Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Особенности этноэкологического знания о птицах, отражение их образов в традиционной культуре Дивеевского района (на примере села Суворова)

Автор: Шикурова Анастасия, учащаяся 9 класса

Руководитель: Маслова Юлия Викторовна, учитель биологии высшей категории

МБОУ Суворовская ООШ Дивеевский р-н Нижегородская область,

Введение

Традиционные знания о природе - один из важных элементов этноэкологии. Таким знанием обладают, как правило, люди пожилые, с огромным жизненным опытом.

Почти повсеместно можно встретить пернатых. В нашей области это самая распространенная группа позвоночных животных. Птицы – особая группа животных. С одной стороны они самые распространенные, и в то же время самые загадочные. Ведь многие из них ведут скрытый образ жизни, некоторые активны ночью. И самым интересным в них является то, что они освоили полет, заняли воздушную среду, стали покорителями неба. Все это издавна вызывало у людей интерес к птицам, формировало особое отношение к ним. Это особое отношение формировалось в каждой местности к обитающим именно там видам птиц. Жизненный опыт, накопленный многими поколениями именно в нашей местности, очень ценен. Чтобы узнать о нем и попытаться сохранить хотя бы какие-то его элементы мы и решили обратиться к старшему поколению.

Среди местного населения бытуют различные приметы, обряды, традиции связанные с птицами. Эти традиции уходят корнями в языческую культуру, в те времена, когда в нашей местности были непроходимые леса, людей окружали многочисленные животные и растения. И хотя вместо дубрав и боров сейчас у нас только редкие рощи, но некоторые приметы, поверья, традиции живы и по сей день. Они служат связью между поколениями, воспитывают бережное отношение к нашей природе, а вместе с этим любовь к нашей малой Родине.

В настоящее время одной из экологических проблем является уменьшение биологического разнообразия. Задача нас как будущего поколения - постараться сохранить тот мир природы, который достался нам.

В современных условиях очень остро стоит вопрос о формировании экологической культуры людей, что могло бы стать причиной ограничения варварского истребления животных и растений, вырубок лесов, разрушения окружающей среды.

Основательную базу для формирования экологической культуры можно найти в положительном опыте многих поколений людей, живших на своей малой родине, в своём селе. В данной работе мы решили обратиться к фольклору нашей местности, изучить традиции отношения к птицам, которые хранят представители старшего поколения, чтобы на их основе формировать культуру бережного отношения к миру живой природы.

.

Обращение к данной теме обусловлено тем, что:

    • Птицы – самые распространенные позвоночные нашей местности, в то же время, численность некоторых из них сокращается. Таким образом, практически все часто сталкиваются с птицами, но мало кто хорошо знает их особенности, повадки, значение.
    • С представителями старшего поколения от нас безвозвратно уходят элементы традиционной культуры, знания, опыт.
    • С прибытием жителей из других регионов в нашу культуру вносятся новые, ранее нехарактерные элементы, стираются типичные местные особенности.

Цель нашей работы: изучение местных представлений о птицах, использовании их образов в традиционной культуре Дивеевского района (на примере села Суворова).

Задачи:

    1. Собрать этноэкологический материал, бытующего среди населения старшего поколения касающийся традиционных представлений о птицах;
    2. Классифицировать и выявить местные особенности собранного этноэкологического материала.

Предмет исследования: особенности традиционного знания о птицах в Дивеевском районе (на примере с. Суворова)

Объект исследования: особенности традиционного отношения к птицам в нашей местности, отражение их образов в субкультуре села Суворова и его окрестностей.

