Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


От редакции: В этом номере нашего журнала мы заканчиваем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра «Экосистема» из Подмосковья (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов для школьников 5-10 классов.

В предыдущих восьми номерах нашего журнала были опубликованы главы из книги директора Центра, кандидата биологических наук Александра Сергеевича Боголюбова «Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум». В них автор обсуждал особенности «натуралистического» подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов для школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучения «Экологический ликбез». В последнем номере журнала были описаны методы организации и содержание занятий по водной экологии.

В этом номере мы публикуем главы книги, описывающие основные особенности программы второй части полевого практикума – «Эколог-исследователь», в котором учащиеся приступают к самостоятельному изучению природы – проведению исследовательских работ (проектов) в природе.

Очень надеемся, что данная серия публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ «ЭКОЛОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Александр Сергеевич Боголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Экосистема" 

 

Задачи практикума «Эколог-исследователь»

Программа «Эколог-исследователь» является продолжением программы «Экологический ликбез» (она была полностью опубликована в восьми номерах нашего журнала) и рассчитана на школьников 8-10 классов, прошедших курс обучения по первой программе.

Сутью программы «Эколог-исследователь» является самостоятельное углубленное изучение учащимися тех объектов, знакомство с которыми было начато в процессе прохождения первой программы. Самостоятельное исследование позволяет школьникам более глубоко познакомиться с изучаемыми объектами, освоить основные простейшие методики исследования природы, «почувствовать вкус» к самостоятельному интеллектуальному творчеству. Совместная работа в небольших группах позволяет также выработать навыки коллективного творчества, а итоговая «научно-исследовательская» конференция развивает способности представления своих достижений перед аудиторией.

Таким образом, основными задачами программы «Эколог-исследователь» являются:

1) углубление знаний учащихся об окружающих объектах живой природы, их взаимосвязях и функционировании сообществ, слагающих экосистемы;

2) выработка у учащихся навыков самостоятельного творчества в форме научно-исследовательской деятельности, включающей весь спектр присущих этому виду творчества действий: постановку задач исследования, выбор методических подходов и методик, сбор материала, первичная его обработка, анализ, осмысление, изложение результатов;

3) овладение методами экологических исследований как одна из форм профессиональной подготовки школьников.

В отличие от программы «Экологический ликбез», в задачи которой входило первичное ознакомление детей с объектами природы, в данной программе основной упор делается на самостоятельное познание учащимися реальных закономерностей устройства и функционирования природных экосистем. Это позволяет существенно расширить сферу знаний, умений и навыков, приобретаемых во время прохождения полевого практикума. «КПД» подобной, т.е. учебно-исследовательской, деятельности во много раз превышает эффективность лекционных и экскурсионных форм учебного процесса.

 

Общая структура практикума

Структурно, экологический практикум в рамках программы «Эколог-исследователь», построен так же, как и в рамках предыдущей программы. Учащиеся выезжают на загородную базу четыре раза за трехлетний период (в период обучения в 8-10 классах) на 3-4 дня в каждый из сезонов года: один раз - осенью, один - зимой, один - весной и один - летом.

Также как и по программе «Экологический ликбез» выезды на практику могут быть как «растянуты» в течение трех лет (в период обучения в 8-10 классах включительно), так и сосредоточены в течение одного учебного года (при необходимости).

Занятия в рамках данной программы включают пять предметов: тематические предметы, проходившиеся в рамках первой программы – ландшафтоведение, ботаника, зоология и водная экология, и новый «интегративный» предмет – «экологический мониторинг».

Каждый из этих предметов проходится учащимися в течение одного-двух учебных дней в каждый из сезонов года. Таким образом, каждый из учащихся проходит все пять предметов в течение одного 3-4-дневного выезда на практику - осенью, зимой, весной и летом.

Тематики занятий на сезонных выездах построены таким образом, чтобы:

1) максимально использовать знания и навыки, выработанные учащимися во время прохождения ими программы «Экологический ликбез»;

2) охватить самостоятельными исследованиями как можно больше «ключевых» объектов живой природы и наиболее важных закономерностей функционирования природных экосистем;

3) оптимально использовать возможности, «предоставляемые природой» для ее изучения в разные сезоны;

4) максимально использовать различия в жизни природы в разные сезоны года для их самостоятельного исследования учащимися.

Схема проведения практикумов сходна для разных сезонов года. Она включает в себя выбор учащимися тематик для самостоятельного исследования - из имеющегося для данной местности и сезона года набора заданий, а также подбор оптимальной методики для проведения данного исследования. Одно исследование по одному предмету проводится группой учащихся из 2-4 человек в течение одного учебного дня. На следующий день учащиеся работают над исследованием по другому предмету, т.е. каждый день проводят исследование по новому предмету. Каждый учебный день завершается конференцией исследовательских работ, на которой каждая группа учащихся докладывает о результатах своих изысканий.

 

Формы организации занятий

Основная форма организации занятий в рамках программы «Эколог-исследователь» - самостоятельная исследовательская работа под руководством преподавателя.

