Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Как использовать сеть Интернет в решении исследовательских задач
(исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Информационно-коммуникационное сопровождение творческого саморазвития старшеклассников в познавательной деятельности", проект № 11-36-00201а 1)

Галина Васильевна Макотрова
 к.п.н. , доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет «БелГУ»

Аннотация: В статье представлены составляющие научного потенциала старшеклассников, рассмотрены правила составления исследовательских задач, решение которых может быть осуществлено с помощью сети Интернет, предложены подходы к обеспечению снижения познавательных затруднений старшеклассников при решении исследовательских задач в условиях использования сети Интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, научный потенциал старшеклассников, учебно-исследовательская культура, ориентация на исследование в будущей профессии, исследовательские задачи.

 

Развитие инновационного общества требует подготовки учащихся в общеобразовательной школе к жизни в условиях быстрых перемен. Очевидно, что с помощью сети Интернет мы можем создавать условия для оперативного решения исследовательских задач, так как она открывает доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты.

Для оценки результативности продуктивной познавательной деятельности школьников нами на основе культурологического подхода разработаны критерии и показатели развития научного потенциала старшеклассников, предложены компьютерные диагностические программы для проведения его оперативной оценки. Научный потенциал старшеклассников включает составляющие учебно-исследовательской культуры и ориентацию на исследование в будущей профессии. Учебно-исследовательская культура личности школьника является компонентом базовой культуры, ее интегративным качеством, характеризующимся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие. Она выражает ведущие характеристики процесса развития личности, отражает универсальность ее связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной деятельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков исследования в любую область познавательной и практической деятельности. В качестве критериев учебно-исследовательской культуры нами выделены: мотивация исследования, научный стиль мышления, творческая активность, технологическая готовность к исследованию.

Рассматривая ориентацию на исследование в будущей профессии как способность старшеклассника к обоснованию ценности исследования при выполнении профессиональной деятельности, мы определили в ней следующие составляющие: степень участия в исследовательской деятельности; интерес к исследовательской деятельности; интерес к вузовской науке. Степень проявления перечисленных критериев позволяет судить о величине каждого из критериев, затем – об уровне развития научного потенциала старшеклассника.

Важность развития выделенных составляющих научного потенциала ставит задачу целенаправленного и эффективного использования возможностей сети Интернет, к которой подключены в настоящее время все российские школы. Используя сеть Интернет, можно обучать старшеклассников оценке значимости получаемых данных, формировать у них ценностное отношение к результатам научного поиска, создавать условия для включения школьников в продуктивный поиск нового знания.

В рамках решения поставленной проблемы рассмотрим использование исследовательских задач в развитии научного потенциала старшеклассников. Под исследовательской задачей мы будем понимать открытую познавательную задачу, необходимым условием решения которой является выполнение дополнительных нерутинных открытых познавательных задач с помощью эвристических методов и приемов (Г.А.Балл). Кроме известных методически разработанных исследовательских задач, мы использовали задачи, составленные самостоятельно на основе содержания научно-популярных текстов.

Решение учебных исследовательских задач предполагало не только нахождение общего способа решения целого класса более частных задач (путь от конкретного к абстрактному), но и использование общего способа действия для решения частных задач (путь от абстрактного к конкретному), что соответствовало имеющему место в практике обучения индуктивному и дедуктивному подходу в их взаимодействии. Сложность исследовательской задачи мы определяли по количеству используемых для ее решения понятий и числу возможных операций ее решения, трудность - по готовности (способности и стремлению) обучаемого своими силами ее решить. Типизация задач позволяла привязывать их к определенным урокам учебной темы, логично связывать их с содержанием изучаемого материала, учитывать исходную готовность учащихся к решению задач, выстраивать причинно-следственнную систему задач, а также осуществлять оптимальный выбор метода обучения.

Исследовательская задача, предлагаемая ученику, являлась частью системы задач по решению определенной познавательной проблемы. Познавательная проблема объединяла ряд уроков по учебной дисциплине, позволяла структурировать содержание познавательной деятельности школьников.

В соответствии с показателями и критериями развития научного потенциала личности старшеклассников нами при составлении исследовательской задачи, решение которой предусматривает использование сети Интернет, разработаны следующие правила:

  • Содержание задачи должно учитывать разнообразные интересы учащихся, охватывать объем учебной темы или иметь интегрированный характер (внутрипредметный, межпредметный).
  • Задача должна иметь уровневый характер, и ее выполнение подразумевать технологическую готовность школьника к ее решению.
  • Качественная задача должна содержать противоречие, иметь достаточное условие для его решения.
  • В тексте задачи, исходя из необходимости, могут быть указаны списки сайтов;
  • Задача должна предусматривать различные формы работы, в том числе сотрудничество с другими участниками поиска.
  • Время выполнения задачи может быть различно из-за сложности, объема, содержания, условий выполнения (на уроке, дома, на уроке и в УНО, на уроке и дома).
  • В комментариях к задаче должны быть предусмотрены этапы рефлексии (осознания поиска).
  • Выполнение задания может происходить с использованием не только теоретических, но и экспериментальных методов исследования.
  • Задача может иметь неполное условие, так предполагает его доработку при помощи информации сети Интернет.
  • Задача может иметь многовариантное решение.