Методы и методы: стандартные методы сбора фольклора [1; 2]:

    • Опросы пожилого населения.
    • Инсценировка обрядов
    • Запись описаний обрядов, поверий, примет и т.д.
    • Работа с литературой
    • Фотографирование

Паспорта носителей фольклора:

  1. Аркунова Нина Николаевна,1942 г.р., окончила 7 классов, пенсионерка.
  2. Гавлачкина Любовь Ивановна, 1941 г.р., с. Суворово, Дивеевского р-на, Ниж.обл., обр.-7 кл., пенсионерка.
  3. Маслова А.Н., 1925 г.р., с. Глухово, Дивеевского р-на Нижегородской обл.
  4. Матюшина Мария Ивановна, 1928 г.р., с. Павлово, Дивеевского р-на, Ниж.обл., обр.- 3 кл., пенсионерка.
  5. Скузоваткин Алексей Матвеевич, 1939г.р., обр.-7 кл., пенсионер.
  6. Уланова Валентина Павловна, 1934 г.р., с.Суворово, Дивеевского р-на, Ниж.обл., обр.-7 кл., пенсионерка.
  7. Шиченкова Антонина Николаевна, 1933 г.р., с.Суворово, Дивеевского р-на, Ниж.обл., обр.-7 кл., пенсионерка,

Примечание: От кого из старожилов какая информация была получена - указывают номера сносок

Паспорта собирателей

1. Шикурова Настя 1995 г. р., ученица 8 класса

2.Маслова Юлия Викторовна, 1976 г. р., преподаватель биологии

1. Птицы в этнофенологии и народном календаре

Многие явления в жизни птиц являются в народном календаре типичными феносигналами, т.е сигнализируют о каком-либо явлении в неживой природе:

- Грачи прилетели – через месяц сойдут снега 2

- Если грачи прилетели на Евдокии - Плющихи, быть лету мокрому, а снег рано сойдёт.6

- Ворона свила гнездо высоко на дереве – к бурному половодью.1.

- Скворцы прилетают – земля оживает 2

- Скворцы прилетели - полу воду принесли5

- Скворцы прилетели - вёсну принесли1 (Приложение 1).

Покров.1 октября (стар.) или 14 октября (нов.). Престол в Глухове. Перелом в погоде. На покров до обеда лето, после обеда зима. Считалось, что в это время улетают грачи.

-«Вот как межа тут у них. Между заутреней и обедней. Вот вроде с утра тут, жодют везде. А как обедня отойдет, выйдешь – нет ни одного. Всё. Улетели.»3

В ходе анализа собранного материала выяснилось, что с птицами связаны и многие вехи в народном календаре природы:

    • Прилетают грачи – начало весны и таяние снегов
    • Прилёт жаворонков совпадает с появлением первых проталин

Таким образом, знания о жизни птиц, наблюдения за ними имели большое практическое значение для жителей села, в том числе для правильной, своевременной организации сельхозработ.

Вместо прогноза погоды наши бабушки наблюдали за птицами, пользовались старыми, проверенными приметами:

  1. Грачи или вороны раскаркались – к дождю.1
  2. Ласточки летают низко – к дождю.4
  3. Если воробьи зимой дружно собирают пух и перья возле курятников, утепляют свои укрытия, значит, через несколько дней будут морозы.4
  4. Воробьи чирикают, прыгают и дерутся – к хорошей погоде.4
  5. Воробьи гнёзда вьют – к вёдру.4
  6. Воробьи дружно чирикают – к теплу, зимой – к снегу.1
  7. Воробьи сидят, нахохлились – на дождь4
  8. Вороны в кучу собираются – к ненастью.4
  9. Куры вышли на дорогу – к дождю
  10. Сороки полетели низко над землей – мести будет1
  11. Вороны под тучи собираются – быть морозу.3
  12. Вороны часто кричат – к дождю или бурану(если зимой).2
  13. Низко летят вороны – к холоду, высоко летят – к теплу.5
  14. Стая воронья зимою вьётся – перед снегом; сели на землю - к оттепели; сели на дома или на деревья – к морозу; сели на нижние ветки – к ветру.4
  15. Если вороны молчат и смотрят в одну сторону - оттуда придёт непогода. 2
  16. Галки чешутся – к ненастью.1
  17. Галки стаями летают – к дождю.1
  18. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде. В таких случаях говорят: «Галки тепла накричали».5
  19. Галки в вышине кружат – жди дождя.1
  20. Сорока прилетела – холод на хвосте принесла3
  21. Грачи летом пасутся на траве – скоро будет дождь4 (Приложение 1)

