Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Формирование исследовательской культуры личности как целевой ориентир модернизации естественнонаучного образования

Гелясина Елена Владимировна
заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУО «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент
Республика Беларусь, г. Витебск

 

Конкурентоспособное естественнонаучное образование предусматривает интеграцию усвоения фундаментальных знаний и процессов их генерирования с использованием научных методов познания. В этой связи в структуре естественнонаучной подготовки школьников наряду с формированием естественнонаучного мировоззрения, усвоением системы естественнонаучных знаний и умений большое значение приобретает исследовательская культура.

Competitive natural-scientific education provides integration of mastering of fundamental knowledge and processes of their generation with the use of scientific methods of cognition. In this case the research culture as well as the formation of natural-scientific outlook, mastering of the system of natural-scientific knowledge and abilities get a great value in the structure of natural-scientific preparation of schoolchildren

 

Социокультурная миссия образования заключается в формировании личности, способной успешно интегрироваться в контекст современного общества и существующей культуры. Вместе с тем культура – явление динамическое, она постоянно преобразуется, следовательно, образование должно помочь растущему человеку ориентироваться в этих изменениях и создавать «культурные программы будущего». Одним из условий выполнения образованием своей миссии является включение учащихся в исследовательскую деятельность, ибо именно в ходе ее осуществления возможен выход ребенка в пространство личностного и культурного самоопределения.

Ключевой идеей исследовательского обучения является обеспечение активной позиции ученика в педагогическом процессе, создание условий не столько для усвоения им большого объема информации, сколько для активного познания мира, использования и преобразования субъектного опыта, организации диалога, самостоятельного поиска ответов на вопросы. Это предполагает переход от традиционного изучения естественных наук в школе к «живому, заинтересованному решению проблем». В процессуальном аспекте заявленная теоретическая позиция выражается в направленности естественнонаучного образования на освоение обучаемыми логики решения проблем, расширения представлений о сущности исследовательских процедур, овладение универсальными научными методами познания окружающей действительности, эффективное использование полученных знаний в качестве теоретической основы для решения практических задач, включение в творческую деятельность, расширение социального опыта, формирование опыта самостоятельного поиска.

Анализ изучения состояния вопроса преподавания естественных наук в современной отечественной общеобразовательной школе позволяет констатировать узконаправленность процесса формирования исследовательской культуры учащихся. Зачастую ученическое исследование редуцируется до естественнонаучного эксперимента, творческого проекта, учебной экскурсии, процедур распознавания, описания или объяснения. Вторая негативная тенденция – наукообразие ученического исследования. Это проявляется в отсутствии понимания учителями основного педагогического предназначения исследовательской деятельности учащихся, сведении ее лишь к оснащению исследовательских работ методологическим аппаратом (подчас представленным безграмотно) на этапе оформления работы.

В связи с этим возникает задача изучения сущности феномена «исследовательская культура школьников», уточнения его содержания и структуры. Решение поставленной задачи осуществлено нами с учетом представления о культуре как синтетической метакатегории, которая должна анализироваться в междисциплинарной логике.

Сущность феномена «исследовательская культура»

Для комплексного представления феномена «исследовательская культура» мы считаем целесообразным рассмотреть его объективированную и субъективированную форму. Объективированный способ существования исследовательской культуры задает ее понимание как системы, фиксирующей в виде культурных текстов («мира воплощенных ценностей», норм, способов, образцов) социальный опыт познания и преобразования окружающей действительности, задающий культуросообразные стандарты индивидуальной исследовательской деятельности.

Необходимость рассмотрения субъективированной формы исследовательской культуры обуславливается тем, что субъектом культурной деятельности всегда является человек. Его действия направлены и на усвоение культурных образцов и норм, и на их интерпретацию, и на творение новой культуры, и на творение себя в контексте культуры.

Вторая форма является педагогическим объектом и в связи с этим наше внимание будет обращено к ее изучению. С этих позиций исследовательская культура школьника есть мера и способ творческой самореализации его личности в учебно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности, освоение способов ее преобразования и самопознание. То есть исследовательская культура выступает как средство распредмечивания объектов окружающего мира, наделения их смыслами, языкового выражения этих смыслов и одновременно является средством опредмечивания интеллектуально-образного мира личности через осуществляемую исследовательскую деятельность.

