Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Всероссийский исследовательский проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РЕГИОНОВ РОССИИ»

Глушенков Олег Владимирович
кандидат педагогических наук, методист Федерального детского эколого-биологического центра

Участники проекта: объединения школьников (клубы, кружки, учебные группы, школьные лесничества и т.д.) под руководством педагогов.

Описание проекта

Мониторинговая информация о видовом составе и численности зимующих птиц конкретных населенных пунктов и различных биотопов востребована специалистами государственных природоохранных организаций при составлении и ведении кадастра животного мира, обоснованного природопользования, разработки методов прогнозирования изменения экосистем, охраны редких и исчезающих видов животных. Полноценный мониторинг возможен при выделении достаточного количества ключевых районов, включающих в себя все биотопическое разнообразие. Для охвата учетами как можно большей территории нашей страны необходимо подключение юннатских кружков, учебных групп эколого-биологического направления из различных регионов.

Организация зимних учетных работ по изучению закономерностей пространственной и временной изменчивости населения птиц в населенных пунктах и прилегающих к ним природных биотопах проста, так как учетами охватываются самые обычные виды, зимующие рядом с нами, определение которых не представляет сложности. К тому же, зимой видовой состав птичьего населения обеднен, поэтому юному исследователю легче учиться различать птиц, что позволяет проводить точные наблюдения по выявлению и определению их. Получаемые в ходе наблюдений данные доступны к обсуждению, оцениванию и интерпретации их школьниками.

Эти данные являются основой для изучения характера распределения видов по географическим районам и биотопам, межгодовой динамики численности видов, а также общих особенностей пространственной организации населения птиц - их видового богатства и разнообразия, суммарной плотности, биомассы, количества трансформируемой энергии и других информационных характеристик.

Важным направлением исследований в населенных пунктах в последнее время становится учет зимующих врановых птиц. Установление постоянных трофических связей с населенными пунктами обеспечило значительное снижение их гибели во время зимовок. Этот и ряд других факторов (улучшение условий гнездования, снижение пресса хищных птиц и т.п.) привели в последние десятилетия к резкому росту численности ворон, галок, грачей, воронов.

В результате врановые птицы стали наносить существенные убытки человеку. Уничтожаются посевы сельскохозяйственных культур, портится большая часть урожая в виноградниках, бахчевых, зерновых и других хозяйствах, наносится значительный ущерб звероводческим и птичьим фермам, охотничьему хозяйству. Невосполнимо уничтожение кладок и и птенцов редких видов птиц в природе. Огромное скопление птиц на зимовках в городах приводит к зaгрязнению парков, скверов, порче памятников, зданий и других архитектурных сооружений. Вот далеко не полный перечень негативного воздействия связанный со все возрастающей численностью врановых.

В том, что это произошло, повинен, в первую очередь, сам человек. Бесхозяйственность, ужасающее санитарное состояние городов, бездумное уничтожение хищных птиц, - все это в совокупности и привело к наблюдаемому результату. Врановые птицы, по сути дела, стали индикаторами экологического состояния наших населенных пунктов. Проблема регулирования численности врановых птиц очень сложна и требует комплексной системы мер. Ведущий специалист в области охраны животного мира России В.Е.Флинт (1987) подчеркивал: «Основная задача комплексной системы мер по регулированию численности врановых птиц состоит не только в прямом уничтожении ворон и грачей, а в биологической дестабилизации популяции. Для этого, прежде всего, необходимо ухудшить условия зимовки и гнездования…».

Для решения этих задач необходимо привлечение всех сил под руководством местных администраций: охотников, ветеринарной и санитарной служб, домоуправлений, служб коммунального хозяйства.

В настоящий момент, в привлечении к этой насущной проблеме остальных наиболее важных сил общества, решающую роль могут сыграть школьники – члены орнитологических и других биологических кружков, учебных групп.

Детей нельзя привлекать для разорения гнезд и прямого уничтожения птиц, так как это окажет отрицательное воздействие на неустойчивую психику ребенка. Тем не менее, школьники смогут осуществить важнейшую работу по определению санитарно-экологического состояния крупных населенных пунктов, проведя в них учеты врановых птиц, выявив основные места их питания и ночевок.