Отведенное на каждый предмет время расходуется примерно следующим образом: на вводное занятие отводится 20 % общего времени (примерно 1,5 часа), на сбор и первичную обработку материала - 30 % (2-3 часа), на анализ результатов и подготовку статьи или доклада - 40 % (3-3,5 часа), и на защиту проекта на конференции - 10 % (менее 1 часа).

Также как и по программе «Экологический ликбез», вся работа на экологическом практикуме ведется по группам в 8-12 человек (класс делится на несколько равных частей). Каждая учебная группа работает в течение дня по одному предмету с одним преподавателем. Учебные группы делятся, в свою очередь, на рабочие бригады по 2-4 человека, которые в течение дня проводят каждая свое исследование независимо от других бригад своей учебной группы. Таким образом за один день по одному предмету одновременно выполняется 2-4 исследовательских работы. Все эти работы в течение учебного дня «курируются» одним преподавателем.

Каждый учебный день начинается с вводного занятия, которое проводится преподавателем для всей группы (8-12 человек) в помещении базы (учебного центра).

Вводное занятие включает себя краткую лекцию (10-15 минут) об особенностях экологии и биологии объектов исследования и закономерностях функционирования их сообществ в данный сезон года.

На вводном занятии также производится разделение учащихся по бригадам и выбор ими темы предстоящего исследования (из числа предлагаемых преподавателем).

Далее каждая бригада начинает работать самостоятельно.

Прежде всего бригада планирует предстоящее исследование, включая всю цепочку - от выбора методики до защиты работы на конференции. На этот этап отводится примерно 10-15 минут. Планируя свое исследование, бригада должна составить примерный график своей работы в течение учебного дня с учетом всех ее этапов.

Обычно план проведения исследования включает следующие пункты (этапы работы):

1) ознакомление с методикой работы, 2) полевой сбор материала, 3) его первичная обработка в полевых условиях (если требуется), 4) проведение анализов в лабораторных условиях, 5) осмысление полученных результатов, 6) подготовка работы к защите, 7) доклад на конференции.

После составления плана приступают к следующему этапу вводного занятия – ознакомлению с методиками предстоящей работы. На это отводится примерно 30-50 минут. Идеально, если каждой бригаде на этом этапе выдается методическое пособие, в котором изложена схема предстоящего исследования. Если позволяет время и для этого есть технические возможности - можно показать детям учебный фильм по данному исследовательскому заданию. Если ни пособий, ни фильмов нет – придется ограничиться устным объяснением преподавателя (каждой бригаде в отдельности, или всем вместе на доске).

Если в планируемом исследовании используются основные, «базовые» методики, с которыми учащиеся знакомы из предыдущих практикумов («Экологический ликбез» или предыдущих сезонных выездов текущего практикума, например, методика описания геологического обнажения, почвенного разреза, геоботанического описания, учета птиц или зверей и т.д.) – на вводном занятии следует «освежить в памяти» пройденное ранее.

В любом случае, на этапе ознакомления с методиками преподаватель должен убедиться в том, что перед выходом на полевую работу учащиеся вполне поняли свое задание, имеют план работы и представляют себе, что им предстоит сделать в ближайшие несколько часов.

Следующий этап – полевая работа, включающая сбор и первичную обработку материала (по ряду тематик, например по ботанике, эти этапы не разделяются).

На этот этап отводится примерно 30 % общего времени, или примерно 2-3 часа (например, с 10.30 до 13.30 часов).

Во время этого этапа бригады работают самостоятельно, однако преподаватель должен стремиться разместить их в пространстве так, чтобы у него была возможность контролировать действия учащихся, а они в свою очередь могли бы обратиться за методической помощью к преподавателю.

В большинстве случаев сделать это не трудно. Преподаватель, решая куда направить для работы ту или иную бригаду учащихся, руководствуется множеством факторов. Прежде всего это зависит от тематики проводимого исследования. Так, например, работы по ландшафтоведению, ботанике, водной экологии и мониторингу сосредоточены, как правило, на конкретных ограниченных участках (площадках или объектах), поэтому по этим предметам «развод» групп на места их полевой работы не представляет больших затруднений. Тем не менее и здесь преподавателю следует хорошо продумать - где и чем будут заниматься его «подопечные», в каком порядке разводить их по точкам, как далеко друг от друга они будут располагаться, как удобнее посещать места работы бригад, чтобы дети постоянно или хотя бы периодически были «под контролем» преподавателя.

Хуже дело обстоит с «маршрутными» исследовательскими работами, такими, например, как маршрутный учет птиц, зимний маршрутный учет млекопитающих, тропление млекопитающих по следам, наблюдение за синичьими стайками, маршрутный учет антропогенных воздействий и т.п. (перечень всех тематик, используемых в экологическом Центре «Экосистема» приведен ниже в главе «Общие особенности использования методик экологических исследований»). В этом случае преподавателю следует решать по ситуации – отпускать детей одних на маршрут или сопровождать их, оставив остальные группы на месте их работы. Это решение зависит от множества факторов – места проведения практикума (и связанной с этом опасности, исходящей от посторонних людей), сложности и безопасности природной обстановки в месте проведения практикума, сезона года, физической и интеллектуальной подготовки учащихся, их способности самостоятельно ориентироваться на местности. Идеально, если в таких ситуациях можно прибегнуть к помощи сопровождающих учителей или любых других взрослых (например, одного - двух родителей, сопровождающих детей на практику, или студентов-стажеров).

