Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Символика цвета в поэзии С.Есенина

Мария Панарина, ученица 10-го класса
лицей станицы Азовская Краснодарского края

руководитель – Наталья Георгиевна Прохорова, учитель литературы

План работы

Введение.

I. Символика цвета

1.1. Психология и символика цвета в психологии

1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете

II. Практическая работа

2.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина

Заключение

Введение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка» красок, что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, различных религиозных и мистических учениях. Цветовые предпочтения человека во многом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. По тому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, темперамент, особенности характера, настроение и др.

С.М. Соловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Г.Р.Державин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет». С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Эти слова А. Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова» [«Мой путь»]. «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

Мы хотим проследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятием революции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности с революцией 1917 года.

Объект исследования поэтический мир С.Есенина.

Предмет исследования цветовая символика в поэзии С.Есенина.

Проблема: какова символика цвета в поэзии С.Есенина и как она меняется в разные периоды его творчества?

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.

Гипотеза состоит в предположении, что цветовая гамма поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения различных исторических событий, происходящих в России. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчестве поэта изменилась и цветовая гамма.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

    1. собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;
    2. провести текстовый анализ стихотворений С.А Есенина;
    3. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;
    4. проанализировать изменения цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от исторических событий;
    5. определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина;
    6. провести идейно-смысловой анализ цветописи и социологический опрос лицеистов разного возраста и взрослых.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ поэтических текстов, сопоставление цветовых ассоциации, частотный анализ, математическая обработка полученных данных.

Новизна исследования заключается в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта и в том, что в ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Символика цвета

    1. Психология и символика цвета в психологии

Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных культурах существуют разные и общие точки зрения на символику цвета. Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

Жёлтый и золотой, по мнению ряда психологов, есть символ духа, святости, с древности воспринимаются как застывший солнечный свет, означают богатство, мечту, смелость, добро, радость, юность. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев. М.Люшер считал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет производит тёплое и приятное впечатление. Нередко жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий.

По мнению Э.Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость». Негативная символика жёлтого и золотого – грех, предательство, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Общеизвестны такие выражения, как жёлтая пресса, жёлтые профсоюзы, жёлтый дом; «Йеллоу Джек» – флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в жёлтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Во Франции жёлтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений жёлтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета. У славянских народов жёлтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «жёлтый глаз». Жёлтая карточка – недоверие, предупреждение; «жёлтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин. «В Англии ХIХ века – жёлтые шляпы несостоятельных должников, жёлтые кольца на плащах евреев из гетто».

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. По Э.Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие». Г.Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности». «В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» – прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке)».2 В Англии, России ордена и награды подвешивали на синих лентах – «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения – «голубая кровь».

Кроме того, синий цвет близок к чёрному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый. По И.В.Гете, «он углубляет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое».

Белый – духовный хранитель. Основное качество белого цвета – равенство. В нём заключена вера, но вера не слепая. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Э.Клессманн считал, что «белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауром». Он никого не отталкивает, нравится людям разных характеров. В христианстве белое обозначает родство с божеством. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. «Белые воротнички» – знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, интерьеры – знак принадлежности к обеспеченному классу.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае белый – цвет траура. В старину белый траур использовался и у славян.

«В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир».

Красный цвет цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнём. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный олицетворяет страсть и вдохновение, но также может вызывать агрессию и ненависть». Красный символизирует могущество, огонь и порыв, часто вызывает волнение, беспокойство. Люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный – основной геральдический цвет. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу. С точки зрения Андрея Белого, «красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса». Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки.

По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. В Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении лицо и руки у жрецов были окрашены в чёрный цвет. Чёрные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В чёрное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. В русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, грязное, лишённое блеска: чёрная старуха, чёрный ход, чёрный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: чёрный юмор, «пить по-чёрному»…

Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.

Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Э.Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь». Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зелёный цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки.

С. Эйзенштейн пишет о символике зелёного: «цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие». Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёную кожу и громадные зелёные глаза…

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали И. Гете, швейцарский психолог М. Люшер и другие психологи. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жёлтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (чёрный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жёлтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.

В этой главе мы представили негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.

I.2. Поэзия в цвете.

Использование цвета в поэзии есть средство выражения чувств. По палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в статье «Краски и слова» (1905), что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметил И.Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала». Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, иконописи, устной народной поэзии. Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами. Образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Наиболее употребимые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой. В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива» [«В то краю, где жёлтая крапива»], «жёлтые долы» [«За горами, за жёлтями долами»], «золотистые ветки» [«Буря»]. Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет: «Весной и солнце на лугу/ Обвита жёлтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога» [«Устал я жить в родном краю»]. «Жёлтая дорога» – дорога в никуда. В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть» [«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»], «жёлтый тлен» [«Мне грустно на тебя смотреть»], «жёлтый скелет» [«Ты прохладой меня не мучай»].

До 1917 Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «златая Русь» [«О верю, верю, счастье есть»], «златая тучка» [«Нощь и поле, и крик петухов»], «золотые звёзды» [«Песнь о собаке»], «золотые далёкие дали» [«Мне осталась одна забава»], «роща золотая» [«Отговорила роща золотая»], «золотые иконы» [«Ус»], «златая земля» [«Иорданская голубица»], «золотые шапки гор» [«Инония»], «луч золотой» [«И.Д.Рудинскому»]… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

«Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России» («только синь сосет глаза», «сини горы» [«Нивы сжаты, рощи голы»], «синие затоны» [«Инония»], «голубая Русь» [«Я покинул родимый дом»], «голубая ласковая страна» [«Золото холодное луны»], «голубой пруд» [«Отговорила роща золотая»], «голубая струя» [«День ушёл, убавилась черта»], «голубая пыль» [«Месяц рогом облако бодает»], «небеса уж голубые» [«Восход солнца»], «в прозрачном холоде заголубели долы» [«Голубень»] и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон» [«Ус»], «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим» [«Вечером синим, вечером лунным»], «синий плат небес» [«Топи да болота»], «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» [«Голубень»] и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа ( «голубые рты» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «голубой огонь» [«Никогда я не был на Босфоре»], «душа голубая» [«То не тучи бродят за овином»]).

