Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Формирование проектных и исследовательских действий обучающихся

Е.В. Батагова, И.Н.Лещенко
МОУ "СОШ №3", г. Губкинский, ЯНАО

Модернизация образования - потенциал инновационного развития общества, залог благополучия граждан и безопасности страны. Президентом Д. Медведевым в стратегии «Наша новая школа» задан новый посыл в развитии российского образования «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В этой связи вполне понятен интерес сегодняшней педагогики к деятельностным технологиям обучения, среди которых проектная и исследовательская деятельность, которая позволит органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации школьников. Приобретение опыта в проектировании может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной деятельности выпускников.

«Научить не усваивать и не впитывать в себя определенные правила и факты, а действовать;
упражнять ребенка в умении ставить себе задачи, выполнять, доводить до конца намеченные проекты - вот главное задание школы».
К.Фрей

Концепция модернизации российского образования предполагает, что смена качества образования осуществится путём перехода на компетентностный подход в обучении. Этот подход акцентирует внимание на результатах образования. Причём под результатами понимается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в 30 странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места. Данный факт свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Но это не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку. А необходимо ему уметь самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Основоположники этого подхода (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применял при решении каких-то реальных задач.

Основой новой образовательной практики, ориентированной на достижение результатов, имеющих прагматическую ценность, становится метод проектов, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт очень необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Д. Дьюи утверждал, что «с точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе». И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему он научился в школе. Пытаясь сохранить значение собственного опыта детей в обучении, У.Х. Килпатрик уточняет определение метода проектов в образовании:

  • деятельность, «выполненная от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности детей, объединенных общим интересом;
  • всякая активность; необходимо только, чтобы она освещалась ясно поставленной целью и согревалась горячим стремлением к ее осуществлению;
  • пусть они измышляют и строят «проекты», пусть самостоятельно добиваются их осуществления.

Ключевым моментом в проектном обучении являются собственные цели детей. Основным принципом конструирования учебно-воспитательного процесса становится собственная активность детей. «Действие, и только оно, во всем его капризном разнообразии; действие, но опять-таки не по чьей-то внешней указке, а непосредственно вытекающее из цели, поставленной себе ребенком, - вот это и есть единственное педагогическое приемлемое содержание школьной работы, единственный предмет преподавания».

Главные идеи проектного обучения состоят в следующем:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета;
  • опора на сиюминутные увлечения детей;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним.

Под проектным методом понимается система действий педагога и учащихся по разработке проекта; путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект, при этом участники проекта:

  • подхватывают проектную инициативу от кого-либо в жизни;
  • договариваются друг с другом о форме обучения;
  • развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения остальных;
  • организуют себя на дело;
  • информируют друг друга о ходе работы;
  • вступают в дискуссии и т.д.

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат проектной деятельности можно будет увидеть, осмыслить, измерить, применить на практике. Внутренний результат представляет собой уникальный опыт деятельности и является достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Каждый проект должен приводить к формированию новых целей обучения у самого школьника. Динамика проектной деятельности вполне согласуется с современными представлениями:

  • постановка цели;
  • затем ее планирование;
  • выполнение;
  • практическое осуществление;
  • критика достигнутых результатов.

Новая практика обучения существенно изменила функции учителя (при формировании проектных умений обучающегося), которые заключаются в следующем:

- доставить своим ученикам возможность продолжения их деятельного участия в реальном мире, их окружающем, - мире игры, спорта, рассказывания, естественных явлений, социального общения и занятий;

- свобода волеизлияния и деятельный контроль над тем, чтобы свобода находила себе выражение, не подавлялась и не превращалась в нечто механическое.

Используя проект как педагогическое средство, мы должны анализировать будущие образовательные результаты. А они должны включать в себя набор ключевых компетенций (способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать какие- либо знания и применять их для анализа новых ситуаций и т.д.)

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Поскольку проведение самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся требует значительных затрат (время, материалы, оборудование, информационные источники и др.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над исследованием.

Также в процессе работы над исследованием нужно формировать следующие элементы исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулировка задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Фрагмент урока английского языка в 4 классе по теме "My Favourite Season" ("Enjoy English 2")

Урок является заключительным по теме "My Favourite Season".

Основная цель урока включает следующие компоненты: контроль знаний учащихся по пройденной теме, совершенствование практических навыков владения лексикой по теме, умение выполнить проект по теме "My Favourite Season" в группах, проверка умений учащихся воспринимать иноязычную речь учителя и одноклассников.

Урок носит коммуникативную направленность и включает в себя дифференцированный подход, использование элементов проектной технологии.

Тема была известна учащимся заранее. На уроке учащимся разрешается пользоваться домашними заготовками. Работая в группах, ребята обсуждают между собой всё, что они знают и могут рассказать о своём любимом времени года, красочно оформляют листы ватмана, помещая на них картинки, стихи, пословицы, загадки. (При этом развивается эстетический вкус, мелкая моторика пальцев, чувство товарищества.) Работают абсолютно все учащиеся: кто-то вырезает, кто-то клеит, кто-то пишет, проговаривая при этом лексику. На данном этапе работы звучит запись отрывков из произведения Чайковского "Времена года".

В группах учащиеся решают, кто будет представлять проект (Самостоятельность в принятии решений, оценивание и выбор представителя, представляющего проек). Оформленные листы ватмана учащиеся помещают на доску. Представители от каждой группы (их может быть несколько) представляют свой проект.

4. Project work

Children, you will work in groups and make two projects. You already know how to make projects. Today one group will present SUMMER, the second group will present WINTER. On your desks you have everything for making projects. I'll switch on the music by Chaikovsky. Please, start your work.

(Учащиеся оформляют листы ватмана, обсуждают тему в группах, выбирают одного или двух человек, которые будут представлять проект для всех присутствующих. Во время работы над проектами звучат отрывки из произведения Чайковского "Времена года".)

Now it's time to show the results of your work and present your projects.

(После того, как учащиеся представят свои проекты, желающие могут принять участие в обсуждении, прочитать стихи или спеть песни, соответствующие теме урока.)

Таким образом, проектная деятельность школьников потребует изменений в форме организации учебного процесса. Природа проекта и урока – принципиально различна, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Проектная деятельность позволит органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации школьников. А приобретение опыта в проектировании в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной деятельности выпускников.

 

Литература

1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №7.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.

3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – Москва: Первое сентября, 2010.

4. Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2005.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017