Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Формы организации и направления исследовательской деятельности в рамках Кстовского районного научного общества учащихся

Надежда Николаевна Митрофанова
заведующая отделом МБОУ ДОД Дворец детско-юношеского творчества (ДДЮТ) г. Кстово

Кстовское районное научное общество учащихся было создано на базе МОУ ДОД Станция юных туристов г. Кстово в январе 2006 года в рамках опытно-экспериментальной площадки районного информационно-диагностического центра (ИДЦ) по теме «Исследовательская деятельность школьников – наиболее эффективный способ изучения краеведения в системе общего и дополнительного образования» как НОУ краеведческой направленности. Такой профиль был обусловлен направлениями деятельности станции юных туристов - туристско-краеведческим и эколого- биологическим. НОУ стало концептуальной моделью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов, участвующих в ОЭР. Были разработаны Положение о НОУ Кстовского района краеведческой направленности и Устав Кстовского районного НОУ.

НОУ объединило педагогов и учащихся ОУ и УДО района, занимающихся исследовательской деятельностью.

Основная цель создания НОУ – активизация исследовательской деятельности учащихся в ОУ и УДО района. Создание НОУ позволило скоординировать, объединить деятельность занимающихся исследованиями школьников и педагогов, определить основные направления исследовательской деятельности, создать условия для представления результатов исследовательской деятельности, организовать совместные комплексные исследования в районном масштабе, обеспечить выполнение районных и областных исследовательских проектов. Появилась возможность информировать членов НОУ о новых перспективных направлениях исследований, познакомить с различными методиками исследований, в том числе силами специалистов – учёных, краеведов, музейных работников, работников архивов.

В 2012 году Кстовское районное НОУ краеведческой направленности было преобразовано в Кстовское районное НОУ, в составе которого определились пять секций - естественных наук и экологического краеведения, истории и исторического краеведения, филологии и литературного краеведения, математики и информатики, начальных классов. В результате увеличилось количество направлений, по которым проводятся исследования. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с кафедрой экологии и экологического образования ФГБОУ ВПО НГПУ имени К.Минина, под руководством которой на базе МБОУ ДОД ДДЮТ осуществляется ОЭР по теме «Исследовательская деятельность в дополнительном образовании».

Основные формы организации и проведения исследовательской деятельности в рамках районного НОУ – семинары, конкурсы, экскурсии, экспедиции, исследовательские проекты.

Теоретические и практические семинары проводятся в каждой из пяти секций и носят как опорно-методический, так и тематический характер. Основополагающими при этом являются темы «Организация и планирование исследовательской работы», «Оформление и представление результатов исследования», «Методика проведения исследований».

Районные и областные конкурсы как форма организации исследовательской деятельности определяют в целом проблематику и тематику исследований, иногда достаточно узкую. Выбранные юным исследователем и его руководителем методы проведения исследований, анализ собранной информации, в том числе из литературных источников и сети Интернет, определяют своеобразие, оригинальность исследовательской работы.

Организация и проведение районных исследовательских конкурсов по определенной краеведческой теме («Природа Кстовского района», «Промыслы Кстовского района», «История образования в Кстовском районе» и т.д.) позволили собрать ценный краеведческий материал, который был востребован районным историко-краеведческим музеем и архивом Кстовского муниципального района.

В 2012-2013 учебном году 196 учащихся подготовили учебно-исследовательские работы в рамках семи конкурсов, в том числе, в рамках районного конкурса исследовательских работ, районного этапа областного исторического исследовательского конкурса «Моя семья в истории страны, районного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных учреждений Нижегородской области «Отечество».

Экскурсии играют важную роль на всех этапах организации и проведения учебно-исследовательской работы экологической и краеведческой направленности - на этапе определения тематики будущих исследований (например, познавательные (обзорные) экскурсии в природные комплексы), на этапах сбора и анализа информации для уже выполняемой работы (экскурсии в краеведческие, тематические музеи, на производственные предприятия, в частности, на предприятия народных промыслов).

Экспедиция как форма организации исследовательской деятельности для значительной части её участников является логическим продолжением образовательной деятельности творческого объединения в летнее время, но в иной, увлекательной форме - исследовательской экспедиции.

