Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Эффективная организация исследовательского обучения школьников

Александр Ильич Савенков
профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического Университета, доктор психологических наук, доктор педагогических наук,

 

Об актуальности проблемы

Мир окружающий нас меняется стремительно и чтобы выжить в нем человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. В интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.

Это обстоятельство вызвало к жизни принципиальное новое, для российского образования, явление – исследовательское обучение (англоязычный аналог – «explorer education»). Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально иной модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка. Главное отличие исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать им инициативу в организации познавательной деятельности.

Человек, с развитыми исследовательскими способностями, будет более мобилен, и профессионально и социально. Человек умеющий добывать новую информацию и адекватно оценивать степень её достоверности будет в значительно меньшей степени подвержен внешнему деструктивному влиянию. Его труднее обмануть нечестным политикам, создателям тоталитарных сект, производителям некачественных товаров.

Отсюда же вытекает и ответ на вопрос о степени массовости применения исследовательского обучения. Не только у тех, кому предстоит стать учеными, полицейскими следователями или журналистами целесообразно развивать исследовательские способности, они нужны всем. Потому, что уже рассматриваются как неотъемлемый элемент профессионализма в любой сфере деятельности и как одно из основных средств выживания в современной динамичной среде.

Биологические корни

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Понимая это, учёные, тем не менее, сумели создать образование, в котором этот важнейший ресурс детской психики не только не используется, но даже иногда рассматривается как явление деструктивное. Ребенок хочет знать одно, а взрослые хотят обучать его совсем другому.

Постоянная проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через собственные исследования порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

О плюсах и минусах

Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания и «учение активное» посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Несмотря на ожесточенные споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идет об объективно наблюдаемой реальности. Перед нами черно-белое без полутонов изображение образования, где просматриваются лишь два принципиально разных пути получения образования. В различные времена соотношение их в образовательной практике существенно менялось. На первый план выходил то одно, то другое.

Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта – называемого еще «исследовательским обучением», наблюдалась в периоды реальной демократизации образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребенка к познавательной. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в школе. Противодействие «традиционного» или точнее «информационно-рецептурного» обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.

Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны многих специалистов. Эти протесты в основном справедливы, но, отмечая важность внедрения исследовательских (продуктивных) методов обучения в практику образования, следует помнить, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное, тем более, что продуктивные не так уж и хороши, как об этом принято говорить.

Во-первых, необходимо учитывать, что репродуктивные методы обучения - наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все законы развития общества, физики, химии, биологии и т. д.

Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.

Третье и не последнее обстоятельство - использование исследовательских методов обучения, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для поиска и освоения информации.

Четвертое обстоятельство – цена. Мы редко задумываемся о том, чем заплатим за ту или иную инновацию в образовании. Исследовательское, а вместе с ним и проектное обучение требуют больших затрат времени, сил, материалов, оборудования и т.п. Репродуктивные методы и традиционные образовательные технологии в этом плане гораздо экономичнее. Но и это не самая высокая плата. В ходе педагогических экспериментов в разных странах (в первую очередь США) заметили, что массовое внедрение исследовательских и проектных методов в образование довольно быстро приводит к снижению уровня академической подготовки основной массы учащихся.

Основные разделы программы исследовательского обучения в школе

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:

Тренинг исследовательских способностей. В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся такие знания, умения и навыки - как: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование учебного материала в этом случае происходит по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг, во второй и третьей четвертях первого класса, возвращаются к аналогичным занятиям во втором, третьем, четвертом классах и далее.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий, они будут усложняться от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. Для того, чтобы мотивация поиска новых знаний усиливалась, ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим (в первую очередь его педагогам) и он обязательно будет услышан. Он непременно получит свои десять, пятнадцать, двадцать минут внимания. Для этого в школах вводится практика защит детских исследовательских работ и творческих проектов. Защиты проводятся много раз в течение учебного года и являются основным элементом системы мониторинга. Другие формы мониторинга: конференции, семинары, конкурсы, в силу значительно меньшей эффективности, применяются не чаще раза в год.

