Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Малая родина. Связь эпох через судьбы человеческие
Из опыта руководства научно-исследовательской деятельностью студентов колледжа в историко-краеведческой секции СНО

Е.Л. Лещинский
преподаватель общественных дисциплин, МТК, г. Магнитогорск Челябинской обл.

Аннотация

Описание опыта работы автора в течение 13 лет. Показаны система привлечения юных исследователей в студенческое общество учащихся (СНО), критерии выбора темы и этапы работы над ней, влияние исследовательской деятельности на становление личности обучающихся.

Историческое краеведение — благодатный материал для исследований. Тема должна быть интересной автору, должна ориентировать на результат.

Исследовательская работа предполагает субъект-субъектные (партнерские) отношения между автором и научным руководителем.

Участие в конкурсах — важная составляющая работы СНО.

Студент получает навыки сбора и систематизации материала, анализа, обобщения, самоорганизации, опыт участия в конкурсах, т.е. овладевает общими компетенциями выпускника учреждения среднего профессионального образования.

Работа в СНО многое дает не только начинающему исследователю, но и его научному руководителю.

Почти тринадцать лет в нашем образовательном учреждении, Магнитогорском технологическом колледже (МТК), действует историко-краеведческая секция студенческого общества учащихся (СНО). Краеведческий уклон работы нашей секции СНО выбран не случайно. Основной принцип исторического краеведения — диалектическая взаимосвязь истории страны и малой родины. Краеведение вошло в учебные планы профессиональных училищ и колледжей и является действенным средством повышения качества знаний по истории, способствует развитию кругозора и мышления обучающихся, формированию научного мировоззрения, активной жизненной позиции, любви к родной земле. Молодежь осознает неразрывную связь Родины, родного города, семьи.

Краеведение в учебном заведении позволяет использовать исследовательские, экскурсионные и другие активные методы обучения, приобщать обучающихся к творческому труду в науке. Хотя мы и не чураемся исторических тем, отмечу, что краеведение дает более благодатный материал для исследовательской работы.

Обычно в сентябре, в самом начале учебного года, я в каждой учебной группе рассказываю о СНО, о важности для обучающихся работы в нем. Приглашаю членов секции СНО выступить перед первокурсниками с презентацией своей работы. Они делятся с младшими товарищами своими впечатлениями от участия в конкурсах, говорят о том, что им дает нелегкий, но интересный исследовательский труд.

Я внимательно наблюдаю за первокурсниками на уроках, и активным подросткам с живым мышлением предлагаю вступить в СНО. Обращаюсь к коллегам — преподавателям, мастерам производственного обучения, кураторам — за рекомендациями по подбору кандидатов. Опыт показывает, что чаще всего успешными исследователями становятся те обучающиеся, которые обладают знаниями по гуманитарным дисциплинам, трудолюбием, настойчивостью и целеустремленностью, которую иногда называют волей к победе.

С кандидатом проводится обстоятельная беседа об особенностях работы исследователя, обсуждаются варианты будущих тем . При выборе темы следует учитывать следующее:

1) тема должна быть интересна автору;

2) тема должна ориентировать на результат, в ней должны быть заложены вопросы, ответы на которые выведут обучающегося на новый уровень понимания рассматриваемых процессов и явлений;

3) тема должна быть оригинальной, необычной;

4) тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

5) помогая обучающимся подготовить исследование, необходимо самому быть компетентным в рассматриваемых проблемах;

6) педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Рассмотрим это на нескольких примерах.

Одной из первых наших работ стала «Отвечать буду Я!» о деятельности директора ММК Г.И. Носова в годы Великой Отечественной войны. Я рассказал будущему автору Елене Новиковой о Григории Ивановиче Носове как об особой фигуре в истории Магнитогорска. В годы войны говорили, что от Челябинска до Карталов власть советская, а от Карталов до Магнитки — власть Носова. Давно нет цензуры, ушла в прошлое КПСС с ее огромной, повсюду проникающей властью, много развелось в СМИ охотников посмаковать подробности из жизни выдающихся людей, но нигде за всю сорокалетнюю трудовую жизнь я не встречал ни одной критической публикации о Григории Ивановиче. А ведь ему приходилось руководить градообразующим предприятием Магнитогорска в сложные предвоенные и тяжелейшие военные годы. Я подробно описал девушке несколько эпизодов из жизни этого выдающегося человека. Мы вместе изучали статьи и речи Носова, читали литературу о работе и жизни, беседовали с его современниками... А вскоре в Челябинском институте развития профессионального образования (ЧИРПО) нам предложили с очерком о Носове поучаствовать во всероссийском конкурсе на лучшие журналистские произведения настенной печати, посвященные труженикам тыла. Я не филолог, девушка тем паче. Я вспомнил, что, когда я был в 11-м классе, мы изучали очерк Максима Горького «Ленин». Мы с моей ученицей подробно рассмотрели структуру этого очерка по школьному, еще советскому учебнику литературы и написали очерк «Король черной металлургии». Это не оговорка — мы действительно писали очерк вместе.

