Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Игровое проектирование как способ активизации компонентов образовательной среды

Быкова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Юный краевед-эколог»
МОУ ДОД станция юных натуралистов п. Солнечный, Хабаровский край

Учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования эффективен лишь в том случае, если педагог и ребенок выступают активными субъектами образовательной среды, если между ними организовано взаимодействие, построенное на основе добровольности, сотрудничества, сотворчества. Совместная творческая деятельность расширяет границы интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного, коммуникативного, физического и психологического развития всех участников образовательного процесса. Использование различных, в том числе и нестандартных форм и методов, средств и технологий даёт возможность повысить результаты учебно-воспитательного процесса, внести изменения в его содержание, оптимизировать педагогическое взаимодействие в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. Одной из форм организации продуктивного педагогического взаимодействия является наличие органа соуправления в учреждении дополнительного образования, который позволяет внедрять, экспериментально апробировать, комбинировать и обновлять теоретические и методические компоненты содержания образования.

На базе станции юных натуралистов п. Солнечный работает орган детского соуправления - штаб «Страж природы», включающий такие секции, как научно-исследовательская, историко-географическая, диагностико-аналитическая, природоохранная, редакционно-издательская и культурно-досуговая. Деятельность органа соуправления осуществляется на основе положения о штабе, представленного в приложении 1.

Использование различных форм и методов работы в штабе («мозговой штурм», дискуссия, круглый стол, опрос, «обучение в сотрудничестве», проектирование и др.) дает возможность педагогу совместно с детьми разрабатывать и реализовывать различные социально-педагогические проекты, направленные на активизацию пространственно-предметного, социального и деятельностного компонентов образовательной среды учреждения. Проектная деятельность является средством развития и саморазвития как отдельных способностей, так и личности в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия взрослых и детей. В основе проектирования как способа познания и преобразования действительности лежат следующие идеи:

- идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект»;

- идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым;

- идея пошаговости;

- идея совместимости, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;

- идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий. [1, с.31]

Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора изучаемой проблемы и путей её решения. Проектирование педагогического процесса в условиях учреждения дополнительного образования направлено на предоставление обучающимся возможности создавать продукт по выбранным направлениям деятельности, самостоятельно научиться решать возникающие в ходе работы проблемы, организовывать общественно значимые дела.

Одной из форм проектирования является технология игрового обучения, предполагающая моделирование в учебном процессе различных отношений в условиях реальной деятельности. Деловая игра включает в себя предметный, социальный и организационно-деятельностный компоненты. Хорошая деловая игра – это диалог не только словесный, но и диалог действий. Каждый шаг игрока есть своего рода реплика в этом диалоге. Группа в целом и каждый её член становятся активными субъектами педагогического процесса. Во-первых, у участников не возникает негативная реакция на учебный процесс; во-вторых, активизируется познавательная деятельность участников игры; в-третьих, развивается их способность к самостоятельному обучению; в-четвёртых, создаётся стойкая познавательная ориентация, сохраняющаяся и после окончания игры. Педагогический потенциал проекта деловой игры направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым, решая свои проблемы. Данная технология позволяет комбинировать компоненты образовательной среды, выявляя и изменяя факторы и условия, влияющие на обучение, воспитание и личностно-социальное развитие ребёнка.

Для создания и реализации деловой игры необходимо составить проспект игры, структура которого включает следующие элементы:

  • изложение проблемы и учебных задач игры;
  • состав и функции участников;
  • описание деловой обстановки и задач, подлежащих выполнению участниками игры;
  • исходную ситуацию;
  • предварительный перечень фрагментов и эпизодов игры с уточнением элементов неопределённости и её двуплановости;
  • перечень основных расчетов, выполняемых в процессе игры;
  • организацию проведения игры, включая структуру игрового коллектива, ролевое взаимодействие;
  • материально-техническое обеспечение;
  • тематику теоретического курса;
  • пространственно-временные особенности игры;
  • состав разработчиков.

