Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследовательская и природоохранная деятельность в условиях небольшой удалённой школы

Мария Викторовна Шуклина
МБОУ СОШ №45 р. п. Центральный, Володарского района, Нижегородской области

В практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение ученика к активным формам получения знаний, самообучение и саморазвитие.

Все ли дети могут заниматься природоохранной и исследовательской деятельностью, и возможен ли качественный уровень этой деятельности в условиях небольшой удалённой школы? Уверена, что у каждого педагога современной школы есть свои индивидуальные ответы на эти вопросы.

Мой опыт по организации природоохранной и исследовательской деятельности формировался на протяжении 12 лет и изначально задумывался как внеклассная работа по экологическому воспитанию детей. В 2004 году была создана школьная экологическая организации «БРИГ» (Будь Разумным и Гуманным). Приоритетные направления деятельности отряда связаны с проведением практических природоохранных мероприятий, оздоровлением детей, осуществлением экскурсионной, исследовательской и профориентационной работы. Основными формами организации природоохранной деятельности в отряде являются: экологические десанты «От озера к озеру», «Школьная тропинка», «Посади дерево»; лесотехнические мероприятия «Посадка сосны», операции «Первоцвет», «Скворечник», «Царевна-лягушка». Основополагающим звеном в работе бриговцев с начала создания организации являлась исследовательская деятельность, которая связана с изучением гидробиологии, болотоведения, орнитологии, зоологии беспозвоночных. Все исследования курируются специалистами Нижегородского Университета им. Лобачевского, Нижегородского педагогического университета им. М. Горького, сельскохозяйственной Академии, областным экологическим центром «Дронт», областным центром развития дополнительного образования, ЭкБЦ г. Дзержинска, Международным фондом защиты природы.

Необходимо уточнить, что наш небольшой посёлок расположен на границе Володарского района Нижегородской области с Владимирской и Ивановской областями, в удалении от районного центра и крупных населённых пунктов среди лесных и водных экосистем, в том числе ООПТ Нижегородской области «Озёра Светлые- болото Варех» - древним руслом пра-Волги, уникальной гидрологической системой всего Нижегородского края.

На территории Светлых озёр ежегодно проходят двухдневные межрайонные летние экологические походы, осенние и весенние экодесанты школьной экологической организации «БРИГ». В ходе проведения этих мероприятий ведутся наблюдения за состоянием биоразнообразия озёрно- болотного комплекса. Собранный материал используется для написания исследовательских работ. Исследовательская работа школьников продолжается в природоохранных проектах «Светлое будущее Светлым озёрам!», «Дом для совы», «Возродим лес», «Родники Нижегородской области».

Приоритетными направлениями работы в проекте«Светлое будущее Светлым озёрам!» были выбраны научно-исследовательское, практическое природоохранное и информационно-просветительское.

Болотно - озёрные комплексы карстового происхождения занимают значительную территорию Володарского района Нижегородской области. События лета 2010 года, сложная пожароопасная обстановка, сложившаяся по всей территории Нижегородской области и России в целом определили ценность этих естественных природных резервуаров. Известна их огромная рекреационная и эстетическая роль - живописные озёра и болота являются излюбленным местом отдыха, сбора грибов и ягод. Кроме того нас беспокоят не односложные экологические прогнозы влияния подъёма уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров на состояние всех водоёмов бассейна реки Волги.

Гипотезой исследований в проекте «Светлое будущее Светлым озёрам!» стало то, что изучение гидробиологических, геолого-геоморфологических и палеоботанических особенностей ООПТ «Озёра Светлые - болото Варех» позволит установить последовательность формирования озёрно-болотного комплекса.

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности озёрно-болотного массива «Озёра Светлые- болото Варех». Для этого были поставлены следующие задачи:

- Собрать и проанализировать архивный литературный и фондовый материал торфяного массива озёрно-болотного комплекса;

-Составить и проанализировать первичные списки видов травянистых растений озёрно- болотного комплекса;

- Произвести измерение профилей склонов, глубин и температуры воды на разных глубинах Светлых озёр. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Исследования проводились с июня по октябрь 2011 года и в июне- июле 2012 года на территории ООТ Нижегородской области, расположенного в 28 км. на северо-запад от районного центра города Володарска, в 7 км. на северо-запад от поселка Центральный на землях Гороховецкоговоенлесхоза.