Одна из важных задач этого направления - освоение ребенком практики презентаций результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Работа с родителями

Естественно, что исследовательская и проектная деятельность ребенка должна находить поддержку и участие со стороны родителей. Но каким должно быть это участие?

Небольшая часть современных родителей имеет высокую исследовательскую и педагогическую квалификацию в силу профессиональной подготовки. Такие родители вполне способны квалифицировано помогать детям. Однако большинство родителей, не понимая смысла этой работы, склонны просто выполнять её за детей. Стоит ли говорить, что это делает бессмысленными все усилия по развитию познавательных потребностей и исследовательских способностей детей. И поскольку так ведет себя большинство родителей, я в своих экспериментальных школах, на первых родительских собраниях прошу родителей не вмешиваться и не участвовать в учебно-исследовательской работе детей (если, конечно, они в состоянии удержаться).

Это нервирует завучей, поскольку идет в разрез с теми установками, которые доминируют в отечественной педагогике и образовательной практике. У нас прочно утвердилось представление о том, что родители должны быть максимально погружены в школьную жизнь ребенка. И даже более того в их родительские обязанности входит участие в обучении их ребенка. С учетом этого разработаны школьные стандарты, программы, написаны учебники и учебные пособия.

По данным ряда международных обследований в России самые большие домашние задания в мире. Это говорит лишь о том, что отечественные педагоги успешно перекладывают прямые профессиональные обязанности на плечи родителей.

Мы же пытаемся действовать иначе и стремимся объяснить родителям, что главное в работе дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. Сам опыт этого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений, знаний. Поэтому не следует делать за ребенка эту работу. Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а опыт самостоятельного поиска истины.

Трудности педагогов

Для большинства педагогов обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска – дело новое. Этому специально не обучали в институтах и университетах, самостоятельной исследовательской практики у многих педагогов и школьных практических психологов не достаточно. С этими обстоятельствами связан ряд трудностей возникающих при исследовательском и проектном обучении детей, что находит отражение в детских исследовательских работах и творческих проектах. Отметим основные ошибки и опасности, подстерегающие педагогов на этом пути.

Исследование и рукоделие. Педагоги не всегда осознают разницу между детским исследованием и рукоделием. За детскую исследовательскую работу часто пытаются выдать вышивку гладью или бисером, макетирование зданий из спичек или создание различных предметов из фольги или проволоки. Более того, как итог детских исследований пытаются представить даже макеты и модели, выполненные из стандартных деталей различных конструкторов.

Детское рукоделие, безусловно, – занятие важное и очень полезное. Существует множество конкурсов, выставок, фестивалей, где подобные работы представляются и находят заслуженную поддержку и оценку. Понимая важность этой деятельности отметим, что задача исследовательского обучения в другом - в развитии познавательных потребностей и исследовательских способностей детей путем включения их к самостоятельной познавательной, исследовательской практике. Детское исследование и детское рукоделие – разные виды деятельности, решающие очень важные, но разные педагогические задачи и смешивать их не правильно и непрофессионально.

Важно понимать, что при определенной подаче, детское рукоделие относительно легко трансформируется в проектирование и тогда рассуждения о проявлении познавательных потребностей и исследовательских способностях детей тонут в терминологической неразберихе. В значительной мере, поэтому организаторы некоторых конкурсов принципиально не рассматривают проекты школьников. К участию в конкурсах допускаются только исследовательские работы.

Всем известно, что в итоге детской исследовательской работы или проектирования могут появляться макеты, модели, различные приспособления, приборы, при этом важно, чтобы авторы видели задачу в поиске новых знаний о мире, а не только в освоении способов виртуозной обработки бумаги, дерева, глины или металла.