Цели проекта: установление видового состава и численности птиц, зимующих на территории конкретного региона; ежегодное обследование птичьего населения и изучение закономерностей пространственной и временной изменчивости; мониторинг естественных колебаний численности и направленных изменений зимнего населения птиц; определение санитарного состояния населенного пункта по количеству зимующих врановых птиц.

Направления проекта:

  1. ВИДОВОЙ СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
  2. ВРАНОВЫЕ ПТИЦЫ КАК ИНДИКАТОРЫ САНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ HACEЛEНHЫХ ПУНКТОВ
  3. УЧЕТ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ
  4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПТИЦ НА КОРМУШКЕ

Обеспечение проекта: В целях реализации проекта руководителем организуется теоретический курс обучения участников проекта по программе «Орнитология». Участники проекта обеспечиваются руководителем курса необходимыми определителями, знакомятся с методами исследований.

Сроки выполнения полевых работ: ежемесячно в течение зимнего сезона года (ноябрь-март), на протяжении нескольких лет.

  1. ВИДОВОЙ СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

В зимнее время с ухудшением кормовой базы птицы начинают концентрироваться вокруг и внутри населенных пунктов.

Данное направление удобно для начала орнитологических исследований родного края. Зимой юному исследователю легче учиться различать птиц, так как количество зимующих птиц в 3-4 раза меньше весенне-летнего населения.

Цель исследования по направлению: установление видового состава и численности птиц, зимующих на территории конкретного населенного пункта.

Указания к организации исследования:

Сбор материала осуществляется в ходе регулярных экскурсий в течение всего зимнего периода. Во время каждой экскурсии составляется список всех встреченных птиц (с указанием количества особей каждого вида) и перечень местообитаний каждого вида. На основании обработок накопленных записей вы сможете составить полный список зимующих птиц и отметить местообитания, в которых они держатся, определить изменения их численности в ходе зимы. Для птиц, живущих в рядом с вами в течение всего года, интересно определить изменение их количества по сравнению с летом и осенью.

Особое внимание уделите птицам, которые появляются в ваших краях только зимой. Если вы будете собирать материал по этой теме в течение нескольких лет, то заметите, что не все виды появляются каждую зиму, а количество представителей некоторых видов сильно изменяется по годам. Сравнив результаты наблюдений с условиями зимы, можно установить связь между обилием зимующих птиц и метеорологическими условиями.

Обязательно отмечайте все случаи появления птиц, обычно не встречающихся зимой. Особый интерес представляют зимовки целых стаек.

Методы реализации первого направления:

Методика, которая вам предлагается, относится к категории популяционных методов исследования и направлена на определение зимней авифауны (фауны зимующих птиц) какого-либо населенного пункта. Она проста, так как учетами охватываются самые обычные виды, зимующие рядом с нами, определение которых по картинкам не представляет сложности.

Рис. 1. Классификация урболандшафтов.

Предварительное планирование:

На этом этапе изучается карта города, поселка или определенных их районов (при отсутствии карт для малых поселений примерный план можно начертить самим). Выделяете на нем селитебную зону (т.е. зону жилых домов с дворами, приусадебными участками (если имеются), социальными и административными зданиями, с дорогами между ними, аллеями, скверами). Промышленно-рудеральную зону (зона, где располагаются промышленные и хозяйственные (склады, гаражи и т.п.) объекты; зеленую зону (парки, скверы, лесопарки); водно-болотную зону (если есть, незамерзающие водоемы или их участки). Условно подразделяем территорию селитебной (жилой) зоны на кварталы, удобные для разового обследования, намечаем маршрут передвижения по каждому кварталу с охватом всех его объектов. То же самое можно делать и с другими зонами, если они очень большие по площади.

Предварительное планирование:

На этом этапе изучается карта города, поселка или определенных их районов (при отсутствии карт для малых поселений примерный план можно начертить самим). Выделяете на нем селитебную зону (т.е. зону жилых домов с дворами, приусадебными участками (если имеются), социальными и административными зданиями, с дорогами между ними, аллеями, скверами). Промышленно-рудеральную зону (зона, где располагаются промышленные и хозяйственные (склады, гаражи и т.п.) объекты; зеленую зону (парки, скверы, лесопарки); водно-болотную зону (если есть, незамерзающие водоемы или их участки). Условно подразделяем территорию селитебной (жилой) зоны на кварталы, удобные для разового обследования, намечаем маршрут передвижения по каждому кварталу с охватом всех его объектов. То же самое можно делать и с другими зонами, если они очень большие по площади.