Перед проведением полевых исследований, в камеральных условиях был изучен и проанализирован литературный и фондовый архивный материал озёрно- болотного массива «Озёра Светлые- болото Варех». Для определения глубин озера применялась верёвка, размеченная узлами через каждый 1 метр. Для измерения температуры воды использовался специальный водный термометр. В качестве бурового инструмента применялся бур-ТБГ-1. Сосудистые растения определялись по Определителю сосудистых растений центра Европейской России (Тихомиров и др, 1995); сфагновые мхи - по Определителю сфагновых мхов СССР (Савич-Любицкая и др., 1968). Плотность произрастания того или иною вида определялась но шкале, предложенной Цинзерлигом (1932).

В результате проведённых исследований Светлых озёр и болота Варех, изучив и проанализировав фондовые материалы предприятия Волгогеология мы установили:

- Неравномерность залегания разнообразных слоёв торфа Вареховского болота по сравнению с «идеальным» профилем говорит о древних сложных эрозиально-карстовых процессах, происходящих в данном районе.

- Изучив современную растительность и данные палеоботанического анализа можно предположить, что в своем развитии болото Варех проходило несколько стадий, в каждой из которых объект получал новые свойства: менялись его размеры, морфология, мощность торфяной залежи, фитоценозы, условия питания и режимные характеристики, а также трофический статус. В зоне избыточного увлажнения заболачивание изучаемой местности происходило, по- видимому, в замкнутых котловинах. По мере накопления торфа отметки его поверхности становились равными отметкам окружающей местности, болото начинало развиваться вширь, постепенно достигая более высоких отметок, и таким образом превратились в болотный массив. Этот процесс приводит к повышению уровня грунтовых вод в торфе и замедлению притока с окружающей болото местности.

-Измеренные склоны Светлого-5 Светлого-6, начиная с юго-запада на юго-восток свидетельствуют о наличии карстового процесса, который происходил недавно. Самостоятельные передвижения островов и сплавин на озёрах указывает на наличие внутренних течений, по-видимому, связанных с наличием родниковой подпитки озёр. С увеличением глубины температура воды понижается на 1-20с.

Таким образом, изучая и анализируя литературный и фондовый материал торфяного массива Вареховского болота, геолого- морфологические профили, современную растительность, структуру дна и температурный режим воды, особенности передвижения сплавин и островов Светлых озёр мы убедились в правильности выдвинутой гипотезы. Великая Волжская аллювиальная равнина, на которой в настоящее время расположен озерно-болотный комплекс «Озёра Светлые- болото Варех»в четвертичном периоде стала ареной широкого проявления карстовых процессов. В пределах Балахнинской низины карстовые явления активно происходят и в настоящее время. Здесь выделяется обширный Дзержинско-Балахнинский карстовый район с геоморфологическими формами покрытого карста, развитого в песках и представленного конусо- и блюдцевидными воронками, провалами, карстовыми полями, озёрами, в том числе и достаточно большими. В районе Дзержинска и Володарском районе новые воронки и карстовые провалы возникают практически ежегодно. Карстовые процессы, происходящие в данном районе, активно влияют на образование озёр и болот.

Территория Светлых озёр относится к Ключевым Орнитологическим Территориям России, имеют европейский статус КОТР, так как на ней обитают и гнездятся редкие виды птиц: сизоворонка, сплюшка, трёхпалый дятел, серый журавль и другие. КОТР занимает северо-западную часть Володарского района, небольшая часть на севере территории заходит в Чкаловский район. Площадь КОТР- 208,68 км., включает крупные сохранившие верховые и переходные болота и примыкающие обширные системы водоёмов выработанных торфяных месторождений, а также окружающие их сосновые и мелколиственные леса.

Угроза деградации данной территории как КОТР: изменения сложившегося гидрологического режима территории, рубки леса в водоохранных зонах болот и водоёмов, весенняя охота, браконьерство.

Как известно, численность многих пернатых хищников сокращается в результате разрушения их среды обитания. Не являются исключением практически виды сов, гнездящихся на территории Светлых озёр. Даже если сохраняется охотничий участок с достаточным количеством добычи. Недостаток гнездовых биотопов и мест для устройства гнёзд может стать главной причиной отсутствия размножения у сов, что ведёт к падению успеха размножения, сокращению численности и, в конечном счёте, исчезновению на гнездовании (3).