В ходе защит детских работ случалось, что педагоги и родители расстраивались из-за того, что яркая дизайнерская работа ребенка по созданию «новой школьной формы», замечательная сказка о животных или сценарий фильма об отношениях с одноклассниками не находили понимания у членов жюри и не получали высоких оценок. Удивляться тут нечему. Эти работы следует представлять на другие конкурсы, фестивали, выставки, где рассматриваются продукты детского, художественного творчества.

Детские исследования и социально значимые задачи. Еще одна угроза успешному решению задач исследовательского обучения проистекает из вечного стремления непременно приобщать детей к решению социально значимых задач. Это, конечно, также важно, но не следует полностью направлять учебно-исследовательскую работу с детьми в русло любимого с советских времен «добровольно-обязательного труда». Прежде, чем бросить детей на разрешение проблем «уборки мусора на школьной территории», «наведения порядка на переменах» или заучивание и повторение лозунгов и призывов, и без того занудно, звучащих из уст разномастных политических деятелей, без конца отчего-то спасающих Россию, подумайте, интересно ли это самим детям. Будет ли эта важная, с вашей взрослой точки зрения проблема, познавательные интересы детей.

Главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании развивать природную потребность ребенка в познании, совершенствовать его исследовательские способности. Упаковывать в головы детей стереотипы, которые педагоги считают «социально-значимыми» - другая задача. Изредка их можно совмещать, но злоупотреблять этим не стоит.

Исследование и реферирование. Наблюдать и экспериментировать любят все дети и не только при квалифицированном педагогическом руководстве, даже при простом отсутствии запретов на эту деятельность, они оказываются способны получать интересные результаты. Добавлю к тому же, что для большинства из нас слово исследование ассоциируется преимущественно с наблюдениями и экспериментами. Видимо поэтому многие не допускают мысли о том, что добывать новое знание можно, изучая результаты исследований других людей, читая книги, сопоставляя изложенные в них факты, и делая на этом основании принципиально новые выводы. А между тем так бывает довольно часто.

В значительной мере поэтому, возникает довольно много споров по поводу детских исследований теоретического плана. Большинством педагогов они расцениваются как рефераты и в качестве исследовательских работ не рассматриваются. Напомню, что рефератом называется краткое изложение в письменном виде (или форме доклада) содержания научных трудов (литературы) по определенной теме. Несмотря на то, что при определенных условиях краткое изложение объемных материалов требует творческих усилий, все же следует понимать, что обычно в реферате акцент делается не на этом, а на понятии «изложение».

При этом «реферирование» не следует путать с «теоретическим исследованием». В отличие от реферата, итоги детских теоретических изысканий могут претендовать на самые высокие оценки. Редко, но даже среди младших школьников встречаются начинающие аналитики, способные к внимательному вдумчивому прочтению тестов. Они могут не только выделять и пересказывать основные идеи других людей, но оказываются способными сопоставить их с данными других изысканий и обыденными представлениями. Они могут найти собственные подтверждения изложенным фактам или обнаружить нарушения в цепи доказательств других авторов. От ребенка подобная работа требует того, что обычно называется «одаренностью», а от его педагога «высшего пилотажа», свидетельствующего о педагогическом таланте. Все это явления редкие, но возможные.

Квалифицированный педагог, познакомившись с детской работой, легко отличит реферат от исследования, поэтому не стоит бояться делать такие работы с детьми.

Штампы и повторы. В современных публикациях посвященных детской исследовательской практике сформировался блок «беспроигрышных» тем для участия в детских конкурсах. Наиболее часто педагоги не желающие проявить креативность, вникать в интересы детей и стимулировать их к поиску нового знания, ориентируют воспитанников на изучение широко распространенных в практике тем. К таким, в настоящее время, можно отнести: истории своей семьи, наблюдения за домашними хомячками и кошками, выращивание кристаллов, вулканы, динозавры и т.п.

Естественно, ничего плохого в наблюдениях за хомячками, кошками, и уж тем более, в изучении истории семьи нет. Можно, конечно, брать темы, часто разрабатываемые разными авторами, но тогда нужно находить оригинальные пути их решения и добиваться выдающихся результатов.