Рекогносцировочное обследование:

Прежде чем приступить непосредственно к учетам (которые, скорее всего, вы будет осуществлять в выходные дни), пройдитесь по намеченным маршрутам, и на местах скорректируйте траекторию движения к наиболее оптимальной. Учеты в разных зонах желательно проводить раздельно!

Техника проведения учетов:

Учеты проводятся в утренние часы с 8 – 9 часов, после разлета птиц с мест ночевок, в зависимости от температуры в течение 1-3 часов. Двигаясь по намеченному маршруту, вы осматриваете здания, территории дворов, аллеи и фиксируете всех встреченных птиц. Учитываются все птицы, залетающие в квартал. Вылетающие птицы в сторону кварталов следующих по ходу учета, тоже фиксируются, с целью последующего вычета при учете в нем. Если населенный пункт большой, то каждые последующие выходные обследуются новые кварталы, для малых поселков, деревень желательны 2-4 разовые повторы учетов, при возможности повторы проводятся и в городах.

Образец карточки для учетных работ в жилых кварталах

Квартал № ___________ Дата учета ________________ Погодные условия _____________ ___________________________________________

вВре-мя

Ворона

Галка

Грач

Сорока

Ворон

Голубь

Воробей домовый

Воробей полевой

Синица большая

Снегирь

другие

Двор №

88.008.15

                     

Сквер

88.208.50

                     

Двор №

???

                     

Двор №

???

                     

Примечание: если возможно, желательно вести отдельно учет самцов и самок одного вида: например, домового воробья, у которого самцы хорошо отличаются от самок.

В парках и скверах, птиц легко учитывать в местах расположения кормушек и тропинок, по которым обычно ходят отдыхающие. В лесопарках, составляющих основу зеленой зоны и в промышленно-рудерально зоне применяется метод маршрутного учета (см. направление «Зимующие птицы естественных ландшафтов».

2. ВРАНОВЫЕ ПТИЦЫ КАК ИНДИКАТОРЫ САНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ HACEЛEНHЫХ ПУНКТОВ

Бесхозяйственность, плохое санитарное состояние городов нашей страны обеспечивает приток в них на зимовку значительного количества ворон, галок, грачей, воронов, и как следствие, снижение их гибели в самый сложный период года. По сути, по их численности в том, или ином населенном пункте можно судить о его экологическом состоянии.

Цель исследования по направлению: определение санитарного состояния населенного пункта по количеству врановых птиц, зимующих на его территории.

Указания к организации исследования:

Основой для работы по данному направлению являются учеты птиц на ночевках в жилых кварталах, на свалках, фермах, элеваторах, крупных пищекомбинатах и предприятиях общественного питания. Учеты проводятся в осенне-зимний период, в ранние утренние часы после разлета птиц с мест ночевок, раздельно в жилых кварталах и на объектах массового питания птиц. Учеты птиц на ночевках проводятся в вечерние часы.

Ниже приводится информация позволяющая всем руководителям кружков биологического направления в короткий срок овладеть навыками работы и организовать ее в своих городах и поселках что в конечном итоге приведет к реальному вкладу школьников-кружковцев в дело улучшения экологического состояния своих населеных пунктов.

Методы реализации второго направления:

Важнейшей составной частью работы является выявление всех ночевок врановых птиц в обследуемом районе, количественный повидовый учет птиц на них. Это дает возможность с самого начала оценить численность зимующих врановых птиц данного населенного пункта. Определение времени разлета птиц с ночевок позволит скоординировать начало учетных работ на объектах. Поиск проводится в вечерние часы, соотносительно со временем сбора врановых птиц на ночевку.

Рис.2. Птицы из семейства Врановые: 1. Сорока; 2. Ворона серая; 3. Галка; 4. Грач

Предварительное планирование:

Предварительно по карте-схеме населенного пункта определяются потенциально возможные места ночевок, основное условие которых наличие деревьев: парки, скверы, сады, кладбища, балки и т.п. Туда и в другие районы города и пригорода в соответствии с равномерностью охвата обследуемой территории направляются группы учетчиков.

Рекогносцировочное обследование:

Поиск таких мест осуществляется в основном по направлению вечернего пролета значительных масс птиц. В последующие вечера проводится видовой количественный учет птиц на обнаруженных ночевках.