Структура исследовательской культуры личности

Исследовательская культура личности мыслится нами как система. Это требует фиксации ее компонентов и определения содержательного наполнения каждого из них. По нашему мнению в содержание исследовательской культуры необходимо включить технико-технологический, методологический, информационный, аксиологический, личностный, коммуникативный, творческий, и рефлексивный компоненты.

Технико-технологический компонент охватывает умения целеполагания, аналитическую, прогностическую, проектно-конструкторскую, экспериментальную, контролирующую и презентационную составляющие.

В методологический компонент входят умения обосновать актуальность исследования, сформулировать его цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, методологические основания, отобрать и использовать научные методы и методики, разработать программу исследования, его диагностическую базу, выявить теоретическую и практическую значимость полученных результатов.

Информационный компонент включает умение сформулировать информационный запрос, произвести поиск необходимой информации, читать и понимать информацию, изложенную на естественном и искусственных языках, адекватно ее интерпретировать, осуществлять ее обработку (сопоставить информацию, полученную из различных источников, выделить главное и второстепенное, провести группировку, классификацию, обобщение, сделать выводы), построить логико-смысловую схему, сохранять информацию, осуществлять сворачивание (переход от текста к схеме) и разворачивание (переход от схемы к тексту) информации, целесообразно использовать информацию, грамотно ее представлять в различных формах.

Выделение аксиологического компонента обусловлено ценностной природой культуры. «Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования». Именно на ценности ориентируется субъект познавательной деятельности и создает их в ходе этой деятельности. То есть ценностное включается в учебно-познавательный контекст исследовательской деятельности школьников, создавая эмоционально окрашенное отношение, обуславливая интересы и установки, формируемые под воздействием ценностного сознания и социокультурных факторов, а также «задает ценностные ориентации внутри самого познания, т.е. собственно логико-методологические параметры, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения, доказательства, организации знания». Таким образом, аксиологический компонент исследовательской культуры школьников, формируемой в процессе их естественнонаучной подготовки, охватывает во-первых, ценности-знания – естественнонаучные факты, законы, гипотезы, теории, во-вторых – ценности средства – научные методы и принципы, истинность которых обуславливает личностную и общественную значимость приобретаемых знаний, в-третьих – ценности-отношения познающего человека к окружающему миру, другим людям, себе, исследовательской деятельности и ее результатам.

Эффективность и социальная значимость исследовательской деятельности школьников детерминирована комплексом сформированных у них способностей, качеств личности и умений. Это обстоятельство указывает на целесообразность включения в структуру исследовательской культуры личностного компонента. Сложная природа и многоаспектность данного компонента требуют группировки включенных в него личностных характеристик. Не претендуя на жесткую строгость предлагаемой типологии условно в содержании личностного компонента можно выделить интеллектуальную, трудовую, нравственную, творческую и эмоциональную составляющие.

Проведенный анализ философской, науковедческой и психолого-педагогической литературы, а также собственные исследования в этом направлении дают нам возможность следующим образом описать интеллектуальные качества личности исследователя:

  • - общая эрудиция,

  • - любознательность, стремление познать истину,

  • - способность быстро учиться и переучиваться,

  • - способность к свертыванию мыслительных операций, переносу и трансформации идей,

  • - «зоркость ума» (способность увидеть большее, чем увидели в изучаемом явлении другие),

  • - способность «мыслить в уме» (сформированный внутренний план действий),

  • - гибкость, дивергентность, оригинальность, комбинаторность, аналитичность, логичность, системность мышления, широта категоризации, способность к отдаленному ассоциированию,

  • - развитое воображение и фантазия,

  • - грамотная, беглая, богатая речь, характеризуемая большим словарным запасом, умение кратко и точно выразить свою мысль без искажения идеи,

  • - готовность памяти (достаточный объем, скорость запоминания, воспроизведения, точность, длительность хранения информации),

  • - развитость внимания (способность к длительной концентрации внимания на объекте исследования, высокая скорость и точность переключения внимания, широта его распределения).

