Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Методические рекомендации по сбору, обработке и хранению ископаемых организмов, описанию обнажений

Березина Наталья Степановна
кандидат исторических наук

Березин Александр Юрьевич

Республиканское Естественно–историческое общество “Terra incognito”, г. Чебоксары, Чувашская Республика

 

Как подготовить выездное занятие

Для выездного занятия следует заранее выбрать геологический разрез (береговое обнажение, заброшенный или действующий карьер), не слишком удаленный от места общего сбора кружка, чтобы экскурсия уложилась в один день.

Надо помнить о безопасности детей

Перед входом в действующий карьер руководитель должен знать о времени начала и конца взрывных работ.

Затем руководитель приводит школьников на участок карьера, где нет работающей техники, и показывает удобные для сборов части разреза или осыпи. При этом необходимо следить, чтобы школьники не уходили из поля зрения руководителя и выполняли ряд правил. В карьере нельзя подходить к работающей технике. По сирене или по сигналу руководителя о скором начале взрывов школьникам следует собраться для организованного ухода с карьера. Около вертикальных стенок и уступов следует работать с большой осторожностью, а если они сильно трещиноваты и сыплются, не работать вообще. Не следует полностью отказываться от работы у стенок, т.к. только на них видны породы и остатки организмов в естественном залегании; к тому же, часто очень важно послойное описание разреза. Но вместе с тем, категорически запрещается находиться под висячими карнизами или около участков, грозящих обрушиться. Нельзя также работать на наклонном уступе или осыпи, находясь на разных уровнях с товарищем, один над другим. Кроме того, нельзя подходить к краю уступов, так как под ногами может оказаться карниз, способный обрушиться и не видный сверху. Недопустимо наносить сильные удары молотком по стенке и, тем более, устраивать обвалы.

В работе на обрывах у реки меры безопасности почти такие же, как у стенки карьера. Единственное отличие состоит в том, что на обрывах часто приходится делать зачистку разреза кирками и лопатами или рыть закопушки, чтобы добраться до нужного слоя. При этом необходимо следить, чтобы закопушка не имела потолка или карниза, а также, чтобы в небольшой яме работало только один человек. Расстояние между работающими должно быть не менее 2 м.

Как извлекать образцы из пород

При сборе окаменелостей часто возникает необходимость отделить образец от вмещающей породы, не повредив и не разрушив его. При обычном способе извлечения образца из твердой породы (известняка, мергеля, песчаника) пользуются молотком и зубилом. Если из породы виден фрагмент ископаемого, нужно, аккуратно скалывая породу, открыть остальные его части, насколько можно, чтобы иметь представление о его форме и размерах, затем, на некотором расстоянии от ископаемого, в породе выдалбливается глубокий желоб, ограничивающий участок с ископаемым. Далее, порода вокруг желоба откалывается таким образом, чтобы участок с образцом возвышался над остальной поверхностью слоя или глыбы. Наконец, зубило ставится параллельно образцу, и ударом он откалывается вместе с блоком вмещающей породы.

В случае, если образец находится в глине или песке, его следует аккуратно выкопать совком или ножом. Хрупкие образцы нужно упаковать в жесткую обертку (например, из фольги), или в коробку с ватой, если они небольших размеров. Чтобы меньше трясти и переворачивать упакованные образцы, их можно носить в небольшом ведре.

В глинистых породах могут систематически встречаться желваки мергеля или фосфорита - конкреции. Эти образования следует разбивать молотком, т.к. они часто содержат ископаемый материал, но полностью очищать образцы от породы лучше в школе. Иногда породы, содержащие много мелких находок, целесообразно промывать через сито.

Как обрабатывать образцы в школе

Для обработки образцов необходим следующий набор инструментов: скальпель, шило, молоточек, препаровальные иглы, маленькая лопатка, зубная щетка, маленькое долото (или отвертка), кусачки. Известняк или рыхлый мергель удаляется лучше всего скальпелем, а доломит, песчаник, плотный мергель и фосфорит приходится откалывать молоточком и маленьким долотом. При этом образец кладут на подушечку с песком.

Иглы нужны для наиболее тонкой работы, а кусачки - для откусывания удобно расположенных углов и наростов породы. Так, хорошо отделяются от породы внутренние ядра моллюсков, зубы акул в известняке или доломите.

Удалять породу следует небольшими кусочками. При препарировании необходим учитывать форму обрабатываемого объекта.