Техника проведения учетов:

Учет врановых птиц на ночевках или в «клубах»

На местах ночевки необходимо фиксировать время начала сбора, массового сбора, начала и окончание отлета; количество ночующих птиц по видам.

Желательно уже утром следующих суток провести наблюдения за разлетом птиц с ночевки, с фиксированием времени начала разлета, массового разлета, его окончания, а также отметить основные направления разлета.

Все данные заносятся в карточку учета

Образец карточки учетов птиц на ночевках (или в «клубах»)

Место расположение ночевки (клуба)

Дата учета_________ Погода______________________________________

 

Прилет

Отлет

начало

массовый

конец

начало

массовый

конец

Время

           

Основные направления

   
 

Ворона серая

Галка

Грач

Другие

Количество

       

В некоторых случаях для облегчения подсчета можно использовать одну особенность в поведении врановых, которая заключается в том, что эти птицы не сразу собираются на место ночевки, а обычно, где-то рядом, в так называемых «клубах». Часто клубами им служат близлежащие здания.

Вороны, галки, грачи располагаются по периметру на карнизах или на коньках крыш этих зданий «плечом к плечу», обычно, в один ряд, что значительно облегчает подсчет их численности по видам.

При учетах численности в «клубах» также отмечаются начало сбора, время массового сбора, прилет последних птиц.

Учет птиц на свалках и крупных объектах пищевой индустрии.

В отличие от работы в городских кварталах и на ночевках, проведение учетов птиц на свалках, фермах, элеваторах, мясокомбинатах требует значительного количества учетного времени. Поэтому желательно проводить их в выходные и другие свободные от работы и учебы дни.

Учеты проводятся в ранние утренние часы с начала прилета первых особей и до окончания прилета основной массы птиц, и в вечерние часы, от начала отлета первых птиц и до завершения отлета. Желательно проведение отдельных наблюдений на этих же объектах и в течение всего светлого времени суток с целью выяснения интенсивности использования объекта, как источника пищи.

При этом фиксируются временные интервалы начала прилета, массового прилета и окончания прилета, а также общее количество птиц, прилетевших в эти интервалы. Оптимальным методом учета в данном случае является учет птиц в стаях нa подлете: небольшой участок стаи в 100-150 птиц учитывается целиком, а потом делается прикидка сколько раз он укладывается на фоне летящей стаи. Удобнее считать тройками, пятерками, а не каждую птицу отдельно.

Как показала практика, количественный повидовой учет невозможен и поэтому достаточно определить соотношение видов. Для этого в начале рассчитывается видовое процентное соотношение в небольших группах (100-200 птиц) и затем экстраполируется на всю стаю.

По этим же параметрам фиксируются и наблюдения за вечерним отлетом птиц с массовых мест кормежки

Образец карточки учетов птиц на свалках, фермах, мясокомбинатах и т.п.

Место наблюдения ___________________________________ Дата________ Погода________________________________________________________

 

Начало прилета

Массовый прилет

Окончание прилета

Время

7.00

7.10

7.11

7.20

7.21

7.30

7.31

7.40

7.41

7.50

7.51

8.00

8.01

8.10

8.11

8.20

8.21

8.30

8.31

8.40

8.41

8.50

8.11

9.00

Количество прилетевших птиц

                       

Всего

                       

Вид

Ворона

Галка

Грач

Ворон

Ворона

Галка

Грач

Ворон

Ворона

Галка

Грач

Ворон

Численность

                       

Соотношение видов в % от общего числа

                       

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В крупных городах при проведении учетов необходима организация координации действий нескольких кружков или работа одной группы исследователей последовательно по всем районам города.

Учет врановых птиц в жилых кварталах

Проводится специально (аналогично) или параллельно проведению учетов по определению видового состава и численности зимующих птиц населенного пункта (см. выше). При проведении учетов необходимо учитывать количество мусорных бачков и ящиков в каждом дворе (квартале) и доступность их содержимого для птиц; желательно выяснить график вывоза бытовых отходов с каждого двора (квартала).

Обработка материала

По окончании работ проводится обработка полученных данных и на их основе составляется карта санитарно-экологического состояния города, поселка или их конкретных районов. На карте отмечаются благоприятные и неблагоприятные, в аспекте санитарного состояния, кварталы; все места ночевок с указанием численности ночующих птиц; все места массового питания птиц указанием числа кормящйхся там птиц.