Использованные в нашем педагогическом опыте исследовательские задачи были направлены на выявление существенных свойств понятий, отношений и связей между ними; на ознакомление с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве, в теоретическом положении; на составление обратной теоремы и проверке ее истинности; на выделение частных случаев некоторых общих положений, на обобщение различных фактов, вопросов; на классификацию математических, естественно-научных, гуманитарных объектов, на выявление отношений между ними, на выявление основных фактов данного раздела научного знания; на предложение нового способа решения задачи; на составление новых задач, вытекающих из решения данных; на построение контрпримеров и т.д.

Ряд исследовательских задач были составлены нами с использованием научно-популярных текстов Сети. Так, например, была составлена следующая задача: «В конце XIX века ученый Бернар Куртуа проанализировал ситуацию, которая произошла с ним в лаборатории. Перед ученым находилось 2 сосуда. Один из них был заполнен смесью серной кислоты с железом, другой – настойкой из морских водорослей. На плечах ученого расположилась его любимая кошка. Вдруг раздался громкий стук в дверь. От неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол, задев хвостом колбы. Сосуды разбились. Их них вылилось содержимое. Началась бурная реакция, в результате которой образовалось маленькое облачко. Вскоре оно осело. Полученным веществом оказался йод. 1. Вспомните и напишите лабораторный способ получения йода (ознакомление). 2. Приведите примеры научных открытий, которые осуществлялись по воле случая (понимание). 3. Повторите опыт Куртуа (применение). 4. Объясните, почему «маленькое облачко» - газообразный йод – превратилось в кристалл (анализ). 5. Предложите способ получения йода без «помощи кошки», в школьной лаборатории, используя бромную воду и ….(синтез). 6. Оцените значимость открытия йода для медицины (оценка).»

Проводя обзор возможных исследовательских задач, относящихся к содержанию урока, и создавая ситуации осмысления их значимости, мы знакомили учащихся с возможностями сети Интернет для их решения. Ученики в опыте нашей работы для решения исследовательских задач специально осваивали методы работы с гипертекстом, способы работы с поисковыми системами, отрабатывали коммуникативные навыки при общении с программными продуктами.

Исходя из частоты затруднений учащихся при решении исследовательских задач, необходимо определять «зону актуального» и «зону ближайшего развития» научного потенциала учащихся и проектировать педагогическую помощь. Она подразумевает подготовку различных инструментально-дидактических средств, позволяющих оказать помощь учащимся в усвоении информации, в выполнении исследовательской задачи в соответствии с типами затруднений (П.А. Оржековский): информационно-исполнительскими, интеллектуальными, личностными.

Автор статьи в условиях углубленного преподавания химии в профильных классах изучала готовность школьников к решению исследовательских задач с помощью анализа составленных учениками ключевых слов для проведения поиска в Сети. Как оказалось, проведение такой работы важно для выявления познавательных затруднений школьников, которые могут отразиться на результатах учебного познания с использованием сети Интернет.

Для проведения такой работы достаточно предложить школьникам несколько вопросов как репродуктивного, так и продуктивного характера, на которые они могут ответить системой ключевых слов или словосочетаний, отражающих ход их мыслительной деятельности. Вопрос репродуктивного характера (например: изложите свойства какого-либо химического вещества) предпочтительно дополнить исследовательским заданием (например: предложите план распознавания веществ).

Как показал эксперимент, используя ответы учащихся, учитель может составить рекомендации для более быстрого поиска в сети Интернет, обратив внимание школьников на значение гиперссылок в сети, на важность использования технологий организации мыслительной деятельности, на наличие знаний базовых понятий учебного материала.

Наш опыт использования сети Интернет при решении исследовательских задач показал рост на 20-35% составляющих научного потенциала старшеклассников. Среди них наибольшее развитие получили показатели мотивации к исследованию и ориентации на исследование в будущей профессиональной деятельности.

 

Литература

1. Макотрова, Г.В. Портфель достижений старшеклассника: учеб пособие. - 2-е изд., перераб. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. - 111 с.

2. Макотрова, Г.В. Сеть Интернет ученику-исследователю: учеб пособие для школьников/Г.В. Макотрова, Е.Н. Кролевецкая. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.- 184 с.

3. Макотрова, Г.В. Сеть Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников /Г.В. Макотрова/ учеб. пособие для студ. пед. спец./под общей ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2010.- 276 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017