В процессе работы обрабатываемая поверхность замусоривается, поэтому ее надо постоянно прочищать мокрой щеткой. Хорошие результаты дает мытье образцов водой и щеткой с мылом.

Рассыпчатые образцы пропитывают закрепляющим раствором при помощи палочки с ватой. Для раствора годится клей БФ-2 или прозрачный лак, в который можно добавить растворитель. Пропитывают образец обычно после чистки и просушки, но, если предполагается, что он начнет крошиться, его можно укрепить и до препарирования.

Образцы, состоящие из соединений серы и железа (пирита, марказита), разлагаются на воздухе из-за химических реакций и особых бактерий. Поэтому их нужно покрыть закрепляющим раствором, даже, если они не разваливаются, чтобы изолировать от воздуха. Нужно, чтобы клей или лак попал во все поры, для чего образцы иногда на время погружают в раствор.

Находки часто приходится склеивать, для чего можно использовать клей ПВА, "Момент" или эпоксидный клей. Последним можно также заполнить полости в образцах. Образец будет укреплен и приобретет более реконструированный вид. Полости и трещины можно также заполнять цементом из клея и измельченной в порошок породы того же самого образца.

Иногда образец частично или полностью имеет вид отпечатка-полости в породе, повторяющей его форму. С этих отпечатков можно сделать слепки, залив в них гипс или латекс (жидкий каучук).

Как хранить и размещать образцы

Палеонтологический образец хранится с этикеткой, которая содержит коллекционный номер (номер на образце), латинское название организма, геологический возраст, место сбора (область, район, обнажение, карьер и др.), а также, по возможности, год и месяц сбора, фамилию и инициалы собравшего.

На экспозиции палеонтологический материал можно размещать или в геохронологическом (по системам, ярусам, горизонтам, толщам и проч.), или в систематическом (по типам, классам и т.д.) порядке.

Как изучать и описывать обнажения

Слои, составляющие обнажения, изучаются и описываются сверху вниз. При этом определяется мощность каждого слоя и отмечаются его характерные особенности: цвет, строение (землистое, плотное, кристаллическое и т. п.), название породы (если оно известно), включения в породе, окаменелости. Кроме того, делаются схематические чертежи или фотоснимки. Пласты на чертеже, точно так же и в записи, обозначаются большими буквами алфавита или нумеруются.

Определив мощность пластов, кратко описывают обнажение в записной книжке под тем же его номером, что и на карте. При описании слоев необходимо строго соблюдать те же обозначения, что и на рисунке, отметить мощность слоев, дать краткую характеристику породы и условий залегания.

Особое внимание следует обратить на подробный адрес обнажения и сделать пометку на карте кружком с соответствующим номером. Это поможет Вам и другим исследователям легче найти потом данное обнажение.

Запись обнажения составляется примерно так, как указано ниже, причем в скобках отмечаются номера образцов, взятых из каждого слоя. Если из слоя взято несколько образцов, то рядом с буквой ставится еще и порядковый номер для данного слоя. Например, если из слоя Б взято три образца, вы так и пишите: №21, Б-1, №22, Б-2 и №23, Б-3.

Вы можете встретить обнажение такого рода. Схема обнажения:

А—почва. 0,3м.

Б—валунный песок. 1,2м.

В—песок с бурым железняком. 0,7м.

Г— песчаник. 0,5м.

Д известняк. 2,0м.

Е—черная глина. 4,3м.

Цифры справа обозначают мощность пласта в метрах.

Из приведенного выше описания следует, что в задачу исследования входит прежде всего определить, какие породы и в каком порядке слагают данное обнажение.

Если порода вам пока еще не знакома, попытайтесь определить как эта порода относится к испытанию соляной кислотой (оставляет грязное пятно—мергель, иначе—глинистый известняк; вскипает только в порошке или при нагревании—доломит, иначе—известняк, содержащий магний; совсем не вскипает—гипс).

Не задерживаясь на определении породы (иногда это не так легко сделать), выявляйте мощность, цвет, строение, какие имеются особенности—трещины, пустоты, включения; как залегают слои - горизонтально или наклонно, согласно с подстилающими породами или несогласно и т. д.

Школьников обычно привлекают ископаемые остатки органического мира. На этапе первого знакомства с ними вполне достаточно, если в описании отмечаются только внешние характерные особенности обнаруженных находок, а определение их проводится позже специалистами.