К карте прилагается обоснование всех указанных параметров, свидетельствующих о сложившейся неблагоприятной экологической обстановке в населенном пункте и отчет в котором отмечаются положительные моменты работы коммунальных служб, предлагаются конкретные, меры по разрешению сложившейся ситуации.

Все материалы передаются в комитеты по экологии местных администраций районов, городов и в средства массовой информации.

Кроме того, полученные данные по суточной активности и кормовому поведению птиц в зимний период при соответствующей обработке могут иметь большое научное значение.

3. УЧЕТ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ

С приобретением навыка определения зимующих птиц в природе можно приступать к более сложному этапу учетных работ –зимних учетов птиц в естественных биотопах.

Цель исследования по направлению: изучение закономерностей пространственной и временной изменчивости зимнего населения птиц в основных типах местообитаний.

Указания к организации исследования:

Учеты проводятся отдельно в каждом из выделяемых типов местообитаний: хвойные леса, лиственные леса, открытые территории, населенные пункты и акватории.

Основным критерием для выделения типов лесных местообитаний является состав древесных пород. К типу хвойных лесов относятся леса с преобладанием ели и пихты (темнохвойные), сосны, лиственницы (светлохвойные). К типу лиственных лесов относятся леса с преобладанием березы, осины (мелколиственные), дуба, липы, клена и др. (широколиственные). В отдельную категорию выделяются леса с преобладанием ольхи (ольшаники). Леса с наличием в составе древостоя и хвойных, и лиственных пород желательно относить к той или иной категории в зависимости от преобладающих пород, указывая, их состав.

К типу открытых пространств относятся сельскохозяйственные поля, луга, необлесеные поймы рек, покосы, выпасы, свежие вырубки и гари и т.п. В эту же категорию следует относить безлесные пространства с редкими лесополосами или с узкими лиственными перелесками шириной 10-15 м.

В различных географических районах общее количество выделяемых местообитаний колеблется от 1 до 5.

Методы реализации первого направления:

Основным методом исследований по проекту является метод маршрутного учета птиц на неограниченной полосе с пересчетом данных на площадь по средним дальностям обнаружения (Равкин, 1967). Этот метод, относящийся к категории популяционных методов исследования, отличается относительной простотой техники проведения учета и пересчета данных на площадь. В учетах используются все встречи птиц, поэтому этот метод хорошо подходит для проведения работ в зимнее время, при низкой численности птиц. Существенным преимуществом при выборе именно этого метода является также его широкое распространение и имеющийся опыт обучения орнитологов-любителей. Предлагаемые нормы учета (по 20 км учетного хода в каждом типе местообитаний за зиму) позволяют получить данные, пригодные для мелко- и среднемасштабных географических сравнений или для выявления существенных межгодовых различий птичьего населения в целом и его наиболее массовых видов.

Рис.3. Птицы из семейства Синицевые: 1. Синица большая; 2. Гренадерка или Синица хохлатая; 3. Московка; 4. Пухляк или Гаичка буроголовая

Предварительное планирование:

Маршрут учета. В зависимости от целей проведения исследования в учетный маршрут можно включить либо все характерные биотопы (леса, болота, поля) в таких пропорциях, в каких они представлены в регионе, либо заложить несколько отдельных маршрутов в нескольких модельных биотопах, представляющих наибольший интерес.

Методики маршрутных учетов рассчитаны на обследование больших по площади территорий - площадью не менее 1 км2. Учетный маршрут прокладывают по прямой или слегка извилистой линии. При исследовании небольшого участка (менее 0,5 км2) пользоваться маршрутным методом нежелательно.

В лесной местности маршрут удобно планировать по просекам и дорогам, если они достаточно узкие, что не влияет на размещение птиц. Следует избегать пролегания маршрута по границе между двумя разными биотопами (особенно по опушкам).

Маршрутные учеты неприменимы для работы по колониальным и водоплавающим птицам из-за их массовых передвижений. Поэтому маршруты выбирают так, чтобы вблизи не было мест гнездования названных групп птиц.

Учет нельзя проводить одновременно с другими работами - это может вызвать серьезные ошибки при получении данных.

При организации целенаправленных мониторинговых исследований маршрут должен быть постоянным и использоваться в течение нескольких лет.

Скорость продвижения во время учета. Учетчик должен идти по маршруту медленно и часто останавливаться, чтобы слушать птиц и записывать наблюдения. Если наблюдатель идет слишком быстро или слишком медленно, результаты будут не сравнимы. Рекомендуется учет зимой проводить со скоростью 2-5 км/час в зависимости от плотности населения птиц. Не следует близко и надолго останавливаться возле сильно встревоженных птиц, поскольку их крики могут привлечь соседних птиц к линии маршрута.

Время проведения учета. В течение всего года учет желательно начинать с восходом солнца и заканчивать не позже, чем через 4-5 часов.

Если маршрут включает в себя разные биотопы, желательно его планировать так, чтобы с восходом солнца учет шел в лесу и только потом в открытом ландшафте.

Условия проведения учетов. Учет не следует проводить, если снег или ветер ощутимо влияют на интенсивность пения птиц или на слышимость.

Техника проведения учетов:

До начала учета в полевом дневнике отмечаются: место проведения учета (область, район, ближайший населенный пункт), дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снежного покрова и т.д.), биотоп. Для занесения результатов готовится следующая таблица:

Таблица 3

Вид птицы

Характер перемещения

близко 0-25 м

недалеко 25-100 м

далеко 100-300 м

очень далеко 300-1000 м

å n

N

Пухляк

С

 

:.

   

30

 
 

Л

           

Серая ворона

С

x x

x o

:.

 

1089

 
 

Л

 

x

::

.

113

 

Во время учета наблюдатель, как и при упрощенной методике, идет по маршруту и записывает в полевой дневник сведения обо всех встреченных (увиденных и услышанных) птицах, независимо от расстояния до них.

При обнаружения птицы в полевом дневнике отмечаются: 1) название вида птицы, 2) число особей, 3) характер перемещения птицы, 4) расстояние до птицы (птиц) в момент обнаружения.

Например, в 30 м от Вас стайка пухляков из 3 птиц кормится на деревьях. В таблице отмечается название птицы (пухляк), во 2-й колонке (характер перемещения) выбирается графа “С” (сидит) и напротив колонки 4 (стайка в 30 м) отмечаются 3 птицы методом «конвертика».

Определение видов. Учетчик должен определять встреченных птиц до вида всеми возможными способами: по внешнему виду и по голосу; с помощью бинокля, определителя, используя личный опыт и помощь более опытных коллег. Если учетчик не успевает определить вид птицы, он все равно отмечает встречу с ней, стараясь, по мере возможности, сузить круг видов, к которым она могла принадлежать (сойка/кукша, чиж/чечетка и т.д.).

Определение числа особей во время учета - довольно сложная задача, успех которой во многом зависит от опытности учетчика. Точное визуальное определение числа особей в пролетающей стае или в стайке мелких птиц в кронах деревьев достигается только многократным повторением процедуры определения вместе с более опытными учетчиками. Несколько сложнее определение числа особей на слух. Учет мелких зимующих птиц в синичьих стайках в хвойном лесу - задача для более опытного орнитолога. Однако эта проблема решается путем тренировки. К сожалению, никаких практических советов, как точно определить число особей в стайке по голосам не существует и хорошего результата можно достичь, только имея личный опыт.

Определение характера перемещения птицы в местообитании. Сущностью этой записи является информация о том, принадлежит ли встреченная птица данному местообитанию (“живет” ли она в нем) или птица летит через данное местообитание транзитом, и наблюдатель не видел ни момента ее взлета, ни момента ее посадки (оказалась здесь “случайно”). Для записи этой информации чаще используют символы “С” (“сидит”) и “Л” (“летит”).

При этом следует учитывать, что некоторые птицы, хотя и могут регистрироваться летящими (в полете), но не могут являться “транзитными” в данном местообитании. Так, мелкие воробьиные или дятлы, перелетающие с дерева на дерево должны регистрироваться как “сидящие”, т.к. они действительно “живут” в данном местообитании. Практически “транзитными” можно считать только тех птиц, которые летят высоко над землей или над лесом в определенном направлении, и нельзя считать птиц, чьи взлет или посадка наблюдались учетчиком.

Определение расстояния до птиц. Расстояние до встречаемых на учете птиц устанавливается в момент их обнаружения и определяется по прямой между учетчиком и птицей. При этом, если птица находится на вершинах высоких деревьев, расстояние определяется до основания дерева.

На практике выделяются 4 группы “дальностей обнаружения” - от 0 до 25 м (“близко”), от 25 до 100 м (“недалеко”), от 100 до 300 м (“далеко”), от 300 до 1000 м (“очень далеко”). Предполагается, что далее 1 км определять видовую принадлежность птицы затруднительно и не нужно.

Обработка материала

Определение пройденных на учетах расстояний. Во время учетов пройденное расстояние (в км) подсчитывается по карте, квартальной сети, столбам ЛЭП, путем подсчета шагов или, в крайнем случае, на глаз. При отсутствии карты или явных ориентиров удобнее всего использовать шагомер, заранее рассчитав среднюю длину шага учетчика (важно знать количество пар шагов в 100 м). Оценивается также чистое время учета в часах.

Расчет плотности населения. Следующим этапом обработки данных является расчет плотности населения птиц (N) каждого вида в особях на 1 км2 территории.

Расчет ведется для каждого из встреченных видов отдельно по формуле:

n1 х 40 + n2 х 10 + n3 х 3 + n4

N = ---------------------------------------,

L

где n1 ... n4 - число особей, зарегистрированных соответственно на расстояниях 0-25 м (близко), 25-100 м (недалеко), 100-300 м (далеко), 300-1000 м (очень далеко); 40, 10, 3 -коэффициенты, “расширяющие” полосу учета до 1 км; L - расстояние, пройденное на учете в км.

Полученные для каждой полосы обнаружения произведения суммируются и записываются в графу å n выборки. Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учета в часах (H), помноженное на 30 км/час (средняя скорость полета птицы):

n1 х 40 + n2 х 10 + n3 х 3 + n4

N = ---------------------------------------.

H х 30

В графе N данные по плотности “сидящих” и “летящих” птиц суммируются.

Данные о плотности населения вида (в особях на 1 км2) являются основным первичным материалом и составляют основу для предварительных научных выводов и дальнейших исследований.

Ожидаемые результаты: Первичными результатами направления являются данные о плотности населения (в особях на 1 км2) всех видов птиц, населяющих местообитания основных типов в пределах данного географического района, а также данные о суммарной плотности населения птиц и его видовом богатстве, в виде отчета включающего списки видов птиц конкретного населенного пункта или конкретного биотопа; расчетов плотности населения зимующих птиц в них.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПТИЦ НА КОРМУШКЕ

Поведение птиц на кормушках – одно из наиболее интереснейших зимних наблюдений. Если Вы правильно их организуете, то не только спасете от гибели десятки пернатых и получите огромное удовольствие от их созерцания, но и сумеете определить эффективные способы организации зимней подкормки с учетом особенностей района вашего проживания.

Цель исследования по направлению: установление видового и количественного состава птиц, использующих кормушки, выявление особенностей поведения и взаимоотношений разных видов на подкормочных столиках.

Указания к организации исследования:

Наблюдения лучше вести в течение всей зимы. С целью получения сравнимого материала, на кормушку выкладывается определенное количество какого-либо корма (например, один стакан или столовая ложка семян подсолнечника).

Чтобы узнать, какой корм какие виды птиц предпочитают, на кормушку выкладывается смесь кормов (семена подсолнечника, сало, хлебные крошки и т.д.).

Методы реализации четвертого направления:

Все наблюдения за птицами на кормушке надо аккуратно регистрировать в полевом дневнике. В хронологическом порядке записывайте результаты наблюдений по каждому виду. Обязательно отмечайте погоду и предложенный птицам корм!

Если вы ведете наблюдения на нескольких кормушках разных конструкций, размещенных в различных биотопах, такие таблицы составьте для каждой из точек.

Предварительный этап:

Необходимо смастерить и установить кормушку удобном для наблюдения месте. Очень удобной для наблюдений будет кормушка, подвешенная на окне. Ваша работа выиграет, если вы сделаете несколько кормушек разных конструкций, разместите их в разных биотопах, предварительно пронумеровав. Если вы устанавливаете кормушку в сквере, парке или лесопарке подробно опишите биотоп.

Начинать подкормку птиц следует поздней осенью и не прерывать ее в течение всей зимы.

Проведение наблюдений

1. Начните наблюдения, записывая количество особей каждого вида на кормушке и рядом с ней, время прилета и отлета, продолжительность кормления, поедаемый корм. Вносите данные в карточку наблюдений:

Карточка наблюдений

Дата _________ Время наблюдения (начало, конец)____________________

Место наблюдений ______________________________________________

Биотоп ________________________________________________________

Погодные условия _______________________________________________

Вид корма ____________________________________________________

N

Вид птицы

Кол-во прилетов

Примечание

       

2. Выберите свободные дни для изучения суточной активности птиц возле кормушки. Для этого, заполните 3 карточки наблюдений (для утра, дня, вечера). Отметьте время, за которое птицы каждый раз съедают столовую ложку семян подсолнечника.

3. Наблюдения за поведением птиц позволяют исследовать кормовые предпочтения разных видов, установить особенности внутри- и межвидовых взаимоотношений. Как часто возникают агрессивные контакты между птицами одного или разных видов? Кто кого прогоняет с кормушки? Какие позы и сигналы характерны для птиц во время этих контактов? Попробуйте выяснить, связано ли количество агрессивных контактов между птицами с количеством корма на кормушке или резким изменением погодных условий.

Для этого приготовьте следующую таблицу и заполните ее :

N

Вид птицы

1

2

3

Баллы

1

Синица

n

-

   

2

Полевой воробей

+

n

х

 

3

Поползень

 

х

n

 

Усл. обозначения: "+" - прогоняет, "-" - улетает, "х" - сведений нет.

В колонке "Баллы" отметьте, сколько "+" набирает каждый вид птицы.

Если какая-нибудь птица чем-то отличается от особей своего вида (оттенки в оперении, отсутствие какого-то пера, деформированные рулевые перья и т.д.), то обратите на нее внимание и зафиксируйте особенности ее поведения.

Обработка материала

Обрабатывая данные, занесенные в карточки наблюдений, и отвечая на вопросы:

1. Сколько видов птиц прилетело кормиться на кормушку?

2. Максимальное количество птиц, одновременно находившихся возле кормушки.

3. Какие птицы прилетали чаще и реже всего?

4. Какие виды, какой корм предпочитают?

5. За какое время птицы съедают стакан семян подсолнечника?

6. Где птицы съедают семена подсолнечника (возле кормушки, отлетают с кормом и т.д.)?

7. В какое время суток, и при каких погодных условиях птицы наиболее активны (быстрее съедают предложенный им корм)?

8. В какое время суток, и при каких погодных условиях отмечено наибольшее число видов?

9. Зависит ли видовой состав кормящихся птиц от времени суток и от погодных условий?

10. Какие виды птиц наиболее активны утром, днем и вечером; при различных погодных условиях?

- вы сможете выяснить, какие виды птиц наиболее часто посещают кормушку, есть ли зависимость между составом кормов, временем суток, метеорологическими условиями и видовым составом посетителей птичьих столовых.

При условии наблюдения за поведением птиц на кормушке, ответив на вопросы:

1. Какой вид птицы прогоняет большинство других от кормушки?

2. Какой вид птицы улетает от большинства других?

- Вы сможете сделать выводы об особенностях внутри- и межвидовых взаимоотношениях:

По мере накопления материала по наблюдениям Вы придете к выводам о зависимости активности птиц от количества и разнообразия кормов, погодных условий, времени суток.

Если кормушки расположены в разных биотопах, можно постараться найти связь между особенностями ее расположения и составом посетителей.

 

Рекомендуемая литература

  • Благосклонов К.Н., Осмоловская В.И., Формозов А.Н. Методы учета численности и географического распределения наземных позвоночных. - М.: Изд-во АН СССР, 1952. 316 с.

  • Глушенков О.В., Гурьев А.В., Яковлев В.А. Птицы - спутники человека (экологическая программа для кружков биологического направления) // Экологический вестник Чувашии. В. 8. Чебоксары. 1995. - с. 95-105.

  • Кузякин А.П., Рогачева Э.В., Ермолов Т.В. Метод учета птиц в лесу для зоогеографических целей // Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. 1958. Т. 65. Тр. каф. зоологии, вып. 3. С. 99-101.

  • Панченко Н.Л., Яковлев В.А. Школьный экологический мониторинг: методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся // Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. – Чебоксары, 1999. С. 85-106.

  • Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск. 1967. С. 66-75.

  • Равкин Ю.С., Доброхотов Б.П. К методике учета птиц лесных ландшафтов во внегнездовое время // Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. М. 1963. С. 130-136.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017