Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Компьютерные фенологические проекты как средство развития проектно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном экологическом образовании

Варламов Алексей Сергеевич
ассистент ФГБОУ ВПО Нижегородский педагогический университет имени К.Минина

В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида – это проект и исследование. Под проектом мы понимаем деятельность по созданию оригинального продукта (изделие, мероприятие, знание, решение проблемы), предполагающую координированное выполнение взаимосвязанных действий в условиях временных и ресурсных ограничений. Под исследованием мы понимаем процесс открытия новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Фенология (от греч. φαινομαι — появление) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца [2].

Фенологические наблюдения являются одним из наиболее доступных форм массовой эколого-краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди, интересующиеся изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения. В России они включены в программы школьного и внешкольного образования. Данные фенологических наблюдений помогают агробиологическим и метеорологическим станциям, научно-исследовательским учреждениям полнее изучать разнообразие и закономерности динамики природы [2].

Фенологические наблюдения имеют давнюю традицию. Народная фенология зародилась в глубокой древности. Начало научной фенологии положили Р. Реомюр и К. Линней в XVIII веке. В это же время и в России начались регулярные наблюдения. Сеть сроков прилёта птиц была организована в середине прошлого столетия А.Ф. Миддендорфом. Его дело продолжил сын Эрнст, долгое время руководивший сетью наблюдателей в Эстонии [1]. В последствии эти наблюдатели влились в сеть корреспондентов, организованную Д.Н. Кайгородовым. С его именем связан наибольший размах фенологических наблюдений в дореволюционной России. Результаты наблюдений, получаемых от корреспондентских сетей применялись для авифенологического картирования. Материалы по миграциям птиц, получаемые с помощью методов орнитофенологии и визуального наблюдения, обобщались также Н.А. Северцовым, Е. Гомейером и другими орнитологами. В настоящее время сетью наблюдателей-корреспондентов на территории России ведает Русское Географическое общество. Начиная с исследований А.Ф. Миддендорфа, наряду с профессиональными орнитологами существенную роль в развитие орнитологии вносили массовые наблюдения птиц любителями.

Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественнонаучного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой [4]. Значение фенологической подготовки школьников и студентов особенно возрастает в настоящее время в связи с проблемой экологического образования и воспитания. Это, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдениям за периодическими явлениями природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной деятельности [3].

Фенологическую подготовку школьников, студентов, научных сотрудников широкого экологического профиля следует рассматривать как одно из основных звеньев системы экологического образования. В качестве примера могут послужить разработанные программы и пособия по фенологии: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» [8]; Шернин А.И. «Фенологическая работа в школах Кировской области» [8]; Хомченко С.И. «О фенологических наблюдениях» [7]; Куприянова М.К. «Весенние фенологические наблюдения» [2]; Ромашова А.Т. «О фенологической работе в школах» [6].

Раннее занятие фенологией может послужить источником полезной информации и доступным инструментом начального этапа исследовательских работ, и познакомиться с природой родной страны, способствуя проявления любознательности и наблюдательности [6]. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.

Исследовательская деятельность учащихся в дополнительном образовании не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, предполагает участие в ней специалистов в области охраны природы. Именно в такой работе у ребят закладываются умения и навыки природоохранной деятельности [5]. Практическая деятельность позволяет установить связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, дает возможность ребенку самоутвердиться, самореализоваться в сферах деятельности и чувствовать свою сопричастность к жизни общества.

Большой потенциал для формирования ИКТ-компетентности обучающихся предоставляют образовательные интернет-проекты. Участие в таких работах может успешно осуществляться в рамках дополнительного образования.

Педагоги и психологи подчеркивают, что такие проекты повышают эффективность учебного процесса, способствуют повышению мотивации школьников, развитию творческой и исследовательской деятельности школьников, знакомят с культурой других народов.

Дети и взрослые во многих странах мира используют Интернет не только как справочник, позволяющий найти ответы практически на все вопросы. Существуют сайты, в которых можно хранить свои собственные материалы по наблюдению за живой природой, сделав их доступными как для широкой сети пользователей, так и для избранного круга единомышленников. В этом случае сайт становится эффективным инструментом для познания мира [5]. Для школьников в Интернете есть много интересного и полезного, в том числе - международные проекты, где дети регистрируют результаты своих наблюдений за животным миром своих стран.