При дальнейшей разработке игры необходимо определить, каковы должны быть действия её участников на разных этапах и в различных эпизодах, как будут развиваться их возможные взаимодействия и какую информацию для этого следует использовать. [2, с.104]

На станции юных натуралистов мною была спроектирована и проведена деловая игра под названием «Шанс». Целью данной игры является формирование у детей представлений о профессии как о целенаправленной деятельности и развитие деловых взаимоотношений в процессе творческого имитируемого «профессионального» взаимодействия. Задачи игры:

1. Усвоение учебного материала.

2. Проектирование и реализация игровых действий.

3. Формирование социально позитивной мотивации у детей к практической деятельности.

4. Развитие организаторских способностей детей.

5. Воспитание ответственного отношения к себе и окружающим.

Активная деятельность детей в штабе, высокая результативность исследовательских и опытно-экспериментальных работ, потребность воспитанников в самореализации и ролевом взаимодействии явились предпосылками высокого интереса ребят к данной технологии организации коллективной работы. С учётом пожеланий детей и возможностей образовательной среды мною было внесено предложение о проведении деловой игры.

Реализация технологии игрового проектирования в учебно-воспитательном процессе включает четыре этапа.

На начальном этапе участники деловой игры знакомятся с игровыми правилами. Основная задача педагога – показать, чем игровая деятельность отличается от той реальности, которую она имитирует, и что стоит за игровой деятельностью в жизни. Социально-психологические задачи педагога на этом этапе, как правило, ограничиваются наблюдением за поведенческими реакциями участников игры и взаимоотношениями, складывающимися в коллективе. В игре принимали участие дети в возрасте от 11 до 17 лет. На очередном заседании штаба детям было представлено краткое содержание деловой игры. Роли, которые были определены нами: цветовод, агроном, дизайнер-оформитель, менеджер по рекламе, менеджер по костюмам, продавец-консультант, товаровед, кассир, экскурсовод, корреспондент, редактор, главный менеджер. Содержание работы каждого участника игры определялось совместно.

В дальнейшем участники начинают применять правила игры. Руководителю необходимо вести работу преимущественно с отдельными участниками или с небольшими подгруппами, своевременно разъяснять причины возникающих трудностей и оказывать помощь в их преодолении. В частности, дети познакомились с такими понятиями, как «деловая игра», «деловое общение», «взаимодействие», «ситуация», «импровизация», «интеграция и дифференциация», «интервью», «беседа», «демонстрация», «конкуренция», «спрос», «предложение», «маркетинг», «персонал», «регламентация», «реклама», «сервис», «эксперт», «сотрудничество». Именно на этом этапе выстраивается стратегия дальнейших действий каждого из участников игры. Совместно с педагогом детьми был составлен бизнес-план, в котором отражены основные моменты содержания игры на всех этапах её проведения.

Следующий этап – это непосредственное проигрывание детьми выбранных ролей, решение возникающих в ходе игры вопросов. Участники игры начинают понимать смысл и последствия своих решений, использовать возможности разработки и апробирования стратегий действий. Интерес к игре резко возрастает. В этот период отпадает необходимость в жёстких и частых вмешательствах педагога. Он должен предоставить максимум инициативы участникам игры, выполняя, главным образом, функции консультанта и наблюдателя, мягкими воздействиями предупреждая возможные нежелательные ошибки в групповом процессе.

Данный этап занимает 1 неделю и завершается в праздник «День открытых дверей». Детьми были изготовлены и распространены рекламные листы о предстоящей выставке-распродаже растений в этот день; составлены каталог растений, ценники и инструкции по уходу за растениями; подобран упаковочный материал, костюмы и подготовлено рабочее место. Экскурсовод оформил выставку, посвященную юбилею посёлка. Для проведения мастер-класса был оборудован специальный кабинет, подобран раздаточный материал. Корреспонденты предварительно изучили информацию, которая в дальнейшем использовалась ими в процессе общения с гостями, организаторами и участниками праздничных мероприятий. Совместно с группой детей, занимающихся опытно-экспериментальной работой с растениями, редакционно-издательской секцией были подготовлены материалы об итогах их исследований и представлены в статье «Исследовательская работа детей – шаг в будущее», которая была опубликована в районной газете «Солнечный меридиан». Природоохранной секцией был подготовлен и представлен спектакль, посвящённый дню Земли.

