Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Диагностика исследовательских интересов учащихся

Мкртчян АревикМисаковна
методист ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий», г. Кемерово

 

Занимаясь в объединении по дополнительной общеразвивающей программе, подростки не только удовлетворяют свои потребности в общении со сверстниками и реализуют творческий потенциал, но и получают возможность воплотить порой довольно амбициозные исследовательские устремления. В этот период (средний школьный возраст) происходит становление познавательных интересов, появляется стремление знать и уметь что-то по-настоящему. Формируются элементы теоретического мышления, подросток учится оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Кроме того, в 12-13 лет и старше он уже пользуется достаточным доверием со стороны взрослых, чтобы быть вовлечённым в серьёзные исследования: проводить более сложные эксперименты и наблюдения, в том числе и самостоятельно, брать интервью, анализировать получившиеся данные на более глубоком уровне, участвовать в экспедициях. В подростковом возрасте мотивы учения, приобретения новых знаний важны для формирования жизненной перспективы. [2]

Но участие взрослого наставника, педагога, безусловно, необходимо ему и теперь. Одна из функций, которую выполняет руководитель – это координирование, направление своего ученика в нужное русло. Кто как не педагог поможет сделать главное: выбрать по-настоящему исследовательскую тему?

Формулирование исследовательских интересов у подростков, пришедших в объединение, можно начинать с самых первых занятий – уже после объяснения целей и задач обучения по программе, основных форм работы, планов на участие в мероприятиях и конкурсах. Помимо личной беседы с каждым, можно провести несколько упражнений на знакомство и сплочение всей группы, во время которых учащиеся поделятся своими интересами и увлечениями, например, нарисовать и заполнить «круги интересов». [4]

Одновременно со вступительной диагностикой знаний можно предложить заполнить небольшую анкету, активизирующую познавательный интерес. Пример вопросов, которые могут быть в такой анкете: «Если я учёный, то...», «Если я получу Нобелевскую премию, то за...», «Величайшее открытие в истории – это...», «Если я совершу открытие, это будет...», «Если я напишу книгу, то о...». Ответы на эти вопросы помогут как педагогу лучше понять новых учащихся, так и им самим разобраться в себе.

Другое задание так же направлено на то, чтобы более чётко очертить круг научных интересов подростков. Учащимся можно раздать заранее подготовленные таблицы или поэтапно заполнить их на занятии. Используя всего лишь один лист бумаги и обычную ручку или цветные карандаши, подросток как бы моделирует свою будущую исследовательскую деятельность. В её центре, конечно же, стоит личность самого исследователя, поэтому сначала на бумаге нужно написать «Я люблю». От этих выделенных слов в разные стороны отходят стрелки. Исследование должно строиться на интересе, любви подростка к тому объекту, с которым он будет работать.

Если говорить о краеведении, то его изучение сводится по большому счёту либо к миру людей, либо к миру природы. Эти две области знаний и будут обозначены под исходящими стрелками: «История» с одной стороны и «Биология» с другой. Но это слишком обширные объекты исследования. Поэтому из каждой науки мы выделяем более узкие объекты. В мире людей мы остановим своё внимание на «истории вещей», «истории человека» или «истории народов». В мире природы обозначим «растения», «животных», «явления» и «человека».

Но и выбор одного из этих семи пунктов не окончателен, нуждается в уточнении. Изучая «историю народов» можно работать не только с историческими событиями, фактами, но подробно изучит культурное наследие, архитектуру, исследовать традиционные обряды, фольклор, литературу и т.п.

Подростка, выбравшего «историю вещей», легко увлечь экспонатами школьного или краеведческого музея, старинными предметами, которые хранятся в семье, даже чем-то из окружения человека в настоящем, тем, какую роль играют вещи в жизни современных людей. [3]

«История человека» наиболее личностно ориентирована, ведь учащийся может обратиться к собственной жизни, своему прошлому и настоящему, изучить своё генеалогическое древо, историю семьи. Так же можно заняться изучением личностей выдающихся земляков, героев войны, учителей, тружеников, внёсших свой вклад в развитие родного края.

