Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Оценка знаний современных городских подростков о региональных особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

Работу выполнила: Растунина Дария
ученица 9 класса МОУ СОШ №183 г. Нижнего Новгорода

Научный руководитель: Денисов Дмитрий Александрович, ассистент ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Введение

Актуальность выбранной темы. Глобальный экологический кризис, который проявляется, в первую очередь, в глобальных экологических проблемах, заставляет человеческое общество активно искать пути и методы эффективного решения этих проблем. Среди глобальных проблем, стоящих перед человечеством, особое место занимает проблема сохранения биологического разнообразия. К международной конвенции по сохранению биологического разнообразия присоединились почти все государства планеты. Не случайно 2010 год стал Международным годом сохранения биоразнообразия. Однако в течение года такую глобальную проблему решить было невозможно, и поэтому Организация объединенных наций (ООН) объявила период 2011-2012 годов Десятилетием биоразнообразия ООН. Общеизвестно, что среди путей и методов сохранения биологического разнообразия наиболее эффективным является территориальная охрана природы, то есть организация особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

В настоящее время в мире наблюдается «бум» охраняемых территорий: за последние десятилетия существенно увеличились как их число, так и площадь [4]. В начале третьего тысячелетия почти одна десятая земной поверхности представляет собой особо охраняемые природные территории (ООПТ) – национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Это выдающееся достижение природоохранных организаций и правительств многих стран мира демонстрирует то важное значение, которое придается сохранению биоразнообразия, поддержанию качества окружающей среды, сохранению культурных ценностей [10].

ООПТ в Российской Федерации относятся к объектам общенационального достояния. Сеть ООПТ России в настоящее время охватывает все природные зоны и регионы страны [9]. В Нижегородской области насчитывается более 400 ООПТ [3].

Особое место занимает использование ООПТ в формировании экологической культуры населения. ООПТ все чаще рассматриваются как региональный символ, источник экологической информации о состоянии окружающей среды и база для обучения и просвещения населения [7]. Однако для значительной части населения ООПТ региона остаются вне сферы их жизненных интересов. Меня заинтересовал вопрос, каков уровень знаний школьников о системе региональных ООПТ? Ведь от этого зависит, смогут ли ООПТ Нижегородской области выполнять свои задачи в будущем. Это и определило выбор темы.

Цель исследования – определение уровня знаний школьников-старшеклассников об ООПТ Нижегородской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Провести социологическое исследование для определения уровня знаний старшеклассников об ООПТ Нижегородской области;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

    1. теоретический (работа с литературой и другими информационными источниками);
    2. социологические (проведение анкетирования школьников 9-11 классов)
    3. практические (обработка собранных материалов, анализ, синтез, графическое представление полученных результатов)

Обзор литературы

Общепризнанно, что наилучший способ сохранения биологического разнообразия – это территориальная охрана природы, то есть создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) [3, 7]. Вопросам создания и функционирования ООПТ посвящена обширная научная и научно-популярная литература.

Применительно к ООПТ Нижегородской области в разное время создавались справочники и аннотированные перечни различного объема [2, 3, 6]. В последние годы появилась тенденция к созданию пособий об ООПТ районного уровня [1]. Казалось бы, информации достаточно для того, чтобы люди хорошо знали особо охраняемые территории своего региона. Однако публикаций, посвященных проблемам выявления уровня знаний и представлений людей о региональных ООПТ, нам найти не удалось. Отчасти эти проблемы затрагиваются в работе Т.Ю. Минаевой и А.А. Сирина (2000), в исследовании «Заповедные территории и люди» [5]. В одной публикации [8] я нашла пример исследования отношений к природе школьников, проживающих на территории заповедника (на примере Рустайской средней школы). Эта статья – пример психологического исследования, направленного на разрешение конфликта интересов системы особо охраняемых природных территорий и местного населения. Таким образом, наше исследование впервые затрагивает вопросы уровня знаний и представлений городских подростков о региональной системе ООПТ.

 

Материал и методика

Для достижения поставленной цели мы провели анкетирование школьников 9-11 классов нашей школы. Для анкетирования использовался текст анкеты, разработанный аспирантом кафедры экологии и экологического образования Нижегородского государственного педагогического университета Д.А. Денисовым.

Всего было проанкетировано 100 школьников. Распределение количества респондентов по классам показано в табл. 1.

Таблица 1

Количество респондентов в разных классах

Класс

Количество школьников, ответивших на вопросы анкеты

9

29

10

17

11

53

Итого:

100

Материалы и их обсуждение

Все 100 школьников дали ответы на первый вопрос. Распределение ответов по количеству категорий ООПТ, названных учениками 9-11 классов, показано на рис. 1.

Рис. 1. Количество категорий ООПТ, названных школьниками

Прискорбно, что четверть школьников, ответивших на этот вопрос, смогли назвать лишь одну категорию ООПТ. Рейтинг категорий ООПТ, известных школьникам, отражен на рис. 2.

