Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Методические рекомендации по проведению археологических исследований школьниками

Мезенцев Александр Леонидович
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Центр детского творчества" Уссурийского городского округа.

Бурдонов Андрей Викторович
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Центр детского творчества" Уссурийского городского округа.

 

Знакомство с методами археологических исследований несёт в себе такой фактор стимуляции познавательного интереса, как практическая необходимость в знаниях. Рядом дидактов отмечается, что познавательная и практическая деятельность человека находится в тесном единстве и взаимосвязи.

Методы археологических исследований многообразны и сложны, овладение их тонкостями происходит на протяжении всех пяти лет занятий в клубе, но общее знакомство с ними происходит уже на втором месяце обучения. Под археологическими методами подразумеваются разведки археологических памятников; раскопки могильников, поселений и других объектов; полевая фиксация и документация; полевая консервация, анализ, реконструкции; описание и обработка археологических материалов; датировка и синхронизация; статистика; состав и технология древних материалов и некоторые другие [2: с.20-219].

Археологическим разведкам и раскопкам отводится одно обзорное занятие в начале учебного года и три занятия, в том числе практическое, в конце. На обзорном занятии школьники знакомятся с основными методами археологических поисковых работ. Вопрос: «А как вы узнаёте, где именно жили древние люди?» - один из наиболее распространенных у первогодок. Археологические памятники могут быть обнаружены в процессе специального обследования местности. Рассказывается о том, где в поймах рек могут располагаться поселения и как определить их месторасположение на распаханных полях. В качестве наглядности используются фотографии археологических памятников, расположенных в типичных топографических ситуациях. Аналогично строится рассказ о памятниках на склонах и вершинах сопок, мысах и террасах. Данная информация обязательно закрепляется в первом же походе после занятия. В процессе поиска внимание должно обращаться на микрорельеф, растительность, цвет свежей пахоты, особенности светотени. Обследование местности - основной способ выявления памятников, поэтому ему отводится больше времени, чем другим способам. С остальными способами: авиаразведка, космическая, электроволновая, геомагнитная, биолокация - школьники знакомятся в общих чертах. Специальное занятие по археологическим разведкам проводится в конце учебного года, накануне полевого сезона. Здесь тщательно изучаются приёмы и последовательность проведения работ, школьники обучаются ведению необходимой полевой документации, составлению планов и описаний, зарисовке стратиграфии и т.п.

Привлечение школьников к проведению поисковых работ является широко распространённой практикой, приносящей как педагогические, так и научные результаты. Данную форму детской исследовательской работы необходимо рассмотреть подробнее.

Подготовка к археологической разведке была детально разработана ещё Миллером Александром Александровичем в довоенные годы [3, с.11-13] и затем лишь дополнялась другими исследователями [1]. Эта начальная фаза без значительных изменений дожила до нашего времени. Применительно к современным школьным исследованиям, можно опираться на следующие его рекомендации.

Полевому периоду разведочных работ должна предшествовать подготовка к исследованиям, заключающаяся в следующем.

1. Разрабатывается и устанавливается план работ. План этот строится на основании определенного и ясно формулированного задания, например: территориальная разведка по такой-то реке между определенными населенными пунктами или разведка для открытия и изучения поселений, соответствующих известным в районе курганным могилам и т. п.

Задания должны находиться в соответствии с реальными возможностями школьной исследовательской группы: количеством школьников и их опытом, материальными средствами, средствами техническими.

2. В подготовительных работах необходимо серьезное ознакомление с археологической литературой с тому району, где будут производиться разведки.

3. Подготовительная работа должна охватить и географическую характеристику края, для чего следует пользоваться разнообразными источниками, а в частности и теми новейшими областными и краевыми изданиями, в которых обычно мы находим современные подробные характеристики природных условий. Желательна предварительная работа по картам, как старым, так и новым, более точным. Весьма полезными будуь спутниковые снимки. Если для района работ возможно допускать относительно быструю переменчивость в природной обстановке, как изменения в направлении речного русла, заиливание протоков, развитие новых оврагов и т.п., то сопоставление карт разного времени может дать ценные сведения.

Ознакомление с хорошей картой необходимо для изучения топографии края, его особенностей, всех признаков, с которыми могут оказаться связанными различные вещественные памятники района; наконец, мы можем найти на карте и прямые указания на такие памятники, для обозначения которых и на общих картах применяются некоторые условные знаки.