2. Использование образов птиц в местном фольклоре

    1. Птицы в приметах и поверьях

Приметы - наиболее распространенная форма фольклора. Они как бы предупреждают человека, призывают прежде, чем вторгнутся в мир природы, сначала подумать, а стоит ли нарушать запреты, так ли это необходимо. Люди издавна наблюдали за животными. Это не только служило основой накопления конкретной информации, но и способствовало, по формированию уважительного отношения к живому.

Одной из распространенных форм фольклора в нашей местности являются также поверья. По данным исследования больше всего примет и поверий в нашем селе связано именно с птицами.

Широко распространены приметы и поверья, связанные с птицами, якобы влияющие на судьбу людей:

  • Птица стучится в окно - к вестям1, по другому варианту:
  • Синица стучится в окно – к вестям.1 (Синичка в окно стучит – известие будет3)
  • Если кто-то подкинул в дом птицу, то кому-то из хозяев грозит смертью1
  • Ласточка живет, не разоряй! Быть беде.1
  • Гнездо разоришь – пожар будет.1
  • -Ласточки вьют под крышей гнездо – к счастью в доме (приносят счастье в дом)3.
  • Грех разорять гнёзда!4(Приложение 1)

А вообще, судя по данным опросов, к птицам в нашей местности отношение очень бережное. Особенно в почёте дятлы и певчие птицы и среди них больше прочих – соловьи.

Из рассказов местных старожилов:

  • Соловьи громче всего поют на Вознесенье (40-й день после Паски). Именно в этот день Христос возносится на небо. В ночь перед Вознесеньем Господним самые сильные росы, они считаются целебными, потому что земля оплакивает Иисуса Христа. Именно перед Вознесеньем громче и заливистей всего и поют соловьи, они провожают Господа на небо.1 (Приложение 1)

Приметы и поверья, как правило, связаны с жизненным опытом, накопившемся многими поколениями ,которые не единожды передавались в течении длительного времени.

Иногда это очень меткие и точные высказывания, чаще просто предположения. Многие приметы и поверья тесно связаны с суевериями, вековым страхом перед чем-то необъяснимым, неизбежным (болезнью, несчастьем, смертью).

Некоторые приметы и поверья противоречат, казалось бы, здравому смыслу, например приметы о совах, воронах. Негативное отношение к этим, как мы знаем, полезным животным связано, скорее всего, с их загадочным, мрачным внешним видом, а для сов и с ночным образом жизни.

Например, у нас бытуют такие поверья:

- Сова над домом кружит ночью - умрет кто-то. Особенно, если сова – белая.3

-Ворон круг сделал над домом или над человеком – к несчастью.1

-Вороны на крышу сели и каркают – к непробытку.31

Таким образом, многие приметы появились и сохраняются, так как имеют практическое значение. В том числе и воспитание бережного отношения к природе. Например, если птица стучится в окно, то это к вестям, и птиц у окна нужно покормить. По одной версии как бы задобрить, чтоб вести хорошие были. По другой, стучащаяся в окно птица, символизирует послание (или душу) кого-то близкого (друга, родственника), то есть того, кто таким образом просит о помощи в данный момент. Покормить эту птицу означает – помочь кому-то на расстоянии. Это способствует воспитанию милосердия, а также бережного отношения к птицам.

    1. Птицы в обрядах

Обряды - магические действия, направленные на установление добрых отношений человека с природой. Обряды многофункциональны. Общение человека с природой просматривается во многих из них. Практическая функция обрядов состоит в попытке достижения конкретного результата в ходе определенного действия, в котором применяются конкретные животные. Обряды бывают разные.

