистемах сосновых боров»

«Исследования популяций редких видов растений»

«Определение состояния хвои и генеративных органов сосны обыкновенной»

4.

Структура лесной экосистемы

9

«Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной»

11

«Изучение стволовых вредителей сосны обыкновенной»

5.

Летняя полевая практика

Разновоз-растная группа юннатов

«Изучение антропогенной нагрузки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсионный практикум

Во время сезонных экскурсии в сосновые леса с целью разнообразия и уяснения протекающих в каждый из периодов процессов рекомендуется делать упор на проведение практических исследований

Методику проведения сезонных экскурсии с целью изучения фенологических фаз у сосны обыкновенной с элементами практических исследований подробно рассмотрим на примере осеннего сезона (по другим сезонам остановимся только на методах организации практических исследований).

Осенняя экскурсия «Особенности внешнего строения сосны обыкновенной» (6 класс)

Цель: изучение морфологических и биологических особенностей сосны обыкновенной

Задачи:

  1. изучить особенности внешнего строения коры, листьев и генеративных органов сосны обыкновенной;
  2. рассмотреть факторы, влияющие на форму кроны сосны обыкновенной;
  3. ознакомить с приемами фенологического наблюдения за растениями;
  4. развить у учащихся навыки наблюдательности и правила ведения полевых дневников;
  5. воспитывать бережное отношение к объектам природы во время проведения экскурсии.

Подготовка к экскурсии:

На уроке перед экскурсией ребята получают домашнее здание:

Найти в справочной литературе и зафиксировать в рабочей тетради описание внешнего строения сосны обыкновенной по плану:

  • Места произрастания сосны обыкновенной.
  • Описание органов (корня, ствола, кроны, листьев и шишек.)
  • Отношение к свету.
  • Значение в природе.

Вводная часть. Знакомство учащихся с правилами поведения во время экскурсии и ведения полевых дневников.

Часть 1. Осенние явления в природе (беседа с демонстрацией природных объектов по ходу экскурсии)

Часть 2. Рассмотрение морфологических особенностей сосны

(Место ознакомления: А,Б – опушка леса. В,Г – участок с молодыми и зрелыми соснами. Д,Е,Ж– зрелые деревья с низко расположенной кроной или молодой сосняк.)

А. Вспомните внешнее строение деревьев. Найдите и покажите руководителю части дерева: корни; ствол; крона.

Б. Сравните кроны взрослых деревьев, выберите и запишите правильные суждения.

  1. В лесу сосны стоят высокие, стройные.
  2. На открытом пространстве крона сосны раскидистая.
  3. Сосны в лесу низкие.
  4. У сосен в лесу зеленеет только верхняя часть кроны.
  5. У сосен на открытом пространстве зеленеет только верхняя часть кроны.
  6. У сосен в лесу раскидистая крона.

Нарисуйте в блокноте сосны, произрастающие в лесу и в открытом пространстве.

В. Рассмотрите кроны сосен разных возрастов и выберите и запишите правильные суждения.

  1. У молодых сосен крона зонтиковидная.
  2. У молодых сосен крона конусовидная.
  3. С возрастом крона сосны округляется.
  4. С возрастом крона сосны не изменяется.

Г. Изучение коры сосны. Внимательно рассмотрите цвет и структуру коры ствола и веток сосен. Найдите соответствия для молодых и старых деревьев, правильные запишите в блокноте в виде кода.

  1. Кора нижней части взрослого дерева
  2. Кора верхней части ствола взрослого дерева
  3. Молодые сосны и тонкие ветки.

а) Гладкая серо-зеленая кора

б) Тонкая светло-коричневая кора с отслаивающейся пленкой

в) Красновато-бурая глубоко-бороздчатая кора

Д. Изучение хвои.

С помощью лупы внимательно рассмотрите хвою и выберите и запишите правильные суждения.

    1. Хвоинки сосны расположены в пучке по 3 штуки
    2. Хвоинки сосны расположены в пучке по 2 штуки
    3. Основание хвои голое
    4. В основании хвои имеются чешуйки
    5. Верхушка хвои заостренная (колючая)
    6. Верхушка хвои тупая (неколючая)
    7. Внутренняя сторона хвои плоская.
    8. Внутренняя сторона хвои выпуклая
    9. Внешняя сторона хвои плоская
    10. Внешняя сторона хвои выпуклая

Е. Найдите на ветках сосны и среди лесного опада шишки в разном состоянии и объясните это.