Значительно хуже, отмеченных выше штампов в выборе направлений детских учебных изысканий - прямые повторы, которые трудно квалифицировать иначе, чем воровство. С сожалением констатирую, что с этим неприятным явлением в последние годы приходится сталкиваться довольно часто.

В публикациях, посвященных учебно-исследовательской и проектной работе с детьми, содержится множество примеров, описывающих детские работы. Сотни таких описаний публикуется постоянно, представление целого ряда лучших детских исследовательских работ вошло в фильмы, подготовленные о разных конкурсах. В итоге, все чаще приходится сталкиваться с тем, что некоторые педагоги пытаются копировать эти работы. Причем копируется не только содержание, но и форма представления работы, порой, включая даже мимику и жестикуляцию детей. Это воровство не имеет ничего общего с профессиональной работой педагога, развитием исследовательских способностей ребенка. Подобные попытки делают бессмысленной всю работу по воспитанию и обучению детей.

Исследование или пропаганда. В учебно-исследовательскую деятельность детей проникла давняя болезнь педагогики – подмена исследования проблемы её пропагандой. В современной педагогической науке, как и в прошлые времена, исследование какой-либо педагогической проблемы, нередко подменяется ее рекламой. В итоге автор не столько исследует явление во всей его сложности и противоречивости, сколько подбирает аргументы в пользу того, что непременно нужно развивать тот или иной подход к обучению или воспитанию, то или иное личностное свойство.

Так, например, несложно найти, выдающих себя за исследователей, сторонников и пропагандистов идеи внедрения в школьный учебный план новых учебных предметов, параллельно с ними существуют пропагандисты «межпредметного» или «метапредметного» обучения, стоящие за интеграцию если не всех, то большинства учебных предметов. Задача исследователя в этих условиях не продвигать какую-либо точку зрения, подбирая все новые позитивные аргументы, а объективно исследовать плюсы и минусы каждого из этих подходов.

Однако, «лечение» педагогической науки – занятие для других специалистов. Я лишь хочу подчеркнуть, что педагоги, обычно не отдавая себе в этом отчета, часто транслируют подобный способ отношения к проблемам исследования, детям. Конечно, этого делать не следует. Обучая ребенка навыкам исследовательского поиска, целесообразно стремиться к максимальной объективности в трактовке его результатов, в то время как всякое знание, по утверждению методологов, личностно окрашено.

Исследование и расследование. Может быть, это прозвучит непривычно, но наука не имеет монопольного права на исследование. Исследовательский поиск профессиональным технологиям ведут не только ученые, но и представители других профессий: журналисты, полицейские, гуляющие по супермаркету домохозяйки и др. Гговоря об исследовательской деятельности детей, прежде всего, адресуемся к науке и исследовательскому подходу, принятому в научной деятельности. Причина проста - именно в науке исследование выступает в наиболее чистом виде, весьма близком к задачам обучения.

Для большинства, например, «журналистских расследований» характерна ярко выраженная тенденциозность. Журналист, как правило, ангажирован, и его задача привлечь внимание общества к какой-либо проблеме. Напротив, исследователь должен быть человеком с ясной, холодной головой, его главная задача максимально объективно изучать действительность.

Защита детских учебно-исследовательских работ и творческих проектов

Ключевое звено мониторинга исследовательской деятельности учащихся - защита исследовательских работ и творческих проектов. Этап «защиты» выполненной исследовательской работы или творческого проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Подчеркну, что о выполненной работе важно не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, но и защитить. Естественно, что защита работы должна быть «публичной», с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а также учителя, родители, гости школы.

В ходе защиты ребенок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Первоначально, в ходе собственной экспериментальной работы, проводились одна-две защиты в течение учебного года, в последствии пришли к выводу, что защиту следует проводить чаще, по мере готовности детских работ. Если в классе подготовлено к защите пять-шесть работ можно объявить проведение защиты, а остальные ребята могут представить работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.

