Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Иванова Нина Семеновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева», г. Чебоксары

 

Аннотация: в статье рассматриваются различные формы и методы подготовки студентов начального образования к экологическому образованию и воспитанию учащихся 1-4 классов.

Ключевые слова: экологическое образование и воспитание, исследование, знания, умения, навыки, убеждения, экологические задачи, компетентность.

Развитие науки и техники вооружило человека мощными средствами воздействия на природу. С их помощью человечество вовлекло в процесс материального производства почти всю географическую оболочку планеты и вышло за ее пределы в космос. Характер современного воздействия общества на природу ставит человека перед необходимостью глубокого и всестороннего познания закономерностей функционирования и развития географической оболочки в целом и ее структурных элементов. Человек всегда был и остается частью природы. Окружающая человека природа – это среда его жизни и деятельности. И для человека не безразлично, какой будет его окружающая среда. Существует единая система «природа – общество – человек». Все составные части этой системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому охрана природы – очевидная и очень важная задача государства и общественности.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно интенсивно в школьные годы. Экологическое образование есть элемент общего образования, где учащиеся овладевают научными основами закономерностей функционирования живой природы во взаимодействии с неживой.

В экологическом образовании и воспитании большое теоретическое и практическое значение имеет ясное и четкое определение целей и задач воспитания. Обстоятельное знание целей и задач экологического образования и воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и естественно придает его работе необходимую осмысленность и направленность. А. С. Макаренко подчеркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность воспитанника. Но, чтобы проектировать личность, нужно детально представлять, какой она должна быть и какие качества у нее формировать.

В 70-х годах широкое распространение получили работы по усилению экологической направленности обучения (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, С. С. Красновидова, И. Н. Понамарева, И. Т. Суравегина и др.). В результате сформировалась концепция экологического образования и воспитания как новая область в школьной практике и педагогической теории. Этими учеными – исследователями определены цели, принципы и содержание экологического образования и воспитания в целом, даны конкретные понятия по экологии. Экологическое образование – это образование и воспитание по проблемам природной, социальной и духовной среды с формированием экологического сознания, мышления и профессионализма. Вышеназванные авторы полагают, что для успешного экологического образования и воспитания необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий:

- готовность общества усвоить экологические идеи и знания;

- наличие учебников и пособий для изучения экологии и достаточно популярный их уровень;

- подготовленность педагогов любой специальности для преподавания экологии и многочисленность экологов в народном образовании страны.

Для реализации целей и задач экологического образования и воспитания в школе сами учителя должны быть профессионально компетентны, т. е. должны быть асами в вопросах экологии. Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Поэтому будущие специалисты должны иметь определенные экологические знания – знания о структуре окружающей нас живой природы, о том, как работает живой покров земли в его биосферной целостности. Экологические знания – важное условие понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим природы, объективной необходимостью организации охраны природы, рационального использования природных ресурсов, воспитания у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

В процессе усвоения студентами экологических знаний осуществляется их ценностная ориентация, выделяется не только материальная, но и эстетическая ценность видов растений и животных, природных ландшафтов, их воздействие на чувства человека, на его душевное состояние, на пробуждение у человека чувства радости, успокоения. Поверхностное овладение изучаемым материалом, отсутствие системы в знаниях отрицательно сказываются на формировании убеждения. Сформировать убеждения – это значит выработать у студентов целостную и стройную научную систему философских, экономических, нравственных и эстетических взглядов на развитие природы и общества. Убеждения представляют собой твердые, основанные на определенных принципах, жизненные позиции человека. Экологические убеждения выступают определяющей составной частью мировоззрения личности, характеризуют духовный облик человека, его направленность. Убеждения формируются в процессе усвоения студентами знаний о природе. Сформировать убеждения у студентов в экологическом образовании и воспитании – это значит выработать важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность.

Выразительным определителем экологической грамотности является наличие умений и навыков у учителя. По утверждению психологов, умение – это способ успешного выполнения действия, соответствующего целям и условиям деятельности. Навыки – это способы выполнения действий, ставшие в результате упражнений автоматизированными. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды экологической деятельности. К условиям, обеспечивающим успешное формирование экологических навыков, относится число упражнений, их темп и распределение во времени. В сознательном овладении навыками и умениями важно знание результатов упражнений.

Составной частью в подготовке будущих специалистов является проведение с ними исследовательских работ. Методическая подготовка студентов к руководству исследовательской работой школьников рассматривается как основная форма работы. Исследовательская деятельность школьников обеспечивает развивающее обучение, направленное на активизацию мышления и формирование исследовательских умений и навыков, а также творческих качеств личности [1, 5]. При проведении исследовательских работ студенты знакомятся с методами экологических исследований. Например, проводятся практические работы на:

- измерение – измерение параметров питьевой воды, параметров воздуха в квартире и т. д.;

- наблюдение – наблюдения за состоянием почвы, за состоянием деревьев в окрестностях автомобильной дороги и т. д.;

- моделирование – моделирование экологического состояния близлежащего пруда, элементов любой экосистемы и т. д.;

- опыты – опыт по измерению воздействия различных доз минеральных удобрений на рост и развитие гороха, определение уровня загрязненности воды из водоема и т. д.;

- конструирование – конструирование фильтра для очистки сточных вод, проектирование зеленых насаждений и т. д.