Автор работы была удостоена диплома за третье место, а с учетом того, что первое и второе места в этом всероссийском конкурсе не присуждались, Елена Новикова оказалась лучшей.

Большой интерес вызывают темы исследований, связанные с историей своего учебного учреждения. Это связано и с тем, что еще живы люди, учившиеся и работавшие в то время, что сохранились документы того времени. Иногда бывало так, что учащиеся тех лет преподавали спецпредметы нынешним исследователям, работали мастерами в нашем учебном заведении. Одна из таких работ — «Листая старые приказы (о школе торгово-кулинарного ученичества Магнитогорска в 1959-1965 годах)». В архивах сохранились протоколы заседаний педсоветов, приказы, учебные журналы... Автор нашла выпускников первых лет, их педагогов, взяла у них интервью, побеседовала с преподавателями и мастерами — выпускниками тех лет. И не случайно автор работы, занявшая первое место на областном конкурсе СНО, Ольга Сергеевна Гришко, ныне — преподаватель нашего колледжа.

Бывшее профессиональное училище № 121, 1 января 2011 года вошедшее в состав Магнитогорского технологического колледжа, готовило в основном кулинаров. И не случайно некоторые темы исследования были связаны с будущей профессией членов СНО. Одной из первых подобных тем в нашей практике — «Организация питания в блокадном Ленинграде». Она позволяет добиться нескольких целей в обучении и воспитании юных исследователей. Это и воспитание патриотизма, и расширение и углубление знаний о Великой Отечественной, и овладение учебными компетенциями.

В этом контексте нельзя не упомянуть и такие темы как «Организация питания на Магнитострое (1929-1935 гг.)», «Продуктовые карточки в Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны», «Особенности русской трапезы в XVI веке по описаниям российских историков и чужеземцев» и «Питание магнитогорских детей в годы Великой Отечественной войны».

В постановке каждой темы заложена проблема, вызывающая интерес у авторов. Один из вариантов работы о питании на Магнитострое мы назвали словами из популярной песни о металлургах: «Главное на свете — это сталь...» Всё, и питание в том числе, подчинялось в тридцатые годы именно этому. Строителей и металлургов обеспечивали продуктами по карточкам в зависимости от их вклада в производство.

Изучая документы при подготовке работы о продуктовых карточках в Магнитогорске в годы войны, мы выясняли, какой была государственная система общественного питания, как выживали люди при таких нормах, какую роль играл «второй хлеб « (картошка) в выживании горожан.

Большой интерес представляет исследование, посвященное питанию магнитогорских детей в годы войны. Действительно ли советская власть следовала лозунгу «Всё лучшее — детям»?

Ранее я отмечал, что важную, если не определяющую роль играет целеустремленность. Автор этой работы, Алина Мухаметкильдина, четыре месяца работала в городском архиве безрезультатно, пока не нашла первые документы советской власти об организации детского питания. Дважды в неделю после занятий она упорно перелистывала пыльные, часто неразборчивые архивные дела — и это при крайне сложных семейных обстоятельствах. Нашла 42 документа о питании в яслях и детских садах, в школах, в детских больницах, даже о питании беспризорников, задержанных милицией...

Особый интерес для обучающихся представляют исследования, связанные с судьбой родных, историей рода. В работу часто вовлекаются близкие родственники, авторы начинают видеть, насколько интересна и необычна жизнь вроде бы обыкновенных людей, воочию видят те огромные перемены, которые происходят с каждым поколением. Не случайно Алексей Антропов, автор работы о своем деде «”Жил-был художник один…” (о жизни и деятельности художника Ниязбаева Р.Р.)», привел в ней строки Евгения Евтушенко:

  • Людей неинтересных в мире нет.

  • Их судьбы — как истории планет.

  • У каждой все особое, свое,

  • и нет планет, похожих на нее.

Алексей надеется, что его работа послужит началом истории рода.

Добрая половина работ, написанных членами нашей историко-краеведческой секции СНО, связана с Великой Отечественной войной. И среди них особняком стоят исследования о поисковом отряде «Рифей». Их авторы настолько прониклись темой, что сами вступили «Рифей» и стали поисковиками. Одна из моих выпускниц, Дарья Галанина, — единственный автор двух (!) работ — участвовала в Вахтах памяти шесть раз, стала одной из помощниц командира отряда.