Совы не строят собственных гнёзд, а полагаются на естественные укрытия или занимают гнезда хищных птиц. Благодаря таким гнездовым стереотипам совы легко занимают искусственные гнездовья. Если гнездовье хорошо сделано и установлено, сова с готовностью его займёт, и будет регулярно использовать.

Таким образом, установка искусственных гнездовий для сов – самый простой способ поддержания и даже увеличения численности их популяций. В связи с этим юные экологи п. Центральный и воен. лесхоз под руководством орнитологов в 2007 – 2010 годах стали осуществлять экологический проект «Дом для совы». Цель проекта: Изготовить, развесить и отследить заселение искусственных гнездовий для совы сплюшки.

Результатами проекта стало: изучение литературы, посвящённой совам и методике изготовления искусственных гнёздовий; проведение «рекламной» акции: «Совушка сова»; изготовление с помощью лесничества, родителей и детей 10 искусственных гнёздовий; размещение искусственных гнёздовий на Светлых озёрах с помощью орнитолога Левашкина Алексея и отслеживании их заселения в ходе прохождения Школы полевых исследований.

Школьная экологическая организация «БРИГ»- активная участница международного проекта «Возродим лес», организатором которого является Гринпис. Ежегодно силами старшеклассников МБОУ СОШ №45 под руководством лесничих на территории, пострадавшей от пожаров, находящейся на границе со Светлыми озёрами проводится посадка саженцев сосны. За время реализации проекта посажено около 15 га. Таким образом, сажая лес, мы восстанавливаем природную среду обитания и биоразнообразие.

В июле 2012 г. делегация ШЭО БРИГ участвовала в экологической экспедиции всесоюзного лагеря ГРИНПИС по проекту «Возродим наш лес», в ходе которой делегация экологов выступила с развёрнутым сообщением по проекту, посвящённому Светлым озёрам. В программе лагеря были следующие курсы: лесная экология, лесное хозяйство и управление лесами, экология пресноводных водоемов, ботаника, профилактика пожаров на природных территориях, краеведение, технология восстановления лесов, применение геоинформационных систем (ГИС), картирования в экологических исследованиях, навыки экспедиционной жизни в лесу, работа с населением, работа со средствами массовой информации (СМИ) и журналистика, планирование практических природоохранных проектов, особо охраняемые природные территории, ораторское искусство, оказание первой медицинской помощи.Юные экологи получили ряд рекомендаций от специалистов по ООПТ, лесоведению по организации мероприятий по проекту.

С 2008 года БРИГовцы постоянные участники международного интернет- проекта «Весна идёт!». Проект позволяет отслеживать волны прилёта кукушки, стрижа, деревенской ласточки. В наблюдениях участвует вся школа, начиная с первого класса. Многочисленность участников наблюдений объясняется тем, что экологические кружки, работающие на базе, школы посещают обучающиеся 1-9 классов. Весенние наблюдения проводятся во время весенних экскурсий в природу, на которые приглашаются совсем юные экологи нашего посёлка- воспитанники детских садов. Кроме того в наблюдениях стали участвовать и родители.

Исследовательский навык, приобретённый в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи. Врач может стать высококлассным хирургом, только совершая реальные операции, исследователь может стать высококлассным исследователем, только проводя реальные исследования. И чем раньше мы станем прививать ученикам исследовательские навыки, тем быстрее они станут приобщаться к миру познания и творчества даже в условиях в условиях небольшой, удалённой школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Новикова Л. М. Мероприятия по привлечению сов в искусственные гнездовья в 2005 г. в Нижегородской области //Пернатые хищники и их охрана, 2006, №5
  2. Баканина Ф.М., Лукина Е.В., и др., Заповедные места Горьковской обл., Н. Новгород, 1991
  3. Воронецкий В.И., Демянчик В.Т. Искусственные гнездовья для сов- Методы изучения и охрана хищных птиц. (методические рекомендации). М., 1989.
  4. Коноплев И.Г., Памятники природы Володарского р-на, Володарск, 1998 г.
  5. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М..Н., Зоологические экскурсии- М.: Топикал, 1994.- С.6-16.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017