Формирование жюри. В состав жюри должны войти люди авторитетные для детей. У нас это были исследователи, участвовавшие в эксперименте (доктора и кандидаты наук), администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах. Как показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий.

Сформировать жюри можно непосредственно перед защитой. Многие члены жюри могут участвовать в первый, и может быть последний раз. А председателя (он же ведущий) желательно иметь постоянного.

Конкурсные» защиты и «защиты по номинациям». В зависимости от характера подведения итогов, предлагаю поделить защиты на «конкурсные» и «защиты по номинациям». Первые целесообразно проводить на начальных этапах включения детей в собственную исследовательскую практику и творческое проектирование - второй, частично третий классы. «Защиты по номинациям» более уместны, когда дети имеют некоторый опыт проведения собственных исследований и выполнения творческих проектов – конец третьего, четвертый классы.

В результате каждый участник или микро-группа участников получают ранговое место: первое, второе, третье и далее. В итоге вычисления средних показателей может получиться так, что на первом (втором и др.) местах может оказаться несколько участников одновременно. Это важно учесть при подготовке дипломов и призов.

На первых этапах работы с детьми такое жесткое ранжирование вполне оправдано, тем, что дети еще плохо понимают стоящие перед ними задачи и их работы существенно разнятся по качеству. В этих условиях выделить и отметить лучших важно и полезно в педагогическом отношении.

В конце третьего и в четвертом классе постепенно становится более продуктивным другой способ подведения итогов – «защита по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.

Представьте – ребенок изучал то, что его увлекло, то, что ему интересно и важно, а ему говорят: «…ты занял шестое место!». Будет ли он после этого проводить исследования и делиться тем, что ему дорого?

В этих условиях следует ориентировать членов жюри на то, чтобы они отмечали каждую работу за то, что выполнено авторами особенно хорошо. Например, можно отметить кого-то за самую оригинальную тему, кого-то за самый лучший эксперимент, кого-то за самое оригинальное решение проблемы, за самый логичный доклад, за лучшее историческое исследование и др. Для этого членам жюри нужно, заслушав всех участников, посовещаться и выработать общее решение по поводу того, как будет отмечен каждый.

Проведение защиты. Проводить защиту исследовательских работ и творческих проектов школьников лучше всего в большом помещении, где могут поместиться все, желающие. Защита открытое мероприятие и на ней могут присутствовать все кому это интересно. Эта открытость имеет принципиальную важность.

Для представления работ могут понадобиться: школьная доска (можно переносная), мольберт, демонстрационный столик, проекционная техника, микрофон и усилитель и т. п.

Время представления каждой работы, как показал опыт, целесообразно ограничить 4-5 минутами. Так же необходимо ограничить и время «вопросов и ответов». Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога ведущего защиту.

Можно также предоставить время на высказывание собственных соображений и оценочных суждений. Их продолжительность регулируется председателем, в зависимости от возможностей самих детей, участвующих в процедуре защиты.

По итогам защиты проводится поощрение не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал, «умные», интересные вопросы и участвовал в обсуждении. Для этого членов жюри ориентируют заранее, чтобы они могли выделить самых активных участников дискуссии.

Все участники должны получить дипломы. Награждение призами – дело не обязательное. Если и давать призы, то делать это следует не постоянно - на каждой защите, а эпизодически.

Презентация детской работы

В этой части работы как нигде важен творческий подход авторов и их руководителей к делу, позволяющий, при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требованиями. К их числу относятся:

  • Работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;
  • Представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;
  • Презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого важно понимать, что все это должно быть выполнено самим ребенком при минимальной помощи взрослого;
  • Автор должен свободно владеть материалом и быть готовым к защите идей.

Мы коснулись содержания. Теперь остановимся на требованиях к форме представления. Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто, оказывается неважно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. Может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017