Анализируя материал этноэкологических экспедиций, можно выделить в нашей местности следующие виды обрядов:

    1. Семейные обряды связаны с какими-либо событиями в семье.
    2. Обряд “Утица”.

      «На свадьбе, на первый день, когда сидят за столом (у жениха), подают курники (пироги). Бабы наряжаются. Первая-то идет в повойнике, на голове тарелка с пирогами, а пирог-ат утыкан перьями. И поют:

      ”Плывет утка с утятами,

      Со малыми со детятами,

      Плымши утка встрепехнулася

      Под ней вода колыхнулася.”

      Дальше заиграет гармонь, начинается пляска»3 (существовал в Глухове)

    3. «Если помер человек негоже (мужчина, парень), то родители по нем петуха подавали. Обязательно задаром отдавать надо было кому-нибудь. Вроде как помин такой.»1 (Приложение 1)

Хозяйственные обряды - магические действия с целью улучшения быта, хозяйства, улучшения самочувствия домашних животных.

Если дарят или даром отдают какую-либо живность (курицу, гусыню, петуха), то за них нужно отдать хотя бы символическую плату (хоть копеечку, иль яйцо). А взамен петуха (молодого), отдавали своего (старого). Считали, что иначе животное не приживется у новых хозяев.5

Оздоровительные обряды.

В оздоровительных обрядах элементы природы: животные и растения рассматриваются как универсальная кладовая здоровья, как аккумулятор полезной энергии. Это позволяет сформировать уважительное, бережное отношение к живым существам, стремление сохранить их, потому что с ними связана жизнь и здоровье.

“Как постригутся или расчешутся, то волосы-то не кидают, а надо их зарыть под березой (девке) иль под дубом (парню). Главно, чтоб птицы их в гнездо не унесли, а то все здоровье, вся сила к птицам перейдет” 3 (Приложение 1)

Календарные обряды.

Календарные обряды обращены к природе, они обеспечивают непосредственную связь с ней, способствуют благоприятному ходу и завершению различных сезонных работ, поддерживанию здоровья в определенное время года, в определенную погоду.

1. Святки. Гадание с курицей, петухом:

Запускали девки в избу петуха, да смотрели, куда пойдет: к зерну- к богатому мужу, к соломе – к бедному.2 И т.п.

2. Жаворонки. 7 марта (стар.).

Пекут обрядовое печенье - жаворонков. Дети с этим печеньем выходят на улицу закликать весну при этом поются заклички:

-“Жаворонки-жиголенки,

Улетите, прилетите,

Красну весну принесите”3

-«Красна яйца!

Весна сластна!

Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите!»2

3.Пасха.

«Нельзя на Паску есть курятину и петушатину, потому шта петухи первы кричат: «Христос воскрес!»».6

Красили яйца - символ жизни. Красили обычно луковой шелухой. Одаривали друг друга, подавали кому-либо, носили на кладбище. Любимой детской забавой на пасху было катание яиц.

  • «Бывало, выходили гулять на проталинах. Катали яйца.»6 (Приложение 1)
    1. Образы птиц в формах фольклора, направленных на развлечение и развитие детей

Согласно опросам, в нашей местности распространены и формы фольклора, направленные на воспитание и развлечение детей:

  • Бабушки рассказывают:

«Кукушка, вон кукует. Раскидат яйца-то по чужим гнездам и тоскует»3

Известно, что кукует у кукушки самец, а самка, наоборот, как выражаются орнитологи, «хохочет». Здесь налицо ошибочное представление о птицах.

Но есть и очень точно подмеченные особенности, например, своеобразно «расшифрована» песенка воробья:

«Воробьи-та чирикают – дни щитают: «Среда, среда, четверг, пят-ни-ца»».3

Колыбельные. В них упоминается, как правило, голубь, но в ласковой, уменьшительной форме: «гуленьки»

- Ой, люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Да Аленушку качать2

Загадки

Развивающие игры, потешки. Эти формы фольклора традиционно используются для развития маленьких детей. Самые распространенные у нас: «Сорока-ворона», «Прилетели гуленьки».

