Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ ЮННАТОВ И ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Авдеев Сергей Михайлович
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры земледелия и агрометеорологии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

 

В процессе полевого опыта на растения постоянно оказывают влияние различные метеорологические факторы. Считается, что тот урожай, который мы получим на 40% определен свойствами самого сорта или гибрида, на 20% - условиями агротехники, а на 40% - теми погодно-климатическими условиями, которые складываются в процессе вегетации. Мы можем все сделать правильно, полностью выполнить технологическую карту, а погодные условия просто не позволят растениям реализовать свой потенциал.

Наблюдения за погодой должны носить ежедневный характер и осуществляться с помощью различных приборов. Основными наблюдениями являются учеты температуры воздуха и количества осадков. Конечно, эти данные можно получить на ближайшей метеостанции, но нам – юннатам гораздо интереснее самим получить эти результаты. А вот средние многолетние данные (т.е. норму на данной территории) можно будет узнать в климатической справочнике по вашему региону или опять же на ближайшей метеорологической станции. Эта норма нам будет необходимо для анализа, то есть сравнения данных конкретно нашего года со средними многолетними данными. Пример, как представляются эти данные в таблице 1.

Приборами для измерения температуры воздуха служат термометры. При всем разнообразии выбора этих приборов на современном рынке, предпочтение следует отдавать тем из них, кто имеет цену деления шкалы 0,2 °С, они обеспечивают достаточную точность и простоту использования.

Таблица 1. Средние многолетние значения основных метеорологических элементов по данным метеорологической обсерватории имени В.А. Михельсона (г. Москва)

Месяц

Декада

Температура воздуха, °С

Осадки, мм

Апрель

2

4,3

13

3

7,9

15

Май

1

10,3

17

2

12,2

18

3

14,0

20

Июнь

1

15,2

22

2

16,5

23

3

17,5

25

Июль

1

18,4

27

2

18,7

28

3

18,4

28

Август

1

17,5

26

2

16,5

26

3

15,2

25

Сентябрь

1

13,1

20

2

10,8

20

3

8,3

20

Октябрь

1

6,1

19

За период вегетации

 

13,4

392

Для наблюдения за температурой воздуха срочный (психрометрический) термометр располагается вертикально, в месте, где на него не будет попадать прямой солнечный свет. В идеале, для этого используется психрометрическая будка, которая представляет собой деревянный короб со стенками в виде жалюзи, со сплошной крышей, установленный на подставке высотой около 2 метров. При такой компоновке внутри будки осуществляется свободная циркуляция воздуха, но исключено попадание прямых солнечных лучей, а также повреждение термометра осадками и сильными порывами ветра.

Для анализа условий по приходу тепла, используют такие величины, как средняя суточная, средняя декадная и средняя месячная температура. Средняя суточная температура находится как среднее арифметическое от 8-ми значений наблюдений в течении суток (наблюдения проводятся через каждые 3 часа в 3-00, 6-00, 9-00, 12-00, 15-00, 18-00, 21-00 и в 24-00). Конечно, юному натуралисту проводить наблюдения в ночное время затруднительно, поэтому можно несколько упростить данную схему.

Допустимо юннату определять среднюю суточную температуру, как среднее арифметическое от значений термометра в 9-00, 17-00 и 21-00. В этом случае мы исключаем дневной и ночной экстремумы и определяем среднее значение достаточно корректно для школьника.

Средняя декадная температура, рассчитывается как среднее арифметическое между 10 средними суточными температурами конкретной декады.

Средняя месячная температура – это среднее арифметическое между тремя декадными значениями температур.

В метеорологии наиболее часто используются средние декадные температуры, они достаточно информативны, и в тоже время сравнительно легко рассчитываются и сравниваются со средними многолетними данными.

Впоследствии, для удобства анализа температурных условий, лучше всего представлять данные в виде графика, где будут построены две кривые – одним цветом – средние многолетние данные, другим – данные текущего вегетационного периода.

Другой параметр, который отражает условия вегетационного периода – количество осадков (таблица 1). Он измеряется в миллиметрах (мм), под которыми понимается высота слоя воды, который образуется на абсолютно ровно поверхности после выпадения осадков при условии, что с этой поверхности полностью исключен поверхностный и внутрипочвенный сток и полностью исключено испарение.