Основу экспедиционных групп составляют воспитанники творческих объединений экологической и краеведческой направленности ДДЮТ и школ района. Первый опыт экспедиционной деятельности у кружковцев появляется в возрасте 11 лет, когда они совершают 2-3 дневные походы в летнее время. Цели таких экспедиций – практическое знакомство её участников с растительным и животным миром родного края, а также с основами походной жизни. В таких экспедициях формируется первый опыт исследовательской деятельности. Отчёты по результатам исследований представляются в условиях экспедиции и на районной конференции по итогам летних походов и экспедиций.

В дальнейшем продолжительность экспедиций для школьников более старшего возраста (12-18 лет) увеличивается до 7-14 дней. В состав экспедиций могут входить и студенты – бывшие кружковцы. Программа проведения исследований, состав экспедиции формируются задолго до начала экспедиции (в апреле-мае). Определяются направления исследований, создаются исследовательские группы в основном из числа членов районного НОУ.

По форме реализации экспедиции могут быть стационарными с организацией радиальных выходов, пешими и байдарочными. Для детей 11-13 лет организуются экспедиции стационарного характера, для более старших детей – пешие и байдарочные.

Экспедиции могут реализовывать конкретно поставленные цели (однопрофильные – экологические, фольклорные, этнографические, или посвящённые изучению какого- либо одного объекта или явления), или могут носить комплексный характер.

В условиях стационарных экспедиций её участники выполняют работы различной тематической направленности и содержания. Передвижные – пешие или байдарочные экспедиции организуются обычно как однопрофильные (например, байдарочные экспедиции по реке Керженец с целью изучения керженской долбленой лодки – ботника, пешая экспедиция по маршруту с. Макарьево Лысковского района – озеро Светлояр (Воскресенский район) с целью изучения промыслов нижегородцев-заволжан, связанных с лесом) или как комплексные (например, с целью изучения эколого-краеведческих особенностей природных систем и фольклорно-этнографических особенностей населённых пунктов в верховье реки Керженец).

Успешность организации экспедиции во всех её формах зависит от разнообразия содержания её программы, её многокомпонентности, комплексности. Это позволяет включить в состав экспедиции детей с различными познавательными интересами. Таким требованиям соответствуют комплексные эколого-краеведческие байдарочные экспедиции.

Река определяет тематику исследований, темпы прохождения маршрута, рекреационные особенности экспедиции. Большой интерес представляет изучение реки и прилегающих природных комплексов на всём её протяжении. Поэтому для изучения реки организуется несколько экспедиций в течение ряда лет. В результате дети, которые ежегодно принимают участие в них, получают возможность получить представление обо всей реке (или большей её части), провести сравнительные исследования.

Наибольший интерес представляют реки со значительным видовым разнообразием растений и животных, такие, например, как Ветлуга и Керженец, протекающие по территории Нижегородской области.

Река Ветлуга является важным средообразующим природным комплексом. Протекая с севера на юг по значительной части территории Нижегородской области, она разделяет распространение западных европейских и восточных урало-сибирских видов растений, являясь естественным природным рубежом между западной и восточной Европой [2]. Проведение исследований в этом районе представляет для участников экспедиции значительный интерес.

Кроме того, Ветлуга и Керженец объединяют на своих берегах большое количество населённых пунктов, имеющих культурно-бытовое своеобразие, а также их жителей - носителей ярких фольклорно-этнографических особенностей. Проведение этнографических и фольклорных исследований путём опроса местных жителей на маршруте следования экспедиции способствует развитию не только исследовательских, но и коммуникативных навыков, а также адаптации в социуме и укреплению межпоколенных связей.

Деятельность экспедиции организуется и осуществляется коллективом педагогов и методистов и МБОУ ДОД ДДЮТ, педагогов общеобразовательных школ.

Методическое обеспечение программы экспедиции включает разработки экскурсий и практических занятий, сделанные педагогами и методистами ДДЮТ, методические рекомендации по проведению экологических и этно-экологических исследований [3,4,5], в том числе методические рекомендации, разработанные сотрудниками сектора гуманитарной экологии Центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области [1].