Часть 3. Биологические особенности.

  1. Найдите на участке леса доказательства, что сосна обыкновенная светолюбивое растение.
  2. Найдите на участке леса доказательства, что сосна обыкновенная не требовательна к почве.

Выводы.

Учащиеся записывают выводы по итогам проведенной экскурсии в полевых дневниках. При затруднении учитель задает наводящие вопросы.

    1. Какие особенности внешнего строения сосны вы запомнили?
    2. Каковы биологические особенности сосны обыкновенной.

В конце экскурсии записывают в полевых дневниках выводы и сдают их учителю для поверки. Проводится мероприятие по рефлексии. «Найди свое дерево»

Мероприятие по рефлексии

    1. Снимаем отпечатки
    2. С помощью восковых мелков можно снять великолепные отпечатки с листьев и коры деревьев.

      На коре лист бумаги (желательно - цветной) закрепляют с помощью скотча, и начинают осторожно натирать его пастельным мелком, пока не проявится фактура коры.

      Вернувшись с экскурсии, необходимо подписать образцы и составить каталог.

      Листья кладут на кусок картона и накрывают листом бумаги. Желательно положить лист вверх тыльной стороной с выступающими жилками. Затем бумагу над листом натирают восковым карандашом, пока не проявится рисунок листа.

      Каждый рисунок подписывают и также составляют альбом-каталог.

      Если собрать упавшие листья и плоды, то можно сделать с них интересные отпечатки и в классе, вернувшись с экскурсии.

      При помощи широкой кисточки или старой зубной щетки на лист наносится тонкий слой краски. Лист кладут накрашенной стороной на бумагу, накрывают сверху газетной или упаковочной бумагой и аккуратно проводят по поверхности всего сооружения валиком. Отпечаток готов!

      Накрасив и прижав к бумаге некоторые цветы и плоды, вы так же можете получить вполне приличные отпечатки. [13]

       

    3. Найди свое дерево
    4. Дети разбиваются на пары, и одному ребенку в каждой паре завязываются глаза. Затем «зрячий» партнер бережно подводит своего друга к какому-либо дереву, соблюдая все правила техники безопасности. Ребенок с завязанными глазами тщательно ощупывает дерево, стараясь запомнить все особенности и характерные черты, по которым он сможет потом его найти его. После этого зрячий партнер отводит друга на прежнее место. Повязка снимается, ребенок ищет дерево, которое нащупал. При затруднении, можно задавать наводящие вопросы, указать группу деревьев, или лучше выбрать место разновозрастных деревьев. [13]

       

    5. Обратная связь:
    6. Учитель выдает листочки с нарисованным кружочком с целью получения обратной связи. Учащиеся должны на выданных листочках охарактеризовать, в виде нижеприведенных картинок, насколько понятным и интересным им показалась данная тема урока: (5 минут) [13]

       

    7. Конкурс находок.

Учащиеся распределяются по группам и за определенное время находят самые интересные и запоминающиеся природные объекты (коряги, следы, животных и др.). По большинству голосов определяется самый интересный объект.

Во время осенней экскурсии обсуждаются условия постановки и методика проведения практический исследовательских работ «Изучение строения лесного фитоценоза» и «Жизнь на этажах» (работы проводятся по возможности – на этой или последующих экскурсиях).

«Изучение строения лесного фитоценоза»

Цель: изучение ярусного строения леса

Оборудование: веревка в 10м, блокноты, карандаши

Форма работы: индивидуальная.

Выделите в изучаемом растительном сообществе надземные ярусы и изучите их видовой состав по плану:

1. Древесный ярус.

Порода

дерева

Характеристика ствола

Характеристика кроны

Листья

Фенофаза

Наличие эпифитных растений

 

 

 

 

2. Кустарниковый ярус

Вид

Количество

Фенофаза

  1. Травяно-кустарничковый ярус
  2. Вид

    Обилие

    Фенофаза

  3. Лесная подстилка (мохово-лишайниковый покров (при наличии))

Состав

Толщина

Дайте название типа леса по результатам описания данного участка.

Жизнь на этажах

Цель: изучить экологические ниши животных соснового леса.