Поскольку с такими условиями в естественной природе мы не сталкиваемся, то для измерения осадков используют приборы – осадкомеры. Самый распространенный из них – осадкомер Третьякова. Он представляет из себя ведро из оцинкованной стали площадью сечения 200см2 установленный на подставке в виде столба на высоте около 2 м. В комплекте к этому прибору идет мензурка объемом 200 см3 проградуированная 100 делениями. Соответственно цена одного деления этой мензурки составляет 0,1 мм (формула 1).

N = 200 см3/100 = 2 см3

N = 2 см3 / 200 см2 = 0,01 см = 0,1 мм

Если нет возможности задействовать данный прибор, можно обойтись любой другой емкостью с известной площадью сечения и мензуркой с известной емкостью. По формуле 1 необходимо провести расчет цены деления стакана в мм и затем весь вегетационный период только измерять количество осадков, занося эти данные в свой дневник.

Данные по выпадению осадков снимаются два раза в сутки – в 6-00 и 18-00. Сумма количества осадков за эти два срока дают суточную сумму осадков. После истечения декады, необходимо будет подсчитать декадную сумму осадков, а затем и месячную. В конце представляем данные по выпадению осадков в виде гистограммы, где одним цветом будут построены столбики по средним многолетним данным, другим – по данным конкретного года.

Метеорологическое сопровождение полевых опытов, которые проводятся на полях, на пришкольных участках центров дополнительного образования вполне может ограничится наблюдениями за этими двумя факторами, хотя данные по влажностным характеристикам воздуха могут служить украшением работы, и при этом следует отмечать необычные погодные явления, если они происходили за период вегетации (град, гроза, сильный ливень, наводнение, засуха, суховей, пыльная буря и т.д.).

Влажность воздуха – важнейший компонент среды обитания сельскохозяйственных растений, многих процессов в сельскохозяйственном производстве.

– Пониженная влажность 30%, которая чаще всего сопровождается высокой температурой, отрицательно отражается на росте и развитии растений, т.к. возникает большой недостаток воды

– Низкая влажность в период цветения приводит к пересыханию пыльцы, что обуславливает неполное оплодотворение, зерно получается щуплым, урожай снижается.

– Качество урожая зависит также от влажности воздуха: низкая влажность снижает качество льноволокна, но повышает содержание белка в пшенице, сахара в плодах.

– Повышенная влажность воздуха (≥ 80%) отрицательно сказывается на состоянии растений: приводит к полеганию зерновых культур; препятствует нормальному опылению и снижает урожай; задерживает наступление полной спелости зерна; способствует распространению ряда грибковых заболеваний.

Если же опыт или наблюдение проводится в комнатных условиях, то конечно, скачков температуры или осадков у нас не будет вообще, а вот параметры влажности воздуха следует учитывать обязательно.

Для анализа влажности воздуха используются приборы, которые называются психрометрами. Психрометр состоит из двух термометров, взятых из одной партии изготовления и одно партии поверки, то есть максимально близкие. Если нет возможности приобрести такой прибор, то можно взять просто два одинаковых термометра и установить их рядом в вертикальном положении. При этом резервуар одного из термометров необходимо обернуть батистовой тряпочкой, конец которой опустить в баночку с водой. Если нет тряпочки, можно обернуть ватой и постоянно (3-4 раза в день) следить за тем, чтобы вата была влажная. Термометр без батиста будет называться «сухим» и его значение обозначается символом t, а термометр без батиста – смоченный (t').

С поверхности батиста (ваты) постоянно происходит испарение – процесс, который идет с затратами энергии, т.е. смоченный термометр будет показывать значение меньше, чем сухой. Причем, чем суше воздух, тем интенсивнее испарение и тем более низким будет значение смоченного термометра по сравнению с сухим. Единственный случай, когда величины этих двух термометров совпадают – это 100 % относительная влажность воздуха, когда воздух насыщен влагой до предела и с поверхности батиста влага не испаряется.

Содержание водяного пара в атмосфере называют влажностью воздуха. Водяной пар – переменная составляющая атмосферного воздуха. У земной поверхности его содержание до 4% по объему, на высоте 1,5…2,0 км – вдвое меньше.

