Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Археологический клуб в МПЦ Лигово

Пежемский Всеволод Гелиевич
кандидат, педагогических наук, руководитель археологического клуба МПЦ Лигово, Санкт-Петербург

В 1994 году в одном из подростковых клубов МПЦ Лигово была организована секция Археологии и краеведения. С тех пор деятельность нашего объединения проходит в Красносельском районе, в клубе занимаются около 30 подростков, живущих в районе, число выпускников клуба перевалило за несколько сотен. Многие из них продолжают поддерживать связь с кружком.

Деятельность нашего объединения строится по определенной схеме, выработанной в рамках Петербургской традиции создания и работы археологических кружков и секций. Такие кружки существовали ранее при Дворце Пионеров, Государственном Эрмитаже, а руководитель данного объединения сам является выпускником кружка при Гос. Эрмитаже. Схема предполагает сочетание занятий по археологии в клубе с большим количеством походов, поездок, экспедиций, а также с работой с археологической коллекцией.

Работу клуба можно представить в виде определенных смысловых блоков, вытекающих из задач, которые мы ставим перед собой. Главная наша цель – это комплексное воспитание подростков. Наиболее эффективно воспитание происходит в коллективе. А сам детский коллектив возникает в процессе совместной деятельности. В нашем случае – это археологическая деятельность: походы, связанные с обнаружением и осмотром археологических памятников, а также археологические раскопки. Наш клуб провел уже десять археологических экспедиций совместно с Гос. Эрмитажем, Институтом Изучения Материальной Культуры РАН, и кафедрой археологии Санкт-Петербургского Государственного Университета. Это были раскопки древних крепостей-городищ, мест захоронений и мест поселений различных народов, населявших территорию Северо-запада России в древности: мы раскапывали остатки древней крепости Которск на Псковщине и стоянки древнего человека Сертея XI на Смоленщине (в ходе раскопок была найдена самая древняя в мире рыболовная сеть). Последние годы наша секция (а точнее – клуб по интересам) сотрудничает с карельскими археологами и ведет интереснейшие раскопки в южной Карелии, крае удивительном не только своей древней историей, но и уникальной природой. Проводя экспедиции, мы решаем задачи не только воспитания, образования детей в области древней истории своего края, но и организуем недорогой летний отдых в прекрасных условиях и для здоровья и для физического развития. Основным содержанием детской археологической экспедиции являются исследования истории Северо-запада России, археологические раскопки. Участники экспедиции знакомятся со всеми видами работы археолога: разведка, разметка, раскопки, фиксация находок, камеральная обработка. Работа проходит под наблюдением опытных специалистов археологов. Работа длится 4-5 часов в день и имеет невысокую интенсивность. Раскопки являются стержнем всей экспедиции, главным предметом занятий и главным мотивом для большинства участников. Характер раскопок (тяжелая и кропотливая работа, которая вознаграждает за усердие находками) способствует формированию устойчивой привычки к труду. Раскопки - осмысленная работа, результат которой ясен для подростка. Прекрасным примером сочетания интеллекта и навыков физической работы являются профессиональные ученые - археологи, руководящие раскопками и исследовательской деятельностью подростков. Общение с ними в период раскопок для участников экспедиции очень ценно. Одновременно участники учатся взаимодействию в группе. Каждый выполняет свою работу: кто-то ведет чертеж, кто-то делает нивелировочную съемку, большая часть - разбирают при помощи лопаты и ножа отдельные секторы раскопа, но итог один - успешное проведение раскопок, интересные находки. На всех лежит своя мера ответственности за работу, и каждый обучается всем основным видам деятельности.

Одним из новых и важных направлений в деятельности участников нашей экспедиции является реконструкция элементов материальной и духовной жизни прошлого (экспериментальная археология). Это воссоздание по материалам раскопок древних ремесел, производственных процессов, жилищ, мелких деталей жизни древних людей – вплоть до приготовления пищи по древним рецептам. В 2001 и 2002 годах наш клуб занимался реконструкцией поселения эпохи неолита - "деревни каменного века". Воссоздавалось целое поселение с комплексом мастерских, тремя жилыми домами разной конструкции и святилищем. И уже на поселении проводились игры, творческие мастерские, принимали и обучали ремеслам гостей. За счет атмосферы поселения в ходе работ происходило более глубокое погружение в историю, ребята получили возможность проследить длительные процессы в их связи, углубилось понимание многих исторических явлений.

Вторым большим смысловым блоком нашей деятельности является образовательная программа, включающая в себя преподавание истории края со значительным элементом истории именно Юго-запада Петербурга и территорий по Южному берегу Финского залива. Эта программа представлена в методичке. Также разработан ряд спецкурсов для учеников, занимающихся второй и более годы: «История фортификации Северо-запада России», «Великие археологические открытия», «Карелы», «Древнерусский погребальный обряд» и др…

Третьим блоком выступает исследовательская деятельность подростков и связанное с ней военно-патриотическое воспитание. Каждый из учеников берет себе самостоятельную тему исследования и занимается ее изучением. После прочтения спецкурса «Военная история – Северо-запада России» в рамках программы «О доблестях, о подвигах, о славе…» большинство из учеников клуба взяли себе темы исследования, связанные с военной историей края, в частности – с военной историей района (благо, славные боевые традиции у этой территории еще с XIII в.- крепость Копорье и ряд малоизвестных крепостей вокруг нее). Ежегодно с 2001 года проводится в дни школьных каникул конференция «Юные исследователи - Петербургу», на которой и представляют ученики клуба итоги своей исследовательской работы. На конференции выступают и гости – воспитанники подобных клубов из других городов России.

Примыкает к этому блок, связанный с межклубным обменом. Мы начали возрождать забытую идею межклубного обмена: наш клуб регулярно ездит в другие города, где есть подобные клубы. Мы живем в помещениях клубов, общаемся с их участниками, изучаем историю этих городов. Впоследствии наш клуб принимает таким же образом группы из других городов. В случае регулярного обмена группами подписывается договор о сотрудничестве между клубами, и такие отношения закрепляются юридически. Межклубный обмен налажен между детскими объединениями в Пскове (уже 8 взаимных обменов), Новгороде, Зеленограде и Москве, есть предварительная договоренность с объединениями из Беларуси и Украины.

У воспитанников клуба появилось множество друзей в разных городах нашей страны. Именно с этим, на наш взгляд и связано появление такой доминанты сознания, которую можно выразить словами: «Это – моя страна! У меня есть друзья в разных ее уголках. Я знаю ее историю и современную жизнь. Я за нее в ответе», то есть основы для воспитания патриотизма как некоей «нравственной оседлости».

Деятельность клуба освящалась в периодической печати, на районном телевидении. По результатам педагогических исследований в клубе опубликовано около десятка научных статей, подготовлена к защите диссертация на соискание науч. ст. Канд. Пед. наук. Деятельность клуба представлялась на ряде межрегиональных и международных конференций, программы прошли апробацию, выставлялись на городские и федеральные конкурсы, где занимали призовые места.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017