Если таких возможностей нет, то можно применить и другой способ – вначале преподаватель разводит на места полевой работы бригады, имеющие ограниченный участок работы (желательно выбирать участки их работы недалеко от базы, чтобы дети завершив сбор данных самостоятельно вернулись «домой»), дает им задание, обсуждает детали методики и оставляет детей одних. После этого уходит на дальний маршрут с оставшейся бригадой.

В любом случае, перед началом самостоятельной полевой работы преподаватель обсуждает с детьми все технические детали методики работы непосредственно на месте ее проведения. Поскольку перечень тематик для самостоятельной работы составляется заранее с учетом тех знаний, практических умений и методик, которыми учащиеся уже овладели (или хотя бы познакомились) в рамках программы «Экологический ликбез», данный этап работы представляет собой напоминание учащимся основных способов работы с оборудованием и плана сбора и анализа материала. Данную работу преподаватель проводит в полевых условиях по очереди с каждой из бригад.

По окончании этапа полевой работы (как правило после обеда) все бригады собираются в лаборатории, где начинают обработку собранного материала. Во время этого этапа преподаватель вновь находится рядом со всеми учащимися, стараясь сам не вмешиваться в ход их работы, но по мере необходимости консультируя бригады.

После обработки материала учащиеся под руководством преподавателя (здесь часто требуется его вмешательство) пытаются выявить какие-либо закономерности в полученных результатах и сделать предварительные выводы из проведенного исследования. Совместно с преподавателем они намечают общий план отчета о проведенном исследовании и оформления результатов для защиты. На этапы анализа результатов и подготовки проекта отводится 40 % времени, т.е. 3-3,5 часа.

Каждая бригада готовит к докладу какой-либо иллюстративный материал большого формата для вывешивания на стену во время доклада - таблицы, графики, схемы (достаточно по 1-3 на бригаду). Этот материал должен наглядно иллюстрировать собранные данные и выявленные в ходе исследований закономерности.

Завершающим этапом работы является защита результатов исследования, которое обычно устраивается в конце каждого рабочего дня. Защита выполненных самостоятельных работ проводится вечером (например с 18.00 до 19.00) в форме конференции. На конференции обязательно присутствуют все участники практикума - все учащиеся (разного возраста и опыта, в случае, если на практику выехала «смешанная» группа), преподаватели, школьные учителя.

Каждая бригада, полноценно выполнившая исследование, делает перед аудиторией доклад. Средняя продолжительность доклада – 5-7 минут, плюс несколько минут отводится на вопросы и обсуждение.

В представлении доклада должны участвовать все члены бригады (2-4 человека), разделив доклад на равные части.

Доклад строится по стандартной схеме: название работы, авторы, задачи исследования, краткое описание выбранной методики, описание сбора материала, обсуждение полученных результатов, обсуждение выявленных закономерностей и выводы. Главной частью доклада должно быть именно обсуждение выявленных закономерностей, а не просто описание полученных данных. Особое внимание на это должен обратить преподаватель в процессе подготовки бригадой доклада.

По окончании доклада все присутствующие имеют право (и должны) задавать вопросы. В первую очередь это касается слушателей – учащихся (коллег докладчиков или более младших детей). В нашем экологическом центре принято такое правило: по каждому докладу из аудитории должно быть задано не менее 3-5 (в зависимости от объема работы и предмета) вопросов (вопросы должны быть по существу работы). Если положенного числа вопросов не задано, «в бой вступают» преподаватели. Они могут задавать вопросы докладчикам, а также отдельно взятым представителям аудитории (особо шумным) – по логике: «если у вас вопросов к докладчикам не возникает, значит вам все понятно, тогда ответьте мне, пожалуйста, на вопрос …». Это заранее сказанное правило очень стимулирует слушателей на внимательное отношение к докладу своих товарищей.

Вопросы по докладу могут задаваться как всей бригаде в целом (отвечает любой желающий участник), так и адресно (по каждой конкретной части доклада - к соответствующему докладчику).

Оценка доклада (при желании) ведется по 10-балльной шкале по следующим критериям (5 баллов за содержание работы и 5 баллов за доклад): 1) актуальность выбранной темы, 2) правильность построения исследования, 3) правильность использования методики, 4) полнота сбора материала, 5) корректность оценки результатов, 6) лаконичность и четкость доклада, 7) качество иллюстративного материала, 8) риторика (четкость и красота речи), 9) соблюдение регламента, 10) ответы на вопросы. Доклады оцениваются всеми преподавателями независимо друг от друга, а оценки по окончании конференции передаются школьным учителям.

На работу по каждому предмету в целом отводится, как было указано выше, по 1 дню. По окончании работы над исследованием в рамках одного предмета и защиты результатов на конференции группа приступает к проведению исследования по другому предмету - с другим преподавателем. В рамках другого предмета цикл повторяется аналогичным образом. Персональный состав бригад по другому предмету может быть как другим (лучше), так и постоянным (чаще всего на практике так и получается).

