Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИТОНЦИДОВ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР ЗАКРЫТОГО ГРУНТА НА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ ИНТЕРЬЕРОВ СЛУЖЕБНОГО ТИПА

Выполнила: Петриченко Надежда, 10 класса;

Соавторы: Колмаков Александр, 6 класс, Шубина Ангелина, 7 класс

Руководитель: Шубина Наталия Владимировна, учитель биологии и технологии

 МОУ Бродовская средняя общеобразовательная школа Аннинского района Воронежской области, Объединение «Фитодизайн»

 с. Бродовое, 2009-2011 гг.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что здоровье человека в настоящее время на 25% связано с состоянием окружающей среды. Изменение окружающей среды негативно воздействует на здоровье людей. Воздух – это самая важная среда для жизни. Весьма богат микроорганизмами воздух в закрытых помещениях, особенно в лечебно-профилактических, детских дошкольных учреждениях, школах и т.д.

Общий уровень загрязнения воздуха внутри зданий превосходит уровень загрязнения атмосферного воздуха в 1,5-4 раза. К тому же для замкнутых помещений характерно отсутствие или ограниченность действия естественных факторов подавления патогенной, воздушной микрофлоры, а присутствие большого количества людей в школах, детских садах и т.п., ускоряет рост численности микроорганизмов в воздухе. Поэтому проблема улучшения среды помещений является весьма актуальной. Как решить данную проблему? Ответ на данный вопрос можно получить, реализуя комплексный подход введения растений в интерьеры, решает медико-биологические, санитарно-гигиенические, психологические, эстетические, воспитательные и обучающиеся проблемы. Это даёт возможность в полной мере использовать эргономические (поддерживающие высокую работоспособность человека) свойства растений; предупреждать экологически опасные ситуации; поддерживать в помещениях стабильные показатели таких параметров, как относительная влажность воздуха, концентрация аэронов и др.; снижать численность патогенных вирусов, бактерий, грибов.

С древних времен люди знали, что есть растения, защищающие от болезней, но только в двадцатом веке создали теорию, объясняющую их свойства, что позволило понять роль летучих веществ – фитонцидов. Оказывается, что большинство комнатных растений содержат фитонциды, которые уничтожают микроорганизмы в воздухе и их можно использовать для дезинфекции.

Природа фитонцидов многообразна и в большей степени неизвестна. Они представляют собой многокомпонентные комплексы веществ различного строения, биологическая активность которых зависит от качественного состава, соотношения компонентов, их синергический и антагонистический взаимосвязи. К тому же выделенные вещества не всегда соответствую их исходных субстратам в растениях.

В целях снижения экологически обусловленных заболеваний можно использовать живые растения, которые кроме антимикробного эффекта обладают и положительным психоэмоциональным воздействием на человека. Однако в ряде случаев: необходимость создания стерильных условий, отсутствие света и др., растения применять затрудненно или нельзя, поэтому необходимо использовать выделенные из них летучие биологически активныевещества, в первую очередь эфирные масла.

В своей работе мы хотели проанализировать ассортимент цветочно-декоративных растений закрытого грунта, обладающих данным свойством и выявить фитонцидную активность каждого вида и влияние их на здоровье школьников.

  • Теоретическая значимость работы: определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект действия фитонцидов комнатных растений на микрофлору помещения.
  • Практическая значимость обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, на объединении «Фитодизайн», при озеленении школьных помещений.

В качестве объекта исследования нами рассматривался ассортимент цветочно-декоративных культур закрытого грунта, выращенных в условиях школы.

Инструменты и оборудование: лабораторное оборудование, видеомикроскоп, фотоаппарат. Методы исследования: наблюдение, описание, анализ, микроскопический.

Определение бактериальной загрязненности воздуха в классе проводилось седиментационным методом. В каждом экспериментальном классе ставилось 5 чашек Петри с мясо-пептонным агаром (способом конверта), такое же количество чашек Петри ставилось в 3 контрольных классах, где не было растений. Чашки были открыты по 30 минут, затем их закрывали и ставили в термостат при температуре 37 0С. После 24 часов в термостате, проводили подсчет колоний в каждой чашке и высчитывали среднее значение из 5 чашек каждого класса. Количество микробов в одном кубическом метре воздуха класса проводили по формуле Омелянского.