По картам устанавливается и примерный маршрут поисковой группы, в котором намечаются места, подлежащие обследованию, также как и остановки, пути проезда и проч.

4. Поисковая группа должна быть организована в полном соответствии с исполнением поставленных задач и снабжена нужным снаряжением и материалами: тетрадями для дневников, зарисовок и чертежей (в т.ч. миллиметровая бумага), рулеткой или принадлежностями для глазомерной съемки или электронным дальномером, фотоаппаратом с достаточной памятью, средствами для консервации артефактов и материалом для его упаковки и перевозки, не лишним будет навигатор.

Порядок проведения археологических разведок подробно описывает раздел 3 «Положения о порядке проведения археологических полевых работ … » [4]. Нет смысла выходить со школьниками на разведки, не познакомив детей с методикой проведения поисковых работ. Эта методика разрабатывалась археологами на протяжении не одного столетия и отражает весь спектр работ по поиску и фиксации новых памятников. Даже если детские объединения передают всю информацию учёным, школьников следует познакомить с данным разделом во избежание ошибок. Поэтому приводим ниже данный раздел полностью, состоящим из 19 пунктов, со своими комментариями по специфике работы в поле с детьми.

3.1. Археологические разведки – научное обследование территории и/или акватории с целью выявления и первичного полевого изучения новых объектов археологического наследия (наземных и подводных памятников археологии), а также получения современных данных о ранее выявленных объектах археологического наследия.

В ходе археологических разведок исследователь производит визуальный осмотр местности, фиксирует выходы культурного слоя и остатки древних сооружений, проводит сбор древних предметов на современной поверхности.

Для выявления культурного слоя и древних сооружений могут закладываться шурфы и выполняться зачистки культурных отложений, а также производиться не разрушающие памятники археологии геофизические и иные исследования.

Комментарий: если руководитель детской поисковой группы не имеет Открытого листа, то закладывать шурфы и выполняться зачистки культурных отложений запрещено. Не исключено, что руководитель и дети могут обладать необходимыми навыками для этой работы, но проведение незаконных работ с одной стороны влечет наказание по ст. 243 Уголовного Кодекса РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» и ст. 7.15. Кодекса РФ Об административных правонарушениях «Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения», а с другой стороны, даже проведя эти работы в великой тайне, педагог закладывает детям понимание допустимости таких работ без Открытого листа, а это прямое напутствие в археологическое браконьерство. Соблюдение данного требования носит ярко выраженный воспитательный характер и на педагоге лежит весь груз моральной ответственности последствий своей деятельности, который выражается в воспитании им исследователя или браконьера.

3.2. Полевым исследованиям должен предшествовать этап ознакомления с литературными, архивными и музейными материалами, касающимися памятников истории и культуры и территорий, на которых предполагается проведение исследований.

3.3. Места проведения археологических разведок фиксируются на картах. При сплошной разведке на карте замкнутой линией фиксируется участок разведки, и обозначаются все обследованные и ранее выявленные памятники археологии. При маршрутной разведке на карте документируются фактический маршрут обследования и все памятники археологии на нем.

При проведении подводных исследований отмечаются также «памятные места».

Памятники археологии на картах нумеруются, расшифровка номеров дается в легенде к карте.

3.4. Названия вновь выявленных памятников археологии даются по названию ближайшего населённого пункта, а в случае его отсутствия – по названиям важнейших географических ориентиров.

3.5. В процессе разведки для каждого памятника археологии (в том числе местонахождения) должны быть выполнены:

а) Описание, включающее географическое положение, привязку к близлежащим водоемам и населенным пунктам, характеристику рельефа и топографических особенностей. При исследовании подводных памятников – их точные координаты.

В характеристике должны содержаться сведения о форме и размерах памятника археологии, состоянии поверхности (наличие построек, деревьев, ям и других повреждений, осыпей и т.п.), площади распространения находок, мощности и содержании культурного слоя (если на памятнике археологии имеются обнажения или производилась шурфовка), а также сведения об упоминании памятника в литературе и архивных материалах, местном названии памятника, его использовании и сохранности.

Комментарий: культурный слой по обнажению описать не только нужно, но и необходимо, а вот о шурфовке говорилось выше.