3. Использование изображений представителей местной орнитофауны в традиционных технологиях (вышивке)

В результате проведения опросов среди бабушек, выяснилось: использование образов животных и растений сочеталось с орнаментом. Издревле использовали изображения петухов. Позднее на рукоделии появились кукушки, голубки, тетерки, соловьи, цыплята, утята и др. Вышивка с изображением птиц применялась на полотенцах, уголках, поличках, наволочках, салфетках и дорожках.

Полички – вышитые короткие полотна, украшавшие божнички. На них вышивали петухов, так как они якобы первыми провозгласили воскресение Христа. То есть, петух - символ рассвета, наступления светлого времени суток, когда уходит тьма.

Вышивали их крестиком по канве.

Других птиц использовали для вышивок на салфетках, уголках, дорожках, наволочках. Вышивали крестиком, двойным крестом, гладью.

Изображение тетерок использовали для уголков, дорожек.

Дорожки – своеобразные маленькие короткие коврики, которые висели над кроватью. Вышивались гладью, веревочкой, крестиком, двойным крестом.

Традиционные технологии прикладного творчества:

3. 1. Вышивка.

-Вышивали ли вы раньше?

- «Вышивала и вязала и пряла и ткала, всё, всё на свете делала…»

-А птиц вы изображали?

- «Кукушку, голубку вышивали, вон на божничку, щас-то нет у меня, сгорело, а посреди них, рябина, они как клюют. А ещё вышивали полотенца, длинны, больши полотенца. А на них то вышивали, петухов вышивали, в общем, какой рисунок понравится, такой и вышивали»

-А кур, уток, гусей вы где-нибудь вышивали?

-«Вышивали, вышивали, да, да, да. Вот голубенькой сделают, иль никакой не сделают, бело оставят, а они там словно плавают.»3 (Приложение 1)

3.2. Технология создания домотканого полотна:

-А на какой ткани вы вышивали? Как делали домотканое полотно?

-«Сперва коноплю набирали и её помочим.

Потом вытаскивали из речки, сушили эту конаплю.

Высушили, мяли на мяльцах, были мяльца.

Трепали, вот так трепали.

Натрепем, начинам прясть. Донца, донца были, вот так гребешки больши вставляли в это донцо эти гребешки и пряли.

Напрядём, в эту в золу окунали, а потом вынали.

Потом белили этот холст, набелим, высушим, на снег постелим.

- А потом уж начинали: ежели лён, то делали себе юбки, кофты, а то вот рушники, полотенца шили»3 (Приложение 1)

Вывод

Наши бабушки были большие мастерицы. Они не только могли вышивать разными способами, но и сами готовили полотно, «покупного» тогда почти не было, да и не для всех оно было доступно. Кроме усидчивости они обладали чувством прекрасного, эстетическим вкусом. Ведь вышивкой они не просто украшали свой дом, но и прививали любовь к красоте и природе своим детям. Использование образов животных, в том числе птиц, в вышивке относится к более позднему периоду, раньше вышивали орнамент, некоторые элементы которого напоминают растения. Отображение в вышивке элементов местной флоры и фауны способствовало развитию любви к природе у младшего поколения. А точность, с которой выполнены изображения, говорит о внимательном отношении к живому.

4. Самодельная детская игрушка

Очень интересным фактом оказалось создание детских игрушек – «птичек».

Самодельные птички назывались ласково – «гуленьки». Они были 2-х видов: связанные из соломы и сшитые. Делали их как правило из ненужных в быту материалов: соломы, обрывков веревочек (нитки были на вес золота), лоскутков, остатков шерсти (отходов от прядения).

Создание детской игрушки –« Птички» в селе Суворово:

- А детские игрушки в виде птиц делали?

- «Делали. Это у нас на масленицу, в последнюю неделю масленицы. Делали во всю избу, угол на угол из этой, из соломы делали. «Гуленька, гуленька», прям птичек делали. Счас, убей не сделаю.»