Количество водяного пара в воздухе выражается следующими характеристиками.

  1. Абсолютная влажность а – количество водяного пара, выраженное в граммах содержащееся в 1м3 воздуха (г/м3), самый простой, но самый редко используемый показатель.

  2. Парциальное давление водяного пара (упругость) е – фактическое давление, которое оказывает водяной пар, находящийся в воздухе. Его ещё называют упругостью водяного пара. Измеряют в гПа. Параметр необходимый для расчета относительной влажности воздуха.

  3. Давление насыщенного водяного пара (упругость насыщения) Е – максимально возможное значение парциального давления при данной температуре. Измеряют в гПа. При более высокой температуре воздух содержит больше водяного пара, чем при низкой. Данный параметр необходим для оценки степени насыщения воздуха влагой при данных условиях по сравнению с максимально возможной степенью насыщения.

  4. Относительная влажность f – отношение парциального водяного пара содержащегося в воздухе, к давлению насыщенного водяного пара при данной температуре. Выражается в процентах:

  5. f = 100 %

    формула 2

    Относительная влажность показывает степень насыщения воздуха

    водяными парами: 30% – сухой воздух, 80% – влажный, переувлажненный воздух. Этот параметр позволяет нам дать оценку насыщения воздуха водяными парами. Именно относительная влажность позволяет нам оценить не только комфортность пребывания человека в данном помещении или в данной местности, но и дать оценку условиям произрастания растений, т.к. чем суше воздух, тем больше воды испаряется с поверхности растений и почвы, тем больше нам необходимо возместить корнеобитаемому слою почвы влаги.

  6. Дефицит насыщения водяного пара (дефицит упругости, недостаток насыщения) d – разность между упругостью насыщения и фактической упругостью водяного пара:

  7. d = E-e

    формула 3

    Дефицит насыщения выражает также в гПа, что и величины Е и е. При увеличении относительной влажности дефицит насыщения уменьшается, а при f = 100 % становится равным нулю.

    Данный параметр показывает степень сухости воздуха. Чем больше значение дефицита, тем суше воздух. Если сухость отмечается в помещении, то необходимо увлажнить воздух с помощью специальных приборов или резервуаров с водой, расставленных по помещению. В сельском хозяйстве этот параметр учитывают при оценке условий работы комбайна при уборке зерновых. Считается, что при дефиците больше 8 гПа, условия хорошие, так как воздух сухой, а при этом и зерно в колосе подсыхает и будет хорошо проходить через шнеки и транспортеры комбайна. Если дефицит 3-8 гПа, то условия удовлетворительные, а при дефиците менее 3 гПа, условия плохие. Считается, что в этом случае зерно влажное, будет слипаться в ворохе и забивать механизмы уборочных машин.

  8. Точка росы td – температура (С0), при которой водяной пар, содержавшийся в воздухе при данном давлении достигает состояния насыщения относительно химически чистой плоской поверхности воды. При 100 % относительной влажности точка росы совпадает с фактической температурой воздуха t:

td = t; d = 0

Температура соответствующая точке росы показывает нам, при какой температуре относительная влажность в нашем воздухе достигнет 100 %, при условии, что остальные параметры останутся без изменений. Дело в том, что чем ниже температура, тем меньшего количества влаги необходимо для того, чтобы привести его в состоянии насыщения.

Больше всего водяного пара в нижних слоях атмосферы, непосредственно примыкающих к испаряющей поверхности.

Упругости водяного пара с высотой уменьшается в 4–5 раз быстрее, чем атмосферное давление. В более высокие слои атмосферы пара поступает меньше, чем в приземный слой, т.к. в нём процесс идёт непрерывно из-за испарения с деятельной поверхности. Кроме того, с высотой при понижении температуры значительная часть пара уменьшается в результате конденсации.

Относительная влажность по вертикали распределяется неравномерно. В летние дни в приземном слое она несколько возрастает с высотой за счёт быстрого понижения температуры, затем начинает убывать и снова возрастает до 100% в слое образования облаков.

В растительном покрове водяного пара содержится больше, чем над оголенной почвой. Поэтому упругость водяного пара в нём выше, чем над ним, особенно в дневные часы.