б) Ситуационный план местности или выкопировка с крупномасштабной карты, которые детально характеризуют место расположения памятника археологии и имеют конкретные, легко находимые на местности ориентиры.

Комментарий: спутниковые снимки, предоставляемые интернет-ресурсом «Гугл Планета Земля» может значительно упростить проведение исследований со школьниками.

Желательна фиксация координат памятника археологии с использованием приборов глобального позиционирования.

в) Топографический план памятника археологии (в масштабе 1:1000 или более крупном, в зависимости от величины памятника археологии), охватывающий территорию, необходимую для понимания геоморфологической ситуации, с рельефом, переданным горизонталями, отражающими все особенности памятника археологии и окружающей местности. На план в обязательном порядке наносятся растительные зоны, строения, все повреждения поверхности, все раскопы, шурфы и зачистки, произведенные ранее и в отчетном сезоне.

Целесообразным является нанесение предварительно определённых границ обследованного памятника археологии на землеустроительные планы. Для местонахождений, выявленных по подъёмному материалу (без земляных работ), допускается глазомерная съёмка.

г) Фотографическая фиксация памятника археологии, полно и точно передающая особенности рельефа и топографическую ситуацию. При фотографировании конкретных объектов (валы, курганы и др.) и иных деталей памятника археологии необходимо использование масштабной рейки.

д) Сбор подъемного материала и составление описи с точной паспортизацией каждой находки.

Комментарий: при сборе материала в осыпи на берегу реки не следует ограничиваться лишь берегом, зачастую артефакты стягивает в воду и уносит вниз по течению. Непосредственно у памятника в воде можно обнаружить тяжёлые предметы: металлические и каменные изделия, массивные фрагменты керамики. Ниже на косах, как на камнях или песке, так и в корнях растений, можно обнаружить большое количество керамики, а то и почти целые сосуды, мелкие металлические и каменные артефакты, остеологический материал. Чем сильнее течение реки, тем дальше разнос находок. Нередко большое количество находок на косах оказывается после паводков.

Не следует забывать, сразу же, к находкам вкладывать бирку с указанием памятника, даты и желательно руководителя сборов. Известны случаи, когда собранные коллекции начинали обрабатываться не то, что через несколько недель, но и через несколько лет. Надеяться на память, что вот по этим находкам сразу поймём, что это собрано там-то, так же не следует. Есть риск потерять значимость собранных материалов, когда неясным может стать их происхождение.

3.6. Исследователь, производящий археологические разведки на основании Открытого листа формы № 2, имеет право для определения характера культурного слоя вновь открытого или известного, но не подвергавшегося раскопкам памятника археологии, производить на нём небольшие земляные работы: закладку разведочных шурфов, зачистку обнажений и зондирование с использованием буров и щупов.

При производстве земляных работ необходимо стремиться к минимальному вскрытию культурного слоя, ограничиваясь зачисткой и фиксацией уже имеющихся обнажений: обрывов, осыпей, стенок ям, котлованов или других повреждений.

3.7. Закладка шурфов на памятнике археологии, подвергавшемся раскопкам ранее, разрешается только для уточнения его границ, а также мощности и характера культурных напластований.

3.8. Категорически запрещается нарушение целостности археологических объектов: шурфовка курганов, древних погребений, жилищных впадин, жальников или других визуально выраженных на поверхности объектов, а также извлечение артефактов, сохранность которых не может быть обеспечена (при подводных и иных исследованиях).

3.9. В случае заложения разведочных шурфов число их для одного памятника археологии не должно превышать трех, а общая площадь – 20 кв. метров. Необходимость закладки большого числа поисковых шурфов должна быть специально аргументирована.

Размеры шурфов определяются задачами исследования и характером памятника археологии, но во всех случаях они должны иметь площадь не менее 1 кв. метра.

При проведении подводных исследований в целях обеспечения безопасности работ допускается увеличение размеров шурфов.

3.10. При обнаружении в разведывательных шурфах остатков жилищ и других древних строений нельзя нарушать их целостность. Раскопки на этом месте следует прекратить, остатки постройки законсервировать и засыпать шурф. В случае обнаружения погребения его необходимо доследовать.

3.11. Все разведочные шурфы и зачистки должны быть нанесены в масштабе на план исследуемого памятника археологии, документированы, в том числе фотографически и зафиксированы дневниковыми записями. Обязательно составление планов и всех профилей шурфов и зачисток (в масштабе не менее 1:20), за исключением случаев, указанных в п. 3.19 настоящего Положения.