Оборудование: блокноты, линейки, простой карандаш.

Форма работы: работа парами.

Класс распределяется на группы и ведет наблюдения за животными, находит следы их жизнедеятельности по вариантам:

  1. Жизнь в лесной подстилке.
  2. Выделить 3 пробных площадки с помощью рамки 50Х50 см. Разобрать и изучить ее состав. Выбрать и определить обнаруженных животных.

  3. Стволовые жители.

Изучить стволы здоровых, высыхающих и высохших сосен. Найти следы жизнедеятельности животных. Результаты занести в таблицу №3:

  1. Крона сосен.
  2. Пронаблюдать за кроной сосен разных возрастов, найти следы жизнедеятельности различных животных, определить кому они принадлежат. Стряхнуть, собрать и определить обнаруженных животных.

  3. Шишки.

Рассмотреть упавшие (по возможности на побегах) шишки сосны. Найти следы обработки их различными животными отобрать шишки использованные животными, попытаться определить. Кто это сделал.

Обсуждение поученных результатов вместе с учителем и сделать выводы.

Следы жизнедеятельности

Местонахождение

Количество

Животное

 Зимняя экскурсия «Урожайность сосны обыкновенной» (6 и 7 классы)

Основу экскурсии составляют практические исследования по определению урожайности сосны и изучению питания большого пестрого дятла.

Урожайность сосны

Цель: определение урожайности сосны обыкновенной.

Оборудование: блокноты, линейки, простой карандаш.

Форма работы: работа парами.

Определение количества шишек сосны обыкновенной по глазомерной шкале. Ребята на экскурсии в инструктивной карточке имеют данную шкалу. Совместно с учителем дают оценку по этой шкале 4-5 деревьям. Затем распределяются по парам и самостоятельно определяют урожайность шишек для 10 деревьев, данные заносят в таблицу №1.

0 – полный неурожай.

1 – очень плохой урожай. Шишки имеются в небольшом количестве – на единичных деревьях, а также на опушках и в ничтожном количестве – в глубине леса.

2 – плохой урожай. Шишки встречаются, в основном на опушках, в глубине леса – на отдельных деревьях.

3 – средний урожай. Значительное плодоношение на отдельно стоячих деревьях, а также по опушкам и удовлетворительное – в глубине леса

4 – хороший урожай. Обильное плодоношение на отдельно стоячих деревьях и по опушкам и хорошее – в глубине леса.

5 – очень хороший урожай. Обильное плодоношение как на отдельно стоячих деревьях и по опушкам, так и в глубине леса.

После чего, каждая пара учащихся расшелушивает по 20 шишек и подсчитывает количество семян извлеченных из них. Затем все вместе вычисляет среднюю урожайность и подводят общий итог.

Урожайность сосны обыкновенной:

Урожайность по шкале

Среднее количество семян в одной шишке

Предполагаемый урожай семян с одного дерева

В ходе проведения экскурсии учитель предлагает составить цепь питания, в состав которой входит сосна обыкновенная. Выслушав примеры пищевых цепей, учитель выносит следующие вопросы для обсуждения:

  1. Численность каких животных зависит от урожайности шишек сосны обыкновенной?
  2. Какие животные, кроме увиденных нами дятлов, питаются ее семенами?

Обсуждаются условия постановки и методика проведения работы «Питание большого пестрого дятла в зимний период»

Наблюдений за питанием большого пестрого дятла в зимний период

Цель работы: изучить особенности питания дятла большого пестрого в осенне-зимний период в сосновых лесах Заволжья.

Оборудование: веревка в 10м, блокноты, линейки, простой карандаш, лупы.

Форма работы: работа парами.

План проведения наблюдений:

1. Проходя по маршруту, фиксировать «кузницы» дятла и описывать по плану:

    1. Характеристика дерева, на котором расположена «кузница» дятла (старое или молодое, высыхающее, форма кроны и др.)
    2. Диаметр «кузницы».
    3. На какой высоте и с какой стороны дерева она расположена(север, запад, юг, восток).
    4. Определить количество использованных шишек.