К трудовым качествам мы относим: ответственность, целеустремленность, терпение, усердие, упорство, настойчивость, планомерность в решении поставленных задач, привычку доводить начатое дело до конца, трудолюбие, высокую работоспособность, инициативность, организованность, аккуратность, внимание к деталям, способность адекватно оценивать личностную и социальную значимость результатов, полученных в ходе исследовательской деятельности, стремление к постоянному самосовершенствованию и самореализации, умение сотрудничать.

Среди нравственных качеств исследователя мы особо выделяем гуманизм, честность, порядочность, прямоту, смелость, решительность.

Творческость личности исследователя обусловлена ее открытостью, спонтанностью, восприимчивостью к новому, нонконформизмом (независимостью суждений), терпимостью к неясности и другим точкам зрения, находчивостью, изобретательностью, развитой интуицией, способностями генерировать новые идеи, предвидеть развитие событий.

Эмоциональность личности исследователя связана с такими качествами как энтузиазм, оптимизм, способность удивляться.

При определении сущности коммуникативного компонента исследовательской культуры мы опираемся на культурологические воззрения М.Н. Бахтина и В.С. Библера, согласно которым культура диалогична по своей сути, а сам диалог основан на приоритете общечеловеческих ценностей. Именно поэтому коммуникация является условием формирования, проявления и обогащения культуры личности. Коммуникативная природа исследовательской культуры может быть охарактеризована в нескольких аспектах. Взяв за основу схему, предложенную Н.Б. Крыловой, мы определяем их следующим образом:

1. Учащийся – исследовательская культура – естественнонаучное образование. В этом пространстве школьник, включаясь в исследовательскую деятельность, познает окружающий мир во всем его многообразии, осмысливает, преломляет через призму собственного опыта, выстраивает иерархизированную систему ценностных ориентаций и естественнонаучных знаний. Так исследовательская культура «встраивается» в контекст естественнонаучной и общечеловеческой культур.

2. Учащийся – творческая деятельность – Мир природы (естественнонаучное образование). В этом пространстве ребенок, включенный в различные виды деятельности (интеллектуальную, поисковую, учебно-познавательную, коммуникативную, духовную, конструктивно-техническую, общественно полезную) создает субъективно новые культурные феномены (знания, формы, способы деятельности, смыслы).

3. Учащийся – исследовательская культура – творчество. Это пространство призвано создать условия для творческого созидания через включение в исследование, вследствие чего происходят социокультурная самореализация и самосозидание личности.

Исследовательская деятельность всегда сопряжена с творчеством, поиском и обретением смысла. Именно творчество и «извлечение смысла» есть, по мнению П.А. Флоренского, культура. На творческий характер культуры указывает Н.С. Злобин. Он отмечает, что культура фиксируется не только в ценностях, сотворенных человечеством в прошлом, но и запечатлевается в настоящем посредством распредмечивания этих ценностей в ходе творческой деятельности, созидающей новую действительность и самого человека. Названные обстоятельства указывают на необходимость рассмотрения творческого компонента в качестве неотъемлемой составляющей исследовательской культуры.

Сущность рефлексивного компонента исследовательской культуры может быть определена через понимание образовательной рефлексии как мыследеятельностного, чувственно-переживаемого процесса осознания субъектом образования своей деятельности. Включение данного компонента в содержание исследовательской культуры обуславливается специфическими функциональными особенностями феномена рефлексии как источника внутреннего опыта обучающегося, способа самопознания и инструмента мышления.

Поскольку исследовательская культура личности представляет собой сложноорганизованную систему, то ей будут присущи следующие свойства: взаимосвязанность и взаимообусловленность входящих в нее компонентов, наличие системообразующих связей, иерархичность, упорядоченность, организованность, целостность, эмерджентность, связь с окружающей средой. Эти свойства необходимо учитывать при моделировании педагогического процесса направленного на ее формирование в процессе изучения школьниками дисциплин естественнонаучного цикла.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017