3.12. После окончания разведочных работ все шурфы должны быть засыпаны, что подтверждается фотографией, на которой должен быть представлен участок памятника археологии с данным шурфом.

Комментарий: без Открытого листа пункты 3.6 - 3.12 для детских объединений запрещены.

3.13. Использование металлодетектора допускается при наличии топоплана памятника с координатой сеткой в масштабе не менее 1:100 и трёхмерной фиксацией местоположения находок.

Применение металлодетектора целесообразно в следующих случаях:

а) на разрушающихся участках памятников археологии (пашня, обнажения, грабительские шурфы и далее) на глубину потревоженного культурного слоя;

б) для предварительного обследования исследуемых площадей и объектов без изъятия предметов из культурного слоя.

в) для проверки переработанного культурного слоя и грунта отвалов в ходе работ на памятнике археологии и после их завершения.

Категорически запрещается использование металлодетекторов при проведении археологических разведок по Открытому листу формы № 3, а также для сбора инвентаря погребений без полной их расчистки.

3.14. При исследовании наскальных изображений следует охватить всю площадь их распространения; нельзя ограничиваться регистрацией и описанием наиболее эффектных фигур и композиций.

Не разрешается при копировании, фото и графической фиксации наскальных рисунков и эпиграфических памятников обводить их, используя средства, наносящие ущерб их сохранности.

3.15. Весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый памятник археологии, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись.

3.16. Особым видом работ при археологических разведках является обследование земельных участков при изменении формы их собственности или хозяйственного использования (при передаче земельных участков в безвозмездное пользование, аренду, проведении сделок купли-продажи, наследовании, дарении и иных действиях, предусмотренных действующим законодательством).

Эти исследования проводятся на основании Открытого листа по форме № 2.

3.17. Полевое обследование таких земельных участков в обязательном порядке предусматривает выполнение шурфовки и зачисток существующих обнажений.

При обследовании земельных участков, которые ранее не подвергались археологическому изучению, шурфовка проводится с непременным обоснованием места заложения шурфов. При этом, шурфовка необходима на всех участках, перспективных для размещения памятников археологии любого типа. Шурфы обязательно закладываются вблизи современных и древних водотоков и водоемов, оврагов, балок и т.п., на территории исторических населенных пунктов (существующих и исчезнувших) и в пределах их хозяйственных зон, на всех водораздельных участках, потенциально пригодных для расположения археологических памятников и объектов.

Общее количество шурфов должно определяться с таким расчетом, чтобы обеспечить полное выявление и определение границ всех археологических памятников (объектов), попадающих в пределы обследуемых земельных участков (за исключением случаев, предусмотренных п. 3.9 настоящего Положения).

Для заложенных шурфов на участках землеотводов необходима точная топографическая привязка желательно с использованием спутниковых систем позиционирования.

3.18. При обследовании земельных участков на территориях, ранее подвергавшихся археологическому изучению, закладка шурфов производится таким же образом, за исключением площадей ранее выявленных памятников истории и культуры.

В случае обнаружения в шурфах на ранее неисследованных в археологическом отношении участках, отводимых под хозяйственное освоение, археологических объектов, возможно расширение площади шурфа до 20 кв. метров и проведение раскопок в соответствии с настоящим Положением.

3.19. В случае отсутствия признаков объекта археологического наследия на обследуемом участке землеотвода достаточно фотографической фиксации одного из бортов каждого разведочного шурфа.

Комментарий: данные работы (пункты 3.16 - 3.19) производятся специализированными структурами, куда дети могут быть привлечены только в качестве зрителей.

В местностях с малоснежными зимами продуктивной является поисковая работа в холодный период. Замёрзшие болота, озёра и реки делают более доступными многие объекты. Отсутствие снега или его незначительный покров не скрывают особенностей микрорельефа, позволяя хорошо видеть западины, валы со рвами, дороги. Значительно затруднён сбор подъёмного материала. Данная работа по бортам долин может значительно сэкономить время для летних разведок.

Для детских объединений полезно иметь в своей библиотеке книгу Анатолия Ивановича Мартынова и Якова Абрамовича Шера «Методы археологического исследования» [2], в которой достаточно подробно описаны правила и технологии проведения исследований.

