Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


«МИР ЛЕСА: ЖИВОТНЫЕ»
(методическая разработка к сетевому этно-экологическому проекту «Древо жизни»)

Доронин Дмитрий Юрьевич
аспирант Отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН им Миклухо-Маклая

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность: экологическое образование и традиционная культура

Мир леса во всём его разнообразии всегда сопутствовал традиционной культуре селений человека в географическом пространстве России. Точнее, конечно же, говорить о многообразии традиционных культур России – русских, финно-угорских, тюркских, самодийских и пр. Как у всякой деревни – свои леса со своей неповторимой природой, топонимикой и поверьями, так у каждой деревни – своя традиционная культура, свои уникальные представления об этих лесах. Это – многообразие народной психологии, народного традиционного природопользования и природосбережения, «традиционного экологического сознания». Изучая и педагогически осмысляя многообразие фольклорных представлений о лесе, мы получаем живой, интереснейший материал для предельно-конкретного (Вот они – наши леса! Что говорится - «потрогать можно»!), неотвлечённого экологического образования и воспитания школьников. Поскольку мир традиционных фольклорно-мифологических представлений о природных объектах очень часто экологичен и природоохранен.

И это неслучайно, ведь традиции и промыслы каждого села, деревни – это то уникальное для каждого района и селения отношение людей к природе, которое складывалось и шлифовалось тысячелетиями. В нем нет ничего лишнего, неразумного – также как ничего лишнего мы не найдем в природе. В каждом районе, селе, деревне человек исстари сталкивался с особенностями того природного пространства, в котором ему приходилось жить: охотиться, ремесленничать, возделывать землю. От этого пространства, от сохранности ближайшей к человеческому жилью природы напрямую зависело благополучие деревни, крестьянского двора, жизни человека, его детей и внуков. Потому традиционный быт и хозяйство человека осторожно и по-умному относились к природе. В наше время такое, традиционное, отношение мы назовем экологически грамотным.

Столетиями природопользование жителей сел и деревень не нарушало природного равновесия. И это не оттого, что людей тогда было меньше, а потому, что в традиционном природопользовании учитывались все мельчайшие особенности той природы, в которой располагалось село или деревня. К счастью, все эти уникальные хозяйственные формы, промыслы и ремесла не отошли в прошлое. Они современны, живы и сохраняют ту уникальную природную среду, в которой возникли – до той поры, пока жива эта природа, пока живы те селения, в которых они бытуют, и те люди, которые считают эту традицию своей жизнью. Наши методики позволяют педагогам и детям научиться собирать, экологически понимать, возрождать свои родные традиции и представления о природе.

Важной задачей в решении проблем экологического, патриотического и духовно-нравственного воспитания и образования в конкретных районах и областях России является педагогическая популяризация местной, характерной именно для их населенных пунктов традиционной экологической культуры.

1.2. «Традиционная экология» мира леса

Экологическое значение леса, представлений о нём в традиционной культуре огромно. Для большинства традиционных культур России мир леса ассоциировался с «Иным миром», существующим по своим, чуждым миру человека, таинственным законам. Часто лес подступал прямо к селению человека – так мир людей («Свой мир», космос) тысячелетиями существовал в тесном соседстве, в тесной хозяйственной и духовной связи с миром чуждого, стихийного, хтонического, Иного (хаос). Именно постоянное соседство и зависимость от Иного создавали «экологический императив» традиционных культур. Он заключался в понимании того, что мир человека и его способность и право хозяйничать в мире природы ограничены. Понимание ограниченности рождали естественную осторожность, внимательность к миру природы: человек традиционной культуры не мог вседозволенно, нагло или чересчур смело вести себя в лесу, ибо не был его хозяином.

Человек традиционной культуры даже в своем доме – не абсолютный хозяин: в доме хозяин – домовой, в овине – овинник, в бане – банник, в лесу – леший и др. Неосторожность, наглость, нарушение норм в поведении приводили к беде, о чем и сейчас повествуют многие былички – рассказы о встрече человека с мифологическими существами. Самоуверенная неосторожность, жадность на охоте могла погубить человека в лесу при встрече с лешим, неосторожность к своим детям в «неурочный час» приводила к их потере. «Человек – хозяин и покоритель природы» - основа индустриально-технократической культуры; вседозволенность, слепое потребление, невнимание к нюансам, агрессивный космополитизм – черты человека такой культуры.

