Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Решение проблемы загрязнения чернозёмов: опыт проектирования в формате летней научно-образовательной школы «Лифт в будущее»

Галахова Оксана.Борисовна
Магистр почвоведения, главный специалист Департамента образовательных программ НП «Лифт в будущее», г. Москва

Вострокнутова Валерия Михайловна
Студентка факультета Почвоведения МГУ М.В. Ломоносова, г. Москва

Представлены возможности реализации межпредметной интеграции в ходе обучения школьников инновационному проектированию во время летней научно-образовательной школы «Лифт в будущее» на направлении «Среда жизни человека и общества».  

Ключевые слова: проектирование, проблемное мышление, инновации в обучении, научно-образовательная школа (НОШ).

Работа учащихся в научно-образовательной школе «Лифт в будущее» базируется на том, что они вводятся в решение актуальной комплексной проблемы, и строят свой отраслевой проект, направленный на решение этой проблемы.

Для участников НОШ должны быть созданы условия включения в если не в реальные проекты, то в реальную ситуацию, которую школьники искренне желали бы изменить. Такие условия могут достигаться через анализ информационных материалов, встречу с экспертом, экскурсию на объект.

Программа 48-часового курса предполагает, что в конце курса учащиеся смогут представить коллективно разработанный проект отрасли, основанный на новых принципах и новых знаниях. Для того чтобы проект, который разрабатывают учащиеся, был не пустой фантазией и не пересказом экспертных мнений, работа выстраивается в технологии организационно-деятельностных игр (ОДИ), разработанной в 70-е годы коллективом методологов под руководством Г.П. Щедровицкого[1]. В основании ОДИ как формы лежит наличие проблемы. Под проблемой понимается не просто затруднение или сложный, требующий размышления и поиска информации вопрос. Проблема понимается как особый разрыв деятельности, который определяется отсутствием средств к его преодолению; иными словами, не только у участников нет какого-то особого знания, позволяющего разрешить сложную ситуацию – этого знания нет ни у кого в мире. Поскольку участники летней проектной школы вводятся в решение комплексной проблемы, то такая работа предполагает заимствование учащимся в той или иной форме позиции управленца, который должен разрешить данную ситуацию, сорганизовав видение и знания различных профессиональных позиций. Может оказаться так, что отсутствующие для решения проблемы средства и механизмы относятся к разным профессиональным действительностям – финансовой, научной, управленческой. Это определяет форму ОДИ – позиционность, т.е. участники занимают свои позиции, соответствующие решению профессиональной задачи.

В статье описывается ход работы проектной группы школьников, направленный на решение действительной проблемы загрязнения высокоплодородных почв чернозёмной зоны выбросами предприятий цветной и черной металлургии (Липецкая, Воронежская, Курская области).

После установочной лекции, группам были представлены последние статьи, аналитические обзоры, статистика. В ходе анализа представленных материалов, группа конкретизировала проблему: плодородная почва в окрестностях металлургических предприятий не используется в сельском хозяйство, а если используется, то продукция может содержать повышенные концентрации тяжёлых металлов. Была поставлена цель: разработка эффективного способа ремедиации черноземов при загрязнении тяжелыми металлами.

Группа из 10 человек естественным образом разделилась на четыре подгруппы:

  • технологи - изучение и обработку материла, опираясь на статьи и иные источники информации, сравнение ныне существующих технологий с различных аспектов и выявление преимуществ своих технологических идей;
  • экономисты – составление сметы на проведение рекультивационных работ конкретного участка земли; сопоставление стоимостей штрафов и рекультивации;
  • менеджеры - разработка проекта, начиная с "фундамента"- описания проблемной ситуации, проблемы, оценки ее актуальности, поиск заказчиков;
  • аналитики -составление карт загрязнений, сводных сравнительных таблиц, относительно опыта РФ и опыта за рубежом.

Рис. Инновационные решения для технологий биоремедиации почв

На следующем этапе группе был организован «вброс» предметной информации: прочитана лекция о возможностях и способах рекультивации с акцентом на биоремедиацию, были предоставлены последние статьи (2015 года). Важно отметить следующее преимущество: школьники осваивают передовые научные знания, и учатся предлагать технические решения на базе новых принципов и эффектов. Изучив материал, школьники сделали вывод о том, что новые технологии, новые методы существуют, но, к сожалению, они не распространены на территории РФ.

Первое технологическое решение группы биоремедиации заключалось в инновационном и экологичном способе обработки почве комплексонами. В России в качестве комплексона используют ЭДТА, который, в свою очередь, чужероден для почвы и экономически невыгоден. Ребята, изучив последние зарубежные результаты исследований, предложили решение, заключающееся в использование цитрата (лимонной кислоты) и фульватов, характеризующиеся природным происхождением и низкой стоимостью.

Другим технологическим решением явилось предложение предварительного инокулирования семян горчицы (используемой в качестве агента фиторемедиации) циано-бактериальным комплексом. Благодаря двум инновационным решениям предполагается увеличение эффективности биоаккумуляции ионов тяжёлых металлов растениями.

В ходе работы над проектом, группа неоднократно выступала перед преподавателями и другими участниками направления, получила экспертную консультацию и оценку своей деятельности от специалистов, занимающихся подобными проблемами на Ступинском металлургическом комбинате, в Курском университете, в администрации г.Ступино.

Следует отметить высокую мотивацию участников проекта, которая имела серьёзные основания:

1) принятие проблемной ситуации как значимой («мы здесь не в игрушки играем»);

в) уверенность в том, что ситуация действительно проблемная (не обнаружено средств ее разрешения);

г) актуальность проблемной ситуации - есть возможность действия;

д) причастность –в ситуации есть личный вызов, пространство собственного действия и собственного роста;

е) понимание, что для педагогов проблема имеет смысл (работа выстроена в сотрудничестве, совместном поиске), и не является идеологемой.

Кроме высокой мотивации и приращения компетенций, следует отметить ещё два выхода ОДИ:

Постановка задач самими школьниками для выполнения в научно-исследовательской лаборатории (о влиянии тяжёлых металлов на почвенную микробиоту) и осмысленное самоопределение (группа отождествила свою деятельность с деятельностью консалтинговой компании).

Список литературы.

  1. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) /Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 9 (2) М.: Наследие ММК. 2005. - 320 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017