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию связывал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью».12

До революции 1917 года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после – 34, а голубой цвет 17 и 23 раза соответственно. Увеличение частотности использования цвета, на наш взгляд, символизирует как негативные тенденции, так как синий соседствует с чёрным и, согласно славянской мифологии, ассоциируется с бесовским миром, так и то, что поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает» в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляет в неё больше божественности, романтичности.

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение  – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон» [«Троицыно утро, утренний канон»], «белый храм» [«Мечта»], «белый ангел» [«Отвори мне, страж заоблачный»], «одежда празднично белая» [«Хорошо под осеннюю свежесть»]. Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность».12 Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле» [«Опять раскинулся узорно»], «дорога белая» [«О красном вечере задумалась дорога»], «белых яблонь дым» [«Не жалею, не зову, не плачу»], «белый путь» [«Заметает вьюга»], «роза белая» [«Мне осталась одна забава»], «метель белая» [«Клён ты мой опавший»], «белая хата» [«Гаснут красные крылья заката»]. Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. До революции белый мы встречаем в стихотворениях поэта 21 раз, а после – 24. Мы видим небольшое увеличение частотности употребления этого цвета в творчестве С. Есенина после 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год, возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер» [«О красном вечере задумалась дорога»], «зорька красная» [«Восход солнца»], «красные крылья заката» [«Гаснут красные крылья заката»], «красный костёр» [«Чёрная, потом пропахшая выть!»], «красные врата» [«Преображение»], «зарево красных зарниц» [«Кантата»], «капли красные сжигают города» [«Польша»], «вечера красный подол» [«Снег, словно мёд ноздреватый...»]. До 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Мы считаем, что для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16. В стихах 1910–1916 гг. чёрный, на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные» [«Подражанье песне»], «чёрные косы» [«Зашумели над затоном тростники»], «чёрная глухарка» [«Дымом половодье»], «чёрное покрывало» [«Мечта»]. В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть» [«Хулиган»], «чёрная гибель» [«Мир таинственный, мир мой древний»], «чёрная судьба» [«Пушисты звон и руга»], «чёрный человек» [«Чёрный человек»].

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «приволь зелёных лех» [«Гой ты, Русь, моя родная»], «в траве зелёная вода» [«Ещё не высох дождь вчерашний»], «зелёные пригорки» [«По селу тропинкой кривенькой»], «полог зелёный» [«За тёмной прядью перелесиц»], «трава зелёная» [«Каждый труд благослови, удача!»], «зелёные ели» [«Мечта»], «зелёная верхушка» [«Исповедь хулигана»], «зелёный лес» [«Село»], «горы зелёные» [«Я – пастух; мои палаты»]. До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

«Есенин доказал, что цветовой образ <…> может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души».12 Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

II. Практическая работа

2.1. Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.

Таблица 1

 

Количество употреблений

 

до революции 1917 года

после революции 1917 года

Общее количество

Жёлтый+золотой

19+13

54+18

104

Синий+голубой

20+17

34+23

94

Белый

21

24

45

Красный

17

22

39

Чёрный

12

16

28

Зелёный

18

9

27

Условно (в связи с целью исследования) разделим творчество поэта на два периода: первый дореволюционный (19101916гг.),

второй послереволюционный период (19171925гг.).

Однако, на наш взгляд, этот количественный анализ не может дать полной картины, так как нельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи

Сочетание количественного анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может, видимо, дать новые характеристики особенностей стиля поэта.

В дореволюционный период наряду с белым, жёлтым и зелёным цветом главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный. Этот цвет позитивный, привлекающий. Оптимистически-радостные красные и румяные тона – неотъемлемая часть пейзажных зарисовок.

К концу дореволюционного периода мы видим значительное нарастание использования синего и голубого цветов, символизирующих чистоту, непорочность, мудрость. Использование же красного цвета с годами уменьшается, он уже не несёт на себе столь высокой смысловой нагрузки, как изначально.

Наименее употребимым цветом в общей палитре оказывается чёрный.

В послереволюционных стихах объём использования цветов увеличивается. Главенствующим становится жёлтый цвет, усиливающий атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности. Но одновременно с этим возрастает и употребление синего и голубого, они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Постепенно его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» [«Товарищ»], «вечер сине-хмурый» [«Тихий вечер»].

Заключение.

Проведя исследование использования цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии – значимое средство выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций. По палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта.

Но дело не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотое переливаются в есенинских стихах.

В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализировали частотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловые особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространённые цвета в поэзии С.Есенина по мере убывания и цитаты из стихотворений поэта по годам написания.

Анализ цветовой гаммы в различные периоды жизни поэта показал, что наша гипотеза не нашла полного подтверждения, так как цвета, которые «должны были бы по логике» доминировать в творчестве С.Есенина после революции (чёрный, красный как символы смерти войны) преобладают лишь незначительно. Причины этого несоответствия мы и попытались объяснить в основной части нашей работы, цель которой была достигнута, несмотря на неполное подтверждение гипотезы. Таким образом, задача исследования выполнена в полной мере.

Перспективу нашей дальнейшей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с историческими событиями, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состоянием.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017