Городища и курганы выявляются по рельефу местности, селища находят по обнажениям культурного слоя, при распашке его или при земляных работах. Могильники, как правило, находят случайно, и не археологи, а местные жители, и сведения о находках только проверяются археологами, если находки доставляются в музеи или местные школы. Местные жители обычно хорошо знают места, где залегает распаханный культурный слой, помнят о находке могил с древними вещами, знают места, с которыми связаны легенды о зарытых на этом участке кладах. Особенно хорошо известно местонахождение памятников лесникам и механизаторам. В каждом районе есть люди, которые знают не один десяток археологических памятников. Поэтому ни когда не следует пренебрегать опросом местных жителей в районе производства разведок [5: с.32].

Вслед за разведками, в начале года, ученики знакомятся с основными приёмами раскопочных работ. Первоначально рассказывается, для чего проводятся археологические раскопки, почему нужна тщательность и точность и как это достигается. Хорошо, если рассказ сопровождается слайдовой презентацией основных моментов раскопок: нивелировка, разборка слоя, обработка стратиграфии и артефактов, консервация. Для осознания всей важности данной работы можно познакомить детей с требованиями Положения о порядке проведения археологических полевых работ … , но досконально их изучать лучше с опытными школьниками, новичкам достаточно подготовить обзор, иначе это может снизить их познавательный интерес. Однако, в конце учебного года методика проведения раскопок и оформление полевой документации изучается более тщательно. На практическом занятии школьники обучаются работе с нивелиром и теодолитом, размечают раскоп (используя теорему Пифагора о прямоугольном треугольнике на практике). Непосредственная практика участия в археологических раскопках приобретается в летних экспедициях.

Камеральная обработка материала - один из обязательных методов археологических исследований. Здесь важно умение правильно очистить находки от земли или иного, при этом изделия из различных материалов требуют свой специфики, а затем правильно маркировать находки. Школьникам объясняется важность и необходимость работы. Здесь обязательно используется практические занятия. Трудно переоценить эмоциональный подъем, возникающий у школьника, когда грязный аморфный кусочек в его руках превращается в чистенький кусочек древнего сосуда или ржавый неясный стержень превращается в гвоздь или наконечник стрелы. Если для одних школьников эта работа может оставаться интересной на протяжении ряда лет, то другим начинает казаться однообразной и малоинтересной после трёх-пяти обработок. Здесь надо увидеть вторых и в летних экспедициях предлагать им иной род деятельности: работа только на раскопе, благоустройство лагеря, закупка хлеба и других продуктов и т.п.

Далеко не вся камеральная работа может быть поручена детям. Как правило, в летних экспедициях и в течение учебного года школьники привлекаются к самым простым операциям, а именно: очистка, маркировка и упаковка находок.

Весь собранный подъёмный материал обычно грязный, в том числе и поднятый из воды. Обычно детям в экспедициях доверяют мыть весь массовый материал, а более хрупкие и ценные вещи учёные обрабатывают сами. В процессе самостоятельных школьных исследований в коллекциях могут оказаться весьма ценные и непрочные вещи, которые желательнее передать на обработку специалистам в вузы или академические учреждения.

Для помывки находок используются различные одежные, но для подавляющей массы находок удобнее зубные щетки. Зубные щетки лучше использовать старые, они мягче. Известны случаи, когда новыми щетками дети разрушали поверхность керамики с уникальными орнаментами. Можно предложить школьникам в течение года собирать в своём объединении использованные домашние зубные щетки. Их запас ни когда не будет лишним и сами щетки относительно быстро изнашиваются, особенно при работе с керамикой. При помывке керамики необходимо следить за сохранностью поверхностей и в случае её разрушения необходимо прекратить работу. Неопытные дети могут смыть нагар, на это необходимо акцентировать внимание. Осторожно следует мыть железные и различные тонкие вещи. Практически безопасно доверять детям помывку каменных изделий. Камень хорошо отмывается, если после первичной помывки намылить щётку и ещё раз промыть. Цвет пены укажет все недоработки.