Наиболее масштабный компьютерный экологический проект – это «Проект Земля» (http://www.projectearth.net/), экологическая онлайн-сеть, веб-инструмент для глобального диалога по вопросам, связанным с окружающей средой, и для решения сегодняшних глобальных экологических проблем. Данный проект – это своеобразная социальная сеть, в которой школьники вместе с учителями со всей планеты могут делиться идеями и информацией об экологических проектах и учиться друг у друга. На сайте осуществляются:

  • обмен идеями и ресурсами для успешного решения экологических проблем;
  • демонстрация инновационных экологических проектов;
  • связь в сообщество эко-образованных людей в мире;
  • участие в экологических конкурсах, и акциях;
  • повышение информирования и образования других людей о экологических проблемах нашей планеты [1].

Благодаря встроенному Интернет-переводчику снимается языковой барьер – дети и учителя из разных уголков планеты успешно взаимодействуют в решении локальных экологических проблем, проводят школьные исследования, реализуют экологические проекты.

Продемонстрируем пример одного их проектов сайта: «Помогите птицам» (2011), Казань, Россия.

Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

Задачи проекта: Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города; провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; практическое выполнение кормушек и скворечников; сделать анализ и обобщить результат [7].

Интересен опыт функционирования международного проекта ГлобалЛаб (http://www.globallab.ru/). Это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития проблемного обучения надпредметным навыкам и компетенциям параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин. Важным для наших задач является элемент, обязательный для всех участников проекта – «синхронный экологический стоп-кадр». В один день, в одно и тоже время все классы - участники Глобальной школьной лаборатории, выходят на свои опытные участки и проводят согласованные наблюдения и исследования по стандартному протоколу. Учащиеся измеряют температуру воздуха на своем опытном участке, проводят фенологические наблюдения, описывают облачный покров. Затем данные всех классов вводятся в общую базу данных, сравниваются и анализируются на основе предлагаемых в проекте методик [9].

Накоплен достаточно обширный региональный и международный опыт организации компьютерных фенологических проектов. В табл. 1 приведен обзор наиболее распространенных фенологических проектов:

Таблица 1. Распространенные фенологические проекты

Название проекта

Организатор

Ссылка на проект

Цель и сущность проекта

Международный проект «Ход Весны 2012-2014: свидетельства изменения климата через 120 лет»

Немецкие и российские естествоиспытатели на территории современной Калининградской области, Польши, Литвы и Германии.

springway2013@gmail.com; http://www.springway2013.ru/

Проект базируется на регистрации сезонных явлений в развитии 48-ми видов растений, широко распространенных в этом регионе.

Фенологический проект "наблюдаем природу"

Томский областной центр информационных технологий

root@phenolog.obluo.tomsk.su;

http://gimn1567.ru/expir/fen.htm

Технология проекта "Наблюдаем природу" проста: любое природное сезонное явление нужно обнаружить, записать дату его начала (или окончания) и запись отправить электронной почтой сразу после наблюдения.

«Фенологический календарь окрестностей города Рузы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 г.Рузы»

http://www.ruza-gimnazia.ru/index.php

Изучение сезонного развития природы окрестностей города Рузы и составление фенологического календаря за 2009-2011 гг.

Учебный эколого-фенологический телекоммуникационный проект "Загадки и тайны мира снега"

Разработан кафедрами "Экологии и экологического образования" и "Физической географии" УрГПУ

http://starteen.unets.ru/klient/starteen/

Ознакомление детей с основными закономерностями функционирования естественных компонентов экосистем и их взаимосвязей

Исследовательский проект "Фенология птиц"

А.С.Боголюбов, Экосистема, 1996

http://karpolya.ru/uploads/zoologija/10fenolptic.pdf

Организации наблюдений за птицами по нескольким направлениям (разделам), порядок сбора, первичной обработки и оформления

результатов наблюдений.

Проект сбора систематизированных и всеохватных наблюдений за фенологическими явлениями

Программа птицы Москвы и подмосковья.