В мифологических представлениях традиционных культур мир леса населён разнообразными существами: растениями, животными, существами духовно-хтонической природы. Практически каждое лесное животное (звери, птицы, гады, насекомые и др.), как и растение, связано с духами или само может оказаться лесным духом («хозяином», «нечистым» и т.п.), его воплощением (оборотничество лешего в дерево, зверя и т.п.). «Иная природа» также характерна для многих мест в лесу: это могут быть особые, отмеченные народной верой, лесные поляны, болота, тропы, родники, ручьи и речки, лесные озера, валуны, муравейники, возвышенности («горки»), провалы, овраги, пещеры, ямы, «ведьмины круги», священные или почитаемые места, деревья и т.д.

Человек от начала своей истории вынужден жить за счёт леса, вторгаться в него, отсюда – огромный пласт традиционных представлений, ритуалов, связанных с посещением леса и деятельностью в нём. Это – разнообразнейшие запреты на посещение в различное время суток, недели или года, запреты на рубку деревьев, убийство животных, в зависимости от их вида, пространственно-временной ситуации или орудия охоты, запреты на какие-то виды поведения в лесу и т.д., и т.п. Это – разнообразнейшие приметы, сновидения, знаки, сопровождающие практически любое действие человека, связанного с лесом (в особенности – охотников). Совершенно очевидно: если бы лес был не «Иным», а целиком «Своим» пространством (как это кажется современному техногенному миру), то всех бы этих запретов, примет, поверий, ритуалов, как и самого леса, и дикой природы, просто бы не существовало. Представления об «Ином», постоянно присутствующем в природе, с древности сообщало человеку о неизвестности в любой точке мира: «Что-то мы знаем об этом камне или дереве, или лесе, а чего-то, быть можем, не знаем и никогда не узнаем вовсе! А значит в этом непознанном может таиться непредсказуемость и даже опасность – следует быть уважительным, осторожным, внимательным…» Но разве не говорит современная наука также о границах человеческих знаний и возможно огромной неизвестности!

Итак, один блок традиционно-культурных природоориентированных представлений связан с проникновением человека в мир леса. Но есть и другой блок «экологической мифологии» леса, связанный с вторжением мира леса в мир людей (помните: приметы с приползающей к дому змеёй или прилетающей лесной птицей?) или с пониманием, преобразованием мира леса внутри мира человека.

Притом и в том, и в другом блоке мир леса был значим для человека двояко: частично как человеческая ресурсная база (многообразие хозяйственных нужд) и как самостийный, независимый другой мир (многообразие взаимодействий, столкновений с лесом как с «Иным»).

Анализ представлений по этим параметрам обо всех лесных объектах и явлениях не вместит методика, здесь мы коснёмся только традиционных представлений о животных леса.

1.3. Цели и задачи

Данная методика позволяет педагогу и школьнику исследовать родную традиционную культуру – мир живых мифологических представлений о лесе. Цель этой разработки – экологическое, патриотическое, духовно-нравственное воспитание и образование школьников, основанное на традициях неразрушающего природопользования и фольклорных народных представлениях в целом, бытовавших ранее и сохранившихся сейчас в районах Нижегородской области.

Задачи методики:

  1. Вовлечение ребят в диалоговое пространство общения с носителями родной традиционной природосберегающей культуры;
  2. Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую, экспедиционно-проектную деятельность в пространстве родной традиционной культуры;
  3. Обучение педагогов формам и методам изучения, преподавания и педагогической популяризации конкретных аспектов традиционной культуры (в данном случае – аспект традиционных представлений о мире леса);
  4. Выявление, сбор и паспортизация фольклорно-этнографического материала о мире леса в Нижегородской области (и др. возможных регионов) силами исследовательских коллективов учащихся и педагогов.
  5. Конкретный аспект методики: Методика посвящена изучению экологических традиций и фольклорно-мифологических представлений о животных леса в современных традиционных культурах населенных пунктов районов Нижегородской области.

