Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Оценка учащимися соответствия образовательных технологий школы тенденциям развития современного общества

Дарья Антипова
ГОУ Гимназия №1505, Москва

В настоящее время общество развивается с огромной скоростью, его потребности изменяются, а школа не успевает под них подстраиваться, у человека, который закончит обычную общеобразовательную школу, не будут в должной степени развиты навыки, необходимые для гармоничного существования в современном обществе. Этой проблеме посвящено данное исследование.

В работе делается попытка выяснить, какие тенденции существуют в современном обществе, и какими навыками должен обладать современный, полноценный человек.

Экспериментальная часть исследования направлена на изучение вопроса о том, насколько современные школьники осознают эти тенденции и то, насколько, с их точки зрения, школа способствует развитию необходимых навыков.

Анализ основных тенденций современного общества.

Мы живем в эпоху глобальных перемен во всем мире. В развитых странах общество перестает быть индустриальным. Главной ценностью теперь являются навыки применения огромного количества знаний, накопленных человечеством, умение добывать информацию и распоряжаться ею, умение креативно мыслить и творчески подходить к решению поставленной задачи, иметь свою независимую позицию. 

Школа – это то место, которое готовит человека к жизни в огромном, постоянно меняющемся мире, а, значит, она должна соответствовать его запросам и тенденциям. На основании анализа книги Гордона Драйден и Джаннетта Вос "Революция в обучении. Научить мир учится по новому", которая легла в основу работы, можно выделить новые тенденции развития современного общества. Вот некоторые из наиболее важных из них.

  1. Эпоха мгновенных средств коммуникаций
  2. Новое общество услуг.
  3. Коммерция и обучение через Интернет.
  4. Мир без экономических границ.
  5. Объединение больших и малых предприятий, объектов.
  6. Женское лидерство.
  7. Культурный национализм. 
  8. Деловое сотрудничество 
  9. Изменяющийся характер работы

Обоснование необходимости для современного человека специфических навыков, и возможности школы в их формировании.

"Одним из немногих заведений, работающих примерно так же, как и 50 лет назад, может оказаться местная школа". В этой цитате заключена основная дилемма современной школы: мир изменился, а подход к образованию остался тем же.   Классно-урочная система, на принципах работы которой основана современная школа, была придумана 300 лет назад. С того момента в мире произошло немало глобальных изменений, в связи с которыми все больше новых навыков и умений востребовано в современном обществе. Далее я перечислю некоторые, наиболее важные, на мой взгляд. 

Одним из ключевых изменений, определяющих современный мир, является многократно увеличившийся объем информации. В связи с этим, современному человеку очень важно уметь работать с информацией, то есть уметь находить информацию, определять ее подлинность, отсеивать лишнюю, анализировать и использовать нужную и полезную. Но, в школе чаще всего ученик не имеет возможности развить такие навыки по ряду причин. Во-первых,  он получает огромное количество знаний по разным предметам, которые чаще всего никак не связаны между собой, а главное никоим образом не относятся к миру, в котором он живет. В данный момент они бесполезны. Поэтому нормальный ребенок просто не в состоянии их усвоить. Вызубрить - да, но не понять, проанализировать и запомнить. Во-вторых, чаще всего в школе ученик не должен искать информацию. Она дана в учебнике или где-то еще, и у ученика нет необходимости практиковать своей навык поиска информации. 

Также считается, что знания, которые даются на уроке, единственно верные. Поэтому перед учеником не стоит задача критически оценить данную ему информацию. Чаще всего учителя очень негативно воспринимают любую критику. Кроме того принято полагать, что тот объем информации, который дан ученику - ровно столько, сколько ему нужно знать, не больше и не меньше. Даже не встает вопрос об актуальности знаний и их практическом использовании. А ведь сейчас общество обладает огромным багажом знаний, и вопрос о том, что конкретно изучать в школе является одним из самых сложных. 

В современном мире очень важным навыком является умение выбирать. Разумеется, вопросы выбора вставали перед человеком всегда, но не так остро. Рассмотрим на примере нашей страны. В Советском Союзе каждый человек с самого рождения был вынужден соответствовать существовавшей системе. Перед ним не стоял вопрос о политических, моральных и религиозных предпочтениях. Однако, сейчас перед каждым человеком встает огромное количество вопросов, решение которых он вынужден искать сам и нести за них ответственность. Казалось бы, где еще подготовить человека к этому аспекту взрослой жизни, как ни в школе? Но в школе у ученика нет никакой возможности что-то выбрать. С самого начала все решения принимаются за него: когда сидеть молча и неподвижно, а когда проявлять активность; когда говорить, а когда слушать; что учить и что читать;  

Экспериментальная часть. Оценка учащимися соответствия образовательных технологий школы тенденциям развития современного общества.

Для оценки учащимися соответствия образовательных технологий школы тенденциям развития современного общества был разработан опросник (Приложение 1).

Исследование проводилось среди учеников 9 класса гимназии 1505, количество участников - 45 человек.  

Данные были обработаны, вычислено среднее значение и среднеквадратичное отклонение. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица. 1 Результаты опроса среди учеников 9-х классов гимназии 1505.