Тема «человек» присутствует и в биологическом разделе. Выбрав её, подросток рассматривает в первую очередь себя как часть живого мира и может исследовать особенности функционирования человеческого организма, влияние окружающей среды на здоровье и настроение, взаимодействие человека и природы. Нужно предложить учащемуся самому выбрать ту сторону жизни, которая интересует его больше всего, и написать это.

Так же нужно поступить в случае выбора пункта «растения», «явления» или «животные». Здесь в качестве вариантов предмета исследования можно записать названия конкретных растений (мох, тюльпан, астра, берёза, сирень и т.д.), явлений природы (ветер, дождь, смена времён года; сюда же можно включить особенности местного ландшафта, различные природные объекты), животных (дикие, хищные, домашние питомцы, птицы, насекомые и др.). [1, 5]

При выборе объекта важно напоминать учащемуся о краеведческом аспекте – это должны быть не абстрактные животные, растения или культурные объекты, а те, которые находятся в родном городе, регионе. Дети очень часто забывают, что не всё историческое и биологическое многообразие сосредоточено рядом с ними, не все известные памятники установлены в их городе, не все выдающиеся писатели жили на одной с ними улице. Задача педагога не пресечь полёт фантазии своего подопечного, а суметь правильно использовать эту эмоциональную энергию в исследовательском процессе. Ведь сравнение – один из самых увлекательных научных методов.

Выполнением этих заданий заканчивается определением сферы интересов учащегося. Диагностика по сути своей преследует цель информирования её участников. Важно не только помочь подростку совершить выбор, но и предупредить, с чем придётся столкнуться на пути изучения объекта или проблемы. Поэтому последний этап выполнения задания пункт «Что я могу сделать» («Что мне предстоит» или даже «На что я готов пойти»), являетсяпо сути, отбором методов будущего исследования. Педагог должен первым предложить несколько вариантов, чтобы учащемуся было понятно, с чего начать. Например, «читать книги», «сравнивать», «наблюдать». Лучше, если это будут простые формулировки, описывающие самые основные теоретические и эмпирические методы. Нужно предложить учащемуся самому придумать, что он может предпринять, чтобы его исследование было полным и интересным. Варианты ответов могут быть такие, как «провести эксперимент», «побывать в экспедиции», «брать пробы». Даже такие варианты, как «потрогать», «понюхать», «пересадить в другой горшок» (если речь идёт о цветах), «зарисовать», «сфотографировать» ценны, потому что они позволяют учащемуся подробно спланировать свои действия.

Каждый учащийся волен сам определить, в какую категорию отнести то, что вызвало у него заинтересованность. Это так же может послужить источником для диагностики его склонностей. Например, выбор девочки 13 лет. Объект своего научного интереса она отнесла к категории «вещи», хотя фактически в процессе исследования она обратится к семантике народного орнамента. Наблюдения за поведением девочки оказали, что по психотипуона относится скорее к кинестетикам. Возможно, для неё важно, чтобы объект изучения был осязаем, материален.

Другой пример, девочка, так же 13 лет, выразила желание заниматься растениями, цветами, которые она перечислила. То, что она записала в блоке «Как это изучать», по сути, является опытом и экспериментом.

Заполнение таблицы станет увлекательным началом для юного исследователя. Ее необходимо сохранить, чтобы вернуться в будущем, вспомнить, с чего всё начиналось. Подобную таблицу можно заполнять в начале каждого нового учебного года, такое осмысление своих действий и идей будет полезно учащемуся.

Список использованной литературы:

    1. Александрова В.П., Болгова И. В., Нифантьева Е. А., Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
    2. Мандель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 352 с.
    3. Озеров А. Г. Историко-этнографические исследования учащихся (Учебно-методическое пособие). Под общей редакцией Е. Л. Галкиной – М.: ФЦДЮТиК, 2007. 160 с.
    4. Романенкова С. П. Технология поддержки ученического самоуправления в классе «Планируем, организуем, проводим, анализируем» // «Классный руководитель», 2015, № 3. С. 85-93.
    5. Скалон Н. В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно-методическое пособие / Скалон Н. В., Горшкола Л. А., Демиденко Н. В., Аверина Е. П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006. 128 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017