1.4. Возможные формы и условия проведения

Возможные формы проведения:

  1. Учебно-исследовательские гуманитарно-экологические мини-экспедиции: позволяют в минимальные сроки (выходные в ходе учебного года, 2-3 дня в каникулярное время) силами небольшой исследовательской группы (2-3 школьника) собрать материал по традиционным представлениям о лесных животных от жителей (1 и более человек) вашего или ближайшего населённого пункта;
  2. Гуманитарно-экологические сборы традиционно-культурного материала в рамках лагерных смен: позволяют разнообразить программу смены в практическом проблемно-исследовательском ключе. Ребятам предлагается (в течение 1-2 дней) побывать в роле исследователя – гуманитария и естественника одновременно – собрать и осмыслить свой собственный научный материал, характеризующий традиционное отношение к различным животным жителей деревень округи лагеря. Это и социологическое, и биологическое (ресурсно-экологическое) исследование одновременно, также в нём отражается мир народной психологии и богатство фольклорно-поэтических текстов. Напомним: особенно важным является географическая конкретность этих исследований. Здесь ребёнок с удивлением может обнаружить, что традиционные представления об одних и тех же животных в его селении и деревнях округи лагеря или различны, или отличаются какими-нибудь любопытными особенностями (приметы, обычаи и пр.).
  3. Учебно-исследовательская экспедиция учащихся: наиболее серьёзная масштабная форма, в которой может быть применена данная разработка. Организуется в районах, где есть школьные коллективы с опытом гуманитарно-экологических исследований. Предполагает действие нескольких учебно-исследовательских групп с целью гуманитарно-экологического картирования многообразия традиционных представлений и форм отношения к лесным объектам (животные, растения, растительные совокупности, лесные родники, др. объекты «географии» пространства внутри леса и пр.). Также как можно узнать – чем богато и примечательно каждое селение родного района, также школьники узнают особенную традиционную экологическую культуру каждого из этих селений. Существуют подробнейшие карты лесов (лесхозов, лесничеств, колхозных и пр. лесов) района, и надо создать подробные карты этих же лесов со всех их животным и растительным миром, но не в лесоводческом, а в гуманитарно-экологическом, традиционно-культурном аспекте. Конечно, такая карта в масштабе всего района создаётся и дополняется в течение многих экспедиций и нескольких лет. На карту наносят собираемый в экспедиции материал: топонимику лесов во всех её мельчайших деталях, а также (разными значками) разновидности традиционных отношений и представлений о конкретных природных объектах – родниках, животных и пр. (см. «Методику паспортизации проектной гуманитарно-экологической деятельности»). Результатом является представление и сохранение уникальности многообразия традиционных культур в родном районе. Так работает педагогическая актуализация местных традиций и фольклорных представлений силами самих же учащихся. Взрослые и дети смогут обозреть удивительную картину изменения, взаимного влияния, уникальности вариаций традиционных сюжетов, фольклорно-мифологических представлений о природных объектах мира леса – от одной деревни к другой, с севера на юг, от запада на восток в географическом пространстве традиционных культур родного района. Эколого-биологической уникальности разнообразия различных уголков и природных сообществ района природы здесь соответствует гуманитарно-экологическая, традиционно-культурная уникальность.

Допускается комбинирование этих основных воспитательно-образовательных форм или выработка новых с учётом местной специфики.

Материалы исследований учащихся, выполненные в рамках любой из этих форм, могут быть обработаны (см. «Методические указания к выполнению детских учебно-исследовательских гуманитарно-экологических работ на областных конференциях») и поданы на гуманитарно-экологические секции школьных областных конференций областного центра развития творчества детей и молодежи (пр.Гагарина, д.100).

Возраст детей-участников: Средний и старший школьный возраст.

Возможные учреждения-участники: Эколого-биологические, краеведческие, фольклорно-этнографические, литературные, исторические кружки при школах, интернатах, учреждениях дополнительного образования, музеях, библиотеках. Школьные лесничества. Общества православной и народной культуры при воскресных школах. Детские оздоровительные, профильные лагеря и т.д.

2. Содержательная часть

Материал разнообразия мифологических представлений о лесных животных даже внутри только русских традиционных культур огромен. Здесь мы не можем представить всего многообразия вопросов, которые бы вы могли задавать в ваших исследовательских сборах местному населению. Всегда наши вопросы могут оказаться «тесными» для вашего исследования, из-за них вы можете упустить какие-то уникальные представления о животных, характерные только для ваших деревень, о которых мы можем ничего не знать. Потому: не «идите слепо» по предлагаемому нами перечню, а всегда пытайтесь как-то дополнить, конкретизировать его – пусть это станет вашим исследовательским правилом. В итоге каждый исследователь создаёт свои личные опросники (перечни вопросов по традиционно-культурному значению каких-либо объектов), оптимальные для той территории, на которой он работает, и изменяет их в зависимости от смены условий исследования.