Относительная влажность среди растений также повышена. Наибольшие значения её наблюдаются у поверхности почвы, затененной растениями, а наименьшие – в верхнем ярусе листьев.

Дефицит насыщения в посевах значительно меньше, чем над оголенной поверхностью.

Для корректной картины характеристики микроклимата помещения достаточно проводить наблюдения за влажностью утром, днем и вечером. Причем, для расчета всех представленных величин необходимо воспользоваться психрометрическими таблицами, упрощенный вариант которых мы приводим ниже.

Упрощенный вариант «Психрометрических таблиц»

для определения характеристик влажности воздуха

Таблица 2. Максимальная упругость водяного пара над водой

(Давление насыщенного водяного пара Е, гПа)

Целые градусы

Десятые доли градуса

0

2

4

6

8

0

6,1

6,2

6,3

6,4

6,5

1

6,6

6,7

6,8

6,9

7,0

2

7,0

7,2

7,3

7,3

7,5

3

7,6

7,7

7,8

7,9

8,0

4

8,1

8,2

8,4

8,5

8,6

5

8,7

8,8

9,0

9,1

9,2

6

9,4

9,5

9,6

9,7

9,9

7

10,0

10,2

10,3

10,4

10,6

8

10,7

10,9

11,0

11,2

11,3

9

11,5

11,6

11,8

12,0

12,1

10

12,3

12,4

12,6

12,8

13,0

11

13,1

13,3

13,5

13,7

13,8

12

14,0

14,2

14,4

14,6

14,8

13

15,0

15,2

15,4

15,6

15,8

14

16,0

16,2

16,4

16,6

16,8

15

17,1

17,3

17,5

17,7

18,0

16

18,2

18,4

18,7

18,9

19,1

17

19,4

19,6

19,9

20,1

20,4

18

20,6

20,9

21,2

21,4

21,7

19

22,0

22,3

22,5

22,8

23,1

20

23,4

23,7

24,0

24,3

24,6

21

24,9

25,2

25,5

25,8

26,1

22

26,5

26,8

27,1

27,4

27,8

23

28,1

28,5

28,8

29,2

29,5

24

29,9

30,2

30,6

31,0

31,3

25

31,7

32,1

32,5

32,9

33,2

26

33,6

34,0

34,4

34,9

35,3

27

35,7

36,1

36,5

37,0

37,4

28

37,8

38,3

38,7

39,2

39,6

29

40,1

40,6

41,0

41,5

42,0

30

42,5

43,0

43,5

44,0

44,5

Пример. Определить максимальную упругость водяного пара при температуре 10,5 ◦С.

Таблица показывает, что при 10,4 ◦С максимальная упругость 12,6 гПа, при 10,6 ◦С – 12,8 гПа, соответственно при 10,5 ◦С максимальная упругость будет 12,7 гПа.

Таблица 3. Таблица для определения точки росы td по значению упругости водяного пара (парциальное давление, е, гПа)

е, гПа

td, ◦С

е, гПа

td, ◦С

1,3

–20

6,2-6,3

0

1,4

–19

6,4-6,7

1

1,5

–18

6,8-7,3

2

1,6

–17

7,4-7,8

3

1,9-1,8

–16

7,9-8,4

4

1,9

–15

8,5-9,0

5

2,0-2,1

–14

9,1-9,6

6

2,2-2,3

–13

9,7-10,3

7

2,4-2,5

–12

10,4-11,1

8

2,6-2,7

–11

11,2-11,8

9

2,8-2,9

–10

11,9-12,7

10

3,0-3,2

–9

12,8-13,5

11

3,3-3,4

–8

13,6-14,5

12

3,5-3,7

–7

14,6-15,4

13

3,8-4,0

–6

15,5-16,5

14

4,1-4,3

–5

16,6-17,6

15

4,4-4,7

–4

17,7-18,7

16

4,8-5,0

–3

18,8-20,0

17

5,1-5,4

–2

20,1-21,3

18

5,5-5,8

–1

21,4-22,6

19

5,9-6,1

–0

22,7-24,1

20

Пример. Парциальное давление 14,1 гПа. Из данных таблицы 3 видно, что точка росы равна 12 ◦С