Х=A x 5 x100 x 1000 , где

B x C x 10

    1. количество колоний
    2. площадь чашки (63,5 кв.см.)
    3. экспозиция (20 мину).

Выведение простейших осуществлялось по методике Федоровой и Никольской. Сосуд с речной водой выдерживался в слабоосвещенном месте при температуре 20-30 С, 7-10 дней.

Фитонцидная активность растений определялась по формуле Токина.

А=100*Т, где

А - фитонцидная активность

Т - время гибели простейших.

Экспериментальная часть

Выявление фитонцидной активности комнатных растений и её влияние на состояние здоровья детей

Лабораторный эксперимент №1

Цель: изучить фитонцидную активность комнатных растений и её влияние на состояние здоровья учащихся.

Задачи: 1. Изучить состояние проблемы в специальной биологической литературе, продолжить знакомство со свойствами наиболее изученных комнатных растений, выделяющих в окружающую среду фитонциды.

2. Изучить действие тканевых соков комнатных растений на бактериальную микрофлору воздуха помещений школы (табл.9-10, диаграммы).

3. Определить воздействие фитонцидов данных растений на состояние здоровья учащихся.

4. Подобрать ассортимент растений с ярко выраженными фитонцидными свойствами.

Время реакции бактерий на фитонциды сока

Таблица

Вид растений

Активность простейших до соприкосновения с фитонцидами:

Замедление движения,мин:

Гибель простейших, мин:

1. Хлорофитум Сhlorophytum

активны

4

7

2. Молочай Euporbia

активны

2,8

3,6

3. Плющ Hedera

активны

2

5

4. Колеус Coleus

активны

4

4,5

5. Диффенбахия Diffenbachia

активны

4

5

6. Фуксия Fuchsia

активны

3

6

7. Традесканция Scindapsus

активны

2,7

3,5

8. Пеларгония Pelargonium

активны

2,8

3,3

9. Сансевиерия Sansevieria hahnii

активны

2

4

10. Каланхоэ Кalanchoe

активны

2,5

3

11. Фикус Ficus

активны

3,5

4,6

12. Вегония Begonia

активны

2,5

3,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фитонцидная активность, % (по Токину)

 Влияние применения фитонцидных растений на бактериальное загрязнение воздуха в помещении школы

В результате проведённых исследований выяснилось, что применение фитонцидных свойств растений в школе уменьшают бактериальное загрязнение воздуха в учебных классах.

Таблица

Влияние применения тканевых соков фитонцидных растений на бактериальное загрязнение воздуха в учебных классах

Вариант

Среднее число колоний шт/чашка

Среднее число колоний шт/куб.м

Бактериальная загрязненность, % к контролю

Контроль (средний по 3 классам)

28/13-103

735

100

Кабинет биологии

4/3-10

158

21,4

Коридор

16/12-37

420

57,1

Рекреации

13/4-16

341

46,4

При его применение число бактерий в воздухе классов было минимальным, в среднем 158 шт/ куб.м., или почти в 5 раз меньше чем в контрольных классах. Поэтому растения-фитонциды можно применять для снижения бактериальной загрязнённости учебных классов, в целях профилактики простудных заболеваний..

Влияние фитонцидов растений на бактериальную загрязненность воздуха в помещениях школы

Влияние применения растений-фитонцидов на заболеваемость детей

В связи с сильным антимикробным действием фитонцидных растений на патогенную микрофлору воздуха учебных классов эффект их на заболеваемость детей более заметен.

Так во время проведения эксперимента(2011) отмечен меньшей процент заболевших детей по сравнению с контрольным годом (2009), где не проводилось массовое озеленение кабинетов, рекреаций и коридоров.