Послепроектный этап следует непосредственно после завершения проектных действий, получения представления и оценки результатов. На итоговом занятии даётся оценка результатов проведённой игры, оценивается степень выполнения участниками поставленных задач. Действия всех участников проекта в этот период определяют его объективную жизнеспособность и дальнейшую судьбу полученного проектного результата. Здесь возможны такие варианты:

1. Переход к новому проекту.

2. Интеграция с другими проектами.

3. Начало работы с новой организацией, учреждением.

4. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на других обучающихся или специалистов) и другие.

Практика показала, что задачи деловой игры были решены. При этом следует отметить повышение интереса детей к деловым играм. На заседании штаба дети выделили значимые для них моменты выполненной работы, указали на недочёты в организации и проведении игры, подчеркнули неожиданность немалого материального (денежного) результата, сравнивая его с расчётными данными в смете. Было решено часть денежной суммы потратить на приобретение посадочного материала, грунта, посуды для выращивания растений с целью выполнения исследовательских работ. После завершения мероприятий культурно-досуговая секция выступила с инициативой организации и проведения выездных экскурсий. Это были поездки в г. Амурск, г. Комсомольск-на-Амуре. Деловая игра «Шанс» была положительно оценена всем коллективом и поступило предложение сделать её проведение традиционным.

Таким образом, можно говорить об активизации пространственно-предметного, социального и деятельностного компонентов образовательной среды учреждения дополнительно образования детей. Реализация технологии игрового проектирования с учетом специфики деятельности учреждения данного типа позволяет создать такую образовательную среду, которая активизирует условия обучения и воспитания, систему межличностных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса и организовать разнообразные виды деятельности, необходимых для успешной социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами. А использование данной технологии в условиях среды УДО в сочетании с деятельностью органа соуправления даёт возможность изменять, дополнять, комбинировать различные элементы процессов обучения и воспитания.

Список использованной литературы.

  1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – ISBN 978-5-7695-4058-5.
  2. Трайнев В.А., Трайнев И.В.. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – ISBN 5-94798-989-1.
  3. Ясвин В.А.. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М, Смысл, 2001. – ISBN 5-89357-090-1.

Приложение 1.

Положение о штабе «Страж природы».

1. Штаб «Страж природы» - это добровольное объединение детей, осуществляющее организацию и проведение различных видов деятельности с учётом их интересов, а также специфики и возможностей учреждения.

Основной формой организации деятельности штаба является соуправление, где педагог и ребёнок выступают равноправными субъектами деятельности.

2. Принципы организации деятельности штаба.

  • Добровольности
  • Доступности
  • Открытости
  • Вариативности
  • Дифференцированности
  • Разноуровневости деятельности
  • Эффективности
  • Индивидуального подхода
  • Комфортности
  • Возможности выбора роли в совместной творческой деятельности

3. Цель: создание условий для формирования у детей личностной готовности к успешной социальной адаптации и самореализации в окружающей среде.

Задачи:

- выявление и развитие индивидуальных особенностей детей в процессе выполнения ими различных видов деятельности;

- повышение у воспитанников уровня мотивации участия в творческой предметно-познавательной и общественно-практической деятельности;

- формирование и совершенствование умений планирования деятельности коллектива, её организации, выполнения и анализа;

- развитие умений самоконтроля и контроля за деятельностью других;

- совершенствование навыков межличностного взаимодействия и развитие лидерских качеств;

- формирование осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к окружающему миру;

- создание системы взаимосвязей педагогического, детского и родительского сообществ.

Функции штаба:

4. Структурные подразделения штаба.

  • Научно-исследовательская секция
  • Историко-географическая секция
  • Диагностико-аналитическая секция
  • Природоохранная секция
  • Редакционно-издательская секция
  • Культурно-досуговая секция

5. На базе штаба создана и функционирует «Школа вожатого», осуществляющая профессионально-ориентационную деятельность.

6. Участниками штаба «Страж природы» могут быть дети от 6 до 18 лет. Руководство штабом осуществляют председатель и сопредседатель, которые выбираются на каждый новый месяц из числа членов объединений.

7. Отчёты о выполненной работе хранятся в папке каждой секции.

Приложение 2.

Фрагменты подготовительного и основного этапов деловой игры «Шанс».



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017