Окаменелости в большем количестве встречаются не столько в самом пласту, сколько у подножия обнажения, в осыпях, а также среди речной гальки. Поэтому лучше всего начать изучение обнажения с просмотра и сбора этого материала. Кроме того, окаменелости значительно легче извлекаются из породы при ее выветривании в кусках, чем непосредственно из пласта.

Собранные в осыпи окаменелости могли выпасть из различных слоев обнажения, поэтому они требуют тщательной проверки и сравнения с тем материалом, который был обнаружен в отдельных пластах. Только те окаменелости, которые извлечены непосредственно из самого пласта или вполне им отвечают, обозначаются буквой данного пласта. Когда же такой уверенности не имеется, ставится только порядковый номер этикетки, а в скобках обозначается номер обнажения, например № 41 (№ 3). Это означает, что вами найдена окаменелость № 41 в осыпи обнажения № 3, которую вы, однако, не обнаружили в пластах самого обнажения.

Чтобы не перепутать окаменелости, непосредственно на самой окаменелости аккуратно обозначается порядковый номер, а в скобках—номер обнажения и слой (буква), например: № 26 (№ 3, Б). Это означает, что из обнажения № 3 (согласно порядковому № 26) из слоя Б взят данный образец.

В пластах, кроме окаменелостей, встречаются также отдельные известковые или иные скопления — конкреции, иногда значительных размеров. Они часто содержат окаменевшие кости древнейших позвоночных животных, а потому конкреции не следует разбивать геологическими молотками. Часто на обнажениях можно найти скопления костей крупных животных. Их не следует извлекать из породы, так как они сразу разрушатся! О подобных находках следует сообщить по указанному выше адресу, поскольку их извлечение и консервация требуют специальных методов, известных только подготовленным специалистам.

На образцы, которые берутся из обнажений, а также на окаменелости и на различный каменный материал, собираемый в процессе исследования, составляются небольшие записки-этикетки (размером приблизительно 6х8 см). Для этой цели весьма удобны книжки с отрывными талончиками. Их нетрудно приготовить самому из обыкновенной школьной тетради. Для записи листок складывается пополам и на каждой половинке отмечается один и тот же текст записи. Затем по сгибу этикетка отрывается от той половинки, которая остается при корешке. Этикетки имеют сквозную нумерацию для экспедиции. На этикетке отмечается: 1) № образца, 2) дата (число, месяц, год), 3) № обнажения, 4) обозначение слоя, 5) название местности, 6) местонахождение (река, овраг, осыпь и т. д.), 7) фамилия исследователя. Если из данного слоя взято несколько образцов, то пишется еще и порядковый номер этого слоя. Например: образец №21,Б-1 и дальше—№ 22, Б-2; № 23, Б-3 и т. д. Это значит, что из одного и того же слоя Б обнажения были взяты, предположим, бурый песок (образец № 26, Б-1), гравий (Б-2), галька (Б-3).

Как общее правило, образец всегда берется из свежей невыветрившейся породы.

Для большей сохранности необходима тщательная и бережная упаковка собранного материала. Интересные образцы завертываются не в один, а в два листа бумаги раздельно и последовательно. Хрупкие образцы лучше завернуть сначала в тонкую бумагу, а затем обложить ватой.

Этикетку не следует непосредственно прикладывать к образцу, так как она со временем может прийти в совершенную негодность. Обыкновенно ее дважды складывают надписью внутрь (в четвертушку) и завертывают несколько раз в уголок листа оберточной бумаги. С этого угла бумаги (с этикеткой внутри) и надо начинать завертывание образца.

Небольшие образцы рекомендуется завертывать в общие пакеты, обозначая на них номера. Если вы собрали в один пакет, предположим, 7 небольших образцов, то на нем и отмечаются соответствующие 7 номеров.

Как хранить образцы в коллекции

Собранный материал хранят в специально сделанных картонных или фанерных ящиках. Удобный размер для них 30х40 см (внутри) при глубине ящика в 6 см.

Окаменелости и породы помещаются в небольших картонных открытых коробках. Для крупных образцов удобный размер коробки 7х10 см, для мелких—5х5 см. Борт у коробки делается высотой в 1,5 см и оклеивается цветной бумагой. Этикетка к образцу кладется на дно. Большие образцы можно хранить в шкафах, подложив под них этикетки.

Рекомендуемая литература

1. Морозов П.Е. Руководство по сбору и обработке ископаемых остатков (фоссилий) в условиях палеонтологического кружка. М. 1994.

2. Яковлев А.А. Рассказы о земле. М.: Учпедгиз, 1959.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017