Влияние фитонцидов растений на заболеваемость детей

Выводы

В результате исследований были сделаны следующие выводы:

  1. В ходе эксперимента было установлено, что общая загрязненность воздуха в помещениях школы не превышает допустимых норм (норма 50 колоний).
  2. Микрококки имеют пигмент от желтого до розового. В одной колонии оказалась смешанная культура палочки и кокки разных цветов, что вызвано нарастанием колоний друг на друга.
  3. При распознавании грибов критерием для их определения служил: строение мицелия и спорангиев или конидиеносцев. Надо отметить присутствие в воздухе спор плесневых грибов, которые являются условно-патогенными и могут вызвать у людей со слабым иммунитетом заболевания.
  4. Комнатные растения обладают фитонцидной активностью. Наибольшей фитонцидной активностью обладают каланхоэ (33%), бегония (30%), пеларгония (30%) , традесканция (28%), молочай (27%), сансевиерия (25%) , уничтожающие до 70- 80% от общего содержания микроорганизмов; колеус (22%), фикус (21%), плющ (20%), диффенбахия (20%) , хлорофитум (14,2%), фуксия (16,6%), уничтожающие 35-50% от общего содержания микроорганизмов.
  5. На протяжении проведения исследования (2009-2011 гг.), производился анализ дневников здоровья школьников, который показал, что показатели здоровья и самочувствия стали улучшаться. Поэтому предлагаем использовать наш проект в качестве совета по озеленению интерьеров.

Рекомендации

  1. Необходимо проветривать помещения с массовым скоплением людей (коридоры, раздевалки).
  2. Более тщательно проводить влажную уборку помещений с дезинфицирующими средствами.
  3. Необходимо продолжить озеленение кабинетов, рекреаций и классов.
  4. Рекомендуем следующий ассортимент растений: каланхоэ, бегония, пеларгония, традесканция, молочай, сансевиерия, колеус, фикус, плющ, хлорофитум. (приложение 1, Будьте здоровы!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Биология в школе// Исследование микробной загрязненности воздуха в помещениях школы. №21, 2008.
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т.-М.: Мир, 1996.
  3. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста в 12 томах. Изд. 3.- М.: «Педагогика», 1073.
  4. Методические рекомендации. Методы бактериологического исследования условно-патогенных микроорганизмов в микробиологии (утв. Минздравом РСФСР 19.12.1991).
  5. Нетрусов А.И., Котов И.Б. Микробиология. - М: Изд. Центр «Академия», 2006.
  6. Нетрусов А.И. Практикум по микробиологии. - М: Изд. Центр «Академия», 2005.
  7. Популярная медицинская энциклопедия. В 1 томе.- М.: «Советская энциклопедия», 1979.
  8. Гродзинский А.М. Фитонциды в эргономике. Наукова Думка, Киев, 1984
  9. Джумаев Х.К., Ткаченко К.Г. Антивирусная активность эфирного масла Salvia sclarea L.. Растительные ресурсы , 1998 , вып.3, С. 444-445
  10. Кондрашова Н.В., Ткаченко К.Г., Музыченко А.М., Шугая А.М. Опыты использования эфирного масла Origanum vulgare L. и O. tytthantum для борьбы с внутрибольничными инфекциями.\\ Раст.ресурсы, т.35, вып. 4, 1999, С.51-57
  11. Макарчук Н.И. Фитонциды – ионизаторы воздуха // II-я Международная конференция по медицинской ботанике, Тезисы докладов, Киев, 1988, с.231-232
  12. Малахов А.И., Семикин В.В., Быков В.А., Голубев В.П., Калинина Н.Г., Осипова Е.В. / Биомедицинские технологии. Вып. 11, Москва, 1999, с.73-77.
  13. Рахимова И.В., Пулатова Т.П. Изучение антимикробных свойств некоторых растений семейства губоцветных, /Фитонциды, результаты, перспективы и задачи исследований, Киев, 1972 стр. 94-96
  14. Сверчков А.В. Фитонциды и ионизация воздуха, / Материалы VIII совещания Фитонциды, Киев, Наукова думка, 1981, с.73-75
  15. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф., Пидаев А.В. Ароматерапия. / Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. Таврида,Симферополь, 1999
  16. Ткаченко К.Г., Кондрашова Н.В., Музыченко Л.М., Шургая А.М., Павлова О.В., Сафонова Н.Г. Санационные свойства эфирных масел некоторых видов растений.// Растительные ресурсы, т.35, вып. 3, 1999.-С 118-125

Приложение 1

Роициссус.

Бегония.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017