- Из чего ещё делали птичек?

- « Вот как должно быть выкройка, а потом сшивам и набивам чем-нито: ватой, мочками бывало. Бывало ватки-то ещё не было, а вот придём, выпрядем, мочки остаются и вот этими мочками мы набивали.»3(Приложение 1)

Создание такой игрушки развивало навыки ручной работы, рукоделия, способствовало формированию трудолюбия, усидчивости, бережливости, воспитывали доброе отношение к природе.

5. Использование птиц в микротопонимике

Ценностное и внимательное отношение к живой природе у наших предков отобразилось на существовании микротопонимов, то есть названиях некоторых местных объектов, на примере связанных с образами представителей местной флоры и фауны.

В ходе исследований было выяснено, что 3 объекта связано с названием животных, и среди них одно с названием птиц:

Нырки ( пруд рядом с с. Суворово);

«Нырками зовут пруд, говорят, уток много диких там бывало – нырков. А еще глубокай он, нырять можно»4 (Приложение 1).

Существование микротопонимов, в которых упоминаются животные и растения отражает неравнодушие к миру живой природы, характерное для наших предков. Из-за антропогенного вмешательства некоторые виды, давшие начало названиям сохранились у нас только в виде микротопонимов (Нырки). Этот факт должен заставить современных жителей наших сел задуматься о своем отношении к представителям местной флоры и фауны, чтобы сохранить не только названия, но и их самих для последующих поколений.

Заключение

В ходе данной работы был осуществлен сбор и анализ фольклорного материала села Суворова и его окрестностей о традициях отношения к животным и растениям.

Изучение этого материала помогает лучше овладевать практическими умениями природоохранной деятельности и воспитывать нормы поведения в природной среде. Собранный материал можно рассматривать как эффективное средство народной педагогики для воспитания бережного отношения к животному и растительному миру.

В народных приметах, поверьях, обрядах знания о птицах представлены в особом виде. Благодаря образности, завершённости произведения устного народного творчества оказывают позитивное воздействие на разум и чувства.

В ходе работы были собран и классифицирован этноэкологический материал, отражающий отношение местных жителей к пернатым.

В ходе сбора материала об использовании образов представителей птиц в вышивке были составлены опросники, благодаря которым выяснилось, что местные бабушки, вышивая изображения животных и растений, не только украшали, таким образом, свой быт, но и прививали внимание и любовь к родной природе своим детям и внукам. В вышивке находит отражение скромная красота окружающей нас природы.

Данная работа имеет экологическое и краеведческое значение, так как в ней отображаются традиции бережного отношения, местного населения к живой природе.

В ходе сбора материала, его обработки, мы пришли к следующим выводам:

Традиционные знания о птицах в нашей местности несут в себе:

    • Элементы этнофенологии. Т.е многие приметы, основанные на наблюдениях и опыте, позволяют предсказывать погоду, сезонные изменения в природе.
    • Элементы фольклора: приметы, поверья, обряды. Наши суворовские бабушки считают, что птицы могут предсказать не только снег или дождь, но и более важные события в жизни человека, а, порой, даже судьбу.
    • Элементы народного прикладного творчества, особенно ярким проявлением которого являются вышивка и изготовление традиционных детских игрушек.
    • Элементы этнопедагогики: колыбельные, рассказы, загадки, потешки.
    • Основы бережного и внимательного отношения к природе, любви к своему краю, к ближнему, ко всему живому.

Мы знакомили с этим материалом своих сверстников и выяснили, что данная проблема интересна не только узкому кругу. Она позволяет формировать основы бережного отношения к живому.

Местные традиции, народная экологическая культура многих не оставляет равнодушными.

Библиографический список

1. Этноэкология.: Сборник материалов / Под ред. О.А. Захаровой. – М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005.

2. Компакт диск Доронин Д.Ю.«Этноэкология» (Методический комплект), октябрь 2007.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017