Кроме аудиторных занятий по курсу «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» часть студентов 4-го и 5-го курсов выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы, тематика которых связана с организацией исследовательской деятельности по экологии.

В подготовке учителей для работы с учащимися применяется краеведческий подход, т. е. использование национально-регионального компонента (НРК). Именно он в экологическом образовании и воспитании позволяет закреплять содержание базовых учебных дисциплин, значительно расширяя возможности педагога. Национально-региональный компонент в обучении дает возможность учителю курса «Окружающий мир» знакомить учащихся с местными предприятиями, деятельность которых связана с вопросами загрязнения и конкретных мер по защите окружающей среды своего города, района, деревни или села, возбудить и развивать познавательный интерес.

В процессе ознакомления студентов с растительным миром ЧР отмечается, что Чувашия – один из самых густонаселенных районов РФ, поэтому ее природа испытывает повсеместно усиливающееся влияние деятельности человека. Вполне вероятно, что ослабление, а местами и гибель дубрав – гордости республики – является следствием такого влияния. Поэтому, чтобы сохранить среду, а в более узком масштабе – леса, необходимо как можно бережнее относиться к его отдельным видам.

При ознакомлении с редкими и исчезающими растениями и животными Чувашской Республики студенты знакомятся с категориями, которые характеризуют численность видов:

1 категория – виды, находящиеся под угрозой исчезновения (венерин башмачок, жужелица блестящая и др.);

2 категория – виды, численность которых сокращается (валериана лекарственная, шмель моховой и др.);

3 категория – редкие виды, не находящиеся еще перед непосредственной угрозой вымирания, но встречающиеся в небольшом количестве (кувшинка белая, совка обыкновенная и др.);

4 категория – малоизвестные, недостаточно изученные (дубровник одноклубневой, крошечная бурозубка и др.) [5, 7].

Формирование молодого специалиста, повышение его производственного опыта и квалификации осуществляется в процессе самостоятельной работы на учебно-опытном участке. Целью работы на учебно-опытном участке является закрепление, систематизация, расширение знаний по выращиванию различных культур. Здесь будущие педагоги получают знания и умения по выращиванию ведущих для данной местности полевых, овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных растений. В соответствии с программой определяется тематика опытов. Для фиксации результатов ведется дневник, в содержание которого входит наблюдение и сравнение [2, 3]. В конце сельскохозяйственной практики студенты оформляют отчет о проделанной работе.

Чтобы работа учителя по экологическому образованию и воспитанию была наиболее эффективна, на занятиях используется решение логических задач экологического характера, которые могут быть самыми разнообразными и охватывать все разделы курса «Окружающий мир».

Пример 1. По данным статистики, из-за ударов молнии и самовозгорания торфа возникает 10% пожаров, а остальные 90% - по вине человека, что приводит к изменению состава воздуха.

  1. Перечислите причины возникновения пожаров по вине человека?
  2. Почему осколки стеклянной посуды в лесу могут служить причиной возникновения пожара?
  3. На какую глубину необходимо закапывать стеклянную тару?
  4. За сколько лет происходит разрушение стекла в почве? [3, 18].

Пример 2. С одного гектара земли в условиях Чувашии можно собрать до 40 ц пшеницы. Она на 1/3 часть заражена грибом – паразитом (головней).

  1. Сколько тонн урожая недополучит агропредприятие со 120 га пшеничного поля?
  2. Что необходимо предпринять, чтобы предупредить заболевание пшеницы?
  3. Как определить по внешнему виду, что пшеница поражена этим грибком? [3, 25].

Опыт показывает, что студенты уже при прохождении педагогической практики показывают умение методически правильно проводить разные типы уроков и внеклассных мероприятий экологического содержания.

Список использованной литературы

  1. Бухвалов, В. А. Методы экологических исследований / В. А. Бухвалов и др. – М. : ЛА «Варяг», 1995. – 165с.
  2. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии: методическое пособие / авт.-сост. Ю. В. Козлова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
  3. Иванова, Н. С. Экологические задачи на уроках «Окружающий мир»: учебно-методическое пособие / Н. С. Иванова. – Чебоксары, 2005. – 68с.
  4. Иванова, Н. С. Практическая работа учащихся начальной школы на пришкольном участке: учебно-методическое пособие / Н. С. Иванова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 28с.
  5. Редкие и исчезающие растения и животные Чувашской АССР: каталог / отв. ред. А. И. Олигер. – Чебоксары, 1988. – 288с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017