Рис. 2. Степень известности школьникам различных категорий ООПТ

Первое место по частоте упоминания заняли национальные парки, второе – лечебно-оздоровительные местности, третье – памятники природы, наиболее распространенная категория ООПТ. Несколько странно, что лишь 41% школьников назвали заповедники. Ботанические сады и заказники назвали лишь около 20 % школьников. Варианты ответов на вопрос о количестве ООПТ в Нижегородской области представлены на рис. 3

Рис. 3. Распределение ответов школьников на вопрос о количестве ООПТ в регионе

К сожалению, лишь 3% школьников дали правильный ответ на этот вопрос (около 400 ООПТ). Подавляющее большинство опрошенных занизили ответ на один-два порядка.

На третий вопрос дали ответы 75% школьников. Обработка анкет дала ожидаемые плачевные результаты – не разбираясь в категориях, школьники в основном называли 1-3 категории, подкрепляя свои ответы неправильными примерами.

На вопрос о посещении ООПТ ответили 70 % школьников. Ответы распределились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Частота распределения ответов на вопрос о посещении ООПТ

Названная ООПТ

Доля ответов, %

Озеро Светлояр

24

Сормовский парк

22

Озеро Светлоярское

7

Болдино

6

Кремль

5

Парк Швейцария

4

Керженский заповедник

2

Наиболее часто упоминающиеся ответы – озеро Светлояр и Сормовский парк. Нижегородский кремль не является ООПТ, но воспринимается в таком качестве 7% школьников.

Информация о частоте посещения ООПТ представлена на рис. 4

Рис. 4. Частота посещений ООПТ нижегородскими школьниками

Даже при весьма ограниченном наборе посещаемых ООПТ 50% школьников посещают их не чаще 1 раза в год.

Цели посещения ООПТ представлены на рис. 5

Рис. 5. Цели посещения ООПТ нижегородскими школьниками

Большинство школьников (73 %) посещают ООПТ с целью отдыха. На остальные цели в структуре ответов приходится значительно меньшая часть.

Ответы на вопрос об использовании школьниками материалов об ООПТ в учебном процессе распределились следующим образом (рис. 6): В принципе, можно грохнуть этот рисунок, сразу перейдя к комментарию к нему

Рис. 6. Использование школьниками материалов об ООПТ в учебном процессе

Почти половина школьников (47%) использовали материалы о российских ООПТ, почти треть – о зарубежных ООПТ, информация о региональных ООПТ использовалась лишь 11 % школьников и 13% использовали данные об ООПТ Сормовского района.

Ответы на вопрос о предложениях по созданию ООПТ представлены на рис. 8.

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос о предложениях по созданию ООПТ

Как следует из рис. 8, 77% школьников не считают нужным создание новых ООПТ и не видят таких возможностей. По мнению подростков, сформулировавших свои предложения, лидером среди претендентов на звание ООПТ в нашем районе является Сормовский парк, а также еще несколько рекреационных объектов.

Главный вывод, к которому мы пришли в результате проведения исследования – уровень знаний городских школьников о региональной системе ООПТ, нельзя назвать удовлетворительным. К сожалению, уровень знаний одиннадцатиклассников практически ничем не отличается от представлений девятиклассников. На основании проведенного исследования мы в дальнейшем планируем разработать систему мер, направленную на лучшее знакомство школьников с региональными ООПТ Нижегородской области.

Литература

  1. Асташина, Н.И., Асташин, А.Е. Изучаем особо охраняемые природные территории Воротынского района Нижегородской области: учебное пособие. Школьная библиотечка юного краеведа / Н.И. Асташин.- Н.новгород: Деловая полиграфия, 2011.-64с.
  2. Баканина Ф.М., Лукина Е.В. Насонова Н.И., Селивановская Т.П., Смирнова А.Д. Заповедные места Нижегородской области.-Н. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. – 191 с.
  3. Бакка С. В., Киселёва Н. Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень.Н. Новгород, 2009. 580 с.
  4. Дэви А. Планирование национальной системы охраняемых природных территорий. М., 2002. – 60 с.
  5. Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. Выпуск 1/ Эколого-просветительский Центр “Заповедники”; - М., 2001г. 142 с.
  6. Лукина Е.В., Баканина Ф.М. Памятники природы г. Нижнего Новгорода, - Н. Новгород: изд-во «Чувашия», 1997, 142 с.
  7. Минаева Т.Ю., Сирин А.А. Территориальная охрана природы //На пути к устойчивому развитию России. № 5 (16), ноябрь 2000. с. 20-21.
  8. Морохина Г. Н. Исследование отношение к природе школьников, проживающих на территории заповедника(на примере Рустайской средней школы) / Экологическое образование: теория и педагогическая реальность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции/ Под ред. Г.С. Камериловой. – Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье». С. 64-66.
  9. Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской федерации. – М., 2001. – 452 с.
  10. Хокинс М., Столтон С., Дадли Н. Оценка эффективности. Подходы к оценке деятельности особо охраняемых природных территорий. – М.: МСОП, 2004. – 84 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017