Качества и умения

Требования общества

Среднее (СКО)

Возможности школы

Среднее

(СКО)

Умение работать с информацией

8,8 (1,6)

8,3 (2,1)

Умение выбирать и нести ответственность за свой выбор

8,7(1,6)

7,0 (2,6)

Умение креативно мыслить

7,5 (1,9)

6,9 (2,1)

Иметь независимую позицию и уметь ее отстаивать

8,4 (2,0)

5,8 (2,9)

Уверенность в себе

8,5 (1,9)

6,5 (2,9)

Умение принимать и анализировать свои ошибки

8,1 (2,2)

6,9 (2,8)

Толерантность (терпимость)

8,0 (2,8)

6,2 (2,9)

Умение работать в команде 

8,1 (2,0)

8,0 (2,3)

Таблица. 2. Результаты опроса учащихся старших классов других школ города Москвы.

Качества и умения

Требования общества

Среднее (СКО)

Возможности школы

Среднее

(СКО)

Умение работать с информацией

9,3 (1,4)

6,3 (2,2)

Умение выбирать и нести ответственность за свой выбор

8,9 (0,9)

4,8 (2,8)

Умение креативно мыслить

8,0 (1,7)

4,0 (2,7)

Иметь независимую позицию и уметь ее отстаивать

8,2 (1,6)

4,6 (2,6)

Уверенность в себе

8,8 (1,7)

4,7 (2,0)

Умение принимать и анализировать свои ошибки

8,4 (2,5)

7,2 (2,5)

Толерантность (терпимость)

7,4 (2,3)

5,3 (2,3)

Умение работать в команде 

8,5 (1,6)

5,9 (2,3)

На основании полученных данных были построены следующие диаграммы.

Диаграмма 1.

Анализируя  результаты, представленные на диаграмме 1, можно сделать следующие выводы. 

Выделенные для исследования параметры действительно существенны для школьников. Минимальная значимость у параметра "креативность" - 7,5; а максимальное у параметра "умение работать с информацией" - 9,3. 

Следующая выявленная мной закономерность указывает на практически единодушно высказанное ощущение того, что школа недостаточно развивает эти навыки. Наибольшая дифицитарность присутствует в параметрах "независимая позиция" и "уверенность в себе" - для учеников 1505, и "креативность", "независимая позиция", "умение выбирать", "уверенность в себе" - для остальных опрашиваемых. (Диаграммы 2 и 3). 

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Практически по всем позициям сильнее это ощущения проявлялись при опросе учащихся других школ. (Диаграмма 4) 

Диаграмма 4.

Эти результаты можно интерпретировать по-разному. Более высокие оценки, данные учащимися гимназии 1505 возможностям школы в плане развития рассматриваемых навыков, могут быть связаны с тем, что ученики чувствуют себя не вполне свободными высказывать свое мнение в школе. С другой стороны такие результаты могут свидетельствовать о том, что в гимназии лаборатории 1505 действительно созданы более адекватные условия для развития в учениках творческих способностей, умения работать в команде, выбирать, работать с информацией. 

Анализ среднеквадратичных отклонений показывает, что учащиеся гораздо более единодушны в оценке необходимости навыков, чем в возможности их формирования в школе. Возможно, это зависит от пола, или успеваемости. Но поскольку эти данные не собирались – опрос был анонимным, то однозначных выводов сделать невозможно.

Заключение

Таким образом, был проведен литературный обзор, на основании которого были выявлены основные тенденции современного общества, а также основополагающие навыки необходимые человеку в наше время: умение работать с информацией, умение выбирать и нести ответственность за свой выбор, креативность, иметь независимую позицию и уметь ее отстаивать, уверенность в себе,  толерантность, умение принимать и анализировать свои ошибки, умение работать в команде. Был разработан опросник с использованием которого было проведено исследование мнения учащихся. В результате которого было установлено, что школьники и выпускники в полной мере осознают необходимость получения вышеперечисленных умений и ощущают, что школа в недостаточной степени способствует их развитию. Причем в наибольшей степени неудовлетворенность касается развития независимой позиции, толерантности и уверенности в себе.

Список использованной литературы

  1. С. Амодт, С. Вонг. Тайны нашего мозга. М. 2011 г.
  2. Е. С. Баканова Что мы предлагаем ребенку, чтобы его жизнь удалась? // Монтессори клуб – 2012 - №31 – с 26  
  3. Ш. Берн. Гендерная психология. Секреты психологии мужчин и женщин. М. 2001 г.
  4. Г. Драйден, Дж. Вос "Революция в обучении. Научить мир учится по новому." 2003 г.
  5. И. Млодик. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога. М. 2012 г.
  6. Г. Смол, Г. Ворган. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М.: издательство «КоЛибри», 2011 г.
  7. Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. Теория вероятности и статистика. М.: издательство МЦНМО, 2004 г.
  8. http://www.internet-school.ru/directions/ Данные соответствуют 14.02. 2013

Приложение 1.

Опросник

Ниже перечислены некоторые качества и умения человека, которые важны в современном мире.

Оцените по 10-ти бальной шкале насколько они востребованы в современном обществе – колонка А

В какой степени школа способствует их развитию – колонка Б

Качества и умения

А

Б

Умение работать с информацией (то есть уметь находить информацию, определять ее подлинность, отсеивать лишнюю, анализировать и использовать нужную и полезную)

Умение выбирать и нести ответственность за свой выбор

Умение креативно мыслить

Иметь независимую позицию и уметь ее отстаивать

Уверенность в себе

Умение принимать и анализировать свои ошибки

Толерантность (терпимость)

Умение работать в команде 

Другое, что _____________________



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017