Результаты описаний занести в таблицу

№ п/п

Характерис-тика дерева

Месторасполо-жение

«кузницы»

Диаметр разброса шишек вокруг дерева

количество обработанных дятлом шишек

2.При обнаружении самого дятла на «кузнице», можно установить порядок действий птицы при долблении шишек. Результаты наблюдений занесите в таблицу «Порядок действий дятла на «кузнице»

№ п/п

Чем занят дятел

Начало

Конец

Время, потраченное, на каждое действие

3. Определение эффективности использования шишек дятлом по плану:

  1. подсчитать количество семян в 10 целых шишках сосны обыкновенной и определить среднее количество семян в шишках;
  2. собрать по 10 шишек, использованных дятлом и подсчитать количество оставшихся семян и вычислить среднее значение.
  3. вычислить «эффективность кормодобывания» дятла в % (среднее кол-во оставшихся семян/среднее кол-во семян в целых шишках*100)

Полученные результаты занести в таблицу: «Эффективность кормодобывания» дятла

№ п/п

Среднее кол-во семян в целых шишках

Количество оставшихся семян в шишках, использованных дятлом

«Эффективность кормодобывания» дятла в %

Весенняя экскурсия: «Опыление и вегетация сосны обыкновенной»

(6 класс)

Основу экскурсии составляют наблюдения за опылением и вегетацией сосны, практические исследования по изучению эпифитных лишайников и раннецветущих растений

Наблюдения:

  1. Появление легкого облачка пыльцы при встряхивании веток сосны с мужскими шишечками. Определение начала, массового и окончание пыления методом фиксации пыльцы па липучих предметах.
  2. Возобновление вегетации. Отмечается дата, когда у нескольких сосен наблюдается рост верхушечных и пазушных почек

Результаты фенологических наблюдений записываются в таблицу

Дата наблюдений

Фенологическое изменение

Частота внесения результатов в весенний период – через день (во время пыления), каждую неделю (во время вегетации)

Обсуждаются условия постановки, методика проведения и проводятся практические исследования по изучению эпифитных лишайников и морфологических особенностей некоторых редких видов растений.

Изучение эпифитных лишайников

Цель: ознакомление учащихся с видовым многообразием эпифитных лишайников соснового леса

Оборудование: блокноты, линейки, простой карандаш, лупы.

Форма работы: работа парами.

  1. Вспомнить основные морфологические формы лишайников.
  2. Разбиться на пары и отыскать по три вида листовых и кустовых лишайников.
  3. Найти и сформулировать для каждого лишайника характерные видовые признаки

Учитель уточняет ответы учащихся и называет каждый найденный ими вид. Из собранных лишайников приготовить коллекцию, подписать названия.

Список самых распространенных эпифитных лишайников соснового леса: гипогимния вздутая, ксантория настенная, кладония шишконосная, кладония серо-мясная, уснея сливовая и др.

Морфологические особенности прострела обыкновенного

Цель: изучение особенности внешнего строения прострела раскрытого и оценка состояния популяции вида.

Оборудование: веревка в 10 м, блокноты, линейки, простой карандаш, лупы.

Форма работы: работа парами.

  1. Описать цветущие экземпляры растений по 10 шт. по разделам таблицы:
  2. № п\п

    Длина стебля

    Длина венчика цветка

    Количество лепестков

  3. Заложить 3 пробных участка 100 кв.м (на краю леса, около грунтовой дороги, в глубине леса) и подсчитать количество экземпляров изучаемого вида и сделать соответствующие выводы по полученным результатам.

Литература:

  1. Глушенков О.В. Экологические экскурсии в 9 классе // Народная школа. –1996. №6 – С.58-64
  2. Глушенков О.В. Экскурсии в экосистемы открытых пространств. Постановка практических работ во время экскурсий // Экологический вестник Чувашской Республики. - 2000. №21 – С.76-86.
  3. Глушенков О.В. Экскурсионный практикум // Исследовательская работа школьников. - 2011. №3(37) – С.51-74.
  4. Теплов Д.Л., Титов Е.В. О самостоятельной работе учащихся на экскурсиях // Биология в школе.-1997.-№1.-с.81-84
  5. Теплова Л.П. Лишайники и растения хвойных лесов. – Чебоксары,2006

 

Приложение №1

Ученики 6 класса на осенней экскурсии

 

Света изучает внешнее строение сосновой хвои

Приложение №2.

"Кузница" дятла большого пестрого

Станок большого пестрого дятла

Приложение №3

Пальчатокоренник пятнистый

Гнездовка настоящая



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017