2.1. Виды животных, выделяемые традиционной культурой:

Всё же, несмотря на многообразие представлений, в различных традиционных культурах замечается особое (сакрализующее) внимание к одним и тем же некоторым биологическим группам и видам животных. О каких-то из этих животных, скорее всего, вы также можете собрать интересный фольклорный материал в вашем районе. Приводим неполный перечень этих животных:

1. Млекопитающие: особенно - медведь, волк, росомаха, выдра, ласка, летучие мыши; также - лисица, хорёк, заяц, белка, охотничьи виды вообще, животные особенной окраски меха, больные звери;

2. Птицы: особенно – ночные хищники (филин, неясыти, совы, сычи), козодой, дневные хищники (орлы, ястреба, коршун, сокола, луни), ворон, кукушка, горлинки, дятлы (особенно чёрный – желна), удод, выпь («птица-бык»); также – поганки, зимородок, охотничьи куриные и др.;

3. «Гады»: уж (часто отделяемый в народном сознании от «змей», что важно и надо записывать), гадюка, медянка («медяница»), скопления («клубки») змей, также - несуществующие виды (цветовые разновидности змей и путаницы с веретеницей), чьи названия надо также обязательно записывать. Также выделяемы в представлениях, приметах, обычаях: ящерицы (особенно зелёные) и «ящерки», жабы, лягушки, жерлянки (особенности «пения») и др.;

4.Беспозвоночные: пауки, муравьи, пчёлы, осы, шмели, «оводы», комары, мухи, «гнус», клопы, клещи, вши, блохи, «мотыльки», крупные ночные бабочки, светлячки, кузнечики, «жуки», червяки, др.

2.2. Основные признаки, выделяемые в животных вниманием традиционной культуры:

Таким образом, чаще всего это животные, которые могут:

    • быть связанными с ночью;
    • быть похожими на человека (медведь) или связанными с человеком (оборотни);
    • быть ядовитыми или смертельно опасными для человека;
    • иметь чёрную окраску;
    • иметь устрашающий вид;
    • иметь неприятный (по традиционному общественному мнению) вид;
    • питаться кровью;
    • иметь некое особенное поведение;
    • иметь особенные (резкие, странные, устрашающие, передразнивающие, красивые или похожие на слова) крики или песню;
    • иметь большие зубы, клюв, рога, когти, хвост;
    • быть слепыми, жить в земле;
    • иметь белую окраску;
    • иметь цвета крови глаза, пятна, «бровки» и пр.;
    • оставлять особенные следы жизнедеятельности;
    • иметь «жало»;
    • быть хищниками;
    • иметь крупные глаза и «лицо» (как, например, у сов);
    • быть связанными с водой, дуплами, провалами, ямами или пещерами;
    • строить, создавать нечто особенное по величине, масштабу или форме (муравейники, плотины, берлоги, особые норы или гнёзда и т.п.);
    • иметь «раздвоенную лапу» (и потому быть запрещенными в пищу – иногда заяц, лисица, пр.);
    • быть вестниками духов, божеств или самими лесными духами (что, конечно же, вытекает из предыдущих пунктов)

Эти признаки можно использовать на опросах и при составлении опросников. Например, первоначально вопросы можно формировать так: «А говорили ли раньше – может быть, вы слышали – что какие-то ночные или чёрные птицы связаны с нечистой силой? Какие? А почему они? Они как-то себя особенно ведут?» «А бывают животные чем-то на человека похожие? Ну, фигурой или лапой, или глазами, головой или лицом? И что про это рассказывали? Расскажите, пожалуйста – пускай даже если это неправда, нам неважно – мы и сказки собираем.» «А каких животных раньше не ели, а сейчас кто-то охотится и ест? Почему не ели? А сейчас каких не едят? Почему?» И тому подобное.

2.3. Перечень основных смысловых пунктов, которые нужно учесть при опросе:

А) Человек в лесу:

1. Местные (диалектные и обычные) названия диких животных: начиная от охотничьих, приведённых в вышеуказанном списке, подходящих к списку признаков, до всевозможных других.