Эффективная форма организации групповой исследовательской деятельности - реализация грантовых исследовательских проектов, получивших финансирование по результатам районных и областных конкурсов социально-культурных проектов. Успешность их реализации в актуальности предлагаемой для решения проблемы и материально-техническом обеспечении исследовательской работы (оборудование, экспедиционные расходы). Одна из основных проблем школьных экологических исследований - отсутствие в большинстве школ оборудования и реактивов, необходимых для эколого-химических исследований. Приобретение такого оборудования районным НОУ даёт возможность проводить изучение природных объектов исследовательскими группами не одного, а всех образовательных учреждений района, желающих принять участие в проекте.

Важное значение имеет методическая поддержка деятельности по реализации проекта. В рамках опорно-методического семинара участники проекта знакомятся с оборудованием и методиками проведения исследований. Так, в рамках проектов «Школьный экологический практикум» (2-й городской конкурс молодёжных социальных проектов «Кстово - город будущего!», 2011 г.) и «Путь к Волге» (конкурс социальных и культурных проектов компании «ЛУКОЙЛ, 2012 г.) было приобретено оборудование для полевых эколого-химических исследований (в том числе полевая ранцевая лаборатория НКВ-Р, ФЭК), реактивы и проведено изучение экологического состояния 15 водоёмов (родников, рек, прудов) района. По результатам исследований проведена районная конференция «Инструментальные исследования окружающей среды».

Ещё одна форма организации исследовательской работы школьников – проведение её в рамках природоохранных акций. МБОУ ДОД ДДЮТ на протяжении ряда лет проводит районные природоохранные акции, составной частью некоторых из них являются конкурсы исследовательских работ. В рамках конкурсов исследовательских работ природоохранной акции «Покормите птиц» и районного фестиваля «Птицы» выполняются работы, посвящённые поведению и видовому разнообразию птиц своего родного населённого пункта и его окрестностей (работы Возняк Анастасии, Никитиной Татьяны, Жидковой Валерии «Поведение птиц на кормушках», Колодиной Виктории «Зимующие птицы нашего двора»).

В рамках конкурса дневников наблюдений за птицами на кормушках (природоохранная акция «Покормите птиц») школьники, в основном младшей возрастной группы, проводят подкормку птиц на своих кормушках, наблюдают за птицами. Результаты наблюдений они фиксируют в дневниках в двух рубриках «Что я вижу?» и «Что я об этом думаю?», разделяя при этом само наблюдение и размышления по результатам наблюдений.

В рамках акции «Весенние палы», направленной против поджогов сухой прошлогодней травы, школьниками проводится анкетирование жителей г. Кстово и других населённых пунктов района на предмет их отношения к весенним палам. По результатам этих исследований подготовлены работы Щукиной Дарьи, Барановой Веры, Никитина Артёма «Весенние палы – угроза жизни»(2010 г.) и Торейкина Дениса «Весенние палы: как относятся к ним люди»(2013 г.)* (*Работа Торейкина приводится в разделе «Исследовательская деятельность школьников).

Конференции, круглые столы представляют возможность для презентации результатов исследовательской работы, оценки учащимися результатов своей деятельности, обмена опытом, общения со специалистами. Одна из наиболее представительных– конференция по итогам районного конкурса исследовательских работ «Исследовательская деятельность школьников», которая проходит в пяти секций в течение пяти дней.

Школьники проводят защиту своей работы с использованием компьютерной презентации, качество и содержательность которой жюри учитывает при оценке доклада конкурсанта. Кроме того, учащиеся чаще стали использовать такой вариант представления исследовательской работы как видеоисследование. В 2012 -2013 учебном году в районный конкурс исследовательских работ была введена номинация «Видеоисследование».

В деятельности районного НОУ используется сайт kstovoecotur.ru (Кстовская станция юных туристов) и блог Кстовского районного НОУ.

Таким образом, благодаря НОУ в районе сформирована активно функционирующая учебно-исследовательская среда, эффективно реализуется групповая и индивидуальная исследовательская деятельность школьников, ведётся поиск новых форм работы и взаимодействия.

Литература

  1. Доронин Д.Ю. Мир леса: животные. – Н.Новгород,2004.
  2. Ибрагимов А.К., Терентьев А.А. Нижегородское Поволжье: растительные рубежи // Отечество моё Нижегородское. – Нижний Новгород , 1997. – С. 102-106.
  3. Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород,1991.
  4. Методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников и студентов по экологии. Учебное пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Под ред. Хабибуллина Р.Д. – Нижний Новгород, 2008. 213 с.
  5. Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. – 210 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017