Маркировка (шифровка) находок производится тушью перьевыми ручками. Шифр, по сути, является паспортом каждой находки. Он содержит все необходимые параметры. Шифр материала с раскопов отражает памятник, год работ, номер раскопа, номер пласта, квадрат. Все эти данные могут быть прописаны непосредственно на артефакте, а может быть указан только памятник, год работ и порядковый номер находки по инвентарной книге, в которой содержится полная информация об артефакте. Подъёмный материал маркируют, как правило, двумя способами. Либо прописывают название памятника с пометкой «П.М.» (подъёмный материал), например, «Кугуки-1 П.М.», либо указывают аббревиатуру учреждения (детского объединения) и номер через дефис, например «УР-631». Указанный номер соответствует порядковому номеру памятника в каталоге хранимого материала. Видя такой шифр, сразу понимаем, что это подъёмный материал.

Шифруя материал, необходимо помнить, что надпись наносится на менее информативной стороне артефакта. Для керамики с орнаментом это всегда будет сторона, противоположная орнаменту. Фарфор и поливную керамику удобнее маркировать на изломе.

Упаковка находок в экспедициях производится в соответствии с традициями каждого полевого отряда, главное, чтобы вещи могли быть в целости и сохранности доставлены в научные учреждения. В детских объединениях также нередко хранятся собранные подъёмные материалы, но тогда следует правильно оформить юридические аспекты нахождения артефактов в образовательном учреждении. Как вариант, можно заключить соответствующий договор с музеем, имеющим право на хранение археологических коллекций.

Ещё один вопрос, интересующий детей с первых дней занятий в клубе: «Как вы определяете, сколько лет этим вещам?» Проблема датировки имеет огромное значение в археологии. Существует ряд методов определения возраста, как правило, это наукоёмкие работы, с которыми школьники знакомятся лишь теоретически. Но типологический метод позволяет даже школьнику относительно быстро (в течение первого учебного года) научиться определять даты существования тех или иных объектов или артефактов. При изучении методов датирования типологический изучается в своих основных аспектах, а именно как одни вещи можно увязывать с другими и через какую-то датированную находку определять возраст всего комплекса. В процессе клубной работы ученики совершенствуют умение локализовать исторические факты во времени. А изучение типологического метода это умение на втором году обучения переводят в навык.

Понятие «культурный слой» - одно из основных в полевых исследованиях. Здесь следует разбираться в особенностях почв, уметь видеть различные оттенки и изменение структуры почв, различать гумус, суглинки и супеси. Правильное изучение культурного слоя является основой интерпретации археологического памятника. На занятии эти проблемы рассматриваются теоретически, практические навыки приобретаются в процессе полевых занятий (походов).

Одно из наиболее сложных понятий - «археологическая культура». Это не только общность определённого набора артефактов и сооружений на какой-то территории в определённое время. В этом понятии важно научить ребёнка выделять группу людей, племя или племенной союз, или иную общность и чем они отличались от других. Выделять их предшественников или последователей, видеть влияние со стороны соседей и на соседей. Если в начале года на занятии по основным понятиям науки археологическая культура рассматривается лишь в общих чертах и теоретически, то на протяжении всего остального времени школьники изучают каждую археологическую культуру Приморья персонально, совершенствуя и расширяя эти знания в последующие годы обучения. Понятие «археологической культуры» завершает собою изучение основных методов археологических исследований.

Знакомство школьников с методами археологических исследований, позволяет не только осознать, каким образом появляется та или иная информация о прошлом, но и учит критически подходить к этой информации. Хотя над стереотипом авторитетности печатного слова приходится работать долго. Если для первогодок прочитанное в научной книге неоспоримая истина, то для старших школьников это лишь вариант решения проблемы конкретным учёным или учёными, их результат использования тех или иных методов и полученных с их помощью каких-то итогов. Здесь важно показать, как воспринимать критично научную информацию и эта работа начинается с первого года занятий в клубе.

Литература

  1. Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. Учеб. пособ. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1980. — 335 с.
  2. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. - М.: Высшая школа, 1989. - 223 с.
  3. Миллер А.А. Археологические разведки // Известия Государственной академии истории материальной культуры. Выпуск 83. - Л. 1934. – 210 с.
  4. Положение о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчётной документации. Утверждено Решением Ученого совета Института археологии Российской академии наук от 30 марта 2007 г.
  5. Розенфельдт Р.Л. Разведки и раскопки памятников железного века в лесной полосе европейской части СССР. // Методика полевых археологических исследований. – М.: Наука, 1983. – с.31-39.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017