2. Запретные и заместительные именования: существовал и сохраняется кое-где до сих пор запрет на произношение настоящего имени некоторых видов животных (типичный случай – медведь, которого до сих называют различно) – очень древние представления, о которых косвенно может свидетельствовать наличие нескольких названий животного. Прямо о запрете помнят редко;

3. Личные имена диких животных;

4. Встреча животного в лесу (встреча наяву): к добру или не к добру? Примета ли это, в чём она состоит? Что случается, если встретишь? Были ли такие случаи? Расскажите их, пожалуйста. Что надо делать, если встретишь? Можно ли как-то обезопасить себя от встречи? Как избавиться от последствий встречи? Может ли через животное лес подавать человеку какой-то знак?

5. Сон в лесу (встреча животного и взаимодействие с ним во сне): подобные вопросы. Также: какие животные вам снились? Когда последний раз? Часто ли? Какие чаще? Что самое особенное из сбывшегося, что предвещал сон? Какие животные снятся к удачной охоте? Какие – к неудачной? Откуда такие сны, кто-то их посылает? А говорили, что, может, какие-то лесные силы («хозяева») сон могут послать? Есть ли разница – когда снится животное в лесу и когда оно же снится дома? Сны в лесу – особенное значение или такое же, как дома? Сны как знаки или предупреждения – так бывает? А что другим снилось, слышали рассказы?

6. Активное взаимодействие с животным в лесу:

    • Случаи помощи человеку (знак, предупреждение, активная помощь);
    • Случаи преднамеренного вреда человеку, сглаза;
    • Оборотни: случаи столкновений, сожительства, помощи. Также – просто рассказы про оборотней (взаимодействие человеческой и животной природы внутри персонажа);

7. Лешие, «хозяева» и другие лесные «существа низшей демонологии»:

    • Являющиеся в виде животных: какие животные? Какие случаи? В каких обстоятельствах? Почему в облике именно такого животного - как вы думаете?
    • Общающиеся через животных: те же вопросы. Каким образом происходило общение? Какие их любимые животные?
    • Животные, принадлежащие таким существам: Какие животные? Что они делают с ними? Как-то могут быть связаны кочёвки или массовые переселения животных с лешим?
    • Имена и названия таких существ. Как они выглядят? Что в их облики от животного, от какого? А что – от человека?
    • Характер общения охотника и пр. человека, посещающего лес, с такими существами: что-то просит? (Как?) Благодарит? (Как?) Приносит жертву (выплёскивает чуть чая или водки, «кормит» огонь, оставляет где-то кусочки еды и т.п.)? Как избавиться от наваждения, вызванного лешим (если заблудился и т.п.)?
    • Случаи попадания детей в мир этих существ: где они бывают? Куда, по каким местам и кто их водит? Что они при этом делают? Каким предстоит им лес и мир людей? Встречают ли каких животных? Как возвращаются домой, в мир людей? Как детей вызволить оттуда? Почему вообще они туда попадали (в лес к лешему, или к водяному или к баннику)? Были ли случаи?
    • Случаи брака, сожительства, общения людей с такими существами как с людьми: например, к охотнику в лесную избушку наведывается какая-то девушка, которая, как затем выясняется, - не человек. Были ли такие или другие случаи? Расскажите? Как избавлялись? Не говорили ли когда-то о каких-то лесных людях (у марийцев - овды)?
    • Подарки и пр. возможное добро от таких существ людям: были ли случаи? Расскажите.

8. Убийство животного в лесу:

8.1.Охота:

    • Способы и орудия охоты: на какого животного – как? (коллективная, одиночная охота; пешая по маршруту, проверка участка, как-то ещё. Ловчие ямы, ловушки, капканы, ружья и пр.);
    • Значение дериватов (частей тела или внутренностей) в убийстве животного (куда стрелять?) и при разделе, обработке (что в первую очередь отрезать, вырезать, готовить и есть в лесу?) его туши (тушки). Также: оставляли ли какие-то части животного специально в лесу? Как захороняли внутренности, голову, шкуру и пр. (если оставляли)? Имели какое-то особое значение у убитого животного: сердце, печень, легкие, глаза, нос, что-либо ещё? (Какие-то поверья. Обычаи, приметы, гадания с этим связанные?) Зачем всё это делалось?
    • «Похороны» добытого животного, заместительные жертвы: захоранивали ли тушку (если не нужна была) или бросали просто так? Говорили ли какие-то слова при выстреле, убийстве животного, над убитым животным, при разделе животного, при захоронении его ненужных частей? Что-то взамен убитого животного надо было отдать лесу? С какой целью? Как?
    • Чтобы животное добыть: приметы, гадания на охоту, приговариваемые слова, «подарки» лесу, какие-то действия, ритуалы, встреча с человеком с «хорошим глазом», что-то ещё?
    • Из-за чего неудача в добыче этого животного: приметы, гадания, чей-то вред, сглаз, наговор, порча, встреча с каким-то человеком («тёмный глаз», пустые вёдра у бабы, что-то ещё?), плохое поведение охотника в лесу? Оттого что не совершил предварительно каких-то действий? Не поблагодарил? Кого? Как? Были ли случаи с кем-то? А с вами?
    • Охотничьи запреты на убийство каких-то животных: каких? Почему? Были случаи убийства? Что-то плохое происходило с тем, кто убил? Как отнеслись к нему люди? Почитаемые («божьи птицы» и пр.) и нечистые животные – есть такие среди них, которых убивают?
    • Запреты на употребление в пищу: Какие животные? При этом можно охотиться (на мех, например) или нет? Почему нельзя есть? Плохие случаи оттого, что кто-то съел (наказания, пр).
    • Охотничьи запреты на добычу ружьём: какие животные? Почему? Были случаи убийства? Что-то плохое происходило с тем, кто убил? Как отнеслись к нему люди?;
    • Календарные запреты: по дням недели (каким? почему?), по праздникам (каким? почему?), времени суток (какому? почему?), сезонам или месяцам (не спрашивать про современные государственные сроки охоты). Случаи нарушения и наказания за это – от людей, от судьбы человека (сам себя наказал), от высших сил;
    • Пространственные запреты: индивидуальные и ли коллективные охотничьи участки, их наследование, размер, способ распределение между охотниками или семьями. Охотничьи избушки, пользование чужими избушками (благодарность хозяину, наказание непрошенному гостью). Наказание за нарушение охотничьих участков. Изменения в составе и количестве дичи на участке за годы. Лешие, существа-покровители, «хозяева» на охот. участках и в избушках. Запрет охоты в каких-то особых («дурных», где леший, святых, почитаемых) местах;
    • Запреты по погоде и в связи с пр. возможными условиями: приметы, гадания, были случаи?

8.2. Убийство, не охотничьего вида: приметы, причины, наказания (лягушка – к дождю и пр.)

9. Пространственная приуроченность какого-либо животного в лесу: Поверья про:

    • Логова, берлоги, гнезда, норы и пр.: приметы, связанные с обнаружением – к счастью, не к добру, к чему-то ещё? Действия при обнаружении. Случаи наказаний от человека или высших сил (существ леса) за разорение, изымание яиц, детёнышей. Есть ли какие-то запреты?
    • Тропы: приметы и действия, связанные с обнаружением или использованием звериной тропы;
    • Места встреч животного с людьми: какие-то особые места? Плохая, хорошая встреча?
    • Места питания, кормёжёк: приметы и действия, связанные с обнаружением;
    • Места массового скопления («праздники», «сходки» зверей): приметы и действия, связанные с обнаружением. Что там животные делают? Зачем собираются? Вы встречали?
    • Места размножения («свадьбы»): приметы и действия, связанные с обнаружением. Как животные организуют эти «свадьбы» по сказкам и рассказам стариков-охотников? Кого приглашают? Что там делают? Расскажите о таких свадьбах. Вы видели?
    • Места сражений («турниры», противоборства хищникам, «войны»): приметы и действия, связанные с обнаружением. Аналогичные предыдущим вопросы;
    • Места смерти («кладбища» и пр.): приметы и действия, связанные с обнаружением. Аналогичные предыдущим вопросы;

10. Временная приуроченность какого-либо животного в лесу:

    • поверья, связанные со сроками размножения;
    • поверья, связанные со сроками миграций;
    • поверья, связанные со сроками спячки;
    • поверья, связанные со сроками оборачивания, превращений в человека, др. животных или во что-то ещё;
    • поверья, связанные со сроками продолжительности жизни и временем смерти;
    • поверья, связанные со временем (суток, года) наиболее вероятной встречи (связь с характером встречи);
    • поверья, связанные с ночными животными;

11. Нахождение дериватов (частей животного) и прочих следов жизнедеятельности: поверья, приметы и действия, связанные с обнаружением: 1.Следа; 2.Повреждения на объектах (метки, поеди и пр.); 3.Помёта; 4.Мочевых меток; 5.Клока шерсти; 6.Пера; 7.Выползка змеи; 8.Рогов; 9.Черепа; 10.Клыка или зубов; 11.Хвоста; 12.Шкуры; 13.Какой-либо другой части мёртвого животного или трупа;

11.2.Магическое значение дериватов внутри леса (для защиты человека, для самого животного и пр.)

