Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Формирование проектных и исследовательских действий в рамках дополнительного экологического образования школьников

Н.Б. Зонова
учитель биологии высшей квалификационной #9; категории МБОУ СОШ № 22, г. Сургут

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» открывает новые пути инновационного развития и модернизации школы, которые могут позволить России стать конкурентноспособным обществом в мире XXI века. «Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

1) средства массовой информации;

2) непосредственное познание природы;

3) экологическое образование.

Дополнительное экологическое образование решает следующие задачи:

сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;

повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;

на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей стране;

путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.

В данной статье раскрывается технология внедрения в учебный процесс метода экологических проектов, которые направлены на решение общественных проблем и приобретение школьниками экологических знаний, нового опыта экологического поиска.

Опыт работы автора может быть полезен учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.

Классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский говорил: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание, способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения». Эти слова подтверждают важнейшие задачи современной системы образования, которые направлены на формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» открывает новые пути инновационного развития и модернизации школы, которые позволят России стать конкурентноспособным обществом в мире 21-го века. «Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

 Сегодняшним подросткам принадлежит будущее. Современные общественные ориентиры в идеологии и воспитании привели к массе негативных явлений в среде молодежи и подростков, в то числе вызвали равнодушие к окружающему миру и к самому себе. Тем не менее, общечеловеческие ценности, такие как: жизнь, физическое и психическое здоровье человека, комфортность его жизненных условий и гармоничные взаимоотношения с природой остаются незыблемыми. Вот поэтому возникает чувство тревоги за подрастающее поколение: как они будут строить свои взаимоотношения с природой, если не будут знать основ экологии.

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

1) непосредственное познание природы;

2) средства массовой информации;

3) школьное экологическое образование.

В большинстве школ самостоятельной дисциплины «Экология» в учебном плане нет. Элементы классической экологии изучаются по интегрированному варианту в рамках дисциплин естественно-научной и гуманитарной областей знания. Вопросы экологии включены в курс общей биологии, фрагменты социальной экологии и экологии человека представлены в курсе «Человек и его здоровье».

Дополнительное экологическое образование в школе, имеет такое содержание, которое позволяет осваивать школьникам материал за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Оно тесно связано с базовым образованием, но отличается от него способом педагогического руководства деятельностью учащихся. Его специфика в том, что ребенок вправе выбирать вид деятельности в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.  

Дополнительное экологическое образование в нашем учебном заведении осуществляется на основе авторской образовательной программы «Юный эколог», которая решает следующие задачи:

  • сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
  • повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;
  • на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей Стране;
  • путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.

Таким образом, дополнительное образование может предоставить возможности для обучения «об» окружающей среде, «в» окружающей среде, «через» окружающую среду и в «целях» защиты окружающей среды.

При организации экологической работы в школе, мы используем различные формы:
1) исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического

бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
2) конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических

олимпиад и др.);
3) игровые ( «эко – случай», «эко – казино», «эко – бумеранг» и др.);
4) познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной

литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
5) продуктивные ( акции: посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций ).

Помимо общетеоретической подготовки, основное место в данной программе отводится реализации индивидуальных и коллективно-групповых проектов научно-исследовательского, природоохранного и социально-экологического характера.

Введение в обучение элементов исследовательской деятельности учащихся, позволяет педагогу не только учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов, который находит всё большее распространение в системах образования разных стран мира, в том числе и России.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Метод проектов широко применяется во всех предметах школьного курса, так как:

        • это одна из личностно ориентированных технологий;
        • способ организации самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, парной), направленный на решение определённой проблемы/задачи;
        • направлен на умение применять полученные знания для решения практических и познавательных задач;
  • результат – новое знание.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Поэтому, при использовании метода проектов, необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

  1. выбор учебной темы (раздела) возможной для изучения исследовательским методом;
  2. выбор типа проекта, количества участников (если проект выбран по программе

предмета, то участвовать должны все), время проведения и длительность;

3) внесение учебного проекта в учебный план;

4) продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках

намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи

учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем,

видеоряд с той же целью, т.д.). Возможна «мозговая атака» с последующим

коллективным обсуждением «круглый стол»;

5) определение целей и задач учебного проекта, вытекающих из выдвинутых

учащимися проблем;

6) распределение задач по группам (в соответствии с интересами и индивидуальными

возможностями), обсуждение возможных методов исследования, источников

поиска информации, творческих решений;

7) самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или

групповым исследовательским, творческим задачам;

8) промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на

дополнительных занятиях), корректировка промежуточных результатов. На этом

этапе учитель – независимый консультант (не подсказать, а направить);

9) защита проектов (презентации, творческие отчёты, и др);

10) коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы. Пятибалльной

системы для оценки не всегда достаточно, часто бывает необходимо отдельно

оценить полученный результат, защиту проекта (доказательность выводов,

умение аргументировать, умение отвечать на вопросы) и оформление, а иногда

индивидуальную работу в группе, в зависимости от возможности ученика.

Как показывает опыт работы, метод проектов даёт ученику не только новое знание, полученное самостоятельно исследовательским, опытным путём, но и:

    • позволяет удовлетворять собственные интересы;
    • позволяет решать значимые личностные проблемы;
    • формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;
    • способствует повышению мотивации к учению;
    • способствует решению учебных затруднений;
    • стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности;
    • даёт опыт исследовательской работы;
    • умение отвечать за результат;
    • умение делать выводы;
    • умение работать с информацией;
    • и многое другое.

Внедрение в учебный процесс метода экологических проектов создает инновационно-развивающую среду, что предполагает экологическую мотивацию учебной деятельности и проблемно - креативную направленность, приобретение школьниками экологических знаний и навыков самостоятельной работы, нового опыта экологического поиска, ориентацию на обеспечение благополучия экологической среды.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, технологии проектирования и механизмов реализации проекта (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности и организация деятельности проекта) и рефлексия

Существуют различные виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), информационные и практико-ориентированные. Большинство проектов являются социально значимыми, так как направлены на решение (поиск решения) общественных проблем. Основная цель любого проекта: создание условий для формирования у школьников экологических компетенций и экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации к конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальные проекты развивают способность принимать участие в поиске решения социально значимых проблем, относящихся к защите окружающей среды, брать на себя экологическую ответственность, умение регулировать конфликты между насущными социальными нуждами и экологической целесообразностью.

Принять участие в разработке проекта могут ребята разных возрастов. Главное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся реализовать свой замысел и презентовать свою работу перед сверстниками, родителями, педагогами, перед общественной аудиторией.

В практике работы наших учеников были выполнены групповые краеведческие проекты: «Мусор в городе», «Жизнь бумаги», «Редкие растения и животные ХМАО», «Продли жизнь елочке", «Природно-ландшафтный досуговый центр п.Дорожный», «Чистая вода» и другие.

В какой бы образовательной области мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности на уровне компетентностей, предусмотренных в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах нового поколения.

Кроме того, в наше время, умения пользоваться методом проекта - это своеобразный показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эту методику относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, формирование у учащихся умения адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального образовательной общества.

Миссия школьного образования теперь заключается не только в том, чтобы дать специальные знания школьникам, но и в том, чтобы воспитать сознательного граждан, которые смогут жить и работать в современном обществе, которое становится все более экологически ориентированным.

Библиографический список:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271, 04.02.2010г.)

2. Ермолаева Т.И., Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного

образования детей: Методические рекомендации. – Самара 2004.

3. Коннов В.Н., Дополнительная образовательная программа биолого-экологического кружка

«Мир вокруг нас». – Челно-Вершины, 2005.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие

для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е издание, исправленное и

дополненное. – М.: АРКТИ, 2006.

5. Е.Н. Ястребцева, Я.С. Быховский. Intel «Обучение для будущего». - М.: «Русская редакция»,

2003.-368с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.

Полат – М., 2000.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017