Таблица 4

Психрометрические таблицы

t – температура сухого термометра, ◦С

t' – температура смоченного термометра, ◦С

е – парциальное давление, гПа

f – относительная влажность, %

d – недостаток насыщения, гПа

n – поправочное число

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

5

t \ t'

6

–1,0

0,9

10

7,8

19

0,0

1,3

14

8,1

19

0,0

2,1

25

6,6

16

1,0

2,6

28

6,8

15

+1,0

3,4

39

5,3

12

2,0

3,9

41

5,5

12

+2,0

4,7

54

4,0

9

3,0

5,2

56

4,2

9

+3,0

6,0

68

2,7

6

4,0

6,5

70

2,9

6

+4,0

7,3

84

1,4

3

5,0

7,9

85

1,5

3

+5,0

8,7

100

0,0

0

6,0

9,4

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

7

t \ t'

8

0,0

0,6

5

9,4

22

1,0

1,0

9

9,7

21

1,0

1,8

18

8,2

18

2,0

2,3

21

8,4

18

2,0

3,1

31

6,9

15

3,0

3,6

34

7,1

15

3,0

4,4

44

5,6

12

4,0

4,9

46

5,8

11

4,0

5,8

57

4,2

9

5,0

6,3

59

4,4

8

5,0

7,1

71

2,9

6

6,0

7,8

72

2,9

5

6,0

8,6

85

1,4

3

7,0

9,2

86

1,5

3

7,0

10,0

100

0,0

0

8,0

10,7

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

9

t \ t'

10

2,0

1,5

13

10,0

21

3,0

2,0

16

10,3

20

3,0

2,8

24

8,7

17

4,0

3,4

27

8,9

17

4,0

4,2

36

7,3

14

5,0

4,8

39

7,5

14

5,0

5,5

48

6,0

11

6,0

6,2

50

6,1

11

6,0

7,0

61

4,5

8

7,0

7,6

62

4,7

8

7,0

8,4

73

3,1

5

8,0

9,1

74

3,2

5

8,0

9,9

87

1,6

3

9,0

10,7

87

1,6

2

9,0

11,5

100

0,0

0

10,0

12,3

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

11

t \ t'

12

3,0

1,2

9

11,9

23

3,0

0,4

3

13,6

26

4,0

2,6

20

10,5

20

4,0

1,8

13

12,2

22

5,0

4,0

30

9,1

16

5,0

3,2

23

10,8

19

6,0

5,4

41

7,7

13

6,0

4,6

33

9,4

16

7,0

6,8

52

6,3

10

7,0

6,0

43

8,0

13

8,0

8,3

64

4,8

8

8,0

7,5

54

6,5

10

9,0

9,9

75

3,2

5

9,0

9,1

65

4,9

7

10,0

11,5

88

1,6

2

10,0

10,7

76

3,3

5

11,0

13,1

100

0,0

0

11,0

12,3

88

1,7

2

 

 

 

 

 

12,0

14,0

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

13

t \ t'

14

4,0

1,0

7

14,0

25

5,0

1,6

10

14,4

24

5,0

2,4

16

12,6

22

6,0

3,0

19

13,0

21

6,0

3,8

25

11,2

19

7,0

4,5

28

11,5

18

7,0

5,2

35

9,8

16

8,0

6,0

37

10,0

15

8,0

6,8

45

8,2

13

9,0

7,5

47

8,5

12

9,0

8,3

55

6,7

10

10,0

9,1

57

6,9

10

10,0

9,9

66

5,1

7

11,0

10,8

67

5,2

7

11,0

11,5

77

3,5

5

12,0

12,4

78

3,6

5

12,0

13,2

88

1,8

2

13,0

14,2

89

1,8

2

13,0

15,0

100

0,0

0

14,0

16,0

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

15

t \ t'