Пётр Волцит

PetrVolzit@yandex.ru;

http://www.birdsmoscow.net.ru/phenology.html

Формирование разветвленной сети наблюдателей, которая позволит детально описывать «шествие» весны или осени по Подмосковью, корректировать невольные ошибки (например, аномально раннее зацветание растения у теплой стенки), и снизит риск пропуска какого-либо явления – что не заметит один, запишут другие.

«Фенологические наблюдения за растениями»

Эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы»

http://www.ecocenter-vg.ru/index.php

Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся в рамках деятельностного подхода на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Фенологический календарь родного края

Коротков Михаил Александрович

http://wiki.iteach.ru/index.php/Проект_Фенологический_календарь_родного_края

Сбор и подготовка материалов к краеведческой конференции.

Наибольшую известность и размах приобрел международный эколого-образовательный Интернет-проект «Весна идет!» (табл. 2)

Таблица 2. Динамика участников проекта «Весна идет!»

Показатели

Количество в следующие годы:

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Число сообщений из стран Европе

4390

16455

56227

93089

103000

120000

173058

285271

Количество стран-участников проекта

21

37

37

42

35

30

34

46

Число сообщений из России

170

897

9604

36237

20079

48117

80328

178236

Количество регионов России, принявших участие в проекте

17

21

36

54

48

51

69

64

Задача этого проекта – привлечь внимание юных жителей Евразии и Африки к миру пернатых, помочь изучению, охране птиц и среды их обитания. Для этого предлагается заняться фенологическими наблюдениями – отметить дни своих первых встреч птиц пяти видов, прилетающих в разные сроки: обыкновенной кукушки, деревенской ласточки, белого аиста, золотистой щурки и черного стрижа. Проект рассчитан на участие детей и взрослых. Международная ассоциация по охране птиц BirdLife International намеревается таким образом собрать многолетние массовые данные о сроках прилета птиц, определить, влияет ли изменение климата на даты прилета птиц в Европу, привлечь внимание людей к проблеме глобального изменения климата. Проект выполняется через мультиязычный сайт с интерактивной красочной картой, на которую автоматически заносятся все поступившие сообщения http://www.springalive.net. Карта позволяет наблюдать за продвижением птиц по континенту, а с ними – и за приходом весны. Каждое новое сообщение делает более яркой окраску той страны, из которой оно прислано. Важны не только даты самых первых регистраций видов проекта в разных населенных пунктах, но и скорость накопления сообщений. Поэтому важно, чтобы в проекте участвовало как можно больше людей. В нашей стране проект координирует Союз охраны птиц России.

Сайт проекта содержит разнообразные материалы, которые могут быть с успехом применены при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в начальной и основной школе. Несмотря на казалось бы, узкий фенологический и эколого-биологический характер данного интернет-проекта, структурные элементы сайта могут быть с успехом в самых разных предметах и образовательных областях, адаптированы под возрастные и индивидуальные возможности обучающихся [4].

Рассмотрим подробнее возможности организации исследовательской фенологической работы в рамках данного проекта.

Школьники начальных классов могут выполнять элементарные фенологические исследования, сравнивая данные своих первых регистраций видов проекта в сезоне с датами, полученными учащимися либо в предыдущие годы, либо в соседних регионах. Обучающиеся основной и средней школы могут выполнять более сложные исследования. Исходным материалом для таких исследований должно стать составление базы данных о сроках прилета видов проекта (на основании материалов участников проекта, размещенных либо в «Летописи весны» http://www.springalive.net/ru-ru/spring_blog на российской странице, либо в «Весенних блогах» на страницах других стран – в зависимости от поставленных задач). Минимально необходимые для анализа поля базы данных: регион, муниципальный район, населенный пункт, вид птицы, дата регистрации. Для школьников наибольший интерес представляют исследования внутрирегионального и межрегионального масштабов.

Соревновательный характер проекта делает интересным изучение динамики числа сообщений в конкретном регионе, в стране, на международном уровне. Младшим школьникам достаточно будет провести небольшое исследование по итогам проекта, составив рейтинг стран-участниц или регионов России по числу присланных сообщений.

Для школьников основной и средней школы доступны более сложные исследования, например, изучение скорости поступления сообщений на сайт в международном, национальном или региональном масштабе. Обязательным условием выполнения такого исследования является регулярное (в идеале – ежедневное) копирование он-лайн таблиц сайта и сохранение их материалов в таблицах Excel, обработка и анализ данных.

