Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПОЧИТАЕМЫХ РОДНИКОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Александрова Ольга Ивановна
главный специалист Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области;

Ляпаева Ольга Николаевна
зав. сектором гуманитарной экологии, Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области;

В национальном культурном наследии родники занимают особое место, являясь одновременно культурными, природными, а иногда и историческими объектами. В последнее время интерес к родникам необычайно возрос: на них обращают внимание общественные организации, церковь, государственные структуры и даже реклама. При этом уже начинают складываться определенные стереотипы оформления источников, в основе которых лежит срубная постройка, украшенная пропильной резьбой – часовенка, больше напоминающая домик-пряник.

Стереотипы складываются и в способах почитания родника. В наши дни любой источник может быть освящен, и на нем строится не только колодезный сруб для забора воды, но и купальня.

Это лишает ключи, отношение к которым складывалось у местного населения в течение нескольких столетий своей самобытности, делает их однотипными, объектами скорее туризма, чем почитания, а иногда ведет к полной утрате первоначального значения источника.

Выход из этой ситуации нам представляется в глубоком и планомерном изучении местных традиций почитания воды, и связанного с ними обустройства родников. Только на основании этих исследований может проводиться реконструкция водных источников. Именно с этой целью специалистами Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области были разработаны при поддержке министерства природных ресурсов областные проекты «Сорок ключей» и «Живая вода». Первый проект был направлен на сбор информации о почитаемых родниках области силами местных исследовательских коллективов, состоящих, в основном, из сельских школьников и педагогов.

Второй проект направлен на популяризацию этой информации: это грамотная фотофиксация источников с целью создания выставки и печатного издания, посвященных этой теме.

Как известно, территория Нижегородской области неоднородна по своим природным условиям, национальному и конфессиональному составу. Это наложило свой отпечаток и на хозяйственную жизнь, и на культуру населения. На юге области коренным населением является мордва, культурное влияние которой можно отметить и в тех районах, где сегодня этот народ уже не проживает. Верования мордвы основаны на почитании воды и леса. Мы считаем, что именно поэтому здесь почитаемых родников гораздо больше, чем в северных районах, их функции разнообразней, что накладывает отпечаток и на способы почитания.

Информация о «южных» почитаемых водных источниках собиралась преимущественно в Дивеевском, Вачском, Ардатовском и Первомайском районах.

При большом разнообразии текстов собранных нами и областными исследовательскими группами есть ряд сюжетов, которые мы оцениваем как наиболее архаичные, таким нам представляется сюжет о «поворотной воде». Информация о ней была зафиксирована в Вачском и Дивеевском районах. В селе Епифоново Вачского района такой источник носит прямое название – «Мертвый колодец». Его назначение – «быстрый исход». В случае тяжелой продолжительной болезни, родственники больного идут на родник за водой, выпив которую, человек или быстро идет на поправку, или в тот же день умирает. На архаичность почитания этого ключа указывает ритуал его посещения: собираясь на родник, человек не должен ни с кем разговаривать и оглядываться назад (иначе магическая способность воды теряется), а при взятии воды нельзя креститься, - такое поведение характерно для героев мифов в общении с загробным миром. «Мертвый колодец» имеет всего одну функцию, ходят к нему только в случае крайней необходимости, и даже само место, где он находится, имеет у местного населения негативную маркировку. Источник никак не оборудован, вода течет свободно почти на дне глубокого заросшего оврага. В Дивеевском районе близ села Большое Череватово есть ключ Камалей, у которого «быстрый исход» - только одна из функций. Здесь такие же правила посещения родника, если воду берут тяжело больному. При этом есть способ своеобразного гадания: идущий за водой считает всех встреченных по дороге и обогнавших его и в зависимости от их количества предрекает исход. Место, где бьет родник, открыто, не считается дурным и оборудовано срубом, На этом ключе присутствует христианская символика – установлен крест с иконкой. На Камалее зафиксирована традиция поминовения усопших и принесения жертвы в их память. Известны случаи, когда после гибели ребенка родители оставляли на деревянном кресте у родника 40 нательных крестиков, что тоже указывает на связь источника с загробным миром. Б. Череватово считается русским селом, но название ключа имеет мордовские корни («лей» - ручей). В мордовском селе Большой Макателем, Первомайского района сохранились воспоминания, что раньше (речь идет о дедах и прадедах нынешних старожилов) были дни, когда поминать умерших родственников ходили на колодцы. Таким образом, само существование источников, связанных с загробным миром говорит о сохранении древних, дохристианских верований.

Примером архаичной аграрной магии являются и моления о дожде на родниках и колодцах. Такие обряды зафиксированы во всех обследованных районах юга области на родниках разной значимости и популярности. Молебны происходят и по инициативе пожилых женщин на родниках узкого местного значения и на широко известных, оборудованных часовнями источниках при участии служителей церкви. Примером первого может служить ключ «Петры и Павлы» в Первомайском районе, второго – родник «Тихвинская» - в Вачском. Здесь даже в ясный солнечный день вас будут уверять, что на Тихвинскую, когда служат молебен, дождь обязательно пойдет.