16

5,0

0,8

5

16,3

27

6,0

1,4

8

16,8

27

6,0

2,2

13

14,9

24

7,0

2,9

16

15,3

23

7,0

3,7

21

13,4

21

8,0

4,4

24

13,8

20

8,0

5,2

30

11,9

18

9,0

5,9

33

12,3

17

9,0

6,7

39

10,4

15

10,0

7,5

41

10,7

14

10,0

8,3

49

8,8

12

11,0

9,2

50

9,0

12

11,0

10,0

58

7,1

9

12,0

10,8

60

7,4

9

12,0

11,6

68

5,5

7

13,0

12,6

69

5,6

7

13,0

13,4

78

3,7

4

14,0

14,4

79

3,8

4

14,0

15,2

89

1,9

2

15,0

16,3

89

1,9

2

15,0

17,1

100

0,0

0

16,0

18,2

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

17

t \ t'

18

6,0

0,6

3

18,8

29

7,0

1,3

6

19,3

28

7,0

2,1

11

17,3

26

8,0

2,8

13

17,8

25

8,0

3,6

18

15,8

23

9,0

4,3

21

16,3

22

9,0

5,1

26

14,3

20

10,0

5,9

29

14,7

19

10,0

6,7

35

12,7

17

11,0

7,6

37

13,0

16

11,0

8,4

43

11,0

14

12,0

9,3

45

11,3

13

12,0

10,1

52

9,3

11

13,0

11,0

53

9,6

11

13,0

11,8

61

7,6

9

14,0

12,8

62

7,8

8

14,0

13,6

70

5,8

6

15,0

14,7

71

5,9

6

15,0

15,5

80

3,9

4

16,0

16,6

80

4,0

4

16,0

17,4

90

2,0

2

17,0

18,6

90

2,0

2

17,0

19,4

100

0,0

0

18,0

20,6

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

19

t \ t'

20

8,0

2,0

9

20,0

27

8,0

1,2

5

22,2

30

9,0

3,5

16

18,5

24

9,0

2,7

12

20,7

27

10,0

5,1

23

16,9

21

10,0

4,3

19

19,1

24

11,0

6,8

31

15,2

18

11,0

6,0

26

17,4

21

12,0

8,5

39

13,5

16

12,0

7,7

33

15,7

18

13,0

10,2

46

11,8

13

13,0

9,4

40

14,0

15

14,0

12,0

55

10,0

11

14,0

11,2

48

12,2

13

15,0

13,9

63

8,1

8

15,0

13,1

56

10,3

10

16,0

15,8

72

6,2

6

16,0

15,0

64

8,4

8

17,0

17,8

81

4,2

4

17,0

17,0

73

6,4

6

18,0

19,9

90

2,1

2

18,0

19,1

81

4,3

4

19,0

22,0

100

0,0

0

19,0

21,2

91

2,2

2

 

 

 

 

 

20,0

23,4

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

21

t \ t'

22

9,0

1,9

8

23,0

29

9,0

1,2

4

25,3

31

10,0

3,5

14

21,4

26

10,0

2,7

10

23,8

28

11,0

5,2

21

19,7

23

11,0

4,4

17

22,1

25

12,0

6,9

28

18,0

20

12,0

6,1

23

20,4

22

13,0

8,6

35

16,3

17

13,0

7,8

30

18,7

19

14,0

10,4

42

14,5

15

14,0

9,6

36

16,9

17

15,0

12,3

50

12,6

12

15,0

11,5

43

15,0

14

16,0

14,2

57

10,7

10

16,0

13,4

51

13,1

12

17,0

16,2

65

8,7

8

17,0

15,4

58

11,1

10

18,0

18,3

73

6,6

6

18,0

17,5

66

9,0

7

19,0

20,4

82

4,5

4

19,0

19,6

74

6,9

5

20,0

22,6

91

2,3

2

20,0

21,8

82

4,7

3

21,0

24,9

100

0,0

0

21,0

24,1

91

2,4

2

 

 

 

 

 

22,0

26,5

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

23

t \ t'