Б) Мир леса в человеческом мире:

1. Вторжение животных леса в мир человека: значит ли что прилёт к дому лесных птиц (дятлы, кукушки и др.), приход в селение медведя, волков и пр.? Змея, заползшая в дом? Следы лесных животных в селе? Приметы, действия, поверья, связанные с этим. Может ли это быть каким-то знаком? Чьим? Что делает ласка, приходя в село? Путает гривы лошадям, мучает скот? Кто-то ещё путает?

2. Оборотни, лешие и т.п. на территории села: когда, почему? Способы противостояния.

3. Упоминание лешего, других подобных существ, каких-то зверей в доме, в селении: может ли быть это чем-то чревато? Чем? Были ли такие случаи?

4.Отражение лесных зверей и существ в традиционных праздниках и ритуалах:

5. Животные и зооморфные, демонические персонажи в святочных ряжениях;

6. Упоминание лесных животных в песнях, гаданиях, заговорах, духовных стихах, пр. текстах;

7. Присутствие мира леса и лесных животных и существ в пространстве мира детства:

В: колыбельных, заговорах, загадках, играх, игрушках, «страшных», пугающих рассказов для детей и пр

8.Отражение мира леса и лесных животных и существ в традиционной материальной культуре:

В: глиняной игрушке, др. промыслах, орнаменте, домовой резьбе, росписи, вышивке, оберегах и пр.

9. Мир леса, лесных животных и существ в комплексе фольклора о колдунах, в их деятельности;

10. Мир леса, лесных животных и существ в пространстве человеческой смерти: положение кладбища за рекой в лесу, применение лесных растений в обряде. Почему так? «Огненные змеи» («гости», «летуны»), приходящие от леса? Их «лесные подарки и гостинцы» (какие?). Что-то ещё здесь о лесе?

3. Рекомендуемая литература

  1. По проведению и оформлению гуманитарно-экологических исследований:
  2. Доронин Д.Ю., Галчинова О.Н. Сетевой областной этно-экологический проект «Сорок ключей»: Методическая разработка. – Н.Новгород: ОЦРТДиМ, 2001, 2003;
  3. Доронин Д.Ю. Сетевые гуманитарно-экологические проекты: от мифологического сознания к современной экологической культуре // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Материалы VII научно-практической конференции, ноябрь 2003г. – Н.Новгород: ННГУ, 2003. - С.26-28;
  4. Доронин Д.Ю., Доронина Т.Б. Методика паспортизации областной проектной гуманитарно-экологической деятельности в районах Нижегородской области // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Материалы VII научно-практической конференции, ноябрь 2003г. - Нижний Новгород: ННГУ, 2003. - С.28-31;
  5. Доронин Д.Ю. Педагогическое осмысление традиционной культуры. Методическая разработка. - Нижний Новгород: ОЦРТДиМ, 2003;
  6. Доронин Д.Ю. Методические указания к выполнению детских учебно-исследовательских гуманитарно-экологических работ на областных конференциях.– Н.Новгород: ОЦРТДиМ, 2002, 2003;

Дополнительные опросные методики:

1.Галчинова О.Н. Перечень ориентировочных вопросов для использования при сборе информации по традициям неразрушающего природопользования. Лес. Охота;

2.Доронина Т.Б. Ориентировочный перечень вопросов для гуманитарно-экологического экспедиционного опроса о значении растений. - Нижний Новгород: ОЦРТДиМ, 2003;

3. Пестов М.В., Галчинова О.Н. Змеи как объект сакрализации. Опросник;

4. Доронин Д.Ю. Вопросник “Горный мир” (Перечень вопросов по традиционным представлениям о тайге и горах в культуре народов Алтая);

3.3. Дополнительная теория:

1. Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1997;

2. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга первая: Птицы, тт. 1,2. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.

3. Доронин Д.Ю. Мифосимволизм традиционной культуры: актуальный эколого-педагогический потенциал // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Материалы VII научно-практической конференции, ноябрь 2003г. - Нижний Новгород: ННГУ, 2003. - С.25-26



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017