Древнейший народ, населяющий заволжскую часть нашей области, - марийцы. Их языческие традиции не включают почитания воды, объектами культа являются и лес в целом, и священные рощи, и отдельно стоящие деревья. Вблизи марийских сел и деревень не зафиксировано ни одного почитаемого родника. Однако в заволжских лесах со времени церковного раскола селились различные группы старообрядцев, и нам представляется, что именно с их традициями, включающими в себя и отголоски древних славянских верований, связано почитание северных источников нашей области (обследованы были Городецкий, Воскресенский, Тоншаевский, Варнавинский и Тонкинский районы). В Тонкинском районе, в селе Бердниково проживает группа верующих Спасовского толка, наиболее радикальная из всех, кого мы опрашивали в связи с данным исследованием. Здесь до сих пор к воде и всем предметам с ней связанным сохранилось особое отношение. Как нам кажется, спасовцы верят, что именно через воду чужой, может нанести вред человеку и его семье. Поэтому здесь сохраняется традиция семейных колодцев, закрывающихся крышкой и запирающихся на замок, даже если они стоят на огороде усадьбы. Запрет на пользование определенными предметами для иноверцев относится, пожалуй, только к тем, которые соприкасаются с водой – посуды и полотенец. Такие строгости касаются только воды стоячей – в колодце или уже набранной в ведра. Духовный наставник местной общины рассказала нам о том, что купель у них давно развалилась и новую раздобыть сложно: нужно, чтобы ее сделал единоверец, да еще долго «отчитывать» (освящать, читая молитвы). А крестят они в реке, с мостков. Мы видели эту реку: течет рядом с автотрассой, заросла ряской, - и, тем не менее, текущая вода по традиции считается святой и чистой.

Наиболее распространена и устойчива у всего местного населения (и православных, и старообрядцев) вера в магическую силу «розречья» - места, где ручей впадает в речку или ключ бьет из берега речки. Именно с текучей водой связаны зафиксированные в северных районах заговоры на воду.

Не севере области молить о дожде ходят только в церкви, старообрядцы – в молельные дома, или устраивают по этому поводу крестные ходы. Никакой связи с родниками в этом вопросе не просматривается.

Общей для населения всей области является вера в целительную силу воды. При этом некоторым родникам приписываются чудодейственные силы в лечении каких-то определенных недугов – женского бесплодия, живота, глаз и т.д. Другие же источники просто хранят в себе «святую воду», которая очищает от всего дурного, успокаивает. Способы использования родниковой воды могут быть разными. На некоторых ключах для достижения желаемого эффекта нужно трижды окунуться в воду с головой. Такой обычай заведен на всех, оборудованных купальнями источниках, связанных с именем Серафима Саровского. Но и в Городецком районе, на широко известном Николином ключе троекратное окунание практиковалось еще до оборудования родника купальней. Здесь бабушки в Иванову ночь трижды кувыркались в мелкой речке Пустыш, в которую впадает Николин ключ. Опрошенные респонденты неоднократно упоминали, что при этом ни в коем случае нельзя вытираться (вода должна сама обсохнуть), а только заменить одежду. В случае с Николиным ключом принято было даже не снять рубашку, в которой купался, а разорвать ее и пустить по течению, «чтобы не через голову». Такое омовение совершалось не для профилактики и не забавы ради, а только в случае необходимости, поэтому, в основном, страдающими от болезней пожилыми людьми.

Приравнивается к погружению обливание водой, которое совершается на очень многих источниках. Нужно отметить, что купален совсем не строили на родниках до конца ХХ в. Купальнями оборудуются только заново благоустроенные источники. При этом местное население, которое издавна пользуется водой из этих источников всегда недовольно. Раздражение вызывает идущее вразрез с традициями поведение приезжих посетителей: люди ожидают своей очереди в полуодетом виде, оставляют в купальне личные вещи и мусор, по ним видно, что приехали они на родник скорее из любопытства, чем по необходимости.

Для человека традиционной культуры все действия, связанные с водой глубоко осознаны и сопровождаются определенным ритуалом. Вода одних источников считается святой всегда, на других ее надо брать непременно до полудня, большое количество почитаемых родников дают святую целебную воду только в один определенный день. Если ключ расположен далеко, туда ходят по большим праздникам или «по обету», в случаях, когда нужна помощь самому человеку или его близким. На севере очень часто берут с собой церковные свечи, которые зажигают и ставят на сруб в тот момент, когда с молитвой набирают воду.

Дохристианским ритуалом можно считать магическое действие «распахивания» (раскрывания) воды, когда перед тем, как зачерпнуть воду из святого колодца, посудой трижды делают в воде круговые движения «по солнцу» с приговором: «Ты, реченька, течешь по течению, а я беру на излечение рабу божию (имя), во имя Отца, и Сына, и Святого духа, и ныне, и присно, и вовеки веков, аминь». Обряд отмечен также в старообрядческой общине.