24

10,0

2,0

7

26,1

30

10,0

1,2

4

28,7

32

11,0

3,6

13

24,5

27

11,0

2,8

9

27,1

29

12,0

5,3

19

22,8

24

12,0

4,5

15

25,4

26

13,0

7,0

25

21,1

22

13,0

6,2

21

23,7

24

14,0

8,8

31

19,3

19

14,0

8,0

27

21,9

21

15,0

10,7

38

17,4

16

15,0

9,9

33

20,0

18

16,0

12,6

45

15,5

14

16,0

11,8

40

18,1

16

17,0

14,6

52

13,5

11

17,0

13,8

46

16,1

13

18,0

16,7

59

11,4

9

18,0

15,9

53

14,0

11

19,0

18,8

67

9,3

7

19,0

18,0

60

11,9

9

20,0

21,0

75

7,1

5

20,0

20,2

68

9,7

7

21,0

23,3

83

4,8

3

21,0

22,5

75

7,4

5

22,0

25,7

91

2,4

2

22,0

24,9

83

5,0

3

23,0

28,1

100

0,0

0

23,0

27,3

91

2,6

2

 

 

 

 

 

24,0

29,9

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

25

t \ t'

25

11,0

2,0

6

29,7

32

19,0

17,2

54

14,5

11

12,0

3,7

12

28,0

29

20,0

19,4

61

12,3

9

13,0

5,4

17

26,3

26

21,0

21,7

68

10,0

7

14,0

7,2

23

24,5

23

22,0

24,1

76

7,6

5

15,0

9,1

29

22,6

20

23,0

26,5

84

5,2

3

16,0

11,0

35

20,7

18

24,0

29,1

92

2,6

1

17,0

13,0

41

18,7

15

25,0

31,7

100

0,0

0

18,0

15,1

48

16,6

13

 

 

 

 

 

Психрометрические таблицы составлены для целых градусов. Поэтому показания термометров следует округлять по следующему правилу. Если десятых долей меньше 5, их следует отбросить, если 5, то взять четное число целых градусов, если больше 5, - к числу целых градусов прибавить единицу.

Пример. Сухой термометр аспирационного психрометра (t) 22 ◦С, смоченного (t') 13 ◦С, давление воздуха (р) 1010 гПа. По сухому и смоченному термометрам находим поправочное число (n), оно равно 19 (табл. 3). По поправочному числу (n) и давлению воздуха (р) находим поправку к смоченному термометру (∆t'): она равна +0,6 (табл. 4). Прибавляем ее к показанию смоченного термометра, получаем 13,6◦С и округляем ее до 14◦С.

По сухому термометру (t) 22 ◦С и исправленному смоченному термометру (t') 14 ◦С в таблице 4 находим характеристики влажности воздуха: е = 9,6 гПа, f = 36%, d = 16,9 гПа.

По упругости водяного пара 9,6 гПа в таблице 3 находим точку росы равную 6◦С.

По температуре сухого термометра 22 ◦С в табл. 2 находим давление насыщенного водяного пара Е = 26,5 гПа.

Таблица 5. Поправки к смоченному термометру (∆t')

Для аспирационного психрометра (все поправки со знаком +)

р

Для станционного психрометра

n

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

n от-до

поправка

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,3

1030

0 – 8

0,0

10

0,3

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

9 – 24

- 0,1

20

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

25 – 32

- 0,2

30

0,9

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1020

0 – 12

0,0

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,3

13 – 32

- 0,1

10

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,6

1010

0 – 25

0,0

20

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,8

0,9

26 – 32

- 0,1

30

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1,1

1,2

1000

0 – 32

0,0

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

990

0 – 25

0,0

10

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

26 – 32

+ 0,1

20

0,6

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

980

0 – 12

0,0

30

1,0

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

13 – 32

+ 0,1

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

970

0 – 9

0,0

10

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

10 – 24

+ 0,1

20

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

25 – 32

+ 0,2

30

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

 

 

 

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

 

 

 

10

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

 

 

 

20

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

 

 

 

30

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

1,4

 

 

 

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

 

 

 

10

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

 

 

 

20

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

 

 

 

30

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,4

1,4

1,4

 

 

 

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

 

 

 

10

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

 

 

 

20

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

 

 

 

30

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

1,4

1,4

1,5

1,5

 

 

 

Таким образом, грамотно составленный анализ метеорологических величин послужит не только украшением Вашей работы, но и позволит объяснить многие полученные результаты корректно и доступно, связать полученный результат исследования с другими, уже имеющимися в литературе данными и станет ступенькой для дальнейшего развития выбранного направления исследования в агрономии, цветоводстве, садоводстве или смежных отраслях.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017