Материалом для исследовательской работы может стать элемент сайта, позволяющий строить графики скорости поступления сообщений в разных странах применительно к 5 видам проекта. В качестве примера приведем такие графики для России в 2013 г. (рис. 1-6).

Рис. 1. Скорость поступления сообщений по всем пяти видам птиц.

Рис. 2. Скорость поступления сообщений о первых встречах белого аиста

Рис. 3. Скорость поступления сообщений о первых встречах деревенской ласточки.

Рис.4. Скорость поступления сообщений о первых встречах стрижа

Рис. 5. Скорость поступления сообщений о первых встречах обыкновенной кукушки

Рис. 6. Скорость поступления сообщений о первых встречах золотистой щурки

Российский график накопления сведений в 2013 отличается заметным «всплеском» числа сообщений 8.06.2013 – это объясняется проведением в Республике Башкортостан сабантуя, на котором Нуркеевская средняя школа активно приглашала всех участников праздника стать участниками проекта «Весна идет!» и в один день увеличила число сообщений больше, чем на 22 тысячи голосов.

Подобные графики можно строить для общеевропейской картины, или для ряда стран, расположенных в разных широтах (от Мальты до Норвегии). Накопление таких данных в течение ряда лет позволит выявить и наглядно продемонстрировать смещение сроков прилета в страну птиц.

Фенологические наблюдения приобретают тем большую ценность, чем дольше они ведутся. Во многих школах нашей страны на протяжении десятков лет на уроках природоведения и географии составлялся календарь природы. Сравнение полученных в конкретном сезоне данных с результатами наблюдений предшественников позволит сделать очень интересные выводы!

Литература.

Книга:

  1. Вероманн Х. Из истории орнитофенологических наблюдений в Эстонии. Сообщ. Прибалт. комиссии по изуч. миграций птиц. Таллин: Валгус, 1967, - № 4. - с. 151-158.

Сборники:

  1. Киселёва Н.Ю., Варламов А.С. Организация учебно-исследовательской деятельности в международном эколого-образовательном интернет-проекте «Весна идёт!» // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 9. С. 90-94.
  2. Куприянова М.К., Щенникова З.Г. Весенние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) // Биология в школе. - 1980. - № 2
  3. Куприянова М.К. Общая фенология как наука // Региональные эколого-географические исследования и инновационные процессы в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2006. - Ч. 3. - с. 112-116.
  4. Николаева Н.Г. Детский образовательный проект «Весна идёт!», проект «Мир птиц России». - Экологический вестник Чувашской Республики. Вып. 57. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Изучение птиц на территории Волжско-камского края». – Чебоксары, 2007. - 370 с.
  5. Ромашова А.Т. О фенологической работе в школах // Биология в школе. - 1981. - № 4.
  6. Хомченко С.И. О фенологических наблюдениях (в помощь учителям биологии и природоведения) // Биология в школе. - 1974. - № 5.
  7. Шернин А.И. Фенологическая работа в школах Кировской области // Биология в школе. - 1974. - № 5

Электронные ресурсы:

  1. URL: http://www.projectearth.net/ (дата обращения: 20.06.2013).
  2. Информационный Интернет-портал “Библиотека биологии” – http://biobib.ru/index.php/fenologiya/obshaya-fenologiya/ (дата обращения: 20.06.2013).
  3. Информационный Интернет-портал “единое окно доступа к образовательным ресурсам” – http://window.edu.ru/ (дата обращения: 20.06.2013).
  4. Информационный Интернет-портал "Я иду на урок биологии" создан на основе материалов журнала "Биология" Издательского дома "Первое сентября" – http://bio.1september.ru/ (дата обращения: 20.06.2013).
  5. Информационный Интернет-портал "Исследователь" – http://www.researcher.ru/ (дата обращения: 20.06.2013).
  6. Информационный Интернет-портал "Российское агенство научных новостей" – http://www.informnauka.ru/ (дата обращения: 20.06.2013).
  7. По материалам сайта «Проект Земля» - http://www.projectearth.net/Project/Details/2315 (дата обращения: 20.06.2013).
  8. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-70135.html (дата обращения: 20.06.2013).
  9. URL: http://www.openclass.ru/master_class_work_page/157607 (дата обращения: 20.06.2013).



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017