Опрошенные старожилы отмечали, что на родниках не оставляют денег.

После посещения святого источника можно подать милостыню нуждающемуся, причем не деньгами, а продуктами. Почетным считалось отнести на родник икону или поставить там крест.

Такие действия совершались по двум по поводам. В первом случае это была благодарность за оказанную помощь, во втором – действие на благо общества – «чтобы людям было, где молиться». Такие действия были социально одобряемы, и память о них хранилась долгие годы. Обычно люди называют имя и фамилию того, кто установил крест на роднике. В то же время, в деревне Бледны Городецкого района, где издавна почитаемый старообрядцами ключ был оборудован Братством Александра Невского, рассказать об этом смог только нижегородский дачник.

Широко практикуется хранение святой родниковой воды в доме. Она, вместе с просвирами, церковными свечами и иконами составляет определенный набор для отправления культовых потребностей. Вода всегда хранится в накрытых сосудах, а на юге области еще и в подполе, чтобы невзначай не коснуться ее «нечистыми» руками. Этой водой умываются, ее пьют не для излечения, а «для спокойствия». Старушки наших деревень не отличаются особой религиозной грамотностью. Поэтому при употреблении воды, как правило, читают «Иисусову молитву», «Богородичную» или «зааминивают». Эта вода считается лучшим лекарством для маленьких детей, если они ведут себя беспокойно. На родники их не носят, а обрызгивают святой водой над шестком печи или под матицей. После процедуры, как и взрослого, не обтирают, а только меняют младенцу рубашечку. Святую родниковую воду традиция рекомендует использовать до конца. Если же возникает необходимость ее вылить, то делают это тоже с соблюдение определенных правил. В одних местах они строже: воду нужно вылить непременно под яблоню или под соху, в других – лишь бы только не на то место, где могут ходить люди, чтобы «не затоптали». В последнее время стало принято поливать остатками этой воды комнатные растения. Родниковая вода, как и всякая святая вода широко использовалась для освящения двора и скотины.

Сами местными жители и многочисленные паломники все действия, производимые с водой, считают христианским обрядом. Однако, на наш взгляд у первых и в представлениях, и в действиях много дохристианских элементов почитания. Вторые же ведут себя как туристы на любом достопримечательном месте: бросают монеты, загадывают желания, позволяют себе вольности в одежде и поведении.

В представлении местных жителей, непочтительной отношения к роднику непременно должно быть наказано. При этом связь преступления с наказанием – прямая: поджог что-то на ключе – сам сгорел; постирал портянки – сначала заболели ноги, потом умер и т.д. Чаще всего в роли «преступника» выступают пастухи, может быть как люди, в народном представлении связанные каким-то образом с нечистой силой. Если непочтительное отношение носит не разовый характер, а входит в обычай (в силу изменения обстановки: распахали поле, проложили дорогу и т.п.), родник может уйти, но вернуться, если восстанавливается его почитание.

Далеко не все существующие родники являются почитаемыми. Обычно культ родника складывается десятилетиями, если не веками и вбирает в себя исторические факты и религиозные представления местного населения. Наиболее широко известные источники, как правило связаны с именами канонизированных православных деятелей, которые имели к этим ключам непосредственное отношение: молились здесь, брали воду, совершали определенные деяния. В церковной традиции нет установки памятников, и родники являются своеобразными памятными местами для почитания этих лиц. Для нашей области можно назвать имена Серафима Саровского, Макария Желтоводского и Варнавы Ветлужского. Обычно таким источникам церковь уделяет особое внимание. По воспоминаниям старожилов, в Варнавине приезжающие церковные иерархи шли в первую очередь не в храм, а на родник, при этом дорогу им устилали чистыми холстами. Часто легенды о родниках, делающие их почитаемыми связаны с православными чудесами, явлением икон, внезапным исцелением и т.п. Распространены сюжеты с евангельскими персонажами, которые, на наш взгляд, являются поздним напластованием. На таких родниках по праздникам проводятся молебны и освящение воды с участием служителей церкви. Есть почитаемые источники, связанные с именами местночтимых святых, так близ деревни Орехи Воскресенского района, находится ключ, который чтится жителями, только потому, что расположен в скиту, где долгое время жил старец, почитаемый местными старообрядцами как святой.

Мы попытались выявить общие и отличительные черты в почитании водных источников юга и севера нашей области, однако у каждого такого родника есть свои традиционные особенности и в мифологии, и в почитании, и в связанном с ними оформлении. При восстановлении обветшавшего оборудования родников нельзя их не учитывать. Охрана почитаемых родников должна, прежде всего, опираться на местные традиции. Сведения о чудодейственной, целебной силе воды источников не должны носить прямого рекомендательного характера. С нашей точки зрения, это в первую очередь информация о культурном, религиозном, этническом своеобразии каждого текста, характеризующего источник, как почитаемый, особенный.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017