Дарья захотела написать вторую работу уже после окончания училища. Название работы символично: «”Я не участвую в войне — война участвует во мне...” (о командире поискового отряда «Рифей» Любови Викторовне Щербине)». Когда Даша прошла заочный этап российского конкурса «Национальное достояние России» и ее пригласили на очный, деньги на дорогу в Москву и на взнос участника собирал весь отряд. Девушка заняла первое место и была удостоена Серебряного креста — этот памятный знак давали только самым лучшим.

Каждое исследование требует особого сочетания методов, которое обсуждается с автором в самом начале творческого пути и корректируется по ходу работы. Первый шаг — знакомство с исторической эпохой. Затем обучающиеся составляют анкеты для участников событий, берут интервью, выясняют, сохранились ли личные исторические документы (свидетельства об образовании, дневники, удостоверения к наградам, фотографии), изучают публикации в СМИ.

При подготовке исследования «Кто вы, доктор Нейланд?» об одном из создателей технологии получения броневой стали на ММК в годы Великой Отечественной войны Петру Тарасюку пришлось перечитать обширную литературу советского периода и современные материалы об этом достижении металлургов Магнитки, перелопатить подшивки газеты «Магнитогорский рабочий» за 30-е годы, где публиковались статьи инженера Кристапа Кришьяновича Нейланда, встретиться с его современниками, поработать в городском архиве с его личным делом, рассекреченным только в конце 80-х... Цель работы — выяснить причину замалчивания заслуг одного из основных разработчиков технологии, которая помогла противостоять фашизму: более половины их 100 с лишним тысяч советских танков было одето в магнитогорскую сталь. Было выдвинуто и рассмотрено четыре гипотезы и сделан мотивированным вывод. Эта тема так увлекла автора, что он написал хорошую работу за четыре месяца и получал призовые места на всех конкурсах, где принимал участие.

Часто исследовательские работы предполагают субъект-субъектные отношения между авторами и научным руководителем. Для меня важен процесс товарищеского общения с моим учеником, я всегда говорю: «Мы с тобой коллеги, мы на равных», приучаю высказывать собственные суждения, проявлять инициативу. По мере того, как обучающийся осваивает формы и методы исследовательской работы, он начинает использовать их в других сферах учебной деятельности. И постепенно помощь педагога требуется ему все в меньшей степени. И тогда мы выходим на новый уровень сложности исследования...

Участие в конкурсах — важная составляющая работы секции СНО. Выступление на конкурсах требует серьезной подготовки. Автор работы должен обладать навыками монологической речи, уметь уверенно держаться во время выступления, использовать различные средства наглядности, уметь отвечать на незапланированные вопросы и так далее. Я использую систему поэтапной подготовки, а именно: сначала автор исследования составляет текст выступления. Я как руководитель и педагог помогаю ему в этом, что включает и работу над содержательной частью, и приведение текста в соответствие с Положением того или иного конкурса.

Затем мой ученик «обкатывает» работу: сначала выступает передо мной, после чего мы проводим разбор полетов: как он держался, говорил, уложился ли во временные рамки, как отвечал на вопросы по теме работы. Следующий этап — создание презентации выступления. Прежде чем выйти с работой на конкурс, обучающийся выступает перед студентами своей и других групп, что требует уже большего сосредоточения и психологического напряжения, позволяет совершенствовать ораторское мастерство. Все это вместе помогает выработать презентационные умения и навыки, без которых даже самая интересная работа рискует остаться незамеченной жюри конкурса. После этого работа представляется на суд специалистов: методической службы, коллег историков, краеведов, научных работников.

Таким образом, на конкурсы юные исследователи выходят уже с опытом публичных выступлений. Мои ученики постоянно участвуют в научно-практической конференции учреждений начального и среднего профессионального образования Южного территориально-методического объединения Челябинской области, краеведческих чтениях «Наследие», научно-практической конференции «Искатели, мыслители XXI века» и других городских, областных и всероссийских конкурсах.

Автор каждой работы по несколько месяцев собирает и систематизирует материал, анализирует, обобщает, делает выводы, получает навыки самоорганизации и работы в коллективе (иногда у работы два автора), учатся принимать решения в нестандартных ситуациях.

При наличии серьезной подготовительной работы всегда можно найти студентов, которые хотят стать исследователями, разгадывать загадки прошлого, научиться искусству публичной речи, то есть овладеть общими компетенциями выпускника образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования — это требование, которое само время предъявляет к современной молодежи.

Бывают ли неудачи? Безусловно. Но даже те студенты, кто не довел исследование до конца, успевают научиться чему-то новому, взглянуть на мир иначе — глазами первооткрывателя.

Подводя итоги сказанному, можно отметить: работа в секции СНО многое дает не только начинающему исследователю, но и его научному руководителю. Деятельность куратора исследования напоминает работу тьютора, дает огромное моральное удовлетворение. Учитель вместе с учеником открывает новые горизонты.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017