 

Общие особенности использования методик экологических исследований

Основную часть программы «Эколог-исследователь» (по содержанию) составляют методики исследовательской работы в природе, разработанные и апробированные Ассоциацией «Экосистема» в 1996-2001 годах и изданные в виде комплекта из 65 методических пособий (http://www.ecosystema.ru/04materials/manuals/index.htm) и комплекта из 40 учебных видеофильмов (http://www.ecosystema.ru/04materials/video/index.htm).

Кроме этого, по каждому предмету имеются общие рекомендации по организации самостоятельной исследовательской работы учащихся (см. ниже).

Общее описание методических пособий.

Методические материалы, предлагаемые к использованию в рамках программы «Эколог-исследователь», издавались Ассоциацией «Экосистема» постепенно, в течение 1996-2001 годов.

Первым, в 1996-1998 гг. был издан комплект из 40 «методических пособий по полевой экологии». Эти пособия создавались в расчете на педагогов дополнительного образования, работающих в учреждениях эколого-биологического и натуралистического профиля - в эколого-биологических центрах и на станциях юных натуралистов. Изначальный расчет, таким образом, был сделан на специалистов-экологов, знакомых с «полевой» работой и занимающихся с «особенными» детьми, углубленно изучающими экологию.

Позже оказалось, что необходимость в таких пособиях испытывают не только педагоги сферы дополнительного образования, но и учителя средних школ, использующие в работе с детьми «нестандартные» педагогические технологии и подходы (к сожалению, в единичных случаях) - учебные экскурсии, походы и экспедиции в природу.

Кроме того, с началом проведения полевых экологических практикумов для московских школ на биостанции «Экосистема» (в 1997-98 гг.), мы убедились, что изданные пособия вполне могут быть методическими руководствами для самостоятельной исследовательской работы школьников старших классов.

Дополнительным доказательством этого стало и их успешное использование обучающимися Федеральной заочной экологической школы Министерства образования России в 1997-1999 годах. В большинстве случаев ими пользовались школьники старших классов из дальних регионов Российской Федерации, самостоятельно, без помощи каких-либо научных руководителей, проводящие полевые исследования - от постановки задачи до защиты работы.

В 1999-2001 годах был реализован второй этап создания методических материалов для учителей и учащихся по организации исследовательской работы школьников в природе: были сняты 40 учебно-методических фильмов «Комплексные исследования экосистем».

На третьем этапе ко всем 40 фильмам были написаны методические руководства – в них содержится информация, недоступная для показа в фильме.

Большая часть руководств к фильмам (примерно 70%) были написаны на основе изданных ранее 40 пособий (переработка заключалась в том, что пособия стали более конкретными, предназначенными для их использования школьными учителями). Остальные 30% руководств к фильмам были написаны заново, т.е. специально под конкретную исследовательскую работу, показанную в фильме. При этом часть пособий из первой серии 1996-1998 гг. издания не вошла в серию руководств к фильмам, - это пособия, посвященные общим вопросам организации исследований в природе, методикам обработки и оформления результатов исследований, исследовательским проектам и программам. Они остались почти неизменными и вошли в состав различных книг данной серии.

В итоге, во все пять книг вошли все пособия – как руководства к фильмам, так и все вспомогательные материалы – всего 65 пособий.

При использовании всех этих методических материалов при проведении полевых экологических практикумов следует иметь в виду, что они рассчитаны, в первую очередь, все-таки на учителей, а не на школьников. Педагогам, ведущим занятия с учащимися по программе «Эколог-исследователь», надо постоянно учитывать это обстоятельство!

При проведении полевого практикума с использованием данных методических пособий и видеофильмов, после выбора учащимися (бригадой из 2-4 человек) темы своего исследования, преподаватель должен подобрать все необходимые для работы пособия - как имеющие непосредственное отношение к выбранной теме, так и вспомогательные, имеющие отношение, например, к обработке материала и подготовке отчета.

После этого преподаватель вместе с учащимися должен просмотреть видеофильм и прочитать методическое руководство к нему, отметив наиболее важные его разделы, в первую очередь - необходимые для выполнения их конкретной работы.

На этапе составления плана работы преподаватель должен проконтролировать полное осознание детьми всей последовательности действий по сбору и обработке материала.

При проведении полевого практикума по нашей программе желательно иметь несколько копий книг или сделать копии отдельных пособий в виде брошюр – для их раздачи детям на этапе ознакомления с методикой и на этапе полевой работы. Исходя из этого, по каждому предмету в распоряжении преподавателя должен находиться хотя бы один полный комплект пособий, относящихся к данному предмету и несколько комплектов пособий, имеющих вспомогательное значение.

После окончания занятий по предмету и защиты работы учащиеся сдают пособия, которыми они пользовались, преподавателю - для их передачи на следующий день другой учебной группе, начинающей работать по данному предмету.

Организация исследовательских занятий по предметам

Ландшафтоведение

Как было сказано ранее, объектами изучения предмета «ландшафтоведение», в рамках общей концепции, являются «неживые» компоненты экосистем: геологический фундамент, рельеф, почвы, снеговой покров, водоемы, а также взаимосвязи между всеми этими компонентами, а также растительностью, животным миром и человеческим сообществом.

Методически, особенностью проведения исследовательских работ по ландшафтоведению является необходимость использования одновременно нескольких типов методик изучения отдельных компонентов. Только на основе их одновременного использования могут быть получены те или иные выводы о взаимосвязях элементов экосистемы.

Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность школьников по предмету «ландшафтоведение» в рамках программы «Эколог-исследователь» включает в себя четыре раздела (см. таблицу ниже): 1) съемка местности, 2) геологические и почвенные исследования, 3) исследования на ландшафтном профиле, 4) исследовательские программы.

Первой составной частью изучения «неживых» компонентов экосистем является работа с картами, горизонтальная и вертикальная съемки местности. Как и по программе «Экологический ликбез» самостоятельное изучение школьниками природы начинается именно с этих разделов. Данной теме посвящено одно «учебно-игровое» занятие (ориентирование) и две учебно-практических работы (горизонтальная и вертикальная съемки).

Второй раздел предмета «ландшафтоведение» в рамках программы «Эколог-исследователь» включает в себя самостоятельное изучение школьниками геологической основы ландшафта и почв. Этой теме посвящено 3 исследовательских работы.

Важным направлением самостоятельной работы школьников по предмету «ландшафтоведение» являются исследования отдельных компонентов экосистем (рельефа, почв, растительности, снегового покрова и микроклимата) на комплексном ландшафтном профиле, который представляет собой постоянный многолетний закартированный маршрут (трансекту), проходящий через различные в геоморфологическом отношении (в рельефе) участки местности. В соответствии с изменяющимся рельефом на протяжении профиля изменяются также и другие компоненты экосистем. Изучение этих компонентов и поиск их взаимосвязей в пределах комплексного ландшафтного профиля и составляет основное направление самостоятельной исследовательской работы школьников по данному разделу. Исследовательским работам на профиле посвящено 2 исследовательских работы.

Четвертой, наиболее сложной частью исследований в рамках предмета «ландшафтоведение» являются комплексные работы, основанные на изучении обширных территорий или требующие длительного периода времени наблюдений. В основном, эти работы основаны на применении знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе выполнения предыдущих исследований по ландшафтоведению. Данный раздел работы условно назван нами «Исследовательские программы» и вынесен отдельно, как наиболее сложная и длительная часть практикума. По признаку продолжительности наблюдений метеорологические исследования могут быть также отнесены к разделу мониторинга экосистем.

Все самостоятельные работы в рамках предмета «ландшафтоведение» распределены более или менее равномерно по четырем сезонам года. Некоторое предпочтение отдано осеннему сезону, как наиболее «бедному» в плане изучения остальных компонентов экосистем: флоры, фауны и водоемов. За небольшим исключением (почвы/снег), большинство работ, однако, может быть выполнено в любой из сезонов года.

Список тем самостоятельных работ по ландшафтоведению (всего 11 занятий, из них по 8 сняты учебные фильмы):

Темы исследовательских работ

В/ф

Сезоны года

ос

зм

вс

лт

I. Съемка местности

         

Спортивное ориентирование в лесу (учебно-игровое занятие)

+

+

     

Глазомерная съемка местности (построение карты местности)

+

 

+

   

Построение профиля склона речной долины (балки/оврага)

+

+

     

II. Геологические и почвенные исследования

         

Изучение горных пород и минералов своей местности

+

   

+

 

Описание и анализ геологического обнажения

+

+

     

Подготовка и описание почвенного разреза

+

+

     

III. Исследования на ландшафтном профиле

         

Комплексные исследования на ландшафтном профиле

+

+

     

Изучение снегового покрова на ландшафтном профиле

+

 

+

   

IV. Исследовательские программы

         

Составление почвенной карты окрестностей стационара

       

+

Программа геоморфологических исследований

     

+

 

Программа метеорологических наблюдений

 

+

+

+

+

В/ф – наличие видеофильма по данному занятию. Сезоны года: ос – осенний сезон, зм – зимний сезон, вс – весенний сезон, лт – летний сезон.

Ботаника

Самостоятельная исследовательская работа школьников по ботанике обладает рядом особенностей.

Несмотря на то, что практически все ботанические объекты доступны, т.е. их можно легко обнаружить и внимательно рассмотреть (в отличие, например, от животных, которые «скрываются» от наблюдателя), изучение растений требует очень внимательного отношения, а выводы многих исследовательских работ по ботанике часто бывают не столь очевидны, как при изучении живых объектов. Кроме того, сам процесс сбора материала по ботанике менее занимателен, чем при изучении животных, и подчас граничит с рутиной.

Поэтому, большую роль при подготовке учащихся к самостоятельным работам играют хорошо проведённые занятия первого этапа обучения (по программе «Экологический ликбез»), «зародившие» в детях интерес к «необъятному и непознаваемому» миру растений.

Основными ботаническими объектами, на которые направлена самостоятельная исследовательская работа школьников на экологическом практикуме «Эколог-исследователь» являются: 1) флора окрестностей школы (учебного центра) - т.е. набор видов растений, как самостоятельный объект изучения, 2) сами растения - древесно-кустарниковые и травянистые растения, как биологические объекты (организмы), 3) растительные сообщества (фитоценозы), как самостоятельные объекты изучения.

В соответствие с этим, темы самостоятельной работы по ботанике сгруппированы в три основных раздела (см. таблицу внизу): 1) морфология растений, определение растений и флора, 2) экология растений и 3) фитоценозы.

Каждый из этих разделов содержит по 5-6 тем, распределенных более или менее равномерно по сезонам года. В принципе, почти все из предлагаемых тем доступны в каждый из сезонов (за редким исключением, например, зимой невозможно изучать травянистые растения, а работа с первоцветами возможна только весной), а предлагаемый вариант расстановки тем по сезонам связан, в основном, с более полноценными возможностями их реализации. Кроме всего, нам кажется целесообразным, чтобы темы не повторялись в течение года, ведь некоторые из них наиболее выигрышны в определённый сезон.

Во все сезоны года работа ведётся с растениями и растительными сообществами, но весной и летом упор делается на изучение травянистых растений, а осенью и зимой - древесных и кустарниковых.

Список тем самостоятельных работ по ботанике (всего 13 занятий, из них по 10 сняты учебные фильмы)

Темы исследовательских работ

В/ф

Сезоны года

ос

зм

вс

лт

I. Морфология и определение растений, флора

         

Составление учебного гербария (учебно-практическая работа)

+

     

+

Изучение морфологии высших растений

 

+

+

+

+

Изучение флоры своей местности (определение растений)

+

     

+

Изучение флоры и экологии лишайников

 

+

+

   

Изучение видового состава и численности грибов

+

+

     

II. Экология растений

         

Зеленые растения под снегом

+

 

+

   

Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам

+

 

+

   

Изучение экологии первоцветов

+

   

+

 

Фенология цветения растений

+

   

+

 

Изучение экологической приуроченности растений

 

+

+

+

+

III. Фитоценозы

         

Изучение вертикальной (ярусной) структуры леса

+

     

+

Картографирование лесных фитоценозов

+

 

+

   

Оценка жизненного состояния хвойного подроста

+

   

+

 

В/ф – наличие видеофильма по данному занятию. Сезоны года: ос – осенний сезон, зм – зимний сезон, вс – весенний сезон, лт – летний сезон.

 

Зоология

Самостоятельная учебно-исследовательская работа школьников по зоологии, пожалуй, наиболее интересна для детей, но, в то же время, и наиболее сложна. Дело в том, что в отличие от растений, которые легко доступны и могут быть практически все определены с помощью определителя, дикие животные не столь заметны, их надо разыскивать или отлавливать, а позвоночные животные определяются только на расстоянии, причем многие - по косвенным признакам - по голосу, отпечаткам, следам жизнедеятельности.

Основными зоологическими объектами, на которые направлена самостоятельная исследовательская работа школьников, являются: 1) беспозвоночные животные (насекомые, паукообразные, почвенная фауна)(водные беспозвоночные изучаются на предмете «водная экология»); 2) амфибии (земноводные); 3) птицы; 4) «мелкие млекопитающие» (грызуны, насекомоядные); 5) «крупные млекопитающие» (от куньих до копытных).

При этом изучаемые объекты и методы их исследований существенно различаются по сезонам года. Ясно, что наземных беспозвоночных, почвенную фауну, амфибий и мелких млекопитающих можно изучать только в теплое время года, крупных млекопитающих – преимущественно зимой (по следам), а паукообразных и птиц - в течение всего года.

Темы самостоятельной работы по зоологии сгруппированы в три основных разделов (см. табл. ниже): 1) изучение беспозвоночных животных, 2) изучение позвоночных животных, и 3) исследовательские программы.

В связи с тем, что изучение каждой их групп животных проводится с помощью специфических, свойственных только данной группе животных методик, которые к тому же различаются еще и по сезонам года, разнообразие тем по зоологии велико. Столь большое разнообразие тем не означает, что все они должны быть выполнены каждым учащимся - темы могут выбираться в зависимости от возможностей, наличия тех или иных животных в районе проведения практики, а также интересов самих учащихся.

Также как и по другим предметам, для простоты изложения тематики исследовательских работ по зоологии сгруппированы по сезонам - осень, зима, весна, лето - аналогично тому, как это было сделано в подпрограмме «Экологический ликбез».

Список тем самостоятельных исследовательских работ по зоологии (всего 17 занятий, из них по 11 сняты учебные фильмы):

Темы исследовательских работ

В/ф

Сезоны года

ос

зм

вс

лт

I. Изучение беспозвоночных животных

         

Часть 1 (лесная подстилка и древесина)

+

   

+

 

Часть 2 (трава, кроны, летающие насекомые)

+

     

+

II. Изучение позвоночных животных

         

Изучение видового состава и численности амфибий

+

   

+

 

Учебно-практическая работа «Поможем птицам !»

+

   

+

 

Изучение суточной активности пения птиц

+

   

+

 

Изучение гнездовой жизни птиц

+

     

+

Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета

+

+

     

Изучение численности птиц различными методами

+

   

+

 

Изучение территориального поведения синичьих стай

+

 

+

   

Изучение кормового поведения и экологических ниш видов птиц, входящих в смешанные синичьи стаи

 

+

+

   

Изучение мелких млекопитающих

     

+

+

Изучение экологии млекопитающих по следам (тропление)

+

 

+

   

Зимний маршрутный учет численности млекопитающих по следам

+

 

+

   

Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животных

   

+

+

 

III. Исследовательские программы

         

Программа «Фенология птиц»

 

+

+

+

+

Программа зимнего учета птиц «Рождественские учеты»

   

+

   

В/ф – наличие видеофильма по данному занятию. Сезоны года: ос – осенний сезон, зм – зимний сезон, вс – весенний сезон, лт – летний сезон.

 

Водная экология и мониторинг водоемов

Самостоятельная исследовательская работа школьников по водной экологии является неотъемлемой составной частью комплексного изучения живой природы. С одной стороны, водные объекты - ручьи, реки, озера, и присущие им живые организмы, в отличие от тех или иных ботанико-зоологических объектов, имеются практически в любой местности и организовать их изучение не представляет особенного труда. С другой стороны, методы гидробиологических исследований достаточно разработаны и унифицированы, что позволяет детям проводить сравнимые с другими районами страны «научные» исследования.

Как и в любой другой науке, методы гидробиологических исследований достаточно сложны и «технологичны», т.е. требуют очень тщательного подбора и точного исполнения технологии эксперимента. Все это, в отличие от ботанико-зоологических исследований, применяющих, в основном, «описательные» методики, усложняет проведение самостоятельных исследований по водной экологии и резко ограничивает доступные методы наблюдений.

В то же время, тщательное занятие водной экологией, в гораздо большей степени, чем по другим предметам программы, открывает перед детьми совершенно непознанные закономерности жизни природы - мельчайшие, неведомые «простому» человеку организмы водоемов становятся понятными и «знакомыми».

Все самостоятельные исследовательские работы школьников по водной экологии состоят из двух обязательных равнозначных частей. Первая часть - это сбор материала в виде проб воды, планктона, бентоса или перифитона и вторая часть - это лабораторная обработка собранных проб (определение встреченных организмов по определителям и определительным таблицам, оценка качества воды) и обработка полученных результатов (зарисовки встреченных животных и растений, обсчет полученных данных). В связи с тем, что полученные результаты обсуждаются на конференции, то оформление полученных данных также является важной частью работы.

Основными темами, по которым возможна самостоятельная исследовательская работа школьников на краткосрочных экологических практикумах, являются: 1) комплексные исследования водоемов, 2) изучение водных растений и животных и 3) физико-химические анализы природных вод.

В связи с изменениями, происходящими в водоемах в разное время года, изменяется и набор тем для самостоятельных работ. Большинство из предложенных тем могут быть выполнены в течение всего года, но некоторые темы жестко приурочены к определенному сезону.

Список тем самостоятельных исследовательских работ по водной экологии и мониторингу водоемов (всего 9 занятий, из них по 5 сняты учебные фильмы):

Темы исследовательских работ

В/ф

Сезоны года

 

ос

зм

вс

лт

1. Комплексные исследования водоемов

         

Измерения и описания озер

 

+

   

+

Измерения и описания рек

 

+

   

+

Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев

+

     

+

2. Изучение водных растений и животных

         

Изучение зоопланктона

+

     

+

Изучение перифитона в различных частях водоема

 

+

     

Изучение макрозообентоса окрестных водоемов

 

+

+

+

+

Фауна временных водоемов

+

   

+

 

3. Физико-химические анализы природных вод

         

Изучение физико-химических свойств природных вод

+

 

+

   

4. Мониторинг водоемов

         

Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния

+

     

+

В/ф – наличие видеофильма по данному занятию. Сезоны года: ос – осенний сезон, зм – зимний сезон, вс – весенний сезон, лт – летний сезон.

 

Экологический мониторинг наземных экосистем

Данный раздел полевого практикума является, пожалуй, наиболее сложным и наиболее «проблемным» для его освоения детьми.

Причина этого кроется, прежде всего, в сложности и неоднозначности самой этой области научной деятельности. Дело в том, что мониторинг окружающей среды – относительно новая, глубоко специализированная и еще не очень разработанная область экологии. Большинство методик в ней позаимствовано из смежных дисциплин – химии, физики, биологии, гидробиологии и т.д. Поскольку данная область науки носит сугубо практический, прикладной характер, все ее методики основаны на строгом количественном учете, сбор материала проводится по строго регламентированным правилам, обработка результатов ведется с помощью статистических методов или с использованием компьютера. Другими словами – это достаточно высокоинтеллектуальная и узкопрофессиональная область знаний. Без соблюдения этих условий мониторинговые исследования не являются истинными и не представляют собой какой-либо научной ценности.

Второй причиной, обусловливающей «неоднозначность» применения мониторинговых исследований в работе со школьниками, является их слишком широкое распространение в сфере экологического образования, т.е. повальное увлечение педагогов «экологическим мониторингом» в последнее десятилетие. При этом, что более всего настораживает, - большинство педагогов, «замахивающихся» на мониторинговые исследования с детьми, не осознают всей сложности данной проблематики – особенно в части использования методик, и в результате часто глубоко заблуждаются относительно истинности получаемых результатов.

Существует множество примеров «неадекватного» использования методик экологического и биологического мониторинга в работе с детьми. Наиболее яркий пример этого – лихеноиндикация, т.е. использование лишайников при оценке загрязненности воздуха.

Начнем с того, что лишайники – типичные биологическое организмы, численность и развитие которых зависят от множества (десятков) факторов окружающей среды: влажности, освещенности, микроклиматических условий произрастания, типа субстрата, т.е. микроместообитания, типа биоценоза, в котором находится сам субстрат и т.д. На одном из последних мест из этого списка стоит их восприимчивость (чувствительность) к загрязнению воздуха. В отличие от многих других растений, лишайники, действительно, более чувствительны к этому фактору, но это отнюдь не означает, что среди прочих факторов, влияющих на их развитие, данный фактор стоит на первом месте.

Соответственно и исследования загрязненности воздуха с помощью лишайников следует проводить по правилам строгого эксперимента – отсекая все «лишнее», не имеющее отношения к загрязнению воздуха. На практике же получается следующим образом: группы юных исследователей ведут изучение лишайников совсем позабыв (в 90 % случаев) об изучении и измерении других факторов окружающей среды, влияющих на лишайники в гораздо большей степени, чем загрязнение воздуха. В итоге чаще всего получаются те результаты, которые начинающие ученые хотят получить (в соответствии с соответствующим законом, действующим в науке), но далекие от реальности!

Данное «лирическое отступление» необходимо нам только для одной цели - настроить читателя и пользователя данной программы на очень осторожно и вдумчивое использование экологического мониторинга с детьми вообще, и приводимых ниже методик – в частности.

Из множества методик экологического и биологического мониторинга для включения их в перечень рекомендуемых к использованию в рамках программы «Эколог-исследователь» мы выбрали всего пять.

Четыре из них основаны на изучении биологических объектов, т.е. фактически являются методиками биологического мониторинга. Кроме того, все они основаны на технологии биоиндикации, т.е. оценки экологического состояния окружающей среды с помощью биологических организмов-индикаторов.

Пятая методика очень проста и основана на примитивном подсчете различных объектов антропогенного происхождения в природе (грубо говоря – это «учет мусора в лесу»). Однако и к ее использованию надо подходить внимательно, точно соблюдая технологию учета.

«За бортом» мы оставили подавляющее большинство методик мониторинговых исследований, основанных на физических и химических анализах – в силу их сложности и «скучности» для детей. Все они требуют высокопрофессионального подхода, скрупулезности постановки эксперимента, точности при сборе данных, не говоря уже о кропотливости и дороговизне лабораторной работы. Единственный вариант, при котором можно использовать данные тематики – так это при наличии «под рукой» какого-нибудь сложного и дорогостоящего прибора (вроде спектрохроматографа за 20 тыс.долларов), решающего «махом» все проблемы лабораторной обработки данных.

Итак, все нижеприведенные исследовательские задания – наиболее простые, наиболее «приближенные» к природе, наиболее «натуралистичные». Однако и их использование, в силу всего сказанного выше, требует «осторожного» использования, тщательного соблюдения методики, вдумчивого осмысления полученных результатов.

Помимо пяти биоиндикационных методик в данный раздел включена программа фенологических наблюдений за развитием природы – это также программа мониторинга окружающей среды в ее идеальном воплощении.

Распределение тем по сезонам года в данном разделе достаточно условно: все они, кроме изучения листьев берез и лугов могут проводиться круглогодично.

Список тем самостоятельных исследовательских работ по экологическому мониторингу наземных экосистем (всего 7 занятий, из них по 5 сняты учебные фильмы):

Темы исследовательских работ

В/ф

Сезоны года

ос

зм

вс

лт

I. Биоиндикация и мониторинг наземных экосистем

         

Оценка жизненного состояния леса по сосне

+

+

     

Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев

+

     

+

Оценка загрязненности воздуха методом лихеноиндикации

+

+

     

Оценка экологического состояния лугов по травянистой растительности

+

     

+

Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность

+

+

     

2. Исследовательские программы по мониторингу

         

Программа фенологических наблюдений за развитием природы

 

+

+

+

+

Программа комплексной экологической оценки территории

 

+

+

+

+

В/ф – наличие видеофильма по данному занятию. Сезоны года: ос – осенний сезон, зм – зимний сезон, вс – весенний сезон, лт – летний сезон.

На этом мы завершаем публикацию глав из книги кандидата биологических наук, директора экологического центра «Экосистема» Александр Сергеевича Боголюбова«Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум», которую мы публиковали в последних восьми номерах нашего журнала. С продолжением этой книги, а именно с разделами, освещающими вопросы организации исследовательской (проектной) деятельности школьников в природе (программа «Эколог-исследователь») вы можете ознакомиться на сайте Центра http://www ecosystema.ru



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017