Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Окштейн Игорь Леонидович

В современных вариантах реализации дополнительного образования по биологии лежат всего три основных идеи.

1. В соответствии со здравым смыслом, существует необходимость – сформировать у обучающихся, а заодно, по возможности, у их близких родственников и знакомых, бережное отношение к природе и адекватные представления в сфере природопользования. Общая закономерность такова – чем шире целевая аудитория для того или иного запланированного действия, тем более низкоквалифицированным оказывается содержание этого действия. Например, огромное значение для любого человека имеет непосредственный контакт с дикими животными и неповрежденными человеком природными ландшафтами. Однако и то и другое требует специальных знаний и умений, поэтому массовые природоохранные мероприятия сводятся к уборке мусора, заполнению жителями заранее подготовленных анкет и посадке заранее приготовленных деревьев. Руководитель детского объединения природоохранной направленности вынужден все время выбирать между образовательной ценностью и массовостью (= общественным резонансом) проводимых мероприятий. Сложной для объединений этого направления является проблема профессионального развития участников образовательного процесса. Дело в том, что работа в сфере охраны природы требует не только знаний, но и умений, основное из которых – умение быстро принять квалифицированное решение и отстаивать его правильность. А последнее невозможно для школьника, по юридическим причинам, т.к. он не способен взять на себя существенную ответственность. Один из путей решения – тесный контакт с «взрослыми» природоохранными организациями (например с Дружинами по охране природы), исследовательскими институтами соответствующей направленности и т.п.

2. Создать у школьников опыт самостоятельной «взрослой» работы. Это сразу переводит проблему профориентации в чисто практическую область. «Хочешь в будущем заниматься биологией? Отлично, вот тебе все необходимое, начинай!» Обучение в этом случае связано с получением знаний в соответствующей области биологии: сначала чисто практических, затем – более широких, позволяющих поставить задачу исследования и осмыслить его результаты. Биология разнородна, поэтому выбор ее конкретной области определяется, во-первых, возможностями руководителя, и, во-вторых, желанием обучающегося. Это порождает проблемы: часто выбор обучающегося не совпадает с возможностями руководителя, возможности руководителя ограничены его квалификацией в разных областях биологии и имеющимся оборудованием. Некоторое время назад важным ограничивающим фактором был доступ к специальной литературе, т.е. к научным статьям по выбранной теме. Эти времена закончились под влиянием быстрого развития Интернета: появились поисковые системы, производящие поиск по заданным ключевым словам исключительно в научной литературе (см. Приложение) и сайты, облегчающие получение необходимых статей (по опыту, тексты нужных статей удается получить в среднем за 2–4 часа). Кроме того, стало легко за считанные часы найти нужных специалистов и связаться с ними: задать вопросы, переслать текст на рецензию, получить недостающий фактический материал. И от Руководителя теперь требуются, прежде всего, способность быстро разобраться по литературе в нужной теме, понять, какие задачи реально выполнить при имеющихся возможностях, и соотнести это со спектром интересов школьника. Поэтому научная ценность выполненной школьником исследовательской работы определяется, прежде всего, научной «дееспособностью» руководителя. Выделились целые области биологии, в пределах которых явно возможна эффективная работа школьников. Например, изучение структуры поведения животных. Развитие цифровой видеотехники в последние 20 лет сделало возможной качественную видеозапись поведения животных в природе. Поведение разбивается на элементарные двигательные акты (ЭДА – элементы поведения, выполняемые всегда одинаково и всегда до конца), видео анализируется в замедленном виде и превращается в этограмму. Например, в программе Excel составляется таблица, в которой для каждой секунды указан выполняемый в этот момент ЭДА. И далее производится сравнение поведения разных животных или одного и того же животного в разных ситуациях. Для статистической обработки сравниваемые этограммы «режутся» на фрагменты, например, по 5 минут, и из этих фрагментов уже составляются сравниваемые выборки.

Примеры совсем других областей биологии, в которых могут плодотворно работать школьники – изучение анатомии и гистологии малоизученных в этом отношении видов животных, выделение новых штаммов бактериофагов из природных субстратов и т.п. Но здесь уже требуется некоторое оборудование. Наоборот, существуют области, в которых научная новизна выполненных школьниками работ почти неизбежно окажется ничтожной. Например, оценка экологического состояния того или иного природного водоема. Во-первых, существуют стандартизованные методики таких оценок и санэпидстанции, планомерно занимающиеся подобного же рода мониторингом всех сколько-нибудь крупных водоемов. Во-вторых, доступные для школьников методики (определение биотических индексов по Вудивиссу или по Пантле-Букку) дают прикидочные результаты, неочевидно связанные с характером и масштабами антропогенного влияния на данный водоем, и зависящие также от межгодовых различий в количестве осадков и средней температуре и многих других факторов. Поэтому для того, чтобы разобраться в картине происходящих в водоеме процессов, их приходится дополнять многофакторными химическими анализами, многократно, на протяжении нескольких лет и в разные сезоны и т.п., проводить все эти исследования. А результат всех этих усилий с высокой вероятностью подтвердит закономерности, и так известные для водоемов подобного типа.

3. Обеспечить высокую к о н к у р е н т о с п о с о б н о с т ь при поступлении в вузы биологической специализации и успешность дальнейшего обучения в этих вузах. Развитие научно-популярной литературы и дополнительного образования приводят к тому, что типичный «биологический» школьник знает намного больше обычной школьной программы, и любая олимпиада неизбежно следует за этой тенденцией, тем дальше «отрываясь» от школьной программы, чем выше ее статус. Единственный способ уменьшить этот «отрыв» – задавать вопросы, требующие не столько фактических знаний, сколько эффективных размышлений и рассуждений, и оценивать количество и качество выдвинутых участником разумных идей. Эта тенденция («задачи по биологии») зародилась в 70-е годы в рамках Школьной биологической олимпиады МГУ (http://shbo.ru/) и далее широко распространилась. Современная биология неразрывно связана с химией, физикой и математикой. Это обстоятельство определяет достаточно объемную и сложную программу по указанным предметам в вузах биологической специализации, и проведение конкурса в вузы «комплектом» из нескольких предметов. Поэтому и олимпиады по биологии закономерно включают материал по химии и физике. Эта тенденция сейчас усиливается: если результаты олимпиад так или иначе влияют на зачисление в вуз, то и организаторы олимпиад, и вузы опасаются ситуации, когда «биологический» школьник знает и любит только биологию, и будет закономерно отчислен за неуспеваемость по математике или химии. Из этих соображений вопросы нашей Олимпиады устроены так: вариант каждого класса обычно содержит 2–3 вопроса по биохимии и 2–3 вопроса по биофизике, из 4х вариантов ответа на каждый вопрос два обычно содержат утверждения, подтверждаемые либо опровергаемые школьными учебниками, а 2 – требуют дополнительных знаний. Летние школы тоже становятся многопрофильными. Кроме описанных выше соображений, этому

способствует следующая логика развития событий. Пусть на биологическую Школу приглашен очень интересный преподаватель- математик. Если ему удастся создать у ребят сильный интерес к своему предмету, к следующему

году у него закономерно появятся ученики, желающие более серьезных занятий. Если поддержать этот интерес, еще через год на Школе нужно будет открывать математическое отделение. И организаторам Школы целесообразно на это пойти, чтобы не лишать Школу некоторой части интересных преподавателей и думающих школьников. Кроме того, интересы большинства школьников переменчивы. До открытия математического отделения всерьез заинтересовавшиеся ею ребята вынуждены были покидать Школу, теперь они смогут заняться математикой, не меняя привычной и приятной для них компании. Таким примерно способом любая успешная Летняя школа постепенно превращается в многопредметную с характерной численностью в несколько сотен человек. Крупнейшие и старейшие российские школы – Красноярская летняя школа